Дорога к храму

ОАЗИС ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ

Храм Архангела МихаилаПомню в те далекие, и уже ушедшие по временной спирали в небесный архив, 60-е годы прошлого века, бегал я юный пионер в школу через старый церковный сквер, мимо бывшего храма Святого Архангела Божья Михаила. И, к стыду сегодняшнему, невдомек мне было тогда, что музыка, льющаяся из распахнутых настежь окон и зазывные плакаты, висящие на стенах здания манят попутанную и охмуренную публику не в городской Дом культуры, а в оскверненную церковь, которую красные воинствующие атеисты-вандалы подвергли варварским разрушениям, превратили в танцплощадку и место сборища новоявленных богоборцев.
Это они своротили наземь кресты и звонницу с колоколами, снесли купол, разграбили храмовую утварь, а затем посреди двора сотворили костер, спалив в жертвенном огне святые книги, писания и множество икон намоленных нашими предками. Это безбожники обрядили поруганную церковь в уличную блудницу напялив на ее скорбные стены кумачовые тряпки-транспоранты с идиотски- ублюдочными лозунгами типа «Религия - опиум для народа» или «Бога нет- мы Его отменили».
Это они, уничтожив иконостас с Ликами Спасителя, Матери Божьей, святых, великомучеников и покровителей наших небесных, устроили в алтаре языческое капище развесив на вбитых (как они считали навеки) крюках лысых да усатых гуру-апологетов коммунистической идеологии. Это они, ругая Бога, казнили множество священнослужителей и их семьи. Но давно известно - «Бог поруган не бывает». Хотя тяжкие испытания послал Он великой некогда державе, однако, сегодня, после долгих лет кощунства, безверья, горя и бед, Господь вновь простер Свою длань над нами и явил Свою любовь всем православным христианам. Напоминая реченое «На сем камне созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей»… (Мф.16:13)
Идет богослужениеСлава Богу, в 1992 году был возвращен верующим Ошский Храм Архистратига Михаила. И теперь он по праву считается центром возрождения духовности всего края местом соборной молитвы православной общественности города.
О прошлом, настоящем и будущем Храма мы попросили рассказать его настоятеля протоиерея Виктора Реймгена.
-По милости Божьей, дабы хоть в малой степени просветить уважаемого читателя, позволю себе провести его по волнам исторической памяти нашего прихода. Поведаю об определенных этапах развития приходской жизни.
Как свидетельствует академик Юрий Заднепровский, городу Ошу более 3000 лет. Являясь одним из древнейших городов мира, он имеет своеобразную и даже занимательную историю.
Местное предание гласит, что у подножия Сулейман-Тоо (Сулейман-горы) бывал сам премудрый, ветхозаветный царь Соломон, именно с высот той горы возносил он молитвы Всевышнему и Бог даровал ему великую мудрость. Сулейман Тахти, т.е. Троном Соломоновым считают верующие эти чудесные камни, на которых выдающийся средневековый мыслитель, поэт и воитель Бабур соорудил небольшой мавзолей.
И поныне Сулейман-Тоо является местом многолюдного паломничества мусульман, считаясь малой Меккой, т.к. по известной старинной традиции перед совершением Большого хаджа нужно обязательно побывать на чтимой горе.
В местном краеведческом музее сохранилось изрядное количество экспонатов, найденных при проведении раскопок и свидетельствующих о возрасте городища Ош, а также о принадлежности его древнего населения последовательно то к зороастризму, затем к несторианству. В период несторианства Ош являлся одним из мощнейших митрополит.
К сожалению, уклонившиеся в ересь, воздвигнутую патриархом Несторием, христиане не смогли сохранить своей веры и поэтому христианство тут угасло и все население края было исламизировано.
Только к концу ХIХ века в Оше основывается православный приход во имя Архистратига Божья Михаила - Небесного покровителя русского воинства. Было это в благоприятное время, когда Царская Россия укрепляла свои границы с Китаем и Афганистаном на Памире, воздвигая казачьи пограничные заставы. Надо сказать, что в те времена в Оше существовал большой гарнизон и в городе было солидное сословие интеллигенции, купцов, промышленников и т.п., живущих в так называемой «русской» или «новой» его части. Его застройка началась в 1876 году после ликвидации кокандского ханства и присоединения южных земель кыргызов к России. Одним из первоочередных зданий городского новостроя было здание временной церкви, под которую был отведен участок Военного ведомства. На частные пожертвования прихожан в 1877 году был построен молельный дом из сырцового кирпича с деревянным каркасом. Через два года здание было несколько расширенно пристройкой алтаря и звонницы с восемью колоколами.
Дети тянутся к вере С благословения преосвященного Александра - епископа Туркестанского военно-полковая церковь в г.Оше была освящена 7 ноября 1879 года во имя Архангела Михаила.
Рост численности русского населения в городе был весьма значителен и старое здание церкви стало слишком тесным для все увеличивающегося числа прихожан. Назрела необходимость в постройке нового, более вместительного храма. По сведениям чиновника особых поручений, при Переселенском правлении, Н.Гаврилова: «Зачастую сами переселенцы устраивали за свой счет молитвенные дома, где за отсутствием священников сами же и отправляли богослужения…»
В сложившейся ситуации царское правительство России приняло меры по упорядочению строительства храмов в Туркестанском крае. Была создана специальная комиссия для обсуждения вопросов, касающихся удовлетворения религиозных нужд войск и переселенцев. Был выработан проект четырех типов храмов. По третьему типовому проекту военной церкви и был возведен Михайло- Архангельский храм в нашем городе вместимостью 650 человек на земельном участке прежней церкви. Период строительства 1904-1906 гг. по завершении которого и освящения храм явил себя весьма внушительным архитектурным строением русской части города. Он стал не только архитектурной доминантой, но и духовным центром юга Киргизии.
После большевицкого переворота и установления советской власти в Оше (январь 1918 года) Михайло-Архангельский собор еще в течение десятилетий принадлежал православным верующим.
Однако в годы так называемой культурной революции жизнь храма круто изменилась. 10 декабря 1928 года Ошский исполком принимает решение «Об использовании помещения церкви под клуб». Комсомольцы рьяно взялись за дело! Были свергнуты кресты, сброшены колокола, сама колокольня разрушена, снесен купол, уничтожены иконостас и алтарь. Затем в здании уже оскверненной церкви начал работу городской клуб и поскольку это было самое вместительное помещение города, то в нем стали проводить различные массовые политшабаши: т.е. съезды, конференции, собрания, заседания, и прочие ком. мероприятия.
Правда, по воспоминаниям прихожан-старожилов, в поруганной церкви еще некоторое время, вплоть до 50-х годов прошлого века, совершались богослужения, исполнялись требы. Хотя, что греха таить, во все долгие года лихолетья здание использовалось не по назначению. Его приспосабливали то под клуб, то под ДК № 1, то под филармонию. А в годы Великой Отечественной войны - под цех по пошиву обмундирования для воинов, бьющихся на фронтах самой страшной войны. И верьте слову - форма, сшитая под святыми сводами не только грело наших солдат, но и нередко защищала от шальной пули -дуры и самой смерти. Это факт, подтвержденный впоследствии фронтовиками. Велика сила Божья, необъятна Его любовь к защитникам Отечества, даже к пассивным, новоделанным атеистам.
А здание храма все перестраивали, что не могло пагубно сказаться на физическом состоянии памятника Русской православной архитектуры.
Некоторое время богослужения совершались в соседствующей с храмом часовне. Когда же и часовня была отобрана и закрыта (в ней, кстати, материалисты умудрились «смастерить» платный кинолекторий, в котором показывая звездный небосвод, поучали школьников не сколько астрономии, но сколько атеизму, главным постулатом отрицания Бога, типа Ему-де на небе жить негде!) На пожертвования прихожан у чеченской семьи был куплен частный дом, и с 1968 по 1992 год верующие молились в этом, находящемся рядом со старым православным кладбищем по улице Хохлова, молитвенном доме.
Но, слава Богу, наступили более благоприятные времена, и в 1992 году нашей общине был возвращен старый храм. Естественно, в разрушенном состоянии: без крестов, купола, колокольни. Внутри не было ни певческих хоров, ни росписи, частично была разбита благолепная гипсовая лепнина, утрачены паникадило (большая люстра) и иконостас.
Снаружи, на колоннах когда-то были выложены кирпичом кресты, которые богоборцы-комсомольцы также хотели уничтожить срубив зубилами и молотками. Но не тут то было. По воспоминаниям верующих, вековой царский кирпич был настолько прочен, что каленная сталь тупилась и только искры от мощных ударов разлетались во все стороны, а кресты выдержали и так и не были срублены до конца.
Сегодня собор частично реставрирован. Восстановлены: гипсовая лепнина, балкон - хоры для певчих, собрано большое количество икон, и внутренность приобрела величественный, благолепный вид.
Далее предстоит восстановление росписей и паникадила, обновление иконостаса. Наружное состояние также требует больших работ по возведению куполов над алтарем и колокольней. Особо остро нуждается в ремонте внутренний двор храма. Церковная земля непрестанно облагораживается и озеленяется. Наш приход продолжает вести серьезные строительные работы. Основной их объем пришелся на возведение ограждения. Ограда необходима, ибо мы были свидетелям и осквернения стен храма, уже в наши дни. Забор, впрочем, уже почти готов. К сожалению, сегодня мы испытываем большие денежные затруднения. Ведь основным источником финансирования является пожертвование верующих, а так же помощь ряда фирм и организаций города и области. К примеру: на строительство ограждения кирпичным заводом было пожертвовано 12 тыс.штук жженного кирпича, а АО «Алаурум» (геология) бесплатно производит сборку металлических решеток.
Не чужды благотворительности и многие благочестивые мусульмане города. Так один порядочный бизнесмен по имени Азиз регулярно жертвует со своей мельницы муку для нашей трапезной. Дай Бог, всем эти добрым людям здоровья, успехов и процветания.
Уверен, также в том, что и впредь православные христиане края сочтут свои святым долгом отдавать на нужды прихода известную десятину. Убежден, что обязательно найдутся новые состоятельные жертводатели особого кыргызстанского покроя, вне зависимости от вероисповедания. Мы будем рады любой помощи.
-Слов нет батюшка, сегодня вам для того, чтобы достойно и в полной мере возродить и обустроить храм, приходится быть не только священником, но и прорабом, бухгалтером и даже садовником. По большому счету, вы реально соответствуете этим качествам. Это радует и вселят уверенность в то, что возрожденный храм Архангела Михаила будет сиятельно дарить всем верующим тихую радость обретения Дома Бокия, Святую влюбленность в Него, чистую устремленность к Горнему, посредством соборной молитвы, и непременно дарует огромную возможность пребывать в тайне с Богом.
Пора безверья кончилась и верна вернулась к людям, открыла свою дверь в новую эру. Эру Боголюбия. Люди строят новые мечети, возвращают старые храмы, дабы ежедневно славословить Державу Всевышнего. Людям нужен Бог, нужна молитва и вера. Поэтому люди идут в храм. Думаю, что вы, отец Виктор, не выдадите большого секрета, ежели поведаете о социально-политическом статусе прихода, о его богослужебной деятельности, о числе и социально-мирском положении прихожан. Откройте, пожалуйста, как вам с вашей кипучей и деятельной натурой, служится на этом святом и многотрудном по определению поприще?

-По милости Божьей, по святительским молитвам Патриарха Московского Всея Руси Алексия II и митрополита Бишкекского и Среднеазиатского Владимира истекшие 15 лет нынешнего патриаршества прожиты нами достаточно благополучно и плодотворно. Конечно, Господь посещает наш приход скорбями испытаниями, дабы через свой всеблагий промысел падать вразумление и наставления, испытать крепость веры и укрепить в добродетелях. Но да будет по славу святого Иоанна Златоустого «Слава Богу за все».
Мне, как благочинному, регулярно приходится участвовать в конференциях, диспутах за круглым столом по проблемам веротерпимости, вероисповедания и толерантности. Не прерывается плотный контакт и сотрудничество с госкомиссией по делам религий. Нет принципиальных разночтений, как нет места конфликтным ситуациям, потому что нет и не будет почвы для этого. Напротив, мы достигли полного взаимопонимания и с городской и областной администрациями, с мусульманским духовенством. Радуемся общению с интеллигенцией края, с его творческим и научным миром.
Храм непременно посещали все действующие мэры города и другие высокопоставленные чиновники. На праздничных Богослужениях обязательно служат всю литургию генконсул России Юрий Иванов, командир войсковой российской части № 3333 полковник Василий Платонов. Обидно, конечно, что Русь-матушка ошибочно решила ликвидировать в/ч 3333, как знак влияния на исконно родственных землях южного Кыргызстана и оставляет братский народ и множество соотечественников, лишая их своего влиятельного присутствия. А наркотрафик из прилегающего Афганистана заработает теперь уже на многие тонны их героина. Ведь афганцы трудолюбиво выращивают на своих землях лишь одну культуру - опиумный мак. Нарковойна объявлена давно и ее жертвы уже трудноисчислимы. Народ встревожен, что Россия оставив, забудет нас, что она спасовала перед наркоугрозой и капитулировала на фронтах битвы с нарконашествием. Кроме прочего с закрытием автобатальона более 400 соотечественников потеряло стабильную, хорошо оплачиваемую работу. А ведь пограничники всегда помогали нам. И продуктами для церковной трапезной, в которой, кстати, ежедневно находят питание 20-30 человек, и транспортом для приходских нужд, да мало ли еще чем. Они, в конце-концов, были усердными прихожанам. Теперь же решать многие хозяйственные проблемы будет значительно трудней. Вся надежда осталась на Генконсульство России в Оше. Впрочем, питаем уверенность - оно доводит до сведения российского руководства о наших нуждах и все же будет пересмотрено ошибочное решение не содержать в нужной точке своей базы. База нужна, пусть новой направленности, антитеррористической, антинаркотической, но стабилизующей эту ветвь Великого Шелкового пути, и естественным образом оказывающей реальную помощь не только своим православным соотечественникам, но и всему русскоязычному населению края. Мы же будем еще усердней молить Господа о мире, процветании и благополучии для всех кыргызстанцев.
беседовал

Г.Григорьев.

Hosted by uCoz