Общество

В ПОИСКАХ ЛУЧШЕЙ ДОЛИ

Зачем и почему люди снимаются с насиженных мест и отправляются на поиски, чаще всего, зыбкого счастья? На эту тему размышляет в беседе с корреспондентом нашей газеты директор департамента миграционной службы при Министерстве иностранных дел республики Зафар ХАКИМОВ.
На вопрос “зачем?” мы с вами уже почти ответили: да, люди ищут, где жить легче, лучше, надежнее и, что небезосновательно в последнее время, безопаснее. Помня, что в нашей Конституции за каждым закреплено право на свободу передвижения и выбора места проживания, соотечественники и “пакуют чемоданы”. И их чаще всего мало волнует, что нарастание миграционного движения дестабилизирует и без того трудные процессы восстановления и развития той же экономики, социального сектора, национальной безопасности, общественной напряженности.
- Зафар Хайтбаевич, вычитал недавно новый для себя термин “миграционная убыль”. С чем “едят” это понятие?
- Рост численности населения республики в последние десятилетия происходил исключительно за счет естественного прироста. Ведь начиная с 1970 года отмечалось устойчивое отрицательное сальдо миграции, то есть превышение количества выбывших над прибывшими. Так вот, масштабы миграционной убыли имели волнообразный характер. Та самая “убыль” населения резко нарастала с конца 1980 годов и достигла своего пика в 1993 году, составив 121 тыс. человек. Впоследствии произошло столь же резкое ее сокращение до уровня 6 тыс. человек в 1998 году. Начиная со второй половины 1999 года вновь начался рост миграционного оттока населения и по итогам года сальдо достигло 9,9 тысячи человек. В 2001 и 2002 годах абсолютные значения убыли составили порядка 25 тыс. человек, но в 2003 году снизились до 17 тысяч человек, что указывает на постепенную стабилизацию процесса. Увеличение объемов оттока в последние годы связано как с увеличением числа выбывающих (более чем в 2 раза по сравнению с 1998 годом, в основном в Россию), так и в результате интенсивного снижения встречного потока - прибывающих...
Вот тут давайте передохнем. Понятие “прибывающие” в данном случае свидетельствует о драматическом явлении - снижении миграционной привлекательности нашей республики.
В целом за 1990-2003 годы отток населения из республики составил более 471 тыс. человек, при этом численность прибывших составила 233 тыс. и выбывших - 704 тыс. человек, то есть на одного прибывшего приходилось три выбывших. Миграционная убыль имела этнические различия. Русскоязычное население исторически, а тем более в современных условиях, отличается более высокой территориальной мобильностью, чем коренное население Кыргызстана. Поэтому в оттоке населения абсолютно преобладали русские - 282 тыс. человек (60%). Остальные национальности в отрицательном сальдо миграции характеризуются следующими данными: немцы - 79 тыс. человек (17%), украинцы - 37 тыс. человек (8%), узбеки - 29 тыс. человек (6%), татары - 26 тыс. человек (5%). Миграционный прирост населения происходит исключительно за счет кыргызов - 14 тыс. человек, переезжающих на историческую родину из приграничных государств.
Самое заметное миграционное взаимодействие обеспечивалось с Россией и Германией, что в совокупности составило 2/3 внешнего миграционного оборота нашей республики. В составе покидающих республику 85% направлялись в страны СНГ (в том числе в Россию - 63%, Узбекистан и Казахстан - по 9% и 15%), в страны дальнего зарубежья. Причем лидерство по оттоку кыргызстанцев за пределы СНГ принадлежит Германии - более 80%.
- Мы уже коснулись с вами, Зафар Хайтбаевич, проблемы внутренней миграции. Продолжите, пожалуйста, свои рассуждения по этому параметру.
- На миграционное поведение населения решающее влияние оказывают социально-экономические факторы. Спад в экономике, стагнация или закрытие предприятий аграрного сектора, реорганизация коллективных хозяйств, сопровождающиеся уменьшением числа рабочих мест, появлением безработицы... вот далеко не все обстоятельства, явившиеся “выталкивающими” факторами и заставившие соотечественников стать мигрантами.
Если верить данным Нацстаткомитета, за годы независимости общий объем миграционных перемещений внутри республики составил 1,2 млн. человек. Причем межобластная миграция (65%) явно преобладает над межрайонной (35%). Самый высокий уровень межобластной миграции отмечался в Нарынской (83%) и Иссыккульской (72%) областях. В Ошской и Джалалабадской областях, напротив, наибольший удельный вес занимала районного масштаба миграция (64% и 56% соответственно).
Характеризуя направления межрегиональной миграции, можно выделить две группы регионов: первая - приобретающая и вторая - теряющая население. Регионами, стабильно теряющими население по межобластной миграции, являются все области республики за исключением Чуйской, в которую, наряду с Бишкеком, и вливается основной приток населения.
- Надо, наверное, учитывать и то, что многие сельские мигранты избегают учета и регистрации в тех же городах, куда они прибывают.
- Нормативными актами определено, что учету и регистрации в паспортных столах подлежат только те лица, кто переезжает на постоянное место жительства или на срок более шести месяцев. В то же время, по сложившейся в последние годы практике, абсолютное большинство мигрантов не прибегает к процедуре прописки и выписки. Отсюда вне статистического учета оказываются сотни тысяч мигрантов!
Хочется верить, что упорядочению учета граждан и регулированию процессов внутренней миграции будет способствовать принятый Закон “О внутренней миграции”.
- Каким международным опытом, рекомендациями руководствуется ваш департамент при решении проблем трудовой миграции?
- Регулирование миграционных потоков не может ограничиваться лишь национальным уровнем. Миграция являет собой многогранное явление и носит многовекторный характер. Чтобы создать базу для регулируемой трудовой миграции, должны применяться согласованные стратегии. Такого согласования легче всего достичь на двустороннем уровне путем заключения межправительственных соглашений о трудовой деятельности и социальной защите граждан. Наша республика заключила подобные соглашения с Россией, Таджикистаном, Казахстаном, Азербайджаном, Монголией.
И все же в силу глобальности проблемы двустороннего уровня явно недостаточно. Существующее многостороннее соглашение “О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов” от 15 апреля 1994 года не отвечает реалиям сегодняшнего дня. В этой связи актуальной является разработка Соглашения в рамках ЕврАзЭС о временной трудовой деятельности, Конвенции стран СНГ “О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей”. Должны быть найдены действенные средства для решения именно проблем, а не симптомов проблемы.
- Миграционный мост между нашей республикой и Россией в каких-то звеньях прочен, где-то скрипит и шатается... Что вы скажете по этому поводу?
- В соглашении о трудовой миграции предусмотрен ряд преференций для кыргызстанцев, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации: освобождение российского работодателя от предварительного внесения средств, необходимых для обеспечения выезда привлекаемых граждан Кыргызской Республики (в соответствии с российским законодательством за каждого иностранного работника вносятся средства в размере стоимости обратного билета до государства его постоянного проживания); государственная регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица будет осуществляться независимо от их срока пребывания на территории принимающего государства. Это позволит прежде всего легализовать правовой статус граждан Кыргызской Республики, торгующих на территории России... Есть и еще несколько преимуществ для кыргызстанцев.
- Все это прекрасно, но в редакционной почте нередки письма, в которых наши соотечественники - трудовые мигранты в России - жалуются на различные притеснения и неудобства.
- Потому и предпринимает наш МИД все новые и новые шаги, направленные на защиту мигрантов. Открыто генеральное консульство Кыргызской Республики в Екатеринбурге, которое занимается проблемами трудящихся-мигрантов из Кыргызстана в Уральском и Сибирском округах, а это более чем двадцать областей и краев, где компактно трудятся более 80% соотечественников, пребывающих на российских просторах. В посольстве Кыргызской Республики в Российской Федерации введена дополнительная единица дипломатического работника, на которого возложены функции ответственного по вопросам миграции. А в скором времени откроется консульское агентство нашей республики в Новосибирске. С целью легализации правового статуса наших граждан, мониторинга пребывания и осуществления ими трудовой деятельности вдали от дома планируется открытие представительств департамента миграционной службы при нашем посольстве в Российской Федерации и филиалов в Самаре и Красноярске. Образована и комиссия по проблемам трудовых мигрантов-кыргызстанцев в России.
Ну и скажу очень коротко вот о чем. Нашим департаментом заключены соглашения с управлениями по делам миграции Курганской, Новосибирской областей и Алтайского края. В ближайшее время запланировано подписание соглашений с Самарской, Челябинской, Пензенской, Оренбургской областями и Красноярским краем, то есть с теми регионами России, где компактно живут и трудятся кыргызские граждане.
- Много проблем было у наших земляков на сельскохозяйственных работах в Казахстане. Как сейчас?
- По данным посольства нашей республики в Казахстане, в соседнем государстве трудятся от 80 до 120 тысяч наших граждан, в основном на сезонных сельскохозяйственных работах, в строительстве и на рынках.
Было подписано соглашение между нашими правительствами “О трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов, занятых на сельскохозяйственных работах в приграничных областях”, которое ратифицировано сторонами в прошлом году.Документом предусматривается установление квоты для трудящихся-мигрантов, порядок оформления трудовых отношений между работодателем и работником, основные требования к трудовому договору, права работников на медицинское обслуживание, социальное страхование и т. д.
- Сколько этнических кыргызов в настоящее время проживает за рубежом?
- Согласно данным, предоставленным нашими посольствами, за рубежом более 600 тысяч этнических кыргызов: в Узбекистане - 370 тысяч, КНР - 160 тысяч, Таджикистане - 56 тысяч, России - 42 тысячами, Казахстане - 11 тысяч, Туркменистане - 2 тысячи и Турции - 2,5 тысячи человек.
- Здесь был бы естественным вопрос о динамике возвращения этнических кыргызов на историческую родину и о тех предвиденных и непредвиденных трудностях, с которыми сталкивается возвращенец.
- Тут целая тема для обстоятельнейшего разговора! Приобретение гражданства, возможность покупки жилья и земли, ознакомление с целым пакетом документов, направленных на социальную защиту прав и свобод возвращающегося...Так что, давайте зарезервируем место для ответа на ваш последний вопрос в другом номере вашей газеты, а пока позвольте поблагодарить вас и газету за возможность коснуться актуальной темы.

Подготовил В. Акчурин.

Hosted by uCoz