Памяти Виктора Цоя

ДОТЯНУТЬСЯ ДО ЗВЕЗД И УПАСТЬ ОПАЛЕННЫМ…

Память.
И мы знаем, что так было всегда,
Что судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым…

В этом году исполняется 15 лет со дня трагической гибели талантливого поэта, рок-музыканта Виктора Цоя, чье творчество не так давно было включено в школьную программу Российской Федерации. Ему было всего 28 лет… Он так мало прожил и столько много не досказал. Сегодня его имя стоит в одном ряду с такими поэтами-бардами, как: А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визборг, И. Тальков. По выражению одного из их современников «их души пришли в мир, как ангелы-чернорабочие, готовые жертвовать собой, но их не «узнали»: мир оказался слепым…»
21 июня 1962 года в Ленинградском роддоме у преподавателя физкультуры Валентины Цой родился первый и единственный сын. Мальчика назвали Витей. Детство у Вити прошло как и у большинства советских ребят. Любящие родители посредственная учеба в школе. Свободное время любил проводить за тем, что сидел с другом на балконе, отлавливая голубей и перекрашивал их в попугаев.
В 14 лет Витя узнал о заморских «Жуках», «Роллинг Стоунзах» и других, непонятных, диковинных и чуждых советскому обывателю, людях. Он начал учиться играть на гитаре и вскоре с головой ушел в бесперспективное по тем временам занятие рок-музыкой…
Спустя несколько лет по Ленинграду поползли слухи о людях неправильных, в драных джинсах, с серьгами в ушах и совершенно «дикими» лицами. Люди эти называли себя «панками». Из их толпы выделялся кореец, молчаливый, задумчивый, всегда одетый в черное. Панки собирались большими шумными компаниями, пили подогретое духовке вино, пели песни и в общем, вели себя явно не по-комсомольски. КГБ (!) конечно, был не в восторге от всего этого: ведь эти «опаснейшие идеологические диверсанты» подрывали устои общества. отсюда: аресты, допросы, очные ставки, освобождения и снова аресты… Но группа все играла… А кореец пел… А толпа подпевала…
Вообще 80-е годы – время ломки устойчивого быта, правил, норм, приказов. Многие, пытаясь осознать происходящее стали задаваться серьезными философскими вопросами:
Хочешь ли ты изменить этот мир,
Сможешь ли ты принять, как есть,
Встать и выйти из ряда вон,
Сесть на электрический стул или трон?
В творчестве Цоя четко прослеживается ощущение той ломки устойчивого порядка вещей.
У меня есть слово, но нет в нем букв,
У меня есть лес, но нет топоров,
У меня есть время, но нет сил ждать,
И еще есть ночь, но в ней нет сна.
Как-то режиссер Соловьев был приглашен на концерт горячо любимой в определенных кругах группы «Аквариум». По каким-то неясным причинам концерт «Аквариума» заменили на концерт другой, доселе неизвестной группы.
Позже Соловьев вспоминал: «Часа полтора мы ждали… Потом вышел какой-то дикий совершенно кореец, не то китаец, и запел что-то невиданное, зовущее куда-то, и весь зал вместе со мной поднялся, оглуенный приливом какого-то невиданного… патриотизма» (!).
Через несколько месяцев вышел фильм «Асса» с Виктором Цоем в эпизодической роли. В фильме прозвучали никому прежде неизвестные песни «Хочу перемен» и «Дальше действовать будем мы». И сразу весь Союз узнал о том безумном корейце-кочегаре, одетом в черное, о его группе «Кино», и советский рок начал переходить из чего-то подпольного в нечто новое, до этого неизвестное, но очень притягательное.
Популярность «Кино» поднимается до невероятных высот. Виктор становится главным героем советской молодежи, при том героем неизвестным. На телевидении он почти не появляется, интервью дает очень редко.
В 1987-м выходит «Игла», фильм, за который Цоя назвали актером года. Но он не играл, он был самим собой, его герой Моро был его копией. Фактически, «Игла» стала зеркалом, отражающим Виктора. Таким, каким он был в «игле», он был и в жизни, и останется таким навсегда. Но только памяти…
Из милицейского протокола: «…столкновение автомобиля «Москвич-2141» темно-синего цвета с рейсовым автобусом «Икарус-280» произошло в 12 часов 28 минут 15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока-Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть Виктора Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал…»
В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления (!)…
Так, кем же был на самом деле этот загадочный «человек в черном»?
Однозначно он не был ни чьей копией. Он был самими собой – единственным и неповторимым корейцем-кочегаром с сигаретой в зубах, вечно одетый во все черное.
Но почему в черное? Отчего такой цвет?
Виктор увлекался йогой, буддизмом, занимался каратэ и любил желтый цвет – цвет, занимающий особое место в восточной культуре, но ходил все же в черном.
По-че-му? Если траур, по ком? Может быть, оттого, что он умел чувствовать боль не только за себя, но и за других. Все его песни пронизаны этой болью, этой скорбью по людям…
Цой погиб, но не умер. Песни его живы! И они живет, живет в тысячах сердец, пульсирующих в унисон его песням.
Он не помнит слова «да» и слова «нет»,
Он не помнит ни чинов, ни имен
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон,
И упасть опаленным звездой
По имени Солнце.

Т. Аюпов.

Hosted by uCoz