* Командировки

КУЛЬДЖИНСКИЙ КРЕСТ

Александр Князев - известный журналист, политолог, и, доктор исторических наук, самое приятное, преподает наш давний друг в КРСУ. Он сотрудничает с газетой «Дипкурьер» со дня ее выхода.
Недавно Александр Князев побывал в командировке в Китае и встретился с русскими, живущими там. О судьбах некоторых из них журналист рассказывает в путевых заметках, с которыми делится с читателями «Дипкурьера».

По следам купца Уфимцева

Вид городаВ Синьцзяне, среди уйгурских базаров, мечетей и стремительно растущих урбанистических новостроек сегодняшней Кульджи я забрел в одну из махаллей, где старые глинобитные домики и узкие улицы, кажется, помнят не одно тысячелетие. Большинство живущие в таких кварталах - уйгуры. Но вдруг над скромной и истертой от времени калиткой обнаруживаю деревянный и тоже не новый православный крест. Здесь живут Луневы, Зарулины и Курганаевы. Все - из сибирских казаков, которых революция 1917 года привела на китайскую землю.
Николая Луневу 32. Дед его, Григорий Лунев, увел семью из родных мест сначала в Казахстан, там родился отец Николая, Иван. Однако добралась коллективизация и до казахстанских степей, заставив двинуться дальше. Люди бежали от раскулачивания, от политических чисток, от голода и безысходности.
Вообще же первые известия о русских в Синьцзяне относятся к 1850 году. Тогда в Томске русский купец Порфирий Глебович Уфимцев сообщал настоятелю Гуслицкого монастыря Московской епархии игумену Парфению о том, что во время многократных торговых поездок в Кульджу познакомился там с китайскими христианами, сообщившими о том, что они по происхождению русские, по вере - православные. Во второй половине XIX века в Синьцзяне появились русские консульства, торговые представительства. В 1877 году открылась первая русская каменная церковь в Кульдже. К концу XIX века русская колония в Синьцзяне насчитывала около 2000 человек. Основными центрами расселения русских были Кульджа, Чугучак, Суйдун и Урумчи. До сих пор в облике старых кварталов Кульджи очень четко прослеживается мощное русское культурное влияние: ставенки и резные наличники на окнах домов, потемневшие от времени скамейки у массивных ворот. Если не смотреть на непривычно плоские крыши, то так и кажется, что это какое-нибудь село в нашем Семиречье.
Правда, было это недолго: в 1871-1881 годах в Синьцзяне произошло широкомасштабное антикитайское восстание, и было создано мусульманское государство Йеттишаар, возглавленное Якуббеком, выходцев из Ферганы. Быстро выяснилось, что Йеттишаар слишком сильно угрожает восточным границам Российской империи. По советам англичан Якуб-бек захватил несколько стратегических перевалов на Тянь-Шане и начал борьбу за контроль над рынками Кокандского ханства. Чтобы обезопасить свою восточную границу, официальный Петербург в 1871 году откликнулся на просьбу китайской стороны и направил в районы, пограничные с Йеттишааром, войска под командованием генерала Герасима Алексеевича Колпаковского. У русского правительства не было планов включения Илийского края в состав России. По петербургскому договору 1881 года Восточный Туркестан в целом отошел к Китаю. Русские войска были выведены, за Россией осталась лишь часть Илийского края, где были расселены дунгане, уйгуры, казаки. С тех пор в центре Кульджи и сохранилось несколько зданий бывшего российского консульства, украшенных в советское время бюстом вождя мирового пролетариата. Забегая вперед, скажу, что бюст Ленина нынешние китайские власти трогать не стали, а русские домики XIX века стали частью современного комплекса отеля «Или».

Дотянулась «рука Москвы»

К началу ХХ века Синьцзян или, как его тогда чаще называли, Восточный Туркестан уже был сравнительно массово заселен русскими. В 1920-х годах русский язык был признан местными властями, что делало русскую диаспору фактически самоуправляемой. В городах и селениях существовали казачьи комитеты, свои церкви. Школы. В районе Синьцзяна китайскую границу переходили белые части генералов Анненкова, Дутова, Бакича. Из остатков этих войск и бежавшего от большевиков гражданского населения в начале 1920-х годов и образовалась многочисленная русская колония. Русскоязычное население Синьцзяна росло стремительными темпами: к 1926 году насчитывалось уже до шести тысяч русских. Центром русской диаспоры стала Кульджа.
Впрочем, и здесь эмигранты по-прежнему оставались в пределах контроля Москвы, кровавые расправы над наиболее именитыми противниками Советской власти следовали одна за другой. Практически все офицеры, принимавшие участие в белом движении, были постепенно уничтожены. 11 февраля 1921 года в крепости Суйдун группой советских чекистов во главе с начальником Джаркентской уездной милиции Касымханом Чанышевым по заданию реввоенсовета Туркестанского фронта был убит легендарный казачий атаман и непримиримый враг Советской власти Александр дутов. Русский полк, который помогал местному правителю- дубаню Шен Ши-цаю - подавить дунганское восстание в 1931-1933 годах, был по его же приказу1931-1933 годах, был по его же приказу расформирован и отдан советским оперативникам. Попытка организованного ухода остатков русских войск с семьями в Центральный Китай окончилась трагедией. Преемник атамана Дутова, генерал Павел Папенгуд, был арестован и казнен за попытку смещения Шен Ши-цая. Позже, в 1937-1938 годах, по ложным показаниям были казнены десятки бывших офицеров и множество гражданских лиц. Обычно их обвиняли в сговоре с японцами и англичанами и попытке создания в Синьцзяне антисоветского государства. Неординарные, а часто и трагичные судьбы русских, проживавших в разные годы в Западном Китае, можно вспоминать бесконечно…
Репрессии касались преимущественно эмигрантской элиты. Рядовым же беглецам везло несколько больше. Поначалу они занимались кто чем. Иван Лунев, например. Сапожничал, был мельником. Городские работали по своим специальностям- инженерами, врачами, преподавателями в школах, библиотекарями, портными. Некоторые открывали портняжные или швейные мастерские, парикмахерские, кондитерские, фотографические студии. В ходу были кузнечное дело, плотницкое. В деревнях люди занимались садоводством, хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством, рыболовством. Годов так до 1950-х едва ли не все мельники и пасечники в кульджинской округе были русские. В то время местные хозяйки фруктовое варенье варили с медом, который оказывался дешевле сахара.

Кто они - китайские русские

Николай ЛуневК этому времени во всех округах Синьцзяна православное население насчитывало около десяти тысяч человек, большинство из них, надо полагать, были русскими. Луневы, Зарулины, Курганаевы, уже находясь в Китае, перешли в пятидесятничество. Николай рассказывает об этом без излишней эмоциональности, часто свойственной людям религиозным:
-Дед был православным, это уже отец перешел в эту общину. А среди стариков есть и молокане, и другие. Вообще, раньше здесь много было среди русских кержаков с Алтая. А так - мало нынче русских осталось. В Кульдже, наверное, человек 650. Многие из них уже родились от смешанных браков, очень многие потеряли и язык, и обычаи, скорее по привычке называются русскими. У нас в Китае с этим свободно сейчас, каждый может сам отнести себя к той или другой нации.
Николай Лунев - директор местной русской школы.
Дети Н. Лунева-Насчет обучения очень запутано все у нас обстоит. В 1960-е годы основная масса русских уехала. Русские школы постепенно закрылись. Но часть оставшихся русских так и не захотела учить своих детей в других школах. В 1981 году по просьбам родителей правительство разрешило открыть русский класс. К 1985 году учеников стало больше, и класс перерос в Кульджинскую среднюю русскую школу, и по сей день существующую. Пока был СССР, для школы высылали журналы, литературу. Московский институт русского языка имени Пушкина нам выслал довольно большую партию учебников. Были такие связи, потом все прервалось. С 1985 по 1996 год все преподавание велось на двух языках - китайском и русском, но в основе был русский. Начиная с 1996 года, в основу преподавания положен китайский, чтобы потом можно было и дальше учиться.
До недавнего времени у Николая были две дочки. За несколько недель до нашей встречи родился сын - третий. Национальным меньшинствам разрешается иметь двух детей, китайцам- только одного.
-И как же теперь быть?
Можно все уладить. Мы, русские, не просто меньшинство, мы, если так можно сказать, суперменьшинство. Некоторые имеют даже по четверо детей. С одних моих родственников требовали штраф в три тысячи юаней, а в итоге обошлось вообще без этого. Очень строго контролируют только китайцев, к меньшинствам относятся лояльнее.
Среди оставшихся в Кульдже русских есть бизнесмены, кто-то работает на заводах или фабриках.
-Когда с Россией, Казахстаном, Киргизией бизнес начинался, очень многие наши в этом участвовали, - рассказывает Николай Лунев. Кстати, он еще и член Всекитайского политического консультативного совета. - Теперь этот бизнес укрупнился, челноки мало приезжают, больше фирмы торгуют. В Тарбагатайском округе русских побольше, чем здесь, недавно они создали, вполне официально, русское общество. Хотя, если честно, то там больше потомков от смешанных браков, чисто русских больше у нас.
Русское кладбище Еще в конце 1930-х - начале 1940-х годов русское население в Синьцзяне объединилось в «Русское общество». Со временем многие изгнанники восстановили гражданство СССР, и русское общество трансформировалось в «Общество граждан СССР», игравшее одно время значительную роль в экономической и политической жизни Синьцзяна. Во времена «культурной революции» русское меньшинство считалось «фактором политической ненадежности», в русских подозревали потенциальных шпионов Москвы. Лишившись в «культурную революцию» всех своих крестов и памятников, кульджинское кладбище перестало быть мемориалом тысячам конкретных русских людей, превратившись в одну огромную братскую могилу. Лишь в последние годы над заросшими бурьяном холмиками стали кое-где вновь подыматься кресты.
Но таковых в Кульдже немного, большинство могил восстановлено теми потомками кульджинцев, которые нет-нет да и наедут откуда-то из-за океана. Здесь непонятно. Где кончается небольшой огород и начинаются могильные холмики. Старый Кульджинский Свято-Никольский храм, в котором висела знаменитая Табынская икона Божьей Матери, привезенная когда-то дутовскими казаками и так и не найденная по сей день, разрушили хунвэйбины. Два года назад по просьбе русской общины на средства правительства Синьцзяня рядом с кладбищем была возведена часовня. Правда, священника нет и неизвестно, будет ли когда-нибудь.
Где ты, Отчизна?
Период после «культурной революции» - это время выезда русских из Синьцзяна и угасания здесь русской жизни. Многие оформили документы на выезд в СССР, особенно большой поток отправился на освоение целинных земель в Казахстан. Другие же выехали в различные районы СССР для воссоединения с родственниками. Незначительная часть тех русских, которые боялись возвратиться на теперь уже коммунистическую Родину, выехала в Гонконг, а оттуда в различные страны мира, в основном - в Австралию, Аргентину, Парагвай, Уругвай и Канаду. Русская колония в Синьцзяне как таковая фактически прекратила свое существование, сохранились лишь такие отдельные реликты русской жизни, как скромная кульджинская община.
-Некоторые спрашивают меня: чего ты не уезжаешь? - рассуждает Николай. -Вопрос сложный… Есть национальные чувства, есть ностальгия по Отчизне. Именно так, родина-то теперь уже Китай. Смотрим по спутниковому телевидению российские каналы, видим, например, как в России иногда встречают соотечественников из СНГ. А мы-то будем вообще как инопланетяне!
-И что ждет вас в перспективе?
-В перспективе, наверное, ассимиляция неизбежна. Хотя сейчас почему не жить? Сейчас совсем свободно стало. Дэн Сяопин показал нам дорогу. Можно ругать, критиковать начальство, ничего за это не будет. Демократия, одним словом.
Не удивительно, что на сегодняшний день в миллиардном Китае русских осталось лишь неполных четырнадцать тысяч человек… В последние годы в китайской партийно-государственной практике появилась формулировка о «13 коренных народах Синьцзяна». В этот список на равных вошли и ханьцы, и уйгуры, и казахи, и монголы, и… русские, единственный европейский народ, официально признанный в Китае национальным меньшинством.

А. Князев

Hosted by uCoz