Наше интервью

о. Виктор Реймген: БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ…

о. Виктор РеймгенКрестили меня во младенчестве, в тайне от отца - фронтовика, но с молчаливого благословения мамы. Моя бабушка Домна Максимовна, Царство ей Небесное, уговорившись заранее со священником, пришла к заутрене в ошскую церковь, где православный батюшка окунув меня в купель совершил Таинство Крещения. Это было в далеких уже 50-х годах прошлого века. Те времена вошли в историю, как десятилетия богоборчества и безверия, времена полуразрушенных храмов и монастырей, как долгие годы атеистической идеологии. Именно тогда люди потеряли истинные духовные ориентиры. Незнание Бога привело к опустошению личности, к поклонению новоявленным идолам и истуканам, и как следствие, к процветанию различных пороков в нашем обществе. Но пора безверия канула в Лету, и сегодня люди начали возвращаться в свою исконную землю, вспоминать историю и культуру. По воле Божией вера вернулась к людям. И вдруг оказалось, что она никогда и не оставляла свою изувеченную страну, а благодаря мощным православным корням всегда жила в сердцах верующих людей. Хотя крещенный в православии, но взращенный в неверии однажды задумался: что происходит в церкви? Какая жизнь происходят в ее ограде? Достоин ли я вообще грешный войти в эту ограду? Стыдно вспоминать, но лишь любопытство впервые привело меня в храм. А там!!! Поначалу все было непонятно, хотя благодаря живущей во мне памяти предков я благоговел перед иконами, радовался горящим свечам, с наслаждением вдыхал аромат ладана. И вот постепенно церковная жизнь стала открываться мне во всем благолепии. Я узнал удивительно духовной высоты людей, познал величественную красоту богослужения, начал учиться искусству молитвы. Мои ноги теперь уже сами несли меня в храм, все здесь стало своим, и сам я, уверовав в Бога, стал в Церкви своим. Однако для спасения человека недостаточно одной отвлеченной веры, но необходимо, чтобы сама жизнь соответствовала ей. Истинная вера непременно должна обнаруживать себя во внутреннем росте и добрых поступках.

Этот неслучайный эскиз, заинтересованного, духовным аспектом прихожанина, родился не как экспромт и не как отвлеченная нотация. Напротив наблюдая ряд пиков и падений интереса к вопросу веры и безверия у широких масс населения, мы обратились, что уже стало доброй традицией, за разъяснениями к настоятелю Михайло-Архангельского храма города Оша протоиерею Виктору Реймгену.
Во время праздника-Ваше Высокопреподобие, думаю, что нашему читателю будет интересно узнать побольше о Православие в целом, о нашем храме, о мирских заботах Церкви, о вашей богослужебной деятельности на столь многотрудном по определению поприще.
-В 2010 году Ошский храм Архангела Михаила будет отмечать знаменательную дату. Почти сто лет тому назад наши предки построили и освятили новый Михайло-Архангельский храм. Строительство длилось с 1904 по 1910 г.г.,на территории земельного участка первой временной церкви возведенной в 1877 г. В те времена в городе существовал большой военный гарнизон. Россия утверждала свое присутствие на южных рубежах, укрепляя границы с Китаем и Афганистаном. В Ош стекалось немалое количество православных людей различного сословия. Поэтому тут основывается православный приход во имя Архистратига Божия Михаила - небесного покровителя русского воинства, а по типовому проекту гарнизонной церкви был возведен военно-приходской храм. Сам же город расстраивался, расширялся, и под определяющим влиянием Русской Православной Церкви постепенно превращался не только в экономический, но и духовный центр обширного края, становясь оплотом Православия на землях южных киргизов. И остается им, вопреки, всему, до настоящего времени.
Революция 1917 года перевернула ход истории, посеяв рознь в российском обществе. Особенно безжалостно она была к главному светильнику Отечества - Церкви. Однако ее мученический подвиг, мужество духовенства и верующих помогли сохранить преемственность веры, сберечь в глубинах своих сокровищниц традиции и силы для будущего, невзирая на то, что это был один из самых страшных периодов в жизни всего русского Православия.
В смутные времена богоборчества ошский храм документально был закрыт в 1928 г. хотя по воспоминаниям прихожан в нем совершались службы до середины 50-х годов, до того же времени еще не были разрушены купол над алтарем и колокольня.
В храме прежде была большая звонница. Однако новоявленные безбожники кощунственно надругались над Божиим храмом. Предание гласит, что в канун Рождества Христова 1928 года атеисты подогнав к церкви единственный в области трактор, зацепили тросами главный больной 50-ти пудовый колокол и своротили его с колокольни наземь. Сам «Большой» упав не разбился, только при ударе вошел в землю на добрых полметра, но те, кто это творил схватив ломы и кувалды «убили» колокол, разбив его на куски.
Подвергнутою гонениям церковь отобрали для «нужд народа», и поэтому богослужения определенное время проводились в соседствующей с храмом часовне, которую в 1964 г. тоже отняли и устроили в ней планетарий.
На пожертвования прихожан для удовлетворения религиозных нужд был куплен частный дом и с 1968 г. по 1992 гг. после переоборудования его под место для молитвы, верующие молились в этом, находящемся рядом со старым православным кладбищем, молитвенном доме по ул. Хохловой.
1992 год положил начало новой странице в истории Михайло-Архангельского храма, слава Богу, он был возвращен общине. Правда, в разграбленном, разрушенном состоянии, без крестов, купола, колокольни. Внутри не было ни хоров, ни росписи, частично была уничтожена лепнина, утрачено паникадило и иконостас. Снаружи на колоннах храма красовались выложенные кирпичом кресты. Доподлинно известно о том, что отняв у верующих этот памятник Православной архитектуры, комсомольцы устроили в нем «Дом культуры», а дабы придать зданию «надлежащий вид» попытались срубить со стен святые кресты. Но Бог не попустил свершиться этому кощунству - кресты выложенные вековым царским кирпичом выстояли под ударами кувалд. Сегодня, как и встарь, кресты украшают храм придавая ему гордую стать и могучую осанку. Проведена частичная его реставрация. Восстановлена гипсовая лепнина, балкон -хоры для певчих, собрано солидное количество икон. Внутренность храма приобрела благолепный вид. Впрочем для его полного воссоздания предстоит положить еще немало трудов.
-Отец Виктор, все мы родом из СССР, страны, когда-то общей для всех. Пусть в ней был много недостатков, но ведь были и свои плюсы. Скажем, в Киргизии проживало большое количество русскоязычного народа, православных христиан. У нас на юге почти в каждом селе или небольшом городе жили и работали люди исповедовавшие Христа, они строили православные храмы, молились в них. Вы являетесь благочинным по ошскому округу, который включает в себя весь юг Киргизии. Сколько всего православных приходов находятся под вашим попечением? В каком состоянии они ныне пребывают? Остались ли прихожане во многих из них?
-На данный момент в Ошском благочинческом округе находится 9 православных храмов. В шахтерской Сулюкте действует храм покрова Божией Матери; храм Иверской иконы Божией Матери; в поселке Кадамджай; Храм пророка Божия Илии в г. Кызыл-Кия; в нашем городе Ош - Михайло-Архангельский храм; в г. Джалал-Абад - люди ходят молиться в Храм Успения Божией матери; а в г. Кок-Янгак в храм Рождества Божией Матери; а также действует храм Владимирской иконы Божией Матери в г.Майли-Сай, и в г. Кара-Куль храм преподобного Серафима Саровского. Особо хотел отметить храм Покрова Божией Матери в селе Куршаб. Это настоящий памятник Православной архитектуры, но в связи с большим оттоком православного населения из этого некогда в целом русскоязычного села количество прихожан резко сократилось и поэтому в этом храме нет священника, впрочем как и в некоторых других, ведь сегодня у нас на 9 храмов служит 4 священника и один диакон. Конечно этого недостаточно, но тем не менее все православные храмы поддерживаются в благолепном состоянии и во всех них по церковным праздникам совершаются богослужения.
Не оставляем мы без попечения и старые православные кладбища. Не секрет, что многие могилы на них оказались в забвении и запустении, просто некому следить за ними. Однако Церковь исконно имеет попечение о последнем пристанище человека. В частности, в г. Оше на старом кладбище, находящемся по ул. Алиева (бывш.Хохлова) наш приход перед Радоницей сумел полностью по всему периметру (более 600 м) отремонтировать ограждение. Произведены электросварочные работы, покраска, побелка, убрана вся территория, вывезено 2 машины мусора. Во всем этом нам всемерно содействует Генеральное консульство Российской Федерации в Оше. За счет пожертвований прихожан сегодня содержится сторож, который несет охрану кладбища, по мере сил предотвращает акты воровства и вандализма, занимается уборкой территории.
Обращаясь к горожанам мы просим благоговейно относиться к погостам, не выпасать на них скотину и не ломать оградки и сами могилы не осквернять.
-Батюшка, без сомнения трудно переоценить роль Церкви в социальной и психологической помощи обществу. Обилие красноречивых фактов созидательного сотрудничества, как с государством, так и отдельными индивидуумами раскрывает тот богатый потенциал, которым она обладает. Поведайте, пожалуйста, о мирских заботах прихода.
-Наш приход естественно не стоит в стороне от общегородских проблем духовного порядка. Мы тесно контактируем с городской и областной госадминистрациями. Храм неоднократно посещали все действующие мэр города, другие высокопоставленные чиновники Кыргызстана и России. На престольном празднике присутствовал новый Генеральный Консул России в Оше Гарегин Андраникович Агасарян вместе с супругой и сыном. Посетил генконсул храм и на Рождество Христово, отстоял праздничный молебен, поздравил прихожан, осмотрел классы нашей православной Церковно-приходской школы «Светоч».
Следует отметить, что приход участвует во всех общегородских праздничных мероприятиях, а наш церковный хор всегда желанный гость на различных творческих встречах, ведь православные песнопения органически обогащают людские души вне зависимости от вероисповедания. Мы регулярно участвуем в конференциях, круглых столах по проблемам свободы вероисповедания, веротерпимости и толерантности. А с госагенством по делам религии были обсуждены пути сотрудничества светских и религиозных организаций в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи.
Во Всемирный день борьбы со СПИДом - 1 декабря, мне, как и другим священнослужителям, довелось принять действенное участие в конференции посвященной этой проблеме и социальному служению церкви. Мною был сделан доклад на тему: «Приходское попечение о лицах, попавших в критическую ситуацию».
-Отче, на ваш взгляд, как и в какой степени наша социальная действительность влияет на психическое, духовное здоровье людей?
-Сегодняшняя действительность отнюдь не способствует духовному здоровью населения. Социальная напряженность в обществе очень высока. С другой стороны - нравственный кризис. Многие люди оказались в состоянии духовного вакуума. Немало и тех, которые, не имея в сердце веры Христовой, становятся на путь греха. А греховная жизнь никогда и никому не давала душевного мира, радости и спокойствия. С горечью констатирую факты: пьянство достигло небывалых масштабов: возраст приобщения к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек. В геометрической прогрессии растет количество наркоманов, среди которых много подростков и молодежи. Показатели самоубийств растут год от года. Добавьте к этому невозможность бесплатного получения высококвалифицированной медицинской помощи.
-Неужели все так плохо? Что же делать и вообще есть ли выход из сложившегося положения?
-Выход всегда есть. Необходимо стяжать в сердце людском страх Божий и с верою молиться о спасении. В этом мы видим главное предназначение православной Церкви. Наш приход по прежнему осуществляет свое миссионерское служение через привлечение в лоно Церкви новообращенных прихожан, через доброе слово и благие поступки, по которым люди могут судить о нашей деятельности и с верой приходить в Храм Божий.
А вера человека всегда будет проявляться в его образе жизни, а значит в ней не останется места злу, греховным поступкам и унынию. Ни в коем случае нельзя упускать из внимания детей. Какими они будут всецело зависит от воспитания данного ему в младенчестве и отрочестве. Душа ребенка подобна чистому листу, что мы, взрослые, напишем на нем - то и будет. Главное нельзя медлить «пока сеятель злой не посеял плевела в сердце…»
Именно поэтому при нашем приходе уже третий год действует православная церковно-приходская школа «Светоч».
Есть 3 класса (первый, второй, третий), где занимаются 62 ребенка. Хочется отметить, что само понятие ПЦПШ подразумевает негосударственное средне -образовательное учреждение, содержащееся за счет прихода в частности и Церкви вообще. Создание таких школ, православных гимназий, занимающихся обучением и воспитанием детей должно являться одним из приоритетных в социальном и образовательном служении Церкви.
-Батюшка, сегодня среди, пусть полузабытых родной Россией, но генетически связанных с ней соотечественников весьма популярен вопрос о возвращении на этническую родину, в далекую землю предков. Что Вы, как православный священник, можете сказать по этому поводу?
-Вначале о полузабытых. Русская Православная Церковь никогда не забывала о своей пастве, которая осталась после развала державы, жить вне пределов России. И смею заверить, никогда не забудет и не оставит без попечения впредь.
Потому как Церковь была и остается хранительницей единства народа, вне зависимости от места проживания. Ведь мы один народ Божий, которому Господь всегда помогает в жизни и делах, трудах и испытаниях, в скорбях и болезнях. Утешает своим словом, молитвой Святой Церкви, ободряет сочувствием друзей и близких, сохраняет от всякой напасти печали и бед. Конечно же, Сам Господь назначает человеку отечество и место жительство и каждый человек со здравым смыслом и неиспорченным сердцем любит родину, свой народ, отечество, а находясь вдали от них непрестанно вспоминает о них…
Россия для нас не просто земля далеких предков, но всегда родной Дом. Да, волею судеб многие соотечественники живут вне дома, вне России, и живут плохо. Целый комплекс причин толкает их на переезд. Однако, нельзя на это серьезно дело смотреть сквозь розовые очки. В России никого не ждут молочные реки и кисельные берега, там также хватает социально-экономических проблем. Поэтому прошу подходить к вопросу о переезде с трезвой, ясной головой, чтобы впоследствии не разочароваться, или того хуже, потерять все и деньги, и имение, и всякую надежду на спокойную, добрую жизнь. Не забывайте об этом, как и о том, что только тот чиновник будет сильным и славным, в котором живет твердая вера в Бога и крепкая надежда на Него.
Поэтому, даже на фоне стремительно меняющихся событий и политических коллизий мы всегда должны помнить слова святого апостола Павла: «Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомышленны, мирны и Бог любви и Мира будет с вами…» (1.Кор.12.11)»

Беседовал Г.Дильдяев.

Ошский Православный Храм продолжает акцию-марафон по сбору средств на строительство звонницы и на изготовление большого колокола «Благовеста» в Санкт-петербургских литейных мастерских.
Наш адрес: г.Ош, ул. К-Датка, 218. Православный храм Архангела Михаила. Счет в АКБ «Кыргызстан» МФО № 330601508 сомовый счет: 1032120000088646.
Валютный счет: 1032120000167357
Заранее благодарны всем жертводателям.

Hosted by uCoz