* Образование

ПО СОВЕТАМ МАГНИТСКОГО

Акрам Валиев с ученикамиВосточная мудрость гласит, что задач учителя подвести ученика к порогу знаний, за которым он возьмет столько сколько ему нужно. Однако эта задача также не менее трудна. Недостаток наглядных пособий, методического материала часто становятся непреодолимыми препятствиями для педагога. Но для Акрама Валиева это был повод не сидеть сложа руки, ожидая улучшения материальной базы, а взяться и сделать наглядные пособия самому. Сейчас Акраму Валиевичу - 92 года. Есть чем поделиться с молодежью, нынешними педагогами. О том, какие пособия для учащихся получились рассказывает сам бывший старший преподаватель кафедры методики начального образоавния Ошского государственного педагогического института Киргизской ССР Акрам ВАЛИЕВ:
- Молодой учитель всегда стремится работать лучше. Когда я только начал преподавать, то столкнулся с той же проблемой, с которой сегодня сталкиваются молодые учителя - нехваткой материала, наглядностей. Решить эту проблему быстро не получалось и тогда мне на память пришел совет ученого, которого я считаю своим наставником и которому старался подражать - Леонтия Магнитского, ученого 18 века, автора первого учебника арифметики.
Россия всегда была богата одаренными, талантливыми людьми. Леонтий Филиппович из таких. В молодыые годы он обучался в монастыре Слободы, потом в Москве. Стоит отметить, что математические знания он получал самостоятельно. Далее его судьба была связана с московской школой по подготовке кадров для только что появившегося военного флота. В своей работе он был не только преподавателем, но еще и изобретателем наглядных пособий, измерительных приборов, которые очень были нужны в морских плаваниях. Он всегда говорил: «Не на чем показать, сделай и покажи. Но непременно покажи, а не объясняй на словах, ибо слова забудутся, а вот то, что ученик глазами увидел и руками потрогал - останется». Этому совету я следовал всегда.
Интересна и история появления самой фамилии Магнитский. Его настоящая фамилия - Телятин. Леонтий Филиппович пользовался большим уважением среди всех с кем общался. Даже Петр I интересовался его работами. Он как-то сказал: «Ты как магнит притягиваешь к себе всех, да и сам притягиваешься ко всем. Потому - быть тебе Магнитским.
Читая труды Леонтия Филипповича, я и сам понял, чем завоевывал сердца учащихся великий русский ученый. Понял и постарался перенять это. На протяжении всего преподавания я старался создать что-то полезное для своих учеников, студентов. Одним из моих изобретений стала модель стереометрического ящика, модели пирамиды и усеченной пирамиды. Это пособие было одобрено технико-педагогическим советом при министерстве просвещения Киргизии.
Детали самодельного стереометрического ящика позволяют построить модели многогранников, тел вращения, шара и его частей, а также модели к задачам на построение сечений. С помощью такого наглядного пособия можно не только демонстрировать новые темы, но и решать задачи по стереометрии.
Эту модель можно и разнообразить. Стереометрический ящик может стать «моделью шара». Одно время в программе математики требовалось провести лабораторные работы по определению недоступных высот и расстояний.
Фабричных приборов не хватало, а объяснять по риснукам я не хотел, считая это халтурой. Тогда на помощь вновь «пришел» Леонтий Магнитский. С участием учащихся нами были изготовлены универсальные угломеры.
Помогли мне его советы и когда разрабатывалась методика межпредметных связей. Как, например, связать математику и историю? Ответ я нашел в тех же советах русского ученого. До начала урока на классной доске написаны примеры по арифметике. Открыв левую половину доски можно сообщить, что у того, кто правильно решит пример, итоговая сумма будет соответствовать порядковой букве из русского алфавита. Таким образом, можно составить любое нужное слово. С помощью математики, масштабов и карт можно «проводить» путешествия по городам. Эти игры захватывают детей, и играючи, они понимают предмет.
Всего этого я добился, благодаря трудам и советам великого русского ученого Леонтия Магнитского. Поэтому, если у вас нет пособий, то не ждите, пока вам их привезут. Если вы хотите научить своих учеников, поступите по совету Леонтия Магнитского: «Не на чем показать, сделай и покажи. Но непременно покажи, а не объясняй на словах, ибо слова забудутся, а вот то, что ученик глазами увидел и руками потрогал - останется».

А. Евграфов

Hosted by uCoz