Размышления на тему дня

РУССКИЙ ФАКТОР ИЛИ ЕГО ОТСУТСТВИЕ

После свалившейся на нас независимости в 1991 году мы все в одночасье стали «русскоязычными». Вскоре, правда, выяснилось, что около 800 тысяч киргизов тоже русскоязычные, поскольку язык Пушкина и Тургенева для многих из них фактически является родным. И вообще, оказывается язык не определяет национальной принадлежности. Россия для самой большой в Европе разделенной нации придумала новый термин – «соотечественники». Может, в этом есть своя логика, поскольку Россия объявила себя правопреемницей Советского Союза, который был нашим общим отечеством. Наличие прав предполагает определенные обязательства перед 24 миллионами русских, оставшихся на просторах СНГ. Однако вот уже много лет дальше политической трескотни дело не идет. Так кто же мы на самом деле – чужие в России и никому не нужные здесь? Как выяснилось, теперь мы – «этнические россияне». Это, наверное, более точное определение, мы иностранцы, не по своей воле оказавшиеся за границей, эмигранты наоборот. В этом вся трагедия, ведь для многих из нас Киргизстан является родиной, причем не в одном поколении. В этих непростых условиях сотни тысяч моих соплеменников приняли решение уехать из республики. Несмотря на определенные усилия руководства, отток русских (и не только их) из республики продолжается, поскольку не устранены фактические причины миграции. На местах никто не несет ответственности за соблюдение баланса интересов всех этнокультурных групп населения. В пользу решения покинуть республику говорит вся совокупность непосредственных и опосредственных действий представителей различных структур и организаций, с которыми приходится иметь контакт человеку в современном мире. Непонимание отдельными руководителями необходимости межкультурного диалога, соблюдения равноправия в кадровой политике, на рынке труда, в экономической области, вызывает законное возмущение этнических россиян. На всех значительных постах, как правило, заняты представители титульной нации. Основным критерием назначения является не профессионализм и компетентность, а многочисленные родственные связи. В этом основная причина провалов во всех сферах общественной жизни, - низкий уровень управления, отсутствие всякой ответственности и порядка, нечестность и коррумпированность всей системы. Особенно остро эта проблема стоит в правоохранительных органах, налоговой и таможенной службах, в судебной системе. Отсутствие власти Закона создает в обществе атмосферу страха и безысходности.
В социокультурном плане русские не видят своей ниши для реализации собственных культурных потребностей. Языковая среда особенно на юге республики стремительно, как шагреневая кожа, сокращается даже там, где без русского языка нельзя обойтись. В провинции, на личностно-бытовом уровне заметных позитивных изменений в плане межкультурного диалога что-то не наблюдается, наоборот, «побежали» русские из сельской глубинки, нормально обустроенные в инокультурной среде, знающие киргизский язык и обычаи титульной нации. Концепция нашего Президента о едином народе и общем доме для всех не выдерживают испытание временем. Дом – то пока может и общий, но, к сожалению, в нем нет фактического равноправия для всех живущих в нем. Нам, русским, постоянно и на всех уровнях указывают на свое место.
За последние годы самосознание русской общины претерпело серьезные изменения, исчезли иллюзии на поддержку и реальную помощь Великой Росси, которая стремительно теряет свои позиции в Центральной Азии, она становится одной из стран, с которой государства поддерживают обычные отношения. Значительно усиливается влияние иных стран. Соединенные Штаты, например, объявили наш регион зоной своих жизненных интересов. Только ортодоксы из партии коммунистов в рамках республиканского движения «За союз и братство между народами» тешат себя надеждами на объединение с Россией. Основная масса этнороссиян глубоко аполитична и занята в основном проблемами элементарного выживания. Кроме того, следует отметить, что положение русских на севере и юге республики совершенно различно, хотя бы уже потому, что на юге их осталось очень мало, и они растворены в инокультурной среде. По Джалал-Абадской области, например, из 87 тысяч русских осталось только 18 тысяч. За годы суверенизации область покинули три четверти русского населения.
Оставшиеся в основном – пенсионеры, а это значит, что данная этнокультурная группа населения не имеет будущего. Кроме того, поскольку индустриальный сектор экономики и строительная область, где традиционно были заняты русские, приказали долго жить., этнороссияне остались без источника существования. Сегодня основной поток миграции идет из умирающих городов и поселков, таких как: Кок-Янгак, Таш-Кумыр, Майли-Сай, Кочкор-Ата, Караван и другие. Русский фактор, вернее его нынешнее отсутствие, уже необратимо отбросило общую культуру и уровень образования на десятилетия назад. Образующийся культурно-идеологический вакуум заполняется поп-культурой сомнительного толка, насаждая в массовое сознание идеалы насилия, вседозволенности, бездуховности и голого практицизма. Выиграет республика что-либо от этой подмены – предугадать не трудно. Бездуховность и потеря нравственности, особенно в среде молодежи, в значительной степени провоцируют активное проникновение ортодоксального ислама в общественное сознание узбекской общины.
Резюмируя сказанное, хотелось бы подчеркнуть, что здесь, на юге республики, реализовать свои социокультурные потребности нам, русским, не представляется возможным. Система образования на русском языке теряет свой качественный уровень, свертывается российское информационное пространство. Среди русских – обвальная безработица. Кроме того, они ежедневно сталкиваются с проявлениями неравноправия и унижения в той или иной области, это, так называемая, бархатная дискриминация. Если межэтническая толерантность не будет возведена на уровень государственной политики, а на местах не будет наведен порядок в плане соблюдения баланса интересов, если не поставят на место тупоголовых псевдопатриотов – республика на юге потеряет то немного, что еще можно сохранить.

ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ

Несмотря на сказанное, ради справедливости можно утверждать, что из всех республик бывшего Союза, положение русских лучше нашего только в Белоруссии. Все познается в сравнении. Мы знаем, какой ужасающей дискриминации подвергаются русские в странах Балтии, на западной Украине даже запрещено петь русские песни на родном языке, а в соседнем Туркменистане обязали девочек независимо от их национальности посещать общеобразовательные школы только в туркменской национальной одежде.
В нашей стране ярко выраженной дискриминации по национальному признаку нет. Если говорить о все продолжающемся оттоке русскоязычных граждан из республики, то уезжают ведь не только они. Аналитики утверждают, что страну покинуло более 500 тысяч киргизов. Плохо не только русским, плохо всем. При таком низком уровне жизни, социальной неустроенности, безработице поневоле побежишь куда глаза глядят. Жить то надо. Можно согласиться с тем, что в органах государственного управления мало представителей других национальностей, в том числе – русских. А где их взять, если наиболее образованные, профессионалы имеющие огромный опыт управления уехали в Россию еще в 1991 -1994 годах. Надо было не уезжать в трудный для республики час, а постараться интегрироваться в новые условия существования.
Вообще, нет плохого народа, есть плохие люди. Есть они как среди кыргызов, так и среди русских. Многим моим соотечественникам очень трудно изжить в себе синдром «старшего брата». Многие не могут смириться с мыслью, что в изменившихся условиях они превратились в национальное меньшинство. Незнание государственного языка для многих превратилось в очень серьезную проблему. То, что в 60-е годы обучение киргизскому языку в русских школах было отменено, оказалось серьезной ошибкой тогдашнего руководства республики. Теперь его снова преподают, но, к сожалению, недостаточно квалифицированно. Сегодня много говорят о новом законопроекте о государственном языке, который, по мнению многих носит дискриминационный характер. Я думаю, что там называемые носители национальной культуры – еще не народ. Народ в основе своей мудр, он не испорчен гнилыми идеологическими штампами. На уровне бытовых взаимоотношений между киргизами и русскими, проживающими в одном сообществе, не было прежде, и сейчас нет, никакой нетерпимости. Наоборот, наши друзья – киргизы откровенно сожалеют, что русские покидают свою родину. Тем более, что для многих она совсем не вторая.

В. Улеев,
президент Джалал-Абадской областной ассоциации «Славянская диаспора»

КТО МЫ И ЧТО НАС ОЖИДАЕТ

Как сегодня живет третья по численности этнокультурная группа населения нашей республики? Положение ее достаточно сложно. Поскольку в столице республики русских около 50%, они не так остро ощущают угрозу своему существованию. Однако уровень бегства русских из страны говорит сам за себя.
В общественном сознании представителей титульной нации последние десять лет активно внедряется привлекательная идеология. Весь комплекс ее идей группируется вокруг нескольких простых тезисов:
- «Кыргызы выстрадали свое право на государственность»;
- «Наш народ имеет богатую тысячелетнюю историю, которая есть борьба за свою государственность»;
- «Теперь мы свободны, теперь мы действительно хозяева на своей земле».
Данная идеология успешно воплотилась в зримые и осязаемые образы государственной символики, новые памятники, торжества по случаю юбилеев героев национальной истории и народного эпоса, обвальное переименование улиц и городов. Под эту идеологию перестраивается и система гуманитарного образования. На этом празднике возрожденной нации русские чувствуют себя изгоями без роду и племени и порой вынуждены приспосабливаться к новому идеологическому клиату, теряя при этом собственноую национальную идентичность.
Проживающие в Киргизии русские в основной массе не хотят ощущать себя национальным меньшинством. Традиционная поликультурная ориентация многих русских (особенно интеллигенции) вступает в противоречие с идеологией правящей этнократической элиты. Это вызывает у русских недоверие к руководству республики. Проблемы госязыка и гражданства создают сложности для некоренного населения. На уровне массового сознания происходит процесс искажения реально существующей культурной дистанции между русскими и киргизами в сторону ее резкого увеличения. За первые годы суверенизации забыто все хорошее, что на протяжении 130 лет связывало два народа. Кроме того, страх этнополитической элиты и неспособность стабилизировать положение, как правило, приводит к агрессии в адрес иных этнокультурных групп, которым приписывается «образ врага». Согласно существующей социально-психологической теории, «образ врага» играет роль катализатора в процессе консолидации и самоопределения титульной нации. Параллельно, как защитная реакция, происходит всплеск возрождения национального самосознания иных этнокультурных групп населения, в том числе и у русских, что вызывает резкое неприятие у носителей идеи этнократизма. Политический и экономический кризис, резкое снижение уровня жизни порождают психологическую неопределенность в среде русской общины, дестабилизируют привычную картину мира. Перестав воспринимать себя гражданами великой страны, люди в новых условиях должны перекатегоризироваться в граждан нового государства. Сам процесс этот связан со многими психологическими трудностями – изменение социального статуса, необходимость приспосабливаться к новым условиям жизни, поиск личностных ресурсов для сохранения позитивной идентичности, что является своего рода аффектным событием растянутым во времени. Многие русские отдают себе отчет, что на «исторической родине» им придется очень трудно, и не многие смогут сохранить свой социальный статус и успешно адаптироваться к новым условиям. Ясность и конкретность позиции российского руководства в отношении соотечественников в новом зарубежье в значительной степени послужили бы укреплению позитивной идентичности русских. Это дифференцирует миграцию и даст дополнительную уверенность тем, кто решил остаться.
Однако накопление негативных последствий этнократической политики правящей элиты уже сегодня представляет угрозу национальной безопасности. Это: сокращение квалифицированной части экономически активного населения в результате вынужденной миграции русскоязычных; паралич многих секторов промышленности, сельского хозяйства, науки; деформация этнической структуры населения; оживление сепаратистских настроений среди киргизского населения на юге республики и угроза ее территориальной целостности; нарастание внутриполитической нестабильности; падение имиджа в мировом сообществе. Сегодня в условиях явно выраженного политического кризиса народ разделен на своих и чужих. Как будет развиваться ситуация в будущем – трудно спрогнозировать. Сегодня, в связи с последними событиями, многие спешно начали паковать чемоданы.
В конечном итоге, многое будет зависеть от политики правящей элиты республики. Сможет ли она гарантировать равноправное развитие всех граждан, независимо от их национальной принадлежности, - от этого будут зависеть установки, стратегия мышления и поведение национальных меньшинств в республике. Подобная взаимосвязь многовариантна и способна порождать как атмосферу толерантности и сотрудничества, так и наоборот, - атмосферу нетерпимости, конфронтации и трудно разрешимые ценностные конфликты.

Валерий УЛЕЕВ,
директор правозащитной организации «Справедливость».

Hosted by uCoz