Афера

БОЙСЯ «КАПИТАНА», БАКСЫ ОБЕЩАЮЩЕГО

Строительство супераэропорта в Баткене, способного принимать транспортные самолеты любых типов, многомиллионные долларовые вливания в экономику, развитие торговли и предпринимательства с Норильском, поставка всего необходимого для Баткенской области – все это было обещано 83-летним Николаем Павловичем Кондрой, представлявшимся капитаном первого ранга в отставке и директором ОсОО «Авиапрод». В обмен требовалось лишь одно: терпение, да может денег на текущий момент, но исключительно по доброй воле.
«Госдума России выделяет на строительство аэродрома в Баткене 51 миллион долларов. Вообще, она хотела выделить больше, но я сказал, что тоже хочу принимать участие в воплощении собственной задумки. Ведь я патриот, я нужен Кыргызстану. Остальные 100 миллионов выделит Русский благотворительный фонд в Бишкеке», - говорил Николай Павлович на встрече в Оше, где он хотел заинтересовать соотечественников своим «суперпроектом» и на которую попал журналист «Эха Оша». Однако чем больше директор ОсОО убеждал, тем больше возникали в них сомнения. Для сравнения: когда Европейский банк реконструкции и развития готовился к выделению кредита для Ошской области, его представители посетили все кредитуемые объекты и тщательно разбирались во всех нюансах. Представителей Госдумы России ни в Оше, ни в Баткене не было. Или депутаты верят нам на слово? Не вспомнил Николай Павлович на встрече и фамилию директора Русского благотворительного фонда. Почему забыта фамилия человека, который крутит миллионами? Ответ прост: такого фонда нет, ибо если бы он был, то уж наверняка не раз бы заявил о себе.
«В Баткене уже были алма-атинские специалисты, которые провели необходимые исследования, ведь землю администрация Баткенской области нам уже выделила. Бишкекская компания «Биорс» построит два бетонных завода в Баткене, чтобы взлетно-посадочная полоса могла делаться беспрерывно, ряд других иностранных фирм поставит нам радиолокационное оборудование. В общем, все будет», - уверял Николай Павлович.
Планы, представленные этим энергичным старичком, поражали своей грандиозностью. Контакты с министерством обороны России, деловая переписка, упоминание громких имен - и.о. Президента КР, командующего ВВС России, депутатов Госдумы России, предстоятелей православной церкви – все это способно произвести эффект на кого угодно. Уверенность, с которой Николай Павлович делился проектом, отметала всякое сомнение. Некоторые уже начинали считать проценты с многомиллионных капиталовложений. Но реальность развенчала сказку о супераэропорте.
В госадминистрации Баткенской области нормативных актов о выделении земель под строительство аэродрома не принималось, специалисты для обследования места будущего аэропорта не приезжали. Кыргызско-российское ОсОО «Авиапрод», чьим генеральным директором якобы является Н. Кондра, на самом деле является лишь кыргызским. К слову сказать, засомневавшись в чем-то, Николай Павлович во время встреч часто переименовывал свое общество в ОсОО «Кыргызстан-Россия», которого вообще не существует.
Не получил директор и кредита от АКБ «Кыргызстан» в 200 тысяч долларов. Но никому об этом не сказал, продолжая уверять, что деньги будут. Надо лишь подождать.
Все бы ничего, если бы сей предприимчивый человек был лишь невинным мечтателем, задумавшем великое дело. Но это дело имеет неожиданное предисловие. В 1998 году в Минюсте КР было зарегистрировано ОсОО «Инна», одним из главных направлений деятельности которой была якобы поставка в Норильск овощей (то же обещал Н. Кондра и на юге). О чем заключены договоры и даже якобы получено добро на выделение кредита в 200 тысяч долларов. Для пущей убедительности Н. Кондра тогда показывал документы, качественно отпечатанные на хорошей бумаге. Итог той истории был печален. Обманутые люди, отдавшие в долг деньги Н. Кондре (под проценты, под обещания прибылей) и простившиеся со своими кровными. О той истории писал «Вечерний Бишкек» (4 мая и 23 июля 1999 года). И спустя 6 лет подобная схема начала отрабатываться уже на юге страны. Те же предложения заложить имущество, одолжить суммы в долларах и те же обещания.
Тогда история закончилась судом, и на 4 года Н. Кондра, обещавший конвоирам на суде зарплату в полторы тысячи долларов в месяц, исчез из поля зрения. И «всплыл» в 2003 году. Именно под занавес 2003 года было зарегистрировано новое детище Н. Кондры ОсОО «Авиапрод». Тогда же ему был выдан новый паспорт, в котором стоит отметка о посещении аэропорта «Шереметьево»: мол, в Россию ездил, договаривался. В 1999 году он утверждал, что договаривался о предоставлении Кантскому аэропорту особого статуса. Тогда Н. Кондру не устроили расценки Национальной авиакомпании «Кыргызстан аба жолдору». Сейчас о строительстве в Баткене супераэропорта, потому что аэропорт в Оше, по его словам, не отвечает международным стандартам. Схема та же. География разнится.
Миф директора ОсОО «Авиапрод» рухнул. Однако пока есть те, кто покупается на долларовые обещания, будут и мошенники, возводящие Нью-Васюки.

А. ЕВГРАФОВ.

Hosted by uCoz