Статья «Россия в Азии и Азия в России» министра иностранных дел России И.С.Иванова в журнале «Азия и Африка сегодня

Министр иностранных дел Игорь ИвановОкончательно и бесповоротно ушли в прошлое те времена, когда Россия, по словам великого русского поэта А.Блока, "держала щит меж двух враждебных рас" – Европой и Азией. В наши дни Россия играет совершенно иную роль - связующего звена между Востоком и Западом. Такая роль обусловлена многовекторным характером внешней политики России, в которой европейское и азиатское направления взаимно дополняют друг друга в интересах укрепления позиций страны на международной арене в целом.
Национальные интересы России объективно требуют повышенного внимания к азиатскому направлению. Это связано прежде всего с динамичным развитием азиатского континента, превращающегося в мощное финансово-экономическое сообщество ориентированное на наукоемкие, высокотехнологичные производства. Достаточно сказать, что третья космическая держава мира – Китай – появилась именно в Азии. На азиатские страны приходится порядка 25% мирового ВВП, 24% мирового товарного экспорта и более 40% мировых золотовалютных резервов (1 триллион долл. из 2,5 трлн.). Характерный штрих – после известного финансового кризиса 1997-1998 гг., потрясшего азиатский континент, 87% прироста золотовалютных запасов пришлось именно на Азию. В настоящее время на азиатское пространство направляется свыше 40% мировых инвестиционных потоков. Наконец, достаточно просто взглянуть на внешний облик крупнейших азиатских городов – Пекина, Шанхая, Токио, Сингапура, Гонконга, Бангкока, Куала-Лумпура, Сеула и др., чтобы понять, - Азия за последние 20-30 лет перестала быть периферией мировой жизни и неуклонно превращается в один из ведущих центров мировой политики и экономики.
На этом фоне, к сожалению, совсем иначе выглядит социально-экономическая обстановка в азиатской части нашей страны. Этот контраст тем более противоестественен, что в восточных регионах России имеется гигантский потенциал – большие запасы природных ресурсов, мощная промышленная, технологическая и научная база, творческие и интеллектуальные ресурсы населения.
Не могу согласиться с домыслами о неких иностранных угрозах для России на Востоке, о какой-то целенаправленно осуществляемой извне «дерусификации» российских Сибири и Дальнего Востока. Подобные поиски «внешнего врага» по сути означают попытку переложить на других ответственность за свои собственные ошибки и просчёты, оправдать бездействие и неэффективность.
Другое дело, что в экономическом сообществе АТР идёт жёсткая конкурентная борьба, в которой каждое государство для обеспечения своих коммерческих интересов пускает в ход весь арсенал имеющихся у него рычагов – политических, финансово-экономических и других. Такова реальность, в которой и нам надо работать. Альтернативы нет – без формирования благоприятной внешней среды, выгодных для нас «правил игры» в регионе, без активного участия в региональной экономической интеграции преодолеть хозяйственные и социальные проблемы российских восточных регионов будет просто невозможно.
Именно такая оценка стала в последние годы отправным пунктом для существенной активизации нашей политики на азиатском направлении. В этой связи хотелось бы поделиться мыслями о том, что здесь нами уже сделано и, главное, что ещё предстоит сделать.
Как обстановка в мире развивается по объективным законам, так и внешняя политика любого государства строится на нескольких безусловных принципах, среди которых один из ключевых – формирование по периметру своих границ пояса дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества.
В этом смысле принципиально важны для российских интересов отношения России с её крупнейшим соседом – Китаем. Их можно охарактеризовать сегодня как наилучшие за всю их историю. Важнейшим достижением является военная разрядка вдоль наших границ. Эффективно действуют меры доверия в военной области. В Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года чётко зафиксировано, что стороны не имеют территориальных претензий друг к другу. Всё это знаменует новый этап в более чем 300-летней сложной истории отношений наших двух государств.
Как никогда раньше укрепилось взаимное доверие между двумя государствами. Лидеры России и Китая встречаются, как правило, 2-3 раза в год. Широким и активным стало взаимодействие между Россией и Китаем на международной арене. Мы имеем с КНР совпадающие либо близкие позиции практически по всем острым вопросам международной обстановки. Существенное развитие получили наши торгово-экономические связи. В 2003 году торговля, возможно, превысит уровень 15 млрд. долл. Важно, что в отличие от прошлых времен более 80% оборота приходится на негосударственную торговлю.
Конечно, в масштабных взаимоотношениях между Россией и Китаем не может не возникать проблем, связанных, главным образом, с быстрым ростом двустороннего сотрудничества. Необходимо, например, продолжить усилия по упорядочению миграционных процессов. Важная роль в этом деле отводится недавно созданной соответствующей совместной рабочей группе. Идет работа по дальнейшему взаимному расширению сети консульских учреждений России и Китая, что тоже способствует снятию некоторых возникающих вопросов.
Очень многое предстоит еще усовершенствовать в области торгово-экономических связей. Сейчас в них самая большая доля приходится либо на сделки крупнейших компаний, либо на деятельность «челноков». Есть определённый вакуум в наиболее перспективной сфере – контактах между представителями малого и среднего бизнеса. Другое важное направление – развитие инвестиционного взаимодействия. Новые возможности в этой сфере открывают китайские планы по возрождению промышленной базы северо-востока КНР и российская программа подъема Дальневосточного региона.
Ещё раз хочу подчеркнуть: без активного привлечения наших азиатских соседей, в т.ч. Китая, быстрое развитие восточных регионов России невозможно. В этом плане весомое присутствие Азии на востоке России нам так же необходимо, как и интеграция российской экономики в формирующееся новое хозяйственное пространство Азии. Это – наша стратегическая задача на годы вперёд, решение которой существенно подвинуло бы экономическое развитие всей России, а не только её восточных регионов.
В последнее время удалось создать неплохие возможности для развития отношений с другим нашим восточным соседом – Японией. Именно такая перспектива заложена в одобренном на высшем уровне «Российско-японском плане действий». И тут особое внимание нацелено на масштабное российско-японское торгово-экономическое сотрудничество, без которого невозможно продвинуться вперёд в решении имеющихся у нас с Японией политических вопросов.
На южном направлении очевидный приоритет для России – отношения с Индией. С подписанием в октябре 2000 г. Декларации о стратегическом партнёрстве Россия и Индия вышли на качественно новый уровень взаимодействия. Одно из последних наглядных тому свидетельств – подписание в ходе саммита в Москве в ноябре с.г. Декларации о глобальных вызовах и угрозах международной безопасности и стабильности, фиксирующей совпадение наших оценок по базовым проблемам международной жизни.
В области двусторонних отношений Москва и Нью-Дели первоочередное внимание уделяют тому, чтобы добиться прорыва в торгово-экономической сфере. Прогресс есть – за восемь месяцев 2003 года торговый оборот превысил 2 млрд. долл. (за 2002 г. – 2,1 млрд. долл.). Впрочем, эти цифры могли бы быть значительно выше. Имеются существенные резервы: приоритетным должно стать наращивание товарооборота за счёт машинотехнического и наукоёмкого экспорта, более энергично надо продвигать проекты в области межбанковских связей, транспортных коммуникаций, развития энергоресурсов.
Разумеется, не остаётся вне поля нашего зрения и военно-политическая обстановка в Южной Азии. Россия приветствовала инициативы премьер-министра Индии, направленные на улучшение отношений с Пакистаном. Мы надеемся, что стороны продолжат эффективное осуществление комплекса мер, направленных на пресечение трансграничного терроризма, ставшего главной причиной серьёзной напряжённости между этими государствами. Это открыло бы путь к возобновлению полноформатного индийско-пакистанского диалога, как это предусмотрено Симлским соглашением 1972 года и Лахорскими договорённостями 1999 года.
Предметом повышенного внимания со стороны России остаётся взрывоопасная ситуация на Корейском полуострове, прямо у наших дальневосточных границ. Интересам России, как и других государств, соответствует обеспечение безъядерного статуса полуострова и его сохранение в сфере ядерного нераспространения, развитие мирного сотрудничества в Северо-Восточной Азии с нашим непосредственным вовлечением. Вот почему мы придаём большое значение переговорам по этим вопросам с участием России и рассчитываем, что они выведут в конце концов на создание системы надёжной безопасности в этом регионе.
Прошло два года, как в Афганистане был свергнут режим талибов. С тех пор многое сделано, в т.ч. при конструктивной и деятельной роли России, чтобы это государство стало нормальным членом международного сообщества, живущим в мире со своими соседями. Для нас важно уже то, что была подорвана база, с которой осуществлялась финансовая, материальная, идеологическая и иного рода подпитка деятельности террористических группировок на территории нашей страны. В то же время продолжается и даже увеличивается производство афганских наркотиков, что представляет для России непосредственную угрозу. Рано говорить, что по терроризму в Афганистане нанесён окончательный удар. Необходимо продолжать энергичные совместные усилия международного сообщества по нормализации обстановки в стране. Ослабление этих усилий неизбежно приведёт к возрождению талибской опасности.
В последнее время удалось существенно нарастить потенциал отношений России с такими приоритетными для нас азиатскими партнёрами, как Монголия, РК, КНДР, Иран, Вьетнам, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Лаос, Камбоджа, не говоря уже о тесном сотрудничестве с азиатскими государствами-членами СНГ – Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменистаном.
Принципиально важно, что ни с одной из стран Азии у России нет противоречий, способных привести к конфликту. Более того, с подавляющим большинством из них у нас схожие взгляды на вопросы мироустройства и строительства общеазиатской системы безопасности и взаимодействия. Когда наши азиатские партнёры говорят, что они заинтересованы в сильной, экономически мощной и политически активной России как факторе стабильности и развития в Азии – а это мы слышим нередко, - то это не просто дань традиционной вежливости, а правда. И немалое достижение, если вспомнить настороженность и недоверие к нам, пожалуй, преобладавшее в Азии ещё каких-нибудь пятнадцать лет назад. Ведь этой перемены удалось добиться благодаря кропотливой, целенаправленной работе на азиатском направлении, которая проводилась под руководством и при личном участии Президента России.
В работе на азиатском направлении учитываем ещё одну очень важную особенность последнего времени. Это – заметный рост активности многосторонних объединений, появление новых коллективных механизмов. Такого рода тенденция отвечает нашим интересам и ведёт к созданию в Азиатско-Тихоокеанском регионе инфраструктуры безопасности и сотрудничества, оперирующей на основе принципов многополярности и равноправия.
В новых условиях потребовалась адаптация к ним уже зарекомендовавших себя многосторонних структур в Азии, а также создание объединений нового типа, которые сориентированы на совершенно иные, нежели в эпоху конфронтации, ценности и задачи.
Среди последних особое значение для России имеет деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в составе России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
ШОС – явление по многим параметрам уникальное для Азии. Это многостороннее объединение, обладающее очень серьёзными позитивными возможностями. Достаточно сказать, что в его состав входят две ядерные державы - постоянные члены СБ ООН, ключевые государства Центральной Азии. Географическое пространство ШОС простирается от Балтики до Тихого океана, а суммарное население участников превышает 1,5 млрд.чел. Трудно переоценить ресурсную базу, научный, технологический, финансовый и людской потенциал, которыми совокупно располагают государства-члены.
Но главное, ШОС – это организация, создаваемая не как инструмент противодействия каким-либо государствам, а как многофункциональный механизм сотрудничества шести стран в решении общих для них и для всего человечества проблем. Убеждены, что такой подход в наибольшей степени отвечает новой парадигме обеспечения совместной безопасности на региональном и глобальном уровнях.
На сегодня организационная фаза в создании ШОС практически пройдена – с января 2004 года запускаются её основные постоянно действующие механизмы: Секретариат в Пекине и Региональная антитеррористическая структура со штаб-квартирой в Ташкенте. Таким образом, в 2004 год ШОС входит как полноценная международная организация. Эта работа проделана в беспрецедентно короткие – по критериям создания подобных многосторонних структур – сроки. Напомню, что с момента провозглашения намерения учредить ШОС на встрече шести глав государств 15 июня 2001 г. в Шанхае прошло немногим более двух лет.
ШОС уже на стадии организации весомо заявила о себе. Она первая из региональных организаций отреагировала на теракты в США 11 сентября 2001 года, а затем - в совместном заявлении министров иностранных дел государств-членов от 7 января 2002 года - призвала к систематизированной борьбе с терроризмом. Многие из положений этого заявления уже воплощаются в жизнь. Другой пример активной позиции ШОС в международной жизни – декларации Санкт-Петербургского (7 июня 2002 года) и Московского (29 мая 2003 года) саммитов ШОС, которые сформулировали общую философию государств-членов относительно развивающихся в мире процессов.
Немало уже сделано в плане налаживания практических связей в рамках ШОС – отрабатываются механизмы сотрудничества по линии министерств транспорта, экономического развития, чрезвычайных ситуаций, культуры, обороны и др. Принята долгосрочная (до 2020 года) Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, определяющая основные ориентиры и этапы экономической интеграции на пространстве ШОС.
Эта организация воспринимается мировым сообществом как состоявшаяся геополитическая реальность, важный конструктивный фактор международной жизни.
На качественно новый уровень выходит партнёрство России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая оказалась своего рода «ядром» интеграционных процессов в АТР. Первый шаг к формированию нормативно-правовой базы отношений России с АСЕАН был сделан в июне 2003 года с подписанием в Пномпене российско-асеановской Совместной декларации о партнёрстве в деле мира и безопасности, процветания и развития в АТР. На очереди – совместные документы об экономическом сотрудничестве, а также о контртеррористическом взаимодействии.
Асеановская философия многостороннего взаимодействия, твёрдая приверженность Ассоциации Уставу ООН, политическим методам урегулирования спорных проблем полностью отвечают нашим интересам в АТР. Важнейшей платформой для их обеспечения остаётся Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ) – единственный на сегодняшний день межправительственный политический институт общерегионального масштаба, ведущий инструмент многостороннего диалога по всему комплексу вопросов, связанных с укреплением мира и стабильности в регионе.
Беспрецедентный всплеск террористической активности в последние годы заставил дать новую оценку вызовам и угрозам в АТР. Учитывая это обстоятельство, Россия вместе с Филиппинами взяла на себя в 2003-2004 году сопредседательство в запущенном в марте 2003 года новом механизме АРФ – Межсессионных встречах по противодействию терроризму и транснациональной преступности.
Нельзя не упомянуть и масштабную инициативу наших казахстанских партнёров о налаживании общеазиатского диалога в форме Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Уже тот факт, что за столом переговоров удалось собрать представителей 16 различных государств, между многими из которых сохраняются серьезные противоречия - Израиль, Палестину, Иран, Индию, Пакистан и др. – немалое достижение. Принятый в июне 2002 г. на первой встрече глав государств и правительств стран - членов СВМДА «Алмаатинский акт» представляет собой весомый политический документ, создающий рамки для выработки коллективных подходов к укреплению безопасности и взаимного доверия на азиатском пространстве. В развитие Акта началась работа над Каталогом мер доверия СВМДА – первым в столь широком формате в истории Азии.
Россия с самого начала поддержала инициативу Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, вошла в состав инициативной группы государств, взявших на себя работу по продвижению СВМДА. Российские дипломатические эксперты внесли и продолжают вносить конструктивный вклад в формирование взаимопонимания между шестнадцатью странами-участницами Совещания.
Перспективным инструментом для сопряжения деловых интересов стран АТР мы считаем форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). В огромном регионе - это единственная площадка для предметного многостороннего обсуждения на высшем уровне насущных задач экономического развития, поиска приемлемых для всех путей движения к устойчивому развитию.
Наши деловые круги все более активно включаются в деятельность АТЭС, а через этот Форум – в азиатско-тихоокеанские интеграционные связи. Это – новый позитивный результат российского «разворота» на азиатское пространство.
Россия – сравнительно молодой, но уважаемый участник Форума, мы работаем там пять лет. В российском багаже – развёрнутая деятельность по всем профильным направлениям, проведение ярмарок и конференций на российской территории, конкретные предложения, такие, например, как одобренная недавним Бангкокским саммитом АТЭС инициатива начала регионального диалога по цветным металлам. Занимаем инициативные позиции в ведущейся Форумом борьбе с терроризмом экономическими и финансовыми методами, в противодействии другим «новым вызовам». Российский интеллектуальный и ресурсный потенциал может и будет вносить значительный вклад в общую экономическую «копилку» атэсовской «семьи».
В целом сейчас в Азии, в АТР налицо качественно новые возможности сопряжения усилий отдельных государств, их двустороннего сотрудничества и деятельности региональных объединений для создания работающей сети общерегионального взаимодействия. Цель такой архитектуры взаимоотношений - общая безопасность и создание оптимальных условий для процветания региона и каждого государства в отдельности. Как писал с восточной тонкостью и аллегоричностью китайский поэтический гений Бо Цзюи, сплётшиеся корни разных растений мужают вместе, употребляя во благо друг другу и стебли свои, и листья.

Hosted by uCoz