К 130-летию со дня строительства нового города Ош

ВРЕМЯ ТРУДОВЫХ
ПЯТИЛЕТОК И ПОДВИГОВ (1945-1985 гг.)

В годы послевоенных пятилеток производительные силы города развиваются в соответствии с пятилетними планами развития народного хозяйства Киргизской ССР и Ошской области. В 4-й пятилетке были построены и введены в эксплуатацию Ошский авторемонтный завод (1947 г.), производивший капитальный ремонт автомобилей, тракторов и двигателей к ним, Ошский электромеханический завод, затем, в 5-й пятилетке - Ошский кирпичный завод, в 6-й - литейно-механический, изготовлявший металлические кровати и алюминиевую посуду.
Послевоенные годы - период быстрого промышленного развития юга Киргизии. В Оше быстрыми темпами стали развиваться энергетика, промышленность строительных материалов, машиностроение и металлообработка, сельское хозяйство, легкая, пищевая, местная и деревообрабатывающая промышленности, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и служба быта.
Так, например, в это время начал действовать Ошский комбинат строительных материалов, цех по производству керамзита. В 1959 году на основе объединения ошских литейно-механического и моторемонтного заводов возник Ошский насосный завод, производящий погружные глубинные насосы. В 1962 году вводится в строй первый в области большой завод крупнопанельного домостроения, в 1963 году - завод железо-бетонных конструкций для гидротехнического строительства. В этот период успешно действует шелкокомбинат имени ВЛКСМ, швейная фабрика имени Крупской. В 1967 году был введен в действие хлопчатобумажный комбинат имени 50-летия Октября. В 1978 году в Оше вступил в строй завод по производству щебня и песка мощностью 40 тыс.куб.м в год, завершилась реконструкция домостроительного комбината по выпуску деталей для строительства жилья, мощностью до 75 тыс.куб.м.
Вся страна и город Ош строили социализм, свои планы и свершения воплощая в цифры пятилеток, достигая при этом значительных успехов в своем развитии.
Так, например, в 1965 году объем производства валовой продукции промышленности составил 370 млн.рублей. В городе действовали 24 средние и семилетние школы и одна ошская областная школа-интернат, 2 детские музыкальные школы. В них обучалось свыше 16,5 тыс. учащихся, работали 866 учителей с высшим и средним специальным образованием. В 1962 году было сдано в эксплуатацию современное двухэтажное здание Дома пионеров. В 60-х годах в Оше функционировали сельхозтехникум, строительные и музыкальные училища, педагогический институт, созданный в 1951 году на базе учительского института, основанного в 1939 году. Ошан обслуживали Дом культуры, Дом учителя, 16 клубов, 6 кинотеатров, около 30 красных уголков, Ошский музыкально-драматический театр, музей, 12 библиотек, типография. Издаются газеты на русском, кыргызском, узбекском языках. Коренным образом улучшилось медицинское обслуживание. В середине 60-х годов работали свыше 500 человек медицинского персонала, из них 210 специалистов-медиков с высшим образованием. В 1966 году в Оше имелось 6 больниц, родильный дом, 5 поликлиник, 8 аптек, детских садов и яслей- 31, с охватом 1,5 тыс. детей, а также свыше 160 магазинов и ларьков, 70 столовых, буфетов, чайных, лагманных, ресторанов. Налаживалось благоустройство жилищного фонда и улиц, улучшилось электроснабжение и служба быта. Только на благоустройство города в 1962-65 годах израсходовано более 2,5 млн. рублей. Значительное развитие получили почта, радиосвязь, телефон, телеграф. В 1959 году вступила в строй автоматическая телефонная станция на 1,8 тыс.номеров, а также междугородная телефонная станция.
Установлена радиорелейная связь с городом Фрунзе. В 1968 году организована областная редакция по телевидению и радиовещанию, с 1970 года ведутся передачи из Оша.
Успешно развивался городской транспорт. Если в 1949 году в Оше работало 10 автобусов и около 40 легковых автомобилей, то в 1965 году пассажирскими перевозками были заняты свыше 200 автобусов и около 280 легковых пассажирских такси. В 1965 году была открыта новая транстяньшанская автомобильная магистраль Фрунзе-Ош, протяженностью 600 км, соединившая юг Киргизии с ее северной частью. Увеличился общий грузооборот Ошской железнодорожной станции, в 1965 году по сравнению с 1940 годом - в 4,5 раза. Возросла роль воздушного транспорта. 12 июня 1963 года в Ошском аэропорту впервые сделал посадку воздушный лайнер ИЛ-18, совершивший перелет по линии Фрунзе-Ош, а в 1965 году - самолет АН-24. В 1966 году была введена в эксплуатацию авиалиния Ош-Москва. В областном центре было построено современное здание аэропорта со всеми необходимыми коммуникациями, что дало возможность осуществлять регулярные рейсы по самым различным направлениям республиканского и всесоюзного значения.
К 70-м годам территория города расширилась в среднем более чем в 4,5 раза. Если в предоктябрьский период Ош занимал площадь около 10 кв.км, то в 1965 году - уже 68 кв.км.
В 10-й пятилетке в Оше имелось 27 крупных промышленных предприятий, 20 строительно-монтажных, 15 транспортных организаций, всего 350 предприятий, учреждений, школ и вузов.
В конце 70-х и в начале 80-х годов по всей стране, в том числе и в Оше, велась большая работа по развертыванию на предприятиях и в учреждениях социалистического соревнования, созданию на крупных предприятиях коммунистических бригад.
В то время ударно трудились коллективы шелкокомбината (директор Качкынбаев), домостроительного комбината (начальник Калинин), автобазы № 4 (начальник Кадырканов), горпромторга (директор Потемкина).
Кроме того, своими министерствами была отмечена деятельность коллективов сантехуправления треста «Южремстрой» (начальник Мухлисов), треста «Ошстрой» (начальник Фишер).
С каждым годом тогда увеличивались ассигнования на экономическое и социальное развитие Оша, на дальнейшее улучшение жизненного уровня его населения.
Краше и благоустроеннее становились улицы города Ош, увеличивалась площадь зеленых насаждений…

(продолжение следует)

Софья НУРМАТОВА,
по материалам архивов Ошской области.

Hosted by uCoz