|
Из журналистского блокнота
ВОЗДУШНЫЙ БОЙ ШОФЕРА ЛИХОПУТОВА
"О, мой бог!" - вскричал удивленно
оберлейтенант Зиберт, узнав, что его, аса фашистского штурмового авиадивизиона,
сбил в ночном бою простой русский шофер.
Об этой истории в свое время писала полковая многотиражка, со смехом вспоминали
эту историю и сослуживцы Ивана Никифоровича Лихопутова.
Жизнь простого парня из киргизского города Джалал-Абада ничем примечательным
не отличалась от других молодых ребят. Была за плечами учеба в школе,
курсы водителей автомобилей, о чем мечтал все подростковые годы. Только
начал работать стажером у опытного шофера Кузьмы Иванцова, чтобы набраться
профессионализма, как грянула война. Где фронту нужны были шофера, немцы
находились на подступах к Волге. Так и попал молодой боец под Сталинград.
К моменту прибытия пополнения в штабе как раз находился командир авиаполка
Семен Тарасович Бышковец. Привело его несчастье: при налете на аэродром
погиб водитель "Эмки", а без шофера было полковнику не сподручно.
То в штаб надо ехать, то в соседнее подразделение наведаться. А тут, такое
случилось. И Бышковец уже не раз наезжал в штаб, надеясь, что среди нового
пополнения, окажется профессиональный шофер. И за Лихопутова прямо руками
вцепился. Через несколько часов, выправив необходимые документы, киргизстанец
оказался в авиасоединении.
Служба была не такой боевой, как предполагал Иван Никифорович: аэродром
находился далеко от линии фронта, самолеты противника налетали редко.
Вот только стал переживать Лихопутов за своего командира, к которому привязался.
А тот частенько водил эскадрилью в бой лично. И сидя на крыле легковушки,
вглядывался Лихопутов часами в небо, ожидая возвращения самолетов.
В минуты такого вот ожидания вынырнули из туч несколько вражеских бомбардировщиков
и начали забрасывать летное поле и стоявшие самолеты своим смертоносным
грузом. Иван Никифорович мгновенно скатился в расположенный неподалеку
окоп. Переждал бомбардировку. А когда фашисты улетели, вышел Лихопутов
и ахнул: от "Эмки" только горящий остов остался. О чем и доложил
вернувшемуся с задания полковнику.
- Не горюй, ладно что сам уцелел, - сказал Бышковец. - А машину найдем.
Сообщу в штаб о нашей нужде, там как трофейные легковушки добудут, нам
и дадут.
И остался командирский шофер без колес. Днями скучал без дела, бродил
по аэродрому. Наткнулся на него как-то лейтенант Колесников, инструктор
по стрелковому делу. Понаблюдал за скучавшим, да и предложил:
- Чем время зря терять, иди ко мне на курсы, обучу тебя стрельбе из самолетного
пулемета и пушки.
И стал Лихопутов курсантом. Три месяца незаметно прошло, то занятия, то
стрельба. Даже на учебном самолете летал на практические стрельбы. Только
окончил учебу. Тут полковнил с радостью:
- Езжай Иван в штаб, наши эшелон легковых автомашин захватили. Дают нам
"Опель - Капитан". Получай машину!
Пригнал Лихопутов "Опель" в расположение полка, но быть его
водителем отказался:
- Хочу летать на самолетах в качестве стрелка, - заявил командиру. - Курсы
окончил. Да пора и мне повоевать.
И как не уговаривал его Бышковец, не мог Иван согласиться. В конце концов
нашли компромиссное решение: едет полковник в штаб или еще куда- ведет
легковушку Лихопутов, а летит полковник на боевое задание, берет в свой
самолет стрелка Ивана Никифоровича. Так дело и сладилось.
Памятный же бой произошел июньским днем, когда по воздушной тревоге, подлетали
вражеские самолеты, полковник поднял эскадрилью в воздух. Бой завязался
не далеко от аэродрома. Ивану Никифоровичу следить за сражением было некогда,
фашисты кружились рядом, стараясь зайти со стороны хвоста самолета. Он
крутился у пулемета, старательно ловя на прицел свастику на вражеских
бортах. И только полоснул очередью по "Мессер-Шмитту", как свой
самолет сильно тряхнуло и он заскользил к земле. Понимая, что случилось
неладное, Лихопутов и сам ощутил боль в правом плече. Теряя сознание,
увидел быстро приближающуюся землю.
Уже в госпитале узнал, что полковник, дважды раненный в грудь, изпоследних
сил сумел довести самолет до взлетной полосы аэродрома. Теперь он лежал
на соседней кровати. Тут им и рассказали однополчане, как сначала погордился
фашист Зиберт, что сразился в бою с командиром советского авиаполка, и
как удивился, что его прославленного аса убил простой русский шофер.
Эту историю я узнал в конце семидесятых годов прошлого столетия от самого
Ивана Никифоровича Лихопутова. В то время он работал шофером в агентстве
"Союзпечать" и развозил по районным узлам связи области газету
"Ленинский путь", где я работал. Теперь уже, несколько лет,
как кавалера ордена "Красной Звезды", награжденного за сбитый
самолет врага, нет среди нас. Но в канун празднования 60-летия Победы
мы вспоминаем подвиги и ныне живущих ветеранов, и тех, о ком память живет,
как еще один штрих патриотизма нашего народа на защите своей свободы.
Н.Плетнев.
|