Книжная полка

Акрам ВалиевВ Ошском отделении Ассамблеи народа Кыргызстана состоялась презентация литературной записи Марианны Сафроновой «Жизнь, прожитая с верой в человека» и посвященной ветерану Великой Отечественной войны Акраму Валиеву. Представляем читателям «Дипкурьера» отрывок из книги, на страницах которой он увидит трудную и в то же время замечательную судьбу человека. В жизни Акрама Валиева было не только трагическое, печальное, но и светлое. Немало добрых людей повстречал он на своем жизненном пути. Это они помогли юноше из башкирского аула поверить в людей, всю жизнь посвятившему борьбу за становление человеческой жизни.

Марианна Сафронова.

Жизнь, прожитая с верой в человека
(Литературная запись)

Акрам Валиевич Валиев родился в 1913 году в Башкирии, в семье духовного служащего. После ареста отца, как муллы, в 1929 году его включили в список подлежащих аресту. Он был вынужден бежать из деревни в шахтерский город Черемхово в Сибирь. Юному беглецу надо было думать о куске хлеба. Получив отказ в нескольких производственных организациях в приеме на работу из-за несовершеннолетия, юный Акрам наткнулся на женщин, чистивших железную дорогу. Когда он подошел к ним, то одна пожилая женщина, оставив кирку, отошла и присела отдохнуть. Без лишних слов Акрам Валиев взял ее кирку и продолжил работу. Подошел мужчина, и спросил: «Эй, малайка-лопатка, что ты здесь делаешь?». «Он работает», - ответила женщина и добавила, - «он ищет работу». Обращаясь к работающему Валиеву, бригадир по ремонту железной дороги Соколов приказал: «Тогда приходи завтра и начинай работать».
Поселили его в красном вагоне среди других рабочих. Частенько обижали, когда он проходил по вагону, били по голове. Узнав об этом, бригадир Соколов, человек справедливый, разрешил ему жить в железнодорожной будке. Так прошла зима. В один из дней бригадир, прямо на работе, торжественно вручает ему комсомольский билет (трудно в это поверить») и справку о том, что он ударник труда.
Спустя некоторое время Соколов отправляет Акрама Валиева на курсы по подготовке учителей ликбеза. Успешно окончив курсы, Акрам стал учителем. Вот так, начиная с 1931 года, он стал работать учителем. И все это благодаря помощи доброго настоящего русского человека.
Как-то к нему для прохождения педпрактики приехал татарин из Томской советской партийной школы. Акрам Валиев ему очень понравился гостю и он забрал его с собой и устроил на годичные курсы по подготовке кульпросветработников при совпартшколе.
Решение двух вопросов жизни были для него очень важными. У Валиева имелась справка сельского совета, где указывалось, что он по соцположению из крестьян бедняков, и что его отец является муллой в деревне. Последние два слова очень мешали ему свободно дышать.
Однажды во время занятий в класс заходит женщина - заведующая библиотекой совпартшколы и спрашивает: «У кого почерк красивый?». Курсанты показывают на него. В библиотеке А. Валиеву дают кучу книг, тряпку, клей и задание - привести в порядок каждую книгу, записать в инвентаризационный список. В одной из книг он обнаружил чистую страницу с круглой печатью. После завершения работы все слова из своей справки включил в эту страничку, опустив слова «сын муллы». В это время начиналась паспортизация.
На следующий день в школу пришел милиционер, который также поинтересовался о почерке. Курсанты вновь назвали его фамилию. Милиционер посадил его в отдельный класс и попросил заполнять бланки паспортов для группы. Таким образом, случай помог выйти из затруднительного положения, совершить этот не очень-то благовидный поступок. Переписанную справку он сунул в личное дело, наряду с другими паспортами, заполнил и свой. Пришел конец его мытарствам, закончив обучение на курсах, получил Акрам свидетельство.
Поработав и собрав средства, А. Валиев отправился в Туркестан. Мечтая попасть в святую Бухару.

Жизнь в Бухаре и в Самарканде

В Бухаре, юноша поступает на рабфак (рабочий факультет). Директором здесь работал человек по фамилии Тангриев. Состав учащихся был простым - это выходцы из многих наций, знающие узбекский язык.
В среде рабфаковцев учились русский и татарин, которые в один из дней уехали домой, бросив учебу. Директор попросил Валиева вернуть их. «В случае отказа вот тебе пакет, обращайся к прокурору района», - сказал он. В пакете было указано, что они увезли музинструменты. Позже А. Валиев узнает, что отец одного из учеников работает прокурором. Ему не пришлось прибегать к нежелательным мерам.
В 1937 году Акрам Валиев поступает в Самаркандский государственный пединститут на физико-математический факультет. Полученные знания всю жизнь ему были опорой в сложных ситуациях.

Об эпизодах в период службы в рядах Советской Армии, в годы войны.

В июле 1941 года А. Валиев был призван в ряды Советской Армии. Полгода он учился в Интендантской Академии имени Молотова (Харьков). После окончания он назначается начальником прод-фуражного снабжения 695221 стрелковой дивизии Сталинградского фронта.
Свой фронтовой путь он начал в звании младшего лейтенанта интендантской службы. На месте службы рядом с радостью были и сложности. Каждый день старшина роты с десятью солдатами приходил получать хлеб для бойцов. Не успев отойти на несколько метров от склада, они разламывали хлеб на куски и съедали 5-6 буханок хлеба, уменьшая суточную карту солдат роты. Попытка положить конец этим безобразиям не увенчалась успехом.
Однажды, когда он был на приеме у комиссара полка, тот дал ему список продуктов и сказал: «Отправь их по этому адресу. Если на этой неделе не отправишь, вот этим пистолетом (достал из ящика) с прибытием на передовую лично сам пристрелю тебя». Говорят, что человек предполагает, а Бог располагает. С прибытием на передовую он погиб раньше. А интендант Валиев попал под бомбежку, был тяжело ранен, восемь месяцев лечился в госпитале, после чего был демобилизован. С августа месяца он вернулся на педагогическую работу. Это было в 1943 году.

Рассказы о поучительных случаях в педагогической работе

Семьдесят лет жизни А. Валиева связаны с педагогической работой. Очень много было интересного, поучительного, о чем можно рассказывать молодым. Очень памятен первый день работы в школе. Самаркандский городской отдел народного образования направил его в школу учителем математики. «Шел на работу с некоторой гордостью», - вспоминает старец. Директор школы, пожилой человек, согласился зачислить его учителем, назначил классным руководителем и велел 25 августа всех родителей вместе с детьми пригласить в школу, сделать доклад о необходимости учащихся хорошо учиться, с уважением относиться к родителям, а родителям об их долге, обязанности перед детьми. Директор обещал быть на этом собрании. Домой Акрам Валиев шел с опущенной головой. Он ощущал недостаточность своих знаний. В книгах о Ленине нет такого материала. Слабое представление у него было и о Крупской. Учебники были в основном на русском языке.
По дороге домой стояла маленькая будка, где работал сапожником пожилой татарин. Зашел учитель к нему, посидел молча. Поняв причину уныния, сапожник включил чайник в электросеть, и стал рассказывать сказу о хане и сапожнике.
Один хан управлял городом. Жил в трехэтажном доме, на четвертом этаже была будка для наблюдения. Оттуда хан вечером взирал на город. Наблюдая, он установил, что из домов города свет горит до часа ночи. Хан решил узнать, что делают в этом доме? Вызывает хозяина дома и начинает задавать вопросы:
-Вы кто?
-Сапожник.
-Почему в твоем доме свет горит до самой ночи. Причем каждый день?
- Я работаю до часу ночи для того, чтобы заработать четыре танга.
-Что тебе надо обязательно заработать четыре танга каждый день?
-Да, нужно зарабатывать четыре танга.
-На что ты их тратишь?
-Один танга уходит на ветер, другой танга идет на мое питание, еще один танга отдаю в долг и другим тангой рассчитываюсь долгом.
-Что ты болтаешь? Почему ты выбрасываешь один танга на ветер?
-Я воспитываю дочь. Когда она станет совершеннолетней, выйдет замуж, появится у нее своя семья. Возможно, она не будет мне помогать, значит, эта танга уходит на ветер.
-Понятно, танга расходуешь на себя, а с каким долгом рассчитываешься?
-У меня есть отец, который дал мне специальность сапожника. Сейчас я содержу его, это мой долг. А с долгами надо рассчитываться.
-А что еще за долг, кому в долг ты отдаешь?
-Есть у меня сын, я его учу разуму, обучаю в школе, одеваю, покупаю учебники и другие книги. Это танга отдаю ему в долг. При моей старости он будет меня кормить и ухаживать за мной.
Хану понравился ответ пожилого сапожника. Он пожелал ему доброго здоровья, успеха в воспитании сына, отпустил домой.
После этого сапожник сказал учителю математики: «Беседу назови «Долг отца перед детьми и долг детей перед отцом». Из своих знаний, из прожитого опыта добавишь водички, и будет хорошая беседа для родителей и для детей.
Подошел назначенный день. Учитель Валиев обеспечил полную явку родителей с детьми. Пришел и сам директор. Он познакомил его с родителями, детьми и предоставил ему слово. Молодой учитель поздоровался, поздравил с началом нового учебного года и сказал: «В усвоении глубоких знаний большую роль могут сыграть родители. Вы являетесь первыми моими помощниками в усвоении предметов в школе, а я являюсь вашим помощником. После этого он изложил содержание своего доклада, который был встречен бурными аплодисментами. Эти аплодисменты, конечно, принадлежали сапожнику, а учитель сыграл роль глашатая. Так простой сапожник помог завоевать ему авторитет перед учащимися и родителями.
В школе бывает всякое. Например, ученик в классе не выполнил задания. Или подходит учитель к ученику, спрашивает: «Почему не работаешь?». Бывает, ученик отвечал: «Нет ручки!». И частенько учитель доставал из кармана рубль и отправлял ученика за покупкой. Одни ученики брали. Другие отказывались. Некоторые начинали плакать. Но на следующий урок они приходили со всеми принадлежностями. Молодой педагог был рад придуманному методу.
Прошло время. Учитель оказался в аэропорту города Ош. Надо было летать с докладом на педагогические чтения в г. Фрунзе (ныне Бишкек). В аэропорту он встретил сокурсника, который также ждал самолет. До вылета оставался один час. Как положено учителю, Валиев приглашает его в чайхану. Сокурсник отнекивался: «Я заходил туда три раза, нет там места, народу много». Учитель настоял на своем. И вот как только они зашли, из дальнего уголка слышат: «Учитель Валиев! Идите сюда…» Когда они подошли, то молодой узбек, показывая на учителя произнес: «Этот глубокоуважаемый человек не только был учителем, иногда он порой для нас как отец! Вот я один из них. Учитель, вы узнали меня?».
-Узнал, узнал, - радостно отвечал он.

«Идет мой Макаренко»

В пору работы в узбекской средней школе имени Сталина его ученик -Нематжан Нематов - пропустил четыре урока математики. Учитель пошел к ученику домой. Виновника не было дома. В беседе с мамой учитель узнал, что мальчик растет без отца. Домашние дела выполняет хорошо, в хозяйстве помогает. В свободное время не отходит от репродуктора, часами слушает песни. А после прослушивания старается повторять прослушанное. На счет пропусков уроков: он не очень прилежный в учебе, дома уроков делать не любит. Завуч часто выгонял его. Нематжан стал уходить и с других уроков. Учитель поговорил и решил конфликтный вопрос с завучем школы. Попросил не выгонять мальчика из класса, а помочь ему закончить 8 класс. Учитель музыки записал Нематжана в школьный кружок и пригласил в театр им. Кирова. После окончания 10 класса Нематжан заочно закончил театральный институт. Потом он стал Заслуженным деятелем культуры КР. При встрече с учителем Нематжан Нематов неизменно говорил: «Вон идет мой Макаренко».
У 93-летнего старца таких учеников немало. Но разве обо всем расскажешь?

Hosted by uCoz