Стенограмма пресс-конференции Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова по внешнеполитическим итогам 2004 года в Пресс-центре МИД России, Москва, 19 января 2005 года

98-19-01-2005

С.В. Лавров: Добрый день!
Рад вас приветствовать на этой пресс-конференции. Тех, кого не поздравлял, хочу поздравить с наступившим Новым годом и пожелать успешной работы. Мы ценим открытые и доброжелательные отношения, сложившиеся у нас с журналистским корпусом, и рассчитываем развивать их и дальше именно в таком ключе.
Прошедший год был не простым и для России, и для всего мирового сообщества. Он был отмечен трагическими событиями в нашей стране и в других странах. В целом, однако, если брать итоги года, то мы их рассматриваем как продуктивные для нашей внутренней жизни, экономического развития и внешней политики. Мы стремились максимально тесно связывать нашу внешнеполитическую линию с решением вопросов социально-экономического развития России, приближать все, что мы делаем на мировой арене к нуждам и интересам людей.
В свою очередь, стабильно растущая экономика, безусловно, подкрепляет международные позиции России. Сегодня у нас больше возможностей развивать не только политический диалог с другими странами, но и подкреплять этот диалог конкретными проектами экономического и инвестиционного сотрудничества. Это касается и отношений с нашими ближайшими партнерами, государствами – участниками СНГ. Это касается отношений России с большинством европейских государств, странами Азиатско-тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки и, разумеется, с Соединенными Штатами. Таким образом, наша политика, которую мы характеризуем как многовекторную, опирается на реальные возможности России, ее интересы и такие же встречные интересы наших партнеров практически во всех регионах мира.
Наши международные контакты показывают, что подавляющее большинство государств планеты заинтересованы в том, чтобы Россия и дальше играла активную роль в международных делах. Есть, разумеется, и те, кто смотрит на Россию с подозрительностью и даже призывают чуть ли не к противостоянию ей, к противодействию российской активности на международной арене. Наверное, вы не удивитесь, если я расценю такие подходы как призывы к возрождению конфронтации. Мы на это не поддадимся. Нас не спровоцируют. Принципы нашей внешней политики остаются неизменными. Будем и дальше отстаивать свои интересы твердо, последовательно, но конструктивно, ответственно, без скатывания к конфронтации. Убеждены, что другого просто не дано, потому что масштаб и суть тех проблем, которые стоят перед мировым сообществом, не позволяют такой роскоши, как впадание в конфронтацию и отказ от многостороннего коллективного партнерства по устранению угроз и вызовов, которые стоят перед всеми нами. Именно с этих позиций мы подходим к предстоящим крупным мероприятиям, которые состоятся уже в первые месяцы этого года, включая российско-американскую встречу на высшем уровне в Словакии, празднование 60-летия Победы над фашизмом, саммиты Россия – Евросоюз и “восьмерки”, а также ряд других внешнеполитических мероприятий, которые запланированы на 2005 год.
Недавняя трагедия в Южной и Юго-Восточной Азии еще раз показала, что чужой беды не бывает. Отклик мирового сообщества лишний раз продемонстрировал необходимость объединения усилий в борьбе с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, другими новыми угрозами и вызовами, борьбе со стихийными бедствиями, в сотрудничестве в деле ликвидации их последствий.
Ограничусь этими вступительными словами, и давайте используем это время для того, чтобы вы смогли задать вопросы, которые вас интересуют.
Вопрос: В оценках прошлого года для России на международной арене мнения экспертов расходятся. Одни называют его успешным, другие дают совершенно противоположные оценки. Хотелось бы узнать, как обстоят дела в реальности?
И второй вопрос. В четверг состоится инаугурация Президента США Дж.Буша. Как Россия намерена выстраивать отношения с этой страной на ближайшие 4 года? Каких конкретных решений она ждет от саммита в Братиславе, и что Вы думаете по поводу прозвучавшего вчера заявления К.Райс о том, что США намерены больше внимания уделять внутриполитическим проблемам в России и, в частности, развитию демократии в нашей стране?

С.В.Лавров: Как я уже сказал, год был не простой для России и других государств. Не буду перечислять события прошлого года. Они хорошо известны и действительно требовали быстрой реакции и нестандартных решений. Но я на стороне тех, кто считает его итоги позитивными для России и ее внешней политики. Уже отметил, что полностью подтвердилась правильность линии на многовекторный характер нашей деятельности на мировой арене. Эта линия опирается на прагматизм, на обеспечение наших национальных интересов, прежде всего, безопасности страны, на создание максимально благоприятных внешних условий для развития экономики и повышения уровня благосостояния российских граждан. На всех этих направлениях достигнуты существенные результаты: укрепилась договорно-правовая база наших отношений с российскими соседями и с другими странами, укрепляется база в том, что касается режима и обустройства российской границы. Обеспечение безопасности - это важный аспект. Буквально вчера был дополнительно сделан шаг: подписан Договор о госгранице с Казахстаном, которая является самой протяженной двусторонней границей в современном мире!
Укреплялись наши торгово-экономические, военно-политические связи с нашими партнерами и союзниками на пространстве СНГ. Упомяну договоренность о Едином экономическом пространстве четырех стран – России, Украины, Белоруссии и Казахстана, а также становление и укрепление Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), создание еще одной, в дополнение к базе в Киргизии, российской военной базы в Таджикистане. Обе эти базы обеспечивают эффективность ОДКБ в том, что касается созданного в рамках этого Договора механизма быстрого реагирования на угрозы и вызовы. Укрепляется, в целом, интерес к тому, чтобы СНГ стало более эффективным. Идет процесс реформирования Содружества с тем, чтобы в полном соответствии с его Уставом развивать интеграционные процессы в зависимости от степени готовности стран–участниц к тем или иным формам интеграции, будь то экономическая или военно–политическая. Здесь, наряду с ОДКБ и Единым экономическим пространством, упомяну ЕврАзЭС. Само Содружество рассматривается всеми его участниками как важный форум согласования позиций, обмена мнениями, определения стратегических направлений взаимодействия наших государств в тех сферах, где их интересы совпадают.
Продолжались усилия по урегулированию конфликтов на пространстве СНГ. К позитивному фактору я бы отнес то обстоятельство, что едва ли кто-нибудь сейчас всерьез рассчитывает на возможность решения этих конфликтов военным, силовым методом. То, что попытки, предпринимавшиеся в истекшем году, не удались и показали свою контрпродуктивность, наверное, является важным выводом на будущее. Сейчас, на мой взгляд, все заинтересованные стороны твердо выступают за необходимость политических, дипломатических, мирных методов урегулирования этих непростых конфликтов. В этом итог года и важный вывод для года наступившего.
У нас укреплялось взаимодействие с Соединенными Штатами. В борьбе с терроризмом мы должны быть союзниками. У нас просто нет другого выхода. Обе наши страны являются лидерами антитеррористической глобальной коалиции. В истекшем году мы внесли дополнительный вклад в ее укрепление. На основе российско–американского проекта Советом Безопасности ООН была одобрена важнейшая резолюция 1540, которая сформулировала новый важный принцип борьбы с террором для всего мирового сообщества, включая необходимость более ответственного подхода к недопущению попадания оружия массового уничтожения в руки террористов и необходимость возведения надежных барьеров на этом пути в каждой стране с привлечением возможностей региональных организаций. Этот аспект мы также считаем весьма важным.
Россия вместе с США и ведущими европейскими и другими странами стала полноправной участницей инициативы в области безопасности по борьбе с распространением оружия массового уничтожения.
Наша страна развивала весьма полезный диалог с Соединенными Штатами по стратегической стабильности. У двух государств имеется одобренный президентами сугубо конкретный план действий по практически всем направлениям обеспечения безопасности, развития экономического и иного взаимодействия в двусторонних отношениях.
Развивались наши отношения с Евросоюзом. Хотя, наверное, мы бы предпочли, чтобы этот процесс происходил более интенсивно. Однако, мы отдаем себе отчет в тех сложностях, с которыми страны ЕС и Евросоюз в целом столкнулись в связи с расширением этого сообщества и его глубокими реформами, включая продолжающийся процесс введения в силу новой Конституции Евросоюза.
Мы также отмечаем существенное укрепление наших отношений со странами Латинской Америки и Азиатско-тихоокеанского региона. Мы не просто развиваем двусторонние связи с государствами этих регионов, но и устанавливаем отношения с их субрегиональными группировками, подключаемся к интеграционным процессам, которые там бурно развиваются. Еще раз подчеркну, что это происходит не просто потому, что мы захотели распространить свои связи на те или иные страны или регионы, а потому, что эти процессы опираются на взаимный интерес. Мы чувствуем его со стороны наших партнеров и откликаемся на него на основе наших собственных интересов. Их совпадение налицо в экономической области, в сфере взаимодействия по проблематике региональной и глобальной безопасности. Мы его ощущаем в наших контактах с Латинской Америкой и с Азиатско-тихоокеанским регионом.
Истекший год подтвердил, что ООН (а это последовательная позиция России) является незаменимым форумом не просто для согласования действий, но и для координации практических шагов всех государств, урегулирования конфликтов, борьбы с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения (ОМУ). Я уже говорил о важной резолюции Совета Безопасности по проблематике нераспространения ОМУ. Упомяну еще одну резолюцию СБ ООН 1566, которая была принята по инициативе России вскоре после трагедии в Беслане. Она уточнила параметры требований ко всем государствам в антитеррористической борьбе, включая необходимость единых стандартов при оценке действий тех или иных лиц, которые обвиняются в причастности к террористической деятельности. Мы считаем, что и на этом направлении укрепления многосторонних начал в мировой политике российская позиция в истекшем году была весьма продуктивной.
Что касается второго вопроса, который вы задали, то я уже назвал предстоящий саммит в Братиславе в числе наиболее важных событий ближайшего времени. Он позволит Президенту России В.В.Путину и Президенту США Дж.Бушу обменяться мнениями и оценками о ходе выполнения тех договоренностей, которые были достигнуты на их предыдущих встречах. Эти договоренности, как я уже подчеркивал, весьма конкретны и были изложены в форме поручений соответствующим ведомствам двух государств. Имеются соответствующие план и график действий. Оба президента посмотрят, как эти договоренности выполняются на практике. Диалог будет весьма обширным. Будут обсуждены двусторонние вопросы, связанные с торгово–экономическим и инвестиционным сотрудничеством. В этой сфере в истекшем году было сделано немало. Американские компании наращивают свое присутствие на российском рынке, а российские компании осваивают рынок американский. Будет о чем поговорить и по другим вопросам в двусторонних делах, тем более, что планы также немалые. Помимо двусторонних отношений, есть международная проблематика, которая, конечно же, займет очень важное место на саммите в Братиславе. Борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, борьба с наркотрафиком, с организованной преступностью – это те темы международного диалога, по которым Россия и США просто обязаны играть ведущую роль в силу своего потенциала и своих интересов на мировой арене. Я думаю, что прозвучат и вопросы, которые связаны с необходимостью повысить готовность мирового сообщества к стихийным бедствиям наподобие цунами в Южной и Юго-Восточной Азии. Такие разговоры ведутся достаточно давно. Россия в лице нашего МЧС не раз предлагала подумать о создании глобального агентства по борьбе со стихийными бедствиями и, наверное, в нынешних условиях эта инициатива может получить дополнительное развитие, учитывая выявившиеся слабые звенья в мировой системе взаимодействия государств в этой области. Разумеется, предстоит обмен мнениями с нашими американскими коллегами в рамках саммита в Братиславе по проблематике региональных конфликтов в различных частях мира. В силу целого ряда причин, США и Россия являются участниками механизмов урегулирования практически каждого из них. За небольшим, наверное, исключением от наших стран во многом зависит, как пойдут дела на Ближнем Востоке и в других конфликтных горячих точках планеты.
Что касается моего отношения к высказыванию нового Госсекретаря США К.Райс о том, что она будет уделять больше внимания внутриполитическому положению в России, включая состояние демократии и ситуацию с правами человека, то могу только сказать, что это для нас не ново. Государственный департамент США регулярно публикует доклады о состоянии с правами человека в различных странах. Не всегда эти оценки совпадают с оценками других государств, в том числе и России. Мы отмечаем, что это является такой американской традицией. Тоже внимательно следим за тем, как другие государства соблюдают свои международные обязательства в области прав человека. Наверное, здесь критерии у нас будут общие, базирующиеся на имеющихся на этот счет документах, под которыми подписались Россия, США и другие государства. Разумеется, наше внутриполитическое положение – это наше внутреннее дело. Жизнь России развивается на основе российской Конституции и тех решений, которые в соответствии с ней принимает российское руководство. Если чьи-то решения на национальном уровне в той или иной стране начинают противоречить международным обязательствам, тогда наступает период для озабоченности мирового сообщества. Не думаю, что в иных случаях подобный интерес может каким-то образом влиять на отношение России и на ее политику. Когда в наш адрес звучит конструктивная критика, мы всегда к ней прислушиваемся. Когда же анализ нашей внутренней ситуации используется для того, чтобы пытаться вернуть всех нас к “холодной войне”, мы с этим соглашаться не будем. Не думаю, что те, кто в последние месяцы через СМИ пытаются представить происходящее в России как чуть ли не откат к тоталитаризму, действуют, исходя из добросовестных побуждений. Наверное, кому-то не нравится, что Россия укрепляется, а кому-то не по душе, что Россия становится все более самостоятельной в политическом и в финансовом плане. Но я убежден, что подобные попытки некоторых деятелей использовать СМИ для продвижения подобных взглядов, не найдут поддержки у серьезных политиков, а Кондолизу Райс мы знаем как серьезного политика. Едва ли американская администрация отойдет от того курса, который был сформулирован двумя президентами по развитию партнерства между нашими двумя странами. По крайней мере, мы не имеем сомнений на сей счет.
Вопрос: Каких реально результатов удалось добиться в деле борьбы с главным злом - международным терроризмом? У. бен Ладен в бегах, в Ираке и Афганистане гремят взрывы, а по Европе и США разгуливают личности типа А.Закаева.
С.В.Лавров:
Я уже упоминал некоторые конкретные результаты в борьбе с терроризмом в истекшем году. Это – важные, конкретные резолюции Совета Безопасности ООН по повышению требовательности ко всем государствам в практическом выполнении имеющихся решений по укреплению глобальной антитеррористической коалиции, по недопущению попадания оружия массового уничтожения и средств его доставки в руки террористов. Это укрепление Инициативы по безопасности в области распространения оружия массового уничтожения, взаимодействие России и НАТО по антитеррористической проблематике, включая подписание в декабре прошлого года в Брюсселе совместного плана действий в рамках Совета Россия-НАТО по борьбе с терроризмом, который предусматривает доверительный обмен информацией, совместные учения и тренировки, разработку детекторов взрывчатых веществ и другие сугубо конкретные мероприятия, которые выводят наше антитеррористическое партнерство в рамках Совета Россия-НАТО на новый уровень. Это и участие России в операции “Активные усилия” в Средиземном море, которая призвана не допустить контрабанду материалов, которые могут быть использованы террористами в своих целях. Это также решение стран Черноморского бассейна о том, чтобы имеющийся механизм сотрудничества, так называемый “Блэксифор”, был тоже ориентирован на борьбу с терроризмом и нераспространение ОМУ. Такие решения приняты и будут реализовываться на практике, в том числе через коллективное патрулирование военными судами стран “Блэксифор” бассейна Черного моря. Это – совместные учения, которые были проведены в России совместно с нашими партнерами из НАТО: “Авария – 2004” и “Калининград – 2004”. Это и усиление антитеррористической проблематики в диалоге России с США, Евросоюзом и многими другими странами. Созданы стратегические группы по совершенствованию двустороннего сотрудничества в антитеррористической борьбе, они работают, проходят их заседания с участием Министерств иностранных дел, спецслужб и других ведомств, которые задействованы в такого рода деятельности. Обмен информацией весьма полезен. В целом ряде случаев удалось предотвратить попытки подготовки и совершения терактов. Так что я вижу достаточно большие достижения на этом поприще. Разумеется, террористическая угроза сохраняется, но никто не говорил, что борьба с терроризмом будет быстрой. Для того, чтобы она велась более успешно, необходимо, конечно же, отказаться от двойных стандартов в этой области и подходить с единой меркой ко всем тем, кто готовит, вдохновляет террористов и, разумеется, к тем, кто осуществляет террористические акты. В этой связи мы ожидаем, что те, кто подозреваются в причастности к террористической деятельности, будут выдаваться в страны, которые того требуют. Тем более, что принятая после Беслана резолюция СБ ООН 1566, о которой я уже говорил, прямо подчеркивает необходимость подходить к такого рода лицам с единых позиций. В идеале было бы правильно составить общий единый список всех тех лиц, которые причастны к террористической деятельности. Такое предложение Россия внесла в Совет Безопасности. Оно взято в проработку, создана специальная группа для изучения этого вопроса.
Вопрос: Насколько эффективна, на Ваш взгляд, структура СНГ, так как последнее время раздается немало критики в адрес этого объединения, в частности, от грузинских властей? Все ли нормально функционирует в этом объединении и не требует ли оно реформирования?
И второй вопрос. Будут ли обсуждаться такие острые вопросы, как создание совместных антитеррористических центров в Грузии и подписание Большого рамочного соглашения во время Вашего визита в Грузию? Ожидаете ли Вы прорыва в отношениях после своего визита, потепления в российско-грузинских отношениях?

С.В. Лавров: Что касается СНГ, я уже упоминал кратко, что мы чувствуем, что у всех стран Содружества есть интерес к тому, чтобы сделать его более эффективным. Для таких пожеланий есть основания. Многие решения, которые принимались с момента образования СНГ, остались на бумаге, носили декларативный характер. Есть и целый ряд проблем, связанных с перегруженностью повестки дня заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств. Общей тенденцией в процессе реформирования СНГ является задача разгрузить Совет глав государств и Совет глав правительств, чтобы наши лидеры могли сосредоточиться в ходе своих встреч на стратегических вопросах сотрудничества, выявлении тех областей, где интересы совпадают и есть реальная возможность для совместных действий. При том понимании, что отраслевые вопросы, которые регулярно выносились до сих пор на рассмотрение глав государств, могли бы решаться на уровне соответствующих министров, будь-то министр иностранных дел, внутренних дел, обороны, руководители спецслужб или правоохранительных органов. Все эти министерства имеют свои структуры в рамках СНГ. Как показывает практика, и в частности, последнее заседание Совета министров внутренних дел, такие механизмы работают весьма успешно над решением тех задач, которые волнуют все страны. В современных условиях особенно это ощущается в правоохранительной сфере. В то же время имеются секторальные органы, которые проводят встречи от случая к случаю, либо вообще не собираются и как бы не имеют конкретных вопросов для совместного обсуждения. Такие органы, наверное, лучше ликвидировать. Такая работа сейчас ведется. В контактах со всеми членами Содружества мы инвентаризируем перечень вспомогательных органов СНГ и будем готовить соответствующие предложения к очередному саммиту глав государств.
Есть сферы, в которых ощущается интерес к тому, чтобы СНГ было более структурированным. И одна из таких сфер - это гуманитарное сотрудничество в его самом широком понимании, включая культуру, искусство, кино, театр, образование, науку, спорт или туризм. По многим из этих направлений есть отдельные рамочные документы и, наверное, пришло время посмотреть, не стоит ли их конкретизировать и заключить какие-то договоренности, которые облегчили бы проведение различных обменов в сфере образования, сотрудничество по поддержке языков стран СНГ в рамках Содружества, организацию кино- и театральных фестивалей, спортивных соревнований. Кубок Содружества по футболу, который сейчас проходит в Москве, очень популярное соревнование. Почему бы не подумать о том, как провести такие соревнования по другим видам спорта. Мы обо всем этом думаем. Предварительные выводы, которые мы можем сделать на основе первых контактов с нашими партнерами по СНГ, говорят, что мы сможем провести реформы, сохранив базовые принципы СНГ, а именно: добровольность, возможность для разноскоростной интеграции. Мы вместе с тем найдем какие-то вещи, по которым сама жизнь подталкивает наши страны к более тесному сотрудничеству.
Что касается визита в Грузию, мы договорились провести такой визит, насколько я помню, 18 февраля. Надеюсь, что еще до него возобновятся переговоры по Большому договору и другим вопросам наших двусторонних отношений, включая создание антитеррористических центров с использованием той инфраструктуры, которая сейчас имеется в Грузии, включая инфраструктуру нынешних российских военных баз. К сожалению, по Большому договору переговоры уже не велись несколько месяцев. Однако мы рассчитываем, что в ближайшее время, еще до моего визита, состоятся дополнительные контакты с грузинской стороной, в ходе которых будет продолжено обсуждение всего комплекса наших двусторонних отношений, что позволит ускорить возобновление работы над договором.
Вопрос: Сергей Викторович, Вы уже сказали, что “холодной войны” не будет. Но все-таки я здесь живу в России 13 лет и вижу, что отношения между нашими странами при В.В.Путине и Дж.Буше не такие теплые, как были при Б.Н.Ельцине и Б.Клинтоне. Не считаете ли Вы, что все-таки отношения стали холоднее и что люди стали смотреть друг на друга больше как на врага, а не как на друга?
И второй вопрос. Как политические изменения, произошедшие в России в последние несколько месяцев, о которых говорил Президент России В.В.Путин, влияют на имидж России за рубежом?
С.В.Лавров:
Не думаю, что отношения между президентами В.В.Путиным и Дж.Бушем менее теплые, чем между президентами Б.Н.Ельциным и Б.Клинтоном. Кроме всего прочего, надо понимать, что мы имеем в виду, когда говорим о их теплоте. Могут быть очень теплые и даже горячие отношения, которые не выливаются в конкретные дела. А могут быть отношения дружеские, нормальные, добрые, “без перегрева”, которые способствуют равноправному партнерству, диалогу и сотрудничеству в конкретных вещах.
Могу сказать, что наша оценка отношений двух президентов соответствует второй модели – взаимоуважительное отношение двух лидеров, которые лично расположены друг к другу. Они встречаются, могут обсуждать любые вопросы, получать на них ответы и с уважением относиться к позиции друг друга. Президенты могут договариваться о том, как дальше строить отношения. Другое дело, что не всегда эти договоренности реализуются в полной мере так, как того хотели президенты. Бывает, что бюрократия немножечко пытается вносить коррективы. Мы считаем это неправильным и будем последовательно добиваться того, чтобы эти решения, которые принимают наши лидеры, добросовестно претворялись в жизнь. Об этом тоже, как я уже сказал, пойдет речь в Братиславе.
Не слышал о том, чтобы в России какой-то значительный сегмент общественного мнения стал рассматривать Соединенные Штаты в качестве врага. Мы даже в самые трудные годы, когда после Второй мировой войны началась “холодная война”, не рассматривали Соединенные Штаты в качестве врага. У обеих стран был термин “потенциальный противник”. Это было обусловлено тем, что ракетно-ядерные потенциалы у США и СССР были огромные, но в сознании простых людей подавляющее большинство россиян, я думаю, не считают Соединенные Штаты врагами.
Что касается наших внутриполитических реформ, то, как не раз подчеркивалось, и в этом может убедиться любой наблюдатель, они реализуются в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, с принципом федерализма, который в ней заложен. То, что эти реформы соответствуют принципу федерализма, недавно подтвердила Венецианская комиссия Совета Европы. На этот счет имеются оценки внешних наблюдателей.
Насчет имиджа или образа России. Конечно, мы все хотим, чтобы нас воспринимали в мире. Это естественное желание, чтобы она воспринималась в мире нормально, должно быть у каждой страны. В данном случае, это не является нашей самоцелью. Реформы проводятся для того, чтобы укрепить нашу страну и ответить на те вызовы единству нашей страны, которые мы реально ощущаем, и соответственно ее месту в мире. Они необходимы для того, чтобы власть работала более эффективно и содействовала развитию экономики, причем не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в сфере высоких технологий. Это требует действительно серьезного государственного внимания на всех уровнях, включая региональный. Для того, чтобы власть в большей мере учитывала нужды людей, создается Общественная палата. Миру нужна сильная Россия, поскольку это в интересах всех, в интересах более эффективной борьбы с терроризмом, с оружием массового уничтожения и новыми вызовами. И если те, кто понимает это, видит в этих реформах позитивное для нашей страны и для судеб мира, то мы считаем, что эта оценка правильная. Для тех, кто считает, что сильная Россия не в их интересах, наверное, наш образ будет рисоваться каким-то иным. Но повторяю, это не наши проблемы.
Вопрос: Как Вы оцениваете предстоящий визит Президента Сирии Б.Асада в Россию? Прокомментируйте шумиху вокруг продажи ракет Сирии.
С.В.Лавров:
Президент Сирии Б.Асад посетит Россию впервые после того, как он занял этот пост в 2000 году. Сирия - один из наших важнейших партнеров на Ближнем Востоке. С этой страной нас связывают долгие и добрые отношения. Мы придаем визиту большое значение с точки зрения рассмотрения всего комплекса нашего двустороннего сотрудничества. Рассчитываем, что будет подписан ряд соглашений в сфере торговли и экономики, которые позволят укрепить договорно-правовую базу в наших связях и соглашения, посвященные развитию нашего сотрудничества в энергетике, транспорте, в металлургической и добывающей промышленности.
Безусловно, будет обсуждаться ситуация на Ближнем Востоке. Сирия является одним из ключевых государств для урегулирования ближневосточной ситуации, которое должно охватывать не только палестино-израильские отношения, но и сирийско-израильский и ливано-израильский треки. Россия, как и Сирия, последовательно выступает именно за всеобъемлющий подход к ближневосточному урегулированию, за то, чтобы не игнорировать те или иные его аспекты. Оно может быть только комплексным, а любые попытки выдергивать те или иные элементы из общей картины только затрудняют и отложат тот момент, когда урегулирование станет возможным.
В отношении, как вы сказали “шумихи про ракеты”, то я уже имел возможность комментировать эту ситуацию, как и Министр обороны России С.Б.Иванов. Наше сотрудничество с Сирией широкоформатное, всестороннее. Оно включает военно-техническое сотрудничество. Но никогда в наших связях по этой линии мы не выходили за рамки наших международных обязательств, никогда не поставляли оружие, которое либо запрещено нашими международными обязательствами, либо то, которое в тех или иных количествах дестабилизировало бы ситуацию в регионах конфликтов. Все эти принципы закреплены в российском законодательстве, и мы строго руководствуемся ими в наших отношениях со всеми странами, включая, разумеется, Сирию.
Вопрос: В последнее время, когда я разговаривала с немецкими инвесторами, у меня сложилось впечатление, что условия изменились и они испытывают сомнения насчет инвестиций в Россию. Что Вы как Министр иностранных дел России можете сделать, чтобы изменить это впечатление?
Какие отношения Вы надеетесь организовать с новым Президентом Украины?
С.В.Лавров:
Откровенно говоря, я не слышал от своих германских коллег, что их бизнес стал испытывать сомнения в отношении инвестиций в Российскую Федерацию. Напротив, планы и пожелания, которые были у ряда германских компаний в отношении инвестиций в Россию, сохранялись. Это все подтвердилось во время визита в декабре прошлого года Президента России В.В.Путина в ФРГ. Разговаривая с коллегами из других стран, включая представителей американского, европейского, азиатского, латиноамериканского бизнеса, я ощущаю, что их интерес к инвестициям в Россию не только сохраняется, но и возрастает. Главными факторами такого интереса является сохранение уже несколько лет подряд профицита нашего бюджета. В этом году размер профицита бюджета составляет больше четырех процентов ВВП. Важным фактором также является неуклонное увеличение стабилизационного фонда, что является одной из гарантий устойчивости российской экономики. Кроме того, недавнее решение России предложить нашим партнерам по Парижскому клубу досрочно выплатить большую часть российского долга было воспринято членами этого клуба как очередное свидетельство того, что российская экономика развивается устойчиво. Ощущаю, что все эти факторы увеличивают интерес к инвестициям в Россию. Такова моя оценка ситуации. Повторяю, я не слышал от моих немецких или других коллег иных оценок. Мы читаем в СМИ много материалов в русле той озабоченности, которую вы высказали. Я уже касался темы этих материалов и не думаю, что все они сочиняются с добрыми намерениями. Таковыми мы их и рассматриваем.
Что касается Украины, то Президент России В.В.Путин не раз подчеркивал, что мы будем уважать выбор украинского народа. Это в полной мере относится и к победившему на последних президентских выборах в Украине В.А.Ющенко. Он не раз говорил, что хочет осуществить свой первый визит в качестве Президента Украины в Российскую Федерацию. Россия и ее Президент, конечно же, откликнется на такое пожелание.
Отношения между нашими странами неизмеримо глубже и шире, чем та конъюнктура, которая присутствовала в ходе длительной выборной кампании в Украине. Эти отношения определены историей, географией, экономикой, культурой и судьбами людей. Иного, кроме как наращивать эти отношения во всех областях, нашим народам не дано. Я знаю, что в Украине едва ли найдется политик, который будет иначе вести дело с Россией. А в России едва ли найдется политик, который будет иначе, чем по-партнерски, по-соседски, по-дружески относиться к развитию отношений с Украиной и украинским народом. Так что я исхожу из того, что эти объективные интересы будут лежать в основе наших отношений и впредь.
Вопрос: Ваши комментарии по поводу слов американского Президента Дж.Буша о том, что он не исключает военные действия в Иране. Какие меры при этом предпримет Россия для предотвращения худшего сценария развития ситуации?
С.В.Лавров:
Говоря об Иране, хочу подчеркнуть прежде всего то, что все основные участники переговоров и контактов, направленных на урегулирование ядерной проблемы этой страны, однозначно исходят из того, что оно должно происходить политическими и дипломатическими методами. Для этого есть все возможности. Это подтвердило заседание Совета управляющих МАГАТЭ в ноябре прошлого года, где была рассмотрена договоренность, достигнутая между тремя европейскими странам: Францией, Великобританией и Германией с одной стороны, и Ираном – с другой. Она была поддержана и Россией, которая вела параллельные контакты с европейской тройкой и с Ираном. Достигнута договоренность о замораживании программы обогащения урана в Иране и о продолжении тесного, без каких-либо закрытых тем, сотрудничества между Ираном и МАГАТЭ. Если все стороны будут придерживаться достигнутых договоренностей, а они предполагают развитие сотрудничества и диалога с Ираном в энергетической, экономической областях и в сфере урегулирования ситуации в регионе, то я убежден, что мы достигнем нужного результата. Не считаю полезным говорить даже гипотетически о тех ситуациях, которые могут возникнуть в случае, если кто-то решит прибегнуть к иным методам, помимо дипломатических и политических. Повторю, убежден, что мирное, политическое урегулирование иранской проблемы возможно на основе достигнутых договоренностей, взаимного учета интересов и взаимного уважения. Россия будет делать все, чтобы они были реализованы на практике.
Вопрос: Господин Министр, у нас есть информация, что в феврале месяце состоится Ваш визит в Азербайджан. Какие вопросы будут обсуждаться? Будет ли рассматриваться с азербайджанским руководством нагорно-карабахская проблема?
С.В.Лавров:
2 февраля намечен визит в Азербайджан. Конечно же, мы будем обсуждать состояние нашего двустороннего сотрудничества. Это действительно очень разветвленное сотрудничество, охватывающее все сферы жизни: торговлю, экономику, инвестиции и культурные связи. Большое внимание будет уделено подготовке к визиту Президента Азербайджана И.Г.Алиева в Россию во второй половине февраля. Мы обсудим подготовку реформирования Содружества Независимых Государств. Карабахское урегулирование наверняка будет затронуто. Россия является участницей тройки сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которая имеет мандат по содействию нахождению развязки вокруг Нагорного Карабаха. Мы отмечаем, что в последние месяцы после встречи Президента Азербайджана И.Г.Алиева и Президента Армении Р.С.Кочаряна в Астане в сентябре прошлого года и их встречи там с Президентом России В.В.Путиным, наметились, по-моему (я с осторожным оптимизмом скажу), некоторые позитивные подвижки. Представители Армении и Азербайджана, включая министров иностранных дел, поддерживают контакты между собой, и сопредседатели Минской группы оказывают им в этом содействие, и по нашим, повторю еще раз, осторожно-оптимистическим оценкам, процесс идет в правильном направлении. Конечно же, мы в Баку обменяемся мнениями о ходе этого процесса и как можно помочь его завершению.
Вопрос: Сергей Викторович, Президент России В.В.Путин поставил под сомнение возможность проведения демократических выборов в Ираке под оккупацией. Как Вы будете отвечать на комментарии многих наблюдателей, в частности, в арабском мире, что якобы Россия поставила под сомнение возможность провести демократические выборы. Будет ли это заранее означать их непризнание? Как Вы видите после выборов отношения между Россией и Ираком?
С.В.Лавров:
Мы просто оцениваем ту информацию, которую имеем. Убежден, что она доступна практически всем. В Ираке с каждым днем, по мере приближения даты выборов – 30 января 2005 года – ухудшается ситуация в области безопасности. Там находится огромный многонациональный военный контингент, который пытается контролировать ситуацию в стране и решать возникающие многочисленные проблемы. В Ираке продлено чрезвычайное положение, которое охватит и дату 30 января. Эти условия едва ли можно считать обычными для проведения выборов. Их даже можно назвать чрезвычайными. Поэтому говорить о том, что эти выборы будут абсолютно соответствующие стандартам не приходится. Вместе с тем, если Временное правительство Ирака, несмотря на все эти обстоятельства, все же подтвердит необходимость проведения выборов и они состоятся, то каков бы ни был их результат, легитимность этих выборов должен определять сам иракский народ, а не какие-либо сторонние наблюдатели или группы. Мы исходим из того, что, в принципе, выборы крайне необходимы, чтобы как можно скорее начать реальный процесс установления суверенитета иракского народа над своей страной. Необходимо, чтобы появился какой-то орган, который был бы избран, пусть далеко не в идеальных условиях, но самими иракцами. Это уже будет новой фазой в процессе восстановления суверенитета. Пока этот процесс буксует очень серьезно. Прежде всего из-за того, что не удается наладить межиракский диалог, не удается начать процесс национального примирения, для чего необходимо взаимодействие Временного правительства Ирака со всеми политическими, религиозными, этническими группами, включая оппозиционные. Мы, как я уже не раз говорил, еще год назад стали указывать на необходимость такого межиракского диалога, на необходимость начать процесс национального примирения еще до того, как было сформировано Временное правительство Ирака. На том этапе многие разделяли эту идею. Однако, но Временное правительство Ирака было сформировано иным способом, не на основе диалога. Тем не менее, идея этого диалога и необходимость национального примирения и согласия закреплена в резолюции Совета Безопасности ООН 1546.
Повторяю, к сожалению, пока реальных сдвигов здесь не произошло, хотя на конференции в Шарм-эль-Шейхе в ноябре прошлого года все ее участники, включая соседей Ирака и страны “восьмёрки”, Китай, Генерального Секретаря ООН, высказались за то, чтобы такой диалог был начат еще до выборов. По разным причинам это не получилось, поэтому повторю еще раз, если выборы все-таки состоятся, определять легитимность этих выборов должен, прежде всего, сам иракский народ, а не кто-то со стороны. Но мы исходим из того, что в любом случае, национальное
согласие – безальтернативно для Ирака. И чем скорее реальный процесс в этом направлении начнется, тем лучше. Мы будем готовы оказывать этому всяческое содействие.
Вопрос: После назначения в Латвии российским послом В.И.Калюжного, сделанных им заявлений, появилось мнение, что приоритетными российскими интересами в Латвии являются интересы экономические, в том числе Вентспилский порт. Действительно ли это так? И второй вопрос. Когда будет подписан договор с Латвией о границе?
С.В.Лавров:
Наши интересы в отношениях с Латвией такие же, как в отношениях с любым нашим соседом, да и с любой страной в принципе. Мы хотим, чтобы отношения были нормальными, добрососедскими, чтобы они были взаимовыгодными и основывались на общепринятых нормах, на тех обязательствах, которые наши страны имеют в международном плане.
Экономика, конечно же, - одна из главных составляющих в любых двусторонних отношениях. Мы заинтересованы в развитии взаимовыгодного сотрудничества. Мы также заинтересованы в том, чтобы урегулировать все имеющиеся между Россией и Латвией проблемы, включая подписание договора о границе и вообще согласование принципов наших взаимоотношений. Президент В.В.Путин предложил подписать Договор о границе 10 мая в Москве. В этот день здесь пройдет саммит Россия – Евросоюз. Учитывая, что договоры о границе с Латвией и Эстонией давно уже готовы, и что наши коллеги из Евросоюза не раз высказывали заинтересованность в том, чтобы эти договоры подписаны, день проведения саммита Россия – ЕС дает неплохой повод подписать и договоры о госгранице с Латвией и Эстонией. Мы также предложили, чтобы одновременно с этими договорами были приняты соответственно российско-латвийская и российско-эстонская Декларации об основах взаимоотношений. Аналогичный документ с Литвой мы уже подписали много лет назад. В таких декларациях определялись бы все базовые принципы, на основе которых будут строиться наши связи, включая, разумеется, проблематику прав человека и национальных меньшинств. Мы передали проекты соответствующих документов нашим коллегам из Латвии и Эстонии. Мы рассчитываем в ближайшее время получить их реакцию с тем, чтобы можно было бы согласовать эти документы в расчете на их принятие в Москве 10 мая.
Вопрос: Сергей Викторович, последнее заявление Министерства иностранных дел Грузии о прекращении мониторинга российско-грузинской границы миссией ОБСЕ вызвало опять шквал обвинений российской стороны в адрес Грузии о поддержке террористов и об их нахождении в Панкисском ущелье. Разъясните, какова последняя позиция МИД.
С.В.Лавров:
Россия была инициатором постановки в ОБСЕ вопроса о том, чтобы мониторинговая миссия на российско-грузинской границе была прекращена. Эта миссия сыграла свою роль на определенном этапе, когда со стороны наших двух стран эта граница недостаточно хорошо контролировалась. Она имела в этом месте больше политико-психологическое значение, потому что, к сожалению, в практическом плане она не способствовала сокращению числа нарушений этой границы. Миссия ОБСЕ осуществляла патрулирование в строго определенное время по заранее определенным маршрутам, которые хорошо были известны всем тем, кто мог иметь желание эту границу нарушить. Одновременно на содержание этой миссии тратились немалые деньги - более 15 млн. евро. Учитывая, что ОБСЕ не такая уж богатая организация, ясно, что эти ресурсы можно с большей пользой потратить в том числе и на нужды самой Грузии, например на осуществление проектов в Грузии, включая проекты укрепления пограничных служб этой страны. Мы со своей стороны границы более готовы к тому, чтобы ее контролировать силами российских пограничников. Так что здесь никакой политической диверсии усматривать не надо. Это сугубо прагматические соображения, и наши коллеги в ОБСЕ, по крайней мере в частных беседах, признают, что эта миссия уже больше не нужна и не стоит расходовать на нее средства. Что касается террористов и использования ими Панкисского ущелья, то в истекшем году налаживалось сотрудничество между пограничными и правоохранительными службами России и Грузии. Оно дало определенные результаты. Однако до конца эта проблема не решена. Мы рассчитываем, что в рамках двусторонних договоренностей, которые имеются между соответствующими службами безопасности и охраны границы двух государств, такое взаимодействие продолжится, с тем чтобы закрыть возможность для террористов использовать Панкисское ущелье в качестве перевалочной базы, зоны отдыха и т.д.
Вопрос: Как Вы оцениваете результаты прошедшего недавно визита Министра иностранных дел Японии Н.Матимуры в Москву? В частности, Вы сказали, что необходимо строить мост между нашими странами. Как он Вам видится, то есть, что Россия планирует сделать и что бы Вы хотели получить в плане строительства этого моста от своих японских коллег? Что должно быть сделано для определения даты визита Президента России В.В.Путина в Японию?
С.В.Лавров:
Я уже имел возможность оценить итоги переговоров с Министром иностранных дел Н.Матимурой в день, когда он находился в Москве. Коротко повторю, что я расцениваю состоявшиеся переговоры как весьма полезные, прежде всего в том, что мы подтвердили необходимость развивать наши отношения на основе одобренного Президентом России В.В.Путиным и Премьер-министром Японии Дз.Коидзуми в 2003 году “Плана действий”, который предусматривает развитие широкого взаимовыгодного сотрудничества во всех областях между нашими странами при одновременном продолжении переговоров по проблеме мирного договора. По-моему, по итогам переговоров есть более реалистичное понимание необходимости двигаться именно по этому, начертанному нашими лидерами пути.
Прежде чем определять сроки визита Президента России В.В.Путина в Японию, необходимо понять, каковым будет его конкретное наполнение. В российско-японских отношениях есть немало заделов, которые в случае их реализации, позволили бы вывести их на качественно новый уровень. Это такие сферы, как энергетика, космос, высокие технологии и многое другое.
Есть соглашения, которые могли бы быть заключены для придания более серьезного импульса нашим связям, укрепления их договорно-правовой базы. Мы обменялись с японским коллегой проектами материалов, которые мы считаем, могли бы быть подготовлены к визиту. Договорились, что изучим предложения друг друга. Уже есть совпадающие предложения по целому ряду вопросов. Есть предложения, которые еще предстоит досогласовать. После изучения взаимных предложений, обменяемся своими оценками и посмотрим, какой пакет договоренностей вырисовывается к визиту Президента В.В.Путина. После этого можно будет определять приемлемые для обеих сторон сроки визита.
Вопрос: Что бы Вы могли сказать по поводу отношений России и ЕС? Необходима ли более активная политика в отношении ЕС? Что должна сделать Россия, а что - ЕС?
С.В.Лавров:
Рассчитываю, что в ближайшие месяцы нам удастся выполнить договоренность, которая была достигнута на саммите Россия-Евросоюз в Гааге в ноябре прошлого года, а именно, как сказал Премьер-министр Нидерландов Я.П.Балкененде, мы можем в самое ближайшее время согласовать и заключить “дорожные карты” по четырем пространствам между Россией и Евросоюзом. Мы исходим из того, что крайне важно завершить эту работу до очередного саммита с Евросоюзом в Москве 10 мая, но повторяю, Премьер-министр Я.П.Балкененде выразил надежду, что это может удастся сделать и поскорее. На данном этапе – это наиболее конкретная цель в наших отношениях с Евросоюзом. Что касается общефилософского вопроса, что должна сделать Россия и что должен сделать Евросоюз в плане развития нашего партнерства. Мы заинтересованы в развитии такого партнерства. Считаем его самостоятельным, важным фактором в мировой политике. Наверное, здесь нужно вести речь о том, чтобы мы подходили к созданию четырех общих пространств на равноправной основе. Здесь я бы даже провел параллель с тем, как мы развиваем сотрудничество в рамках Совета Россия-НАТО, где нет блоков, где есть страны, которые выступают в национальном качестве. В рамках Совета Россия-НАТО работа ведется на выявлении общих вопросов, по которым все страны заинтересованы во взаимодействии. Работа ведется на основе совместного анализа проблем и совместной выработке механизмов по решению этих проблем. Именно так мы бы хотели вести свои дела и с Евросоюзом, хотя иногда у наших европейских коллег наблюдается желание просто согласовать что-то между собой, а потом приглашать Россию присоединиться на тех условиях, которые были согласованы внутри Евросоюза. Это вряд ли отвечает требованиям сегодняшнего дня. Мы хотим наши отношения развивать на основе равноправия и взаимной выгоды. Надеемся, что именно так будут сформулированы “дорожные карты”, именно так будет развиваться наше сотрудничество на обозримых среднесрочных перспективах.
Вопрос: 9 мая отмечается 60-летие Победы. Вы и Ваше правительство пригласили многих лидеров, в том числе лидера КНДР и лидера Южной Кореи. В минувшее воскресенье стало известно в Корее, что наш Президент Но Му Хен намерен участвовать в этом празднике. Я хотела спросить, получили ли Вы ответ от Северной Кореи. И возможно ли, что в Москве состоится саммит двух лидеров из Северной и Южной Кореи. И еще хотела задать последний вопрос, касающийся шестисторонних переговоров. Как Вы их оцениваете и какая перспектива у этих переговоров?
С.В.Лавров:
На празднование 60-летия Победы 9 мая в Москве приглашены многие лидеры государств, которые участвовали во Второй мировой войне. Большинство из них уже приняли приглашения, а ответы от остальных ожидаются. Я надеюсь, мы получим их в скором будущем, чтобы провести подготовку этого мероприятия как следует.
Что касается возможных контактов между нашими гостями
9 мая в Москве, то если эти контакты имеются в виду без российского участия, то, наверное, эти вопросы лучше адресовать к тем лидерам, которые могут такие контакты здесь осуществить.
По шестисторонним переговорам мы рассчитываем, что в ближайшем будущем удастся их возобновить. Усилия на этом направлении соответственно предпринимаются. Все страны, которые участвуют в “шестерке” находятся в постоянном контакте и, повторяю, надеюсь, в ближайшее время эти переговоры возобновятся.
Вопрос: Какова позиция России по поводу последних событий в Республике Сербской и роли международного сообщества в попытках сорвать Дейтонский договор?
С.В.Лавров:
Мы убеждены, что Дейтонское соглашение должно оставаться основой боснийского урегулирования, прежде всего в том, что касается равноправного отношения ко всем трем энтитетам. Конечно, Дейтонское соглашение может совершенствоваться и не может оставаться “застывшей конструкцией”. Однако базовый принцип относительно необходимости сохранения баланса между тремя этническими группами, должен остаться незыблемым. Мы после тех решений, которые принимал “высокий представитель”, вступили с ним в контакт и объяснили ему нашу позицию, которая твердо основывается на недопустимости нарушения этого баланса. Он воспринял наши замечания. Рассчитываем, что наш диалог с ним продолжится. Во всяком случае, он подтвердил свою заинтересованность в этом. Мы договорились, что впредь необходимо проводить больше консультаций со всеми теми, кто стоял у истоков Дейтонского процесса и, конечно же, с Советом Безопасности ООН, который его одобрил. Так что исходим из того, что Дейтон не будет подрываться.
Вопрос: Я хотел бы спросить по поводу переговоров с Ираном по проблеме ядерных технологий, которые ведут Германия, Франция и Британия. Не могли бы Вы объяснить позицию России на энергетическом рынке Ирана, поскольку посол Ирана в России недавно сказал, что сотрудничество между Россией и Ираном зависит от позиции России и ее открытости. Это мой первый вопрос. Второй – по поводу терроризма. Все республики СНГ поддержали инициативы России по поводу борьбы с терроризмом, но в некоторых республиках борьба с терроризмом – это борьба со своими политическими оппонентами. В качестве лидера СНГ Россия несет какую-то ответственность за такие действия?
С.В.Лавров:
Россия осуществляет энергетическое сотрудничество с Ираном наряду с другими формами экономического взаимодействия. Сотрудничаем с Ираном в области ядерной энергетики в рамках реализации проекта строительства атомной электростанции “Бушер”. Этот проект абсолютно транспарентен и находится под полным контролем МАГАТЭ. Мы заинтересованы в том, чтобы развивать с Ираном такое сотрудничество и в дальнейшем. У нас есть соответствующие планы в ответ на пожелания иранской стороны. Мы находимся в тесном контакте с европейскими странами, о которых вы упомянули, касаясь их переговоров с Ираном. Мы поддерживали контакты и с иранским руководством. Наши европейские партнеры заинтересованы в том, чтобы мы согласовывали свои действия в рамках сотрудничества с Ираном. В любом случае, могу сказать, что мы не будем мириться с попытками использовать то или иное развитие вокруг иранской ядерной программы для того, чтобы подрывать нерыночными, неправомерными методами позиции России на энергетическом рынке Ирана. Основание для того, чтобы опасаться подобных попыток, у нас есть. Повторяю, мы ведем эти разговоры по-деловому, открыто и готовы конкурировать, но конкурировать честно, без того чтобы пытаться использовать те или иные политические переговоры для подрыва коммерческих позиций друг друга.
В отношении Вашего второго вопроса. Не знаю, о каких конкретных мерах в рамках СНГ Вы говорите. В рамках Организации Центрально-азиатского сотрудничества достигнута договоренность о формировании списков лиц и организаций, которые причастны к террористической деятельности. Эта работа ведется на коллективных началах и отнюдь не означает простого механического сложения национальных списков. Так что в рамках СНГ, повторяю, борьба с терроризмом основывается на выявлении причастных к террористической деятельности организаций и персоналий.
Вопрос: Видите ли Вы какие-то возможные признаки “потепления” в отношениях Эстонии и России в свете прошедших межмидовских консультаций, где было вновь заявлено о готовности России подписать Договор о границе, а также о Вашей готовности посетить с визитом эту страну? Когда мог бы состояться этот визит?
С.В.Лавров:
Я уже говорил о том, какие предложения российское руководство внесло на рассмотрение руководителей Латвии и Эстонии. Это подписание Договоров о границе и Деклараций об основах взаимоотношений. Эти предложения рассматриваются. Мы ожидаем в обозримом будущем получить реакцию наших эстонских коллег. В зависимости от этой реакции, если потребуется провести дополнительную работу, в частности над Декларацией об основах взаимоотношений, тогда можно будет обсудить когда, где и на каком уровне такую работу провести. Я буду готов с этой целью посетить столицу Эстонии, провести еще одну встречу с моей коллегой. Что же касается сроков, то сейчас мы ожидаем ответа, прежде всего на наши предложения.
Вопрос: Г-н Министр, скажите пожалуйста, какое значение для России имеет участие в торжествах по поводу 60-летия освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау в Освенциме? Кроме участия Президента В.В.Путина в этих торжествах, планируются ли переговоры по вопросам польско-российских отношений?
С.В.Лавров:
Аушвиц-Биркенау был освобожден Красной армией. В этом лагере находились и были замучены миллионы людей, которые были угнаны из Советского Союза. Это – святая память, это – наша общая боль. Наша общая задача не допустить новых “холокостов”. Президент В.В.Путин именно из этого исходил, когда принял приглашение Президента А.Квасьневского. Вернее даже наши два президента вместе договорились провести такое мероприятие. Я исхожу из того, что конечно же, у Президента В.В.Путина, когда он будет находиться в Польше, будут контакты с Президентом А.Квасьневским, и они смогут обсудить те вопросы, которые сочтут необходимым обсудить.
Вопрос: Уважаемый Сергей Викторович, хотелось бы услышать Вашу оценку развития российско-итальянского диалога в прошедшем году. Может быть Вы могли бы остановиться на каких-нибудь новых инициативах двустороннего и глобального масштаба, которые можно ожидать в будущем?
С.В.Лавров:
Я уже неоднократно в течение прошлого года высказывал самые высокие оценки развития российско-итальянского партнерства. Италия - страна, с которой нас связывают очень тесные, можно сказать, привилегированные отношения. Это касается двусторонних отношений, нашего взаимодействия на мировой арене, а также в Организации Объединенных Наций. В контексте наших отношений с НАТО Италия была инициатором создания Совета Россия – НАТО, который весьма успешно работает, все больше и больше доказывает свою востребованность. Это касается и наших отношений в рамках диалога между Россией и Евросоюзом. Италия вместе с Германией, Францией, Бельгией, Люксембургом и другими странами содействует тому, чтобы этот диалог шел по правильному руслу. В двусторонних отношениях усиливается инвестиционная составляющая, чему мы весьма рады. Состоялись два визита, рабочий и официальный, Премьер-министра Италии С.Берлускони в Россию. Оба они завершились, как и контакты на уровне министров, конкретными результатами. Планы на будущий год у нас значительные. Убежден, что наши лидеры не раз встретятся в наступившем году и выведут наши отношения на еще более высокий уровень. Мы в этом заинтересованы, мы ощущаем надежность Италии как партнера, совпадение взглядов на многие вещи, которые происходят в мире и совпадение взглядов на развитие нашего сотрудничества в экономике, в энергетике, в сфере культуры и искусства. Выставка “Россия – Италия: сквозь века”, которая была открыта осенью прошлого года в Риме, приезжает в феврале этого года в Москву в музей им.А.Пушкина и открывается 7 февраля. Это событие будет действительно весьма значимым в культурной жизни России и в культурных связях России и Италии.
Вопрос: Какова роль России на Ближнем Востоке, в том числе в Ираке, учитывая то, что Россия является коспонсором мирного процесса и членом группы “четверки” международных посредников? Какую роль может сыграть предстоящий визит Президента Сирии Б.Асада в укреплении двусторонних отношений?
С.В.Лавров:
Россия действительно участник “четверки”, которая занимается ближневосточным урегулированием. Мы участвовали в последней встрече министров иностранных дел “четверки” в Шарм-аш-Шейхе, где были выработаны хорошие договоренности о том, как дальше вести дела в ближневосточном процессе и, прежде всего, в палестино-израильском урегулировании. Россия будет активно добиваться выполнения этих договоренностей. Этому были посвящены и визиты российского Министра иностранных дел и его заместителей на Ближний Восток, переговоры с израильским и палестинским руководством за последние недели и месяцы. Мы считаем, что “дорожная карта”, которую приняла “четверка” и которую затем одобрил Совет Безопасности ООН, является безальтернативным документом, направленным на достижение палестино-израильского урегулирования. Крайне важно в этом контексте, чтобы дело не ограничилось только палестино-израильским урегулированием, но и чтобы сирийские и ливанские треки оставались неотъемлемой частью общего разрешения ближневосточного конфликта. Именно на это ориентируют и все решения Совета Безопасности ООН. Поэтому, приветствуя предстоящий уход Израиля из Газа, мы, как и все участники “четверки”, выступаем за то, чтобы это стало началом реального движения по “дорожной карте”. У нас есть основания полагать, что палестинское и израильское руководство готовы к тому, чтобы дело обстояло именно таким образом, чтобы в ближайшее время возобновить прямые переговоры между палестинцами и израильтянами. Конечно, для этого необходимо положить конец насилию, и мы предпринимаем в наших контактах со сторонами необходимые шаги, координируя их с нашими партнерами из Соединенных Штатов, Евросоюза и Организации Объединенных Наций.
По Ираку и по визиту Президента Сирии я уже имел возможность высказаться и поэтому не буду повторяться.
Вопрос: Сергей Викторович, Вы, в частности, уже упоминали об этом, и все мы знаем, что в последние месяцы американская администрация критиковала Россию по целому ряду вопросов. Это ЮКОС, Украина и внутриполитические реформы и так далее. А все ли в деятельности американской администрации устраивает Россию? Если нет, то что именно не устраивает?
С.В.Лавров:
Если Вы хотите, чтобы эти процессы множились, чтобы мы начали искать и выискивать в поведении друг друга какие-то вещи, которые нас не устраивают, обсуждать это на пресс-конференциях, то наверное, это неправильно. Не потому, что здесь есть какие-то секреты, а потому что это не тот формат, в котором взаимные озабоченности обсуждаются. Я уже упоминал, что президенты В.В.Путин и Дж.Буш имеют достаточный уровень доверия и доверительности, чтобы на своих встречах задавать друг другу любые вопросы, давать на эти вопросы честные и откровенные ответы и относиться к этим ответам с пониманием и уважением. Поэтому я исхожу из того, что в таком режиме эти вопросы будут обсуждаться и впредь.
Вопрос: Уважаемый Сергей Викторович, как Вы оцениваете деятельность ОБСЕ? Как Россия хотела бы реформировать эту Организацию?
С.В.Лавров:
Это уже не новая тема. Мы хотели бы ее реформировать таким образом, чтобы она вернулась к своим истокам и стала тем, чем она в общем была, когда ее создали. То есть организацией, которая объединяет всех своих членов, которые действуют на основе равноправия, взаимного уважения и учета интересов, на основе консенсуса и развивает взаимовыгодное сотрудничество на сбалансированной основе в сфере безопасности, экономики и гуманитарной сфере. В последние годы наблюдается явный перекос в деятельности ОБСЕ. Сферы безопасности и экономики практически преданы забвению. Гуманитарная сфера рассматривается многими участниками ОБСЕ как позволяющая им, не обсуждая вопросы, которые интересуют других, концентрировать все внимание организации на контроле за развитием демократии и состоянием в области прав человека в странах бывшего Советского Союза. Явно это не тот подход, который был заложен в Хельсинском акте, когда создавалось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и не тот подход, который был зафиксирован при преобразовании этого Совещания в Организацию. Мы хотим внести большую ясность в то, как эта Организация функционирует. Как она подходит, например, к мониторингу выборов в различных странах. На столе в ОБСЕ давно уже лежат предложения России и целого ряда других государств о том, чтобы разработать общее видение и конкретные критерии осуществления мониторинга за выборами и оценки их результатов, чтобы эти оценки были понятны, чтобы не возникло ситуации, когда в одних случаях маленькая группа наблюдателей – два десятка человек - сразу же выносит положительный вердикт, не имея возможности видеть всю ситуацию. А в других случаях подобные же небольшие группы выносят отрицательный вердикт. Причем в обоих случаях перечень вероятных нарушений может быть одним и тем же. Необходимо сделать так, чтобы здесь не было субъективности, чтобы мы имели какие-то действительно объективные критерии, которые были бы понятны всем членам Организации. Опять же был бы интересен анализ избирательной практики стран-участниц ОБСЕ. Он позволил бы избежать попыток, когда одна или другая страна говорит – вот у вас избирательная практика отличается от моей, поэтому я демократическая страна, а вы – не демократическая страна. Провести такой анализ было бы небесполезно. Но почему-то от диалога по этим вопросам партнеры уходят, также как они уходят от нашего предложения разработать правила процедуры ОБСЕ. Организация работает без правил процедуры, без утвержденного на какой-то постоянной основе бюджета. Бюджет ОБСЕ сейчас является разовым. Он несколько лет назад был сформирован на основе ад-хок и на такой же основе продолжает утверждаться каждый год. Наверное, это тоже непорядок, если мы хотим, чтобы ОБСЕ была настоящей организацией, а не организацией какой-то расплывчатой и непонятной формы. Мы хотели бы, чтобы ОБСЕ, которая сыграла очень важную роль в обеспечении европейской безопасности, вернулась бы к своей функции и в этой области. Предлагаем, чтобы ОБСЕ провела очередной сравнительный анализ военных доктрин стран-членов. Такой анализ проводился в рамках ОБСЕ более десяти лет назад. Он был бы полезным на данном этапе, когда расширяется НАТО, а Соединенные Штаты пересматривают конфигурацию своего военного присутствия за рубежом. Наверное, такой анализ военных доктрин был бы весьма полезен с точки зрения укрепления доверия в этой важнейшей сфере. Так что наша позиция в отношении ОБСЕ – это желание укрепить ее на тех основах, на которых она была образована.
Вопрос: Буквально на днях МИД России прокомментировал события на юге Сербии, отметив, как было сказано, что в Косово - трудная ситуация. Готова ли Россия более остро поставить вопрос о выполнении требований со стороны косовских властей? И второй вопрос: прокомментировать очередные требования Белграду из Гааги по выдаче генералов.
С.В.Лавров:
Надо понимать, что имеется в виду под тем, готова ли Россия более остро поставить вопрос о необходимости выполнять решения международного сообщества по косовскому урегулированию. Если речь идет о том, чтобы мы делали какие-то заявления, требуя чтобы эти решения выполнялись, мы такие заявления делали. Я же считаю, что крайне необходимо не ставить вопросы, а добиваться выполнения решений, которые ООН, ее Совет Безопасности принимали по косовскому урегулированию. Ответственность огромная, потому что дела в Косово идут не так, как Совет Безопасности ООН потребовал. Безопасность там для национальных меньшинств практически отсутствует. Возвращение сербов и представителей других меньшинств мизерное. Временные органы самоуправления Косово практически открыто ведут дело к тому, чтобы подготовить почву для независимости. Разговоры некоторых членов международного сообщества о необходимости как можно скорее провести обзор выполнения стандартов все больше напоминают попытку искусственно ускорить решение проблемы статуса Косово до того, как стандарты будут действительно выполнены. Нас это действительно беспокоит. Мы не раз привлекали внимание к тем рискам, которые таит в себе поспешность, а тем более попытка предвосхитить процесс определения статуса Косово. Конечно, нужен, помимо всего прочего, диалог между временными органами самоуправления Косово, и всеми меньшинствами. Конечно, нужен диалог с Белградом. Без этого едва ли могут быть выработаны какие-то долгосрочные, устойчивые решения. Мы будем последовательно добиваться того, чтобы решения Совета Безопасности о том, как необходимо урегулировать проблему Косово и какие должны быть созданы и выполнялись сначала для этого условия.
В отношении сотрудничества с Международным трибуналом по бывшей Югославии Россия считает, что такое сотрудничество необходимо. К этому обязывают решения Совета Безопасности ООН. Это наша позиция. Одновременно исходим из того, что едва ли правильно ставить перспективы развития сотрудничества между Европой и Сербией целиком в зависимость от решения вопроса о поиске и аресте одного или другого генерала.
Вопрос: Сергей Викторович, как известно, в середине февраля намечается Ваш визит в Армению. Каковы главные вопросы, которые будут обсуждаться во время Вашего визита? И второе. Более 14 лет главный стратегический партнер России на Кавказе – Армения – не имеет железнодорожного сообщения с Россией. Каковы пути разрешения этой проблемы?
С.В.Лавров:
Визит будет посвящен, в общем-то, очевидным вопросам развития наших двухсторонних отношений, которые действительно многогранны. В России живет и работает большая армянская диаспора. Есть Конгресс армян России, также как, например, Конгресс азербайджанцев, живущих в России. В ходе моей поездки в Ереван будет рассмотрен весь комплекс двухсторонних отношений. Конечно же, обсудим вопросы участия наших стран в СНГ, ОДКБ, все вопросы реформирования СНГ в развитие тех консультаций, которые уже состоялись у представителей Министерства иностранных дел России в Ереване на эту тему с армянским руководством. Карабахское урегулирование, очевидно, будет обсуждаться в том же ключе, о котором я упомянул, отвечая на вопрос о моей поездке в Азербайджан. Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ заинтересована в том, чтобы стороны нашли взаимоприемлемые решения, которые позволят этот вопрос решить и снять этот раздражитель из нашей повестки дня.
В отношении железнодорожного сообщения. Как Вы знаете, это зависит не столько от России, сколько от наших некоторых соседей. Мы рассчитываем, что в контексте общего продвижения нашего диалога с Грузией мы сможем решить вопрос о восстановлении железнодорожного сообщения между Сочи и Тбилиси, что позволит снять и давнюю оправданную озабоченность Армении.
Вопрос: В последнее время мы много слышим о теракте в Саудовской Аравии и в последние дни в Кувейте. Существуют ли договоренности или протоколы с арабскими странами насчет борьбы с терроризмом, и как Вы оцениваете меры, предпринятые арабскими государствами в борьбе с терроризмом.
С.В.Лавров:
Действительно, у нас с целым рядом стран есть документы, программы действий в области борьбы с терроризмом. Мы ощущаем интерес со стороны арабских государств, включая государства Персидского залива, к тому, чтобы развивать с нами взаимодействие в этих вопросах. Диалог на эту тему у нас ведется практически со всеми странами региона, включая Саудовскую Аравию. Он охватывает проблематику безопасности в целом, в том числе проблематику борьбы с терроризмом. Мы ощущаем, что наши партнеры в регионе, в Персидском заливе, в арабском мире в целом и предпринимают шаги по борьбе с терроризмом, по недопущению использования их территории для сбора средств, которые потом используются для финансирования террористической деятельности. Такие меры предпринимаются. Мы это отмечаем и рассчитываем на их продолжение.

Hosted by uCoz