Неизвестная война

КРЫЛЬЯ НАД ЕВРОПОЙ

Ту-2Крылья Победы. Над руинами Киева, Минска, Варшавы. Над ликующими Прагой и Белградом. Над поверженными Будапештом. Берлином. И чаще других на снимках фронтовиков-фоторепортеров в небе над этими городами примелькавшиеся солдатам Великой Отечественной войны силуэты туполевских бомбардировщиков-Ту-2. Лучший бомбардировщик Второй мировой войны, сколько-нибудь соизмеримого с ним по тактико-техническим данным и эффективности применения не сумела создать ни одна из воюющих стран. Ту-2 - одна из знаковых марок военной техники того периода. По массовости выпуска, надежности, практичности конкурентами ее в борьбе за воинскую славу выступят разве что танк Т-34 и реактивные «катюши». Но почему же в сравнении с ними Ту-2 оказался несколько в тени?
Когда снимался фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» разыскивался другой самолет - конструкции Петлякова. Обнаружили его в знаменитом авиационном музее подмосковного Монино. По сути, был это уже не аппарат, способный подняться в воздух, а экспонат, шасси Может, и потому не уцелел пикировщик Петлякова для музея, что был ненадежен, часто попадал в аварии. Хотя задуман был с некоторой претензией, на нем удавались даже фигуры высшего пилотажа. На этом пикировщике разбился и сам его создатель. Верить ли авиацонному фольклору? На памятнике конструктору будто бы по явилась однажды надпись: «Спасибо за шасси. Остальное ты сам испытал».
Напротив, Ту-второму экипажи вверяли свои жизни бестрепетно. Ту-вторые ценились полководцами Великой Отечественной за умение и сноровку взломать, разметать, раскрошить самую долговременную оборону противника. Но на плакаты и почтовые марки попало изображение пикировщика Петлякова. Почему? Ту-2 был одним из самых «закрытых» , секретных самолетов. Высочайшие его боевые качества делали эту завесу секретности почти непроницаемой. Практика использования этого среднего бомбардировщика для поддержки наступающих войск была признана классической, вошла в инструкции и наставления. Имена главных создателей Ту-2 звучали все громче, но… безотносительно к этой боевой машине. Андрей Туполев. Сергей Королев. Иван Мякинников. Лаврентий Берия. По-разному вознаградила Советская Родина этих людей. Андрей Николаевич и Сергей Павлович обрели желанную свободу. Мой отец из пяти боевых орденов, кавалером которых в итоге оказался, больше других ценил самый первый - орден Красной Звезды с потемневшей от времен эмалью. Скупо, давались ордена в 1942-м году, потом командование стало на них щедрее… Про Лаврентия Берия вы знаете больше моего. Он расстрелян, недавняя попытка родственников добиться его реабилитации отвергнута.
Что же свело столь разных по возрасту и биографиям людей в свирепую сибирскую зиму 1941-го-1942-го годов на Омском аэродроме?
Что г рело их сердца в установившиеся на долгий срок сорокаградусные морозы? И как попал мой отец в столь «звездную» кампанию?
«Папа, а правда это, что Туполев свой истребитель продал немцам?»
Вопрос - об истребителе Мессершмидта. «мессере», который молва тех лет назвала «Туполевским». Зачем спрашиваю? Знаю, что сплетня, злой навет, из-за которого конструктор настрадался -насиделся, едва на волю вышел! Читал и обстоятельные опровержения биографов А.Н.Туполева. «Продать самолет» - значит отправить покупателю несколько вагонов тщательно подготовленной технической документации, сопроводить ее консультациями специалистов. Ничего подобного в сторону фашистской Германии, в крутые времена предвоенной шпиономании отправлено быть не м огло!
На мой вопрос отец взрывается возмущением: «Как ты такое можешь не то что говорить, даже думать о человеке! Андрей Николевич - русский, российский конструктор, он еще до революции самолеты для России начал изобретать, строить! Кто ты такой, чтобы судить Туполева, судить о Туполеве?»
Некоторое время отец мрачно задумчив. И потом внезапно выдает: «Да не продавал он истребитель! Ну, может на ресторанной салфетке что-то такое Мессершмидту когда-то набросал, какую-то общую компоновку. Он придумал конструкцию, ему надо было посмотреть, как она летает, а начальство зажалось, деньги не давали ее построить. Он проверил, на немецкие деньги. Можно сказать, сэкономил их государству! С него потом взяли слово,что нам он сделает самолет еще лучше. Но истребителями занимались уже другие, а он взялся за бомбардировщик».
От легкого шокатеряю дар речи. Не сразу адаптируюсь к услышанному. Значит, все-таки что-то было, какой-то ресторан, салфетка? Но быстро доходит: это - версия выдвинутого против Туполева и, вне сомнения , голословного, обвинения. Обычный образчик политических процессов тех лет. Отцу моему версия, скорее всего, сообщена была, на очередном политзанятии: «Бога - нет, царей- не надо. Всех святейших - под каблук. «Не давай попам пощады!» -говорил мне политрук». Ну, а дальше, глядишь, при ответе на вопросец, командирской аудитории о Туполеве - вот такие словеса…
«Папа, а как он к вам офицерам, обращался?»
«Называл ли «товарищами»? Считалось, что главные обвинения с него сняты, у всех хватало такта тему эту не затрагивать. Да ты, наверное, джумешь, что с Туполевым запросто можно было обо всем говорить? Он высокого тона был,держдался важно. Не на испытаниях. Там это все с него слетало. Там он становился просто хваткий, мастеровитый. А обращался он к нам, если речь держал, красиво: «Отцы мои!» И даже у опытного образца самолета, если работа наша нужна, если просить о чем ему нас приходилось, всегда вот так: «Отцы мои!» Мне однажды неловко даже стало, были мы молоды, кому под тридцать, кому за тридцать, а он-то - корифей! Я, хоть и стесняясь, спросил: «Андрей Николаевич! Почему вы все время нас так называете? Какие мы вам отцы? Скорее, вы нам в отцы годитесь. Вы -Туполев!»
«А он?»
«Я, - спрашивает - Туполев? Ну, я конечно, Туполев… Но тот Туполев, которого страна знает, это вы все! А я - кто? Я- Андрей Николаевич… Кто я без вас?»
«Омск. На аэродроме - минус сорок. Как он одет был? В форме? С погонами? Война, ведь?»
«Его, конечно, берегли. Шубу ему пошили, бекешу. По арестанской моде. Одна пола у бекеши черная, а вторая белая. И конвой при нем был безотвязно».
«Может, охрана?»
«Может и охрана. Только без двух сержантов мы его ни разу не видели».

Владимир Мякинников

Hosted by uCoz