ПЕНСИЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ ТОЖЕ БУДЕТ

Информация о пенсионном обеспечении граждан, выезжающих на постоянное жительство за пределы Российской Федерации

I. Нормативно-правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение.
Пенсионное обеспечение граждан, выезжающих (выехавших) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2001 № 21-ФЗ “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”.
Действие настоящего Федерального закона, в соответствии со статьей 5, распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства.
Порядок выплаты трудовой пенсии гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации регулируется Положением от 8 июля 2002 года № 510 “О порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”.
На основании указанного Положения гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсия (кроме социальной), назначенная в соответствии с российским законодательством, может выплачиваться как на территории Российской Федерации, так и переводится за границу по месту их постоянного жительства.
Действовавший до 01.01.2002 Закон Российской Федерации от 20.11.90 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” был введен в действие в полном объеме с 01.01.92 года.
Правовых оснований для восстановления выплаты пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, не имеется.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации принято постановление от 27.02.2002 № 17/19пб “Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.
Пунктом 6 настоящих Правил установлено, что граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.
II. Перечень документов, необходимых для назначения пенсии
На основании статьи 19 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте, и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления данного заявления.
К заявлению гражданина о назначении трудовой пенсии (по прилагаемому образцу) должны быть приложены следующие документы:
• документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации);
• документы о трудовом (страховом) стаже (трудовая книжка);
• справка о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности;
• документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, выданный дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства;
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы:
• документ, подтверждающий нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении (справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки о доходах всех членов семьи);
• документы об изменении фамилии, имени, отчества (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств).
Иностранные документы, представляемые в целях пенсионного обеспечения, должны быть удостоверены путем проставления “апостиля” в компетентном органе страны проживания в соответствии со ст. 4 Гаагской Конвенции от 05.10.61 и иметь нотариально заверенный перевод на русский язык.
III. Перечень документов, необходимых для восстановления выплаты пенсии
Для перевода пенсии за пределы Российской Федерации гражданин представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации:
• Заявление о переводе назначенной пенсии за пределы Российской Федерации по форме согласно приложению № 2, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 № 510.
• Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами Российской Федерации, и справку о дате выезда на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое). Следует иметь в виду, что в зависимости от того, о каком из этих документов идет речь, различаются компетентные органы, полномочные их выдавать, и форма документов.
Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за границей, может выдаваться консульским учреждением Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. Если документ исходит от компетентного органа (должностного лица) иностранного государства, то необходимо его оформление в порядке, установленном для официальных иностранных документов. Справка о дате выезда выдается только консульским учреждением Российской Федерации.
Оформлять документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, при подаче указанных документов не требуется. Такой документ необходимо будет представить на следующий выплатной год.
Для выплаты пенсии на территории Российской Федерации гражданин представляет непосредственно в орган, осуществлявший его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации:
• Заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации по форме согласно приложению № 6, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 № 510.
• Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами Российской Федерации, и справку о дате выезда на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое).
Во всех случаях выплата пенсии производится при условии представления в Пенсионный фонд Российской Федерации или непосредственно в орган, осуществляющий выплату пенсии на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых на 31 декабря каждого года (документы, оформленные ранее указанной даты, для продолжения выплаты пенсии не принимаются).
Такой документ граждане, проживающие за границей, могут оформить как в консульском учреждении Российской Федерации, так и в компетентном органе иностранного государства по месту своего жительства.
В случае непредставления указанного документа выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После его представления выплата пенсии восстанавливается (возобновляется) с момента приостановления (прекращения), но не более чем за 3 года назад.
При первичном обращении по вопросам пенсионного обеспечения Управление рекомендует гражданам одновременно направлять в Пенсионный фонд Российской Федерации анкету, заполненную по прилагаемому образцу.

Управление по работе с соотечественниками
МИД Российской Федерации

Hosted by uCoz