Глазами детей

ДВЕ БЕРЕЗОВЫЕ КРОНЫ ОДНОГО МОГУЧЕГО СТВОЛА

- этот лейтмотив красной нитью прослеживался почти во всех сочинениях школьников, принявших участие в конкурсе «Вечная дружба Кыргызстана с Россией глазами детей», проведенного городским советом политической партии «Содружество», о результатах которого рассказывала газета «Эхо Оша».

Отрадно, что нашим детям чужды шовинизм, эгоцентризм, псевдопатриотизм. И в то же время как судьбу своей родины, так и свою жизнь они рассматривают только сквозь призму отношений с Россией. Показательно в этом плане сочинение одной из победительниц этого конкурса девятиклассницы Ошской школы № 2 Веры Яковлевой:

«Мы - как два зеленых горных склона,

Чьи ручьи давно судьба свела.

Мы- как две березовые кроны

Одного могучего ствола…

Б. Байкабулов.

На огромном материке, пересеченном реками, изрезанном оврагами, на разных широтах лежат два государства - Киргизстан и Россия, и солнце светит для них одинаково ярко, даря тепло, свет и надежду. И, словно зарядившись энергией светила, две страны улыбаются, протягивают друг другу руки и говорят: «Здравствуй, друг! Салам!» От этих волшебных слов отступают в прошлое обиды, непонимание, забываются недомолвки, колкости, появляется желание жить, радоваться, помогать, вместе решать проблемы. А уж их-то скопилось в XXI веке хоть отбавляй: и экологические, и экономические, и политические. И каждая из них глобальная, современная, актуальная, требующая незамедлительного решения. А как легче решить проблему? Сообща. Вот и решают два государства все вопросы мирным путем, подставляя плечо друг другу.

У Киргизстана проблемы в экономике? Россия готова помочь финансами, специалистами. Нет работы? Бесконечные просторы России готовы принять киргизский народ. Борьба с терроризмом? Встанем, как один. Мир сохраним. Качественное образование? Пожалуйста, в Бишкеке открыт Славянский университет, в Оше - РГСУ. Обмен студентами? И это не проблема. Не хватает учебников- и вот уже Российское Генконсульство дарит их школам.

Только дружба, настоящая, скрепленная общей историей, общностью интересов, способна творить чудеса. Чудеса добра, чудеса любви.

А любовь всегда ассоциируется с музыкой. Пусть кыяк и комуз расскажут всему миру о моем Киргизстане, принявшем в годы Отечественной войны моих прадеда, прабабушку и многочисленных родственников, которые осели в далеком аиле Мырза-Аки. Для которых киргизы стали братьями и сестрами, а порой единственная лепешка -пополам. Такое не забывается. Такое хранится веками. И я, русская, навеки связана с этой землей, землей Киргизстана, моей землей.

Россию я тоже люблю, преклоняюсь перед ее могуществом, ее добрыми руками, способными обнять всех, кто в ней нуждается.

И, как миллионы других моих соотечественников, я верю, что придет время, когда отпадет необходимость в различных вероисповеданиях, в границах вообще, когда воцарится культ дружбы, ведь

Одна судьба, одни друзья и дастархан один,

Один хлеб-соль и путь один в грядущее у нас,

Киргиз и русский, и казах, татарин и грузин…

Одна судьба, одна душа, одно сиянье глаз…

Глаз, устремленных к небу, к солнцу, к миру, к дружбе. Навеки».

Тема дружбы между двумя великими народами, где русскому отводится все же приоритетная роль, рефреном высвечена в сочинениях ребят, не вошедших в первую тройку призеров. Анастасия Московцева, десятиклассница ошской сш №4 трактует ее так: «…все началось с присоединения двух народов: русского и киргизского…Инициатива первоначально еще в XVIII столетии исходила от киргизов, направлявших неоднократно свои посольства в Россию с просьбой о защите, покровительстве и подданстве. Затем и Россия проявила экономический и политический интерес к Киргизстану. Недаром западносибирский генерал-губернатор Г.Н.Гасфорд писал: «Выгодное же положение дикокаменной орды в углу трех слитных держав, крепкая природная местность, ею занимаемая, и более воинственный их дух, немало других киргизских племен делают преобладание ею, ордою, предметом весьма важным для каждой из трех держав». Народ добровольно принял присягу на подданство России. С присоединением в Киргизстане многое изменилось: во-первых, была устранена угроза порабощения Киргизстана государствами Востока и Британской империей. Во-вторых, прекратились феодально-родовые междоусобицы киргизов, которые вели к политической раздробленности и разорению аилов, отрицательным образом отражались на хозяйственном и культурном развитии киргизского народа.

Все происходящие политические события в России находили себе благодатную почву и в Киргизстане. Началось всестороннее изучение Киргизстана, его истории, территории, природы, растительного и животного мира. В середине XIX века исследования территории Киргизстана, его ресурсов, истории и быта российскими учеными и путешественниками: П.П.Семеновым -Тян-Шанским, В.В.Радловым, Н.М.Пржевальским открыли мир Киргизстана и его жителей науке и общественности, способствовали сближению киргизского народа с русской культурой, выходу ее на мировую арену…

Два народа помнят и никогда не забудут заслуг воинов, защищавших их свободу, жизнь, будущее. И сейчас дружат Россия и Киргизстан. В Канте построена военная база России, где проводятся совместные учения двух стран, проводятся дни культуры двух народов. Дипломатические, здравомыслящие отношения во всем - вот главные критерии, по которым можно говорить о двух странах, России и Киргизстане, тесно связанных друг с другом, благодаря крепкой дружбе. Открытая политика, желание жить в мире, сотрудничестве, развитие культуры как в Киргизстане, так и в России позволяют сохранять дружбу вечной. Наши предки выстроили эти душевные, полные уважения отношения, которые мы просто обязаны сохранить для новых поколений. Россия и Киргизстан будут дружить, чтобы были не страшны ни политические бури, ни грозы, ни беды. Вместе мы - сила».

Ученица же 11 класса ошской сш № 16 Айпери Баракова в своем сочинении упор делает на современные отношения двух связанных исторической общностью народов: «Дружба - это великое чувство, и ею надо дорожить. В этом мире нельзя прожить без дружбы и без друзей. Дружба может быть не только между людьми, она может быть между целыми народами, нациями или странами. Например, между такими странами, как Киргизстан и Россия.

Российское государство - великая и могущественная держава. В ней проживает огромное многонациональное население. Многие из них- мигранты из самых разных стран. В том числе и наш киргизский народ. В данное время многие наши сограждане уезжают в Россию на заработки, чтобы обеспечить себя и семью. Некоторые забирают туда своих детей, семью. Некоторые едут туда учиться. И Россия принимает всех их, обеспечивает жильем, работой, образованием, гражданством. Сейчас в наше нелегкое время, когда у нас в государстве политический кризис и неустойчивое экономическое положение, нашим киргизстанцам было бы очень трудно, если бы они не имели этой возможности выезжать в Россию. Недаром говорят: «Россия - щедрая душа».

Российская сторона всегда поддерживала Киргизстан в ее начинаниях, она часто оказывала нам моральную и материальную помощь. Сколько у нас, к примеру, учебных пособий для учащихся, учителей с печатью «дар России».

Можно даже сказать, что мы породнились с этой страной и с ее людьми. Наша маленькая горная страна стала родиной для многих людей русской национальности. А русский язык для многих из нас стал родным языком.

Между нашими странами всегда царило взаимопонимание и дружественные отношения. Россия и Киргизстан всегда стремились решить все проблемы мирным путем.

Дружба наших государств существует еще издревле. Она есть сейчас. И, надеюсь, наши страны будут сотрудничать и в будущем».

Процитированная в этой публикации малая толика отрывков из сочинений школьников, представивших свои работы на конкурс, говорит о том, что для подрастающего поколения Киргизстана Россия - не отвлеченное понятие, а страна, история и культура которой близка и понятна ему. И свою будущность, равно как и развитие своей страны молодое поколение отождествляет только с Россией.

Сочинения читала

Т. Вьюгина.

Hosted by uCoz