РУССКАЯ ДИАСПОРА: УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ

В ближнем зарубежье живут миллионы русских. Какие государственные ведомства занимаются сегодня защитой прав соотечественников?

Письмо читателя комментирует директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН
- Поначалу Владимир Путин довольно жестко поставил вопрос о "русских интересах" России в ближнем зарубежье…

- Были надежды, что ситуация с защитой прав соотечественников изменится к лучшему. Первая заявка была сделана Путиным летом 2000 года в Казахстане, когда он вопреки Назарбаеву и казахским властям в ходе визита в Астану встретился с руководителями русских общин и организаций. Была большая интрига вокруг этой встречи, казахские власти пытались ей помешать. В конце концов им стало неудобно препятствовать, и они попробовали сформировать состав участников из своих “домашних”, во всем согласных организаций.
- То есть русские общественные организации за рубежом делятся на "домашних", то есть прирученных властями, и "непокорных", то есть относительно независимых?
- Да, за последние годы в СНГ возникла целая плеяда фальшивых русских организаций, роль руководителей которых состоит в том, что когда приезжают визитеры из России, или когда даются интервью российскому телевидению, они должны сказать, что нигде так хорошо, как в Казахстане, на Украине или еще где-то русским не живется. Вот такими зиц-председателями пытались насытить встречу в Астане, чтобы Путин получил превратную информацию. Но не получилось. В конце концов возник компромиссный состав, в котором были реально те, кто сегодня в Казахстане борются за права русского населения, и которые сегодня преследуются властями республики по этим мотивам. На встрече Путин сделал ряд принципиальных заявлений. Их услышало наше правительство и после долгого перерыва восстановило комиссию по делам соотечественников за рубежом (ее возглавил вице-премьер Христенко). Будучи в Астане Путин, обращаясь к русским, произнес – на мой взгляд, поспешно – фразу о том, что если вам здесь так плохо, Россия вас примет. В результате в Казахстане начал формироваться своего рода “эшелон” тех, кто хотел бы вернуться в Россию. Как в свое время формировались эшелоны для освоения целины, так же начался похожий процесс, только для движения в обратном направлении. Но, как известно, между сказанным президентом и реальной практикой российского государства – огромная дистанция, и из этого ничего не вышло.
- То есть дело ограничилось обнадеживающими декларациями?
- Пока так. Была еще важная встреча в российском МИДе, где президент критиковал наши посольства за невнимание к защите прав наших граждан и соотечественников за рубежом. Был внутренний концептуальный документ, распространенный первым департаментом СНГ МИДа, где говорилось, что теперь наши приоритеты в Содружестве – это прежде всего поддержка соотечественников. Как сказал Путин на Минском саммите: “Нам СНГ интересно, потому что там живут наши люди”. Это очень важное, концептуальное изменение, которое привело к Конгрессу соотечественников в Москве.
- Ожидалось, что Конгресс станет кульминацией, поворотным моментом в политике России по отношению к русской диаспоре. Почему этого не произошло?
- Выступая на Конгрессе, Владимир Путин сказал, что в России будет создана одна мощная структура, которая будет заниматься проблемами нашей диаспоры. Это, вообще-то, давняя мечта всех сколько-нибудь знающих суть вопроса. Чтобы было создано министерство, госкомитет или агентство по делам соотечественников и миграции. Потому что эти две темы – как сообщающиеся сосуды: миграция в Россию и проблемы диаспоры в ближнем зарубежье. Однако вместо того, чтобы создать такую структуру, разогнали ту, которая занималась соотечественниками – Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике. Соотечественников отдали в ведение МИДа, проблему миграции – в МВД, а все остальные вопросы – в Минэкономразвития.
- То есть поступили с точностью до наоборот?
- Это явно ошибочный шаг, из которого ничего путного не выйдет. Во-первых, разрушена организационная связь между диаспорой и миграцией (это должно быть в одних руках), а во-вторых, проблема соотечественников вновь оказалась "размазана" по разным ведомствам, то есть перестала быть приоритетной. Может ли миграция быть приоритетным вопросом для МВД? Нет, деятельность министерства внутренних дел оценивается по другим критериям. Главное - раскрываемость преступлений и состояние преступности в стране. Миграция для МВД – десятая спица в телеге. За это министра не снимут и не поблагодарят. Министр добился снижения преступности в стране, но про миграцию забыл – ну что ж делать, все равно хороший министр, потому что с преступностью стало легче. То же самое касается министерства иностранных дел. Как оценивают успешность действий МИДа? Смотрят, какие отношения у нас с Соединенными Штатами, с мировыми центрами силы, с государствами - членами СНГ. Если хорошие - значит, министр на своем месте. А если он про соотечественников забыл, это не страшно, перетерпим. Уже десять лет терпим.
- Ситуация неутешительная. Есть ли попытки как-то ее изменить?
- Ряд депутатов, Комитет Госдумы по делам СНГ, мэр Москвы уже обратились в Правительство, к Президенту. Пока реакции нет.

Подготовил Валерий Кузовлев

Hosted by uCoz