Размышления на заданную тему

КТО МЫ: ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ ИЛИ ЛИШНИЕ ЛЮДИ?

В незабываемые школьные годы, "проходя" по литературе "Евгения Онегина" и "Героя нашего времени", помню, как учителя пытались вдолбить в наши занятые совсем иными проблемами головы трагизм положения лишних людей в обществе. Нам было не до этого - горизонт казался чистым и светлым, и стоило ли принимать близко к сердцу переживания каких-то там литературных персонажей? Но промчались годы, и жизнь вдруг резко поменяла свои полюса, а то, что вчера мнилось ясным и понятным, заволокло пеленой серого тумана. И сразу же выдвинулись на первый план два извечных вопроса: как быть и что делать?
Загнанные (как правило, не по своей воле) на окраины одной шестой части суши, наши родители (а сюда я причисляю и бабушек с дедушками) с присущим нашим людям энтузиазмом взялись за приобщение этих самых отсталых мест к благам цивилизации. А ностальгия по родным пенатам проявлялась в основном застольными песнями о стройных березках, ядреном морозе, широте русской души и прочих прелестях российского происхождения.
Мы, рожденные уже под знойным солнцем срнеднеазиатского юга, вскормленные дарами этой щедрой земли, не могли понять этой неизбывной тоски по России. Но пришло время, и встала необходимость выбора: вернуться на, как принято сейчас говорить, историческую родину, которую многие и в глаза не видели, или остаться здесь, среди привычной с детства обстановки. Те, у кого была хоть малейшая возможность зацепиться как-то в России, уехали. Практически побросав благоустроенные квартиры, с переданным им по наследству энтузиазмом поехали возрождать теперь уже российскую глубинку. И только в письмах старым друзьям изливают свою тоску по второй (первой?) родине.
Ну а оставшиеся? Те, кто не смог бросить могилы своих предков, кто до сих пор помнит горячую пыль на бывших окраинных улочках родного города, для кого усиленный репродукторами призывный крик муэдзина - обыденная реальность, а призрачная синева заснеженных вершин и звонкий перекат стремительных рек вовсе не виртуальный мир, а до боли знакомая с детства картина. К глубокому сожалению, не являясь носителем языка коренной национальности (хотя и здесь насчет коренной можно усомниться, ведь на протяжении веков какие только народы не приходили на эту землю), так называемые русскоязычные оказались как бы на обочине жизни. И их ли в этом вина - политика партии не ставила в свое время целью изучение языка превалирующей национальности. Да и в последующие годы независимости республики приоритет в практическом освоении государственного языка отдавался (да и отдается) подрастающему поколению, что в принципе верно. Справедливости ради стоит отметить лояльную политику правительства Кыргызстана по отношению к русскоязычному населению - это и школы с русским языком обучения, и трансляция радио-телепередач на русском, и, наконец, придание статуса официального "великого и могучему", но… Утрата верных друзей, ограничение общения на родном языке, активизация религиозных экстремистов различного толка, и на фоне этого негласное, завуалированное неприятие русскоязычных специалистов вовсе не способствуют их активному участию в политической и экономической жизни республики.
И если Печорина мучал вопрос "Зачем он жил и для какой цели родился? ", а в его образе Лермонтов "объективировал современное общество и его представителей", то к какой категории отнести бывших россиян, "потерявшихся" на окраинных просторах некогда единого Союза?

Т. Вьюгина,
г.Ош

Hosted by uCoz