* Миграция

ПУТЬ В РОССИЮ ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ

Вы не поверите, но это факт: с началом реализации широко разрекламированной государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников в Россию на ПМЖ сюда прибыло из других стран СНГ всего немногим более ста человек. Эту цифру озвучил на недавней региональной конференции российских соотечественников в Центральной Азии, прошедшей в Киргизстане, врио директора Федеральной миграционной службы РФ Владимир Александрович Каланда.
Об особенностях программы, а также о других проблемах, беспокоящих тех, кто отправляется в РФ на заработки или вообще готовится переехать туда, - в этом интервью.

- Вы не оговорились - всего 100 с небольшим человек? Как-то несопоставимо с масштабами заявленной программы.
- Давайте учитывать реалии. Только по линии ФМС в связи с разработкой программы было принято 27 нормативно-правовых актов на уровне государства и еще 10 - ведомственных. А сколько их принималось другими госструктурами! Потребовалась колоссальная подготовительная работа. И, по сути, программа в том виде, как предусматривалось, начала работать лишь с августа текущего года.
Могу привести такой пример. Для принятия решения о переезде по программе переселения, которая действовала и сейчас еще действует в Германии, вопрос решался от полугода до трех лет. То есть человек, написавший заявление, мог лишь через три года получить согласие на переезд с семьей. А у нас - всего около трех месяцев прошло. Но первые переселенцы уже поехали. В работе же находится сейчас 4 тысячи анкет.
К слову, если у кого-то нет желания переселяться в 12 уже заявленных пилотных регионов России, то в 2008 году, как предполагаем, к ним подключаются еще 33. А в 2009 году, думаю, вся территория Российской Федерации будет охвачена действием этой программы. Россия, как я неоднократно заявлял, никого не побуждает к переселению. Но тем, кто решился на такой шаг, окажет необходимую поддержку в рамках программы.
- Какие проблемы возникают при ее реализации?
- Одна из главных - недостаточно ответственное отношение некоторых регионов к возникающим задачам. Ведь на них возлагается дополнительная - и немалая! - ответственность в связи с приемом, размещением приезжающих, обеспечением их жильем, работой и так далее. Но, правда, тут надо учитывать и особенности различных регионов, наличие в них тех или иных вакансий, то, что проекты региональных программ разрабатывались в разные сроки, многие другие факторы.
Да и сами потенциальные переселенцы порой заполняют анкеты с нарушением требований, что затрудняет последующий подбор для них приемлемых вариантов. И здесь, конечно, требуется более тесная связь с нашим и другими ведомствами самих организаций соотечественников в республиках СНГ.
Эту программу необходимо рассматривать в контексте всей нынешней политики России по отношению к соотечественникам за рубежом. Отрабатываются механизмы ее реализации как в организационном, так и в правовом отношении. И для этого тоже объективно требуется время.
- Действительно ли граждане России, постоянно проживающие в других государствах, не могут стать участниками госпрограммы?
- Нет, отказы в этом, если они имеют место, неправомерны.
- Что предполагает процедура признания документов об образовании? Просто их идентификацию или необходимость какого-то подтверждения квалификации?
- Естественно, мы устанавливаем достоверность тех данных, которые представляет соотечественник. Является ли документ о его образовании подлинным, а документ, подтверждающий квалификацию, действительным?
Сегодня на основе заключенного в рамках СНГ соглашения признаются дипломы, выданные высшими или средними специальными заведениями в государствах Содружества. Однако у нас они проходят соответствующую процедуру. Подлинник диплома проверяется на предмет того, входит ли он в перечень документов, которые могут быть подтверждены на территории Российской Федерации. Проблем особых нет, но они возникают, когда речь идет о школьном образовании.
-Какие же здесь сложности?
-Если системы высшего образования у нас все-таки схожи и, скажем, диплом инженера-геолога, полученный в Киргизии, будет мало чем отличаться от российского, то образовательные стандарты для школьников в странах СНГ ныне разнятся. И может получиться так, что, скажем, ученик 7-го класса, окончивший его в Узбекистане, в России будет определен в 6-й класс в связи с тем, что не изучил ряд дисциплин.
Считаю, тут нам надо активнее использовать принцип экстерната. В России эта система предусмотрена. И мы полагаем, что ее вполне возможно применить и к детям, которые переезжают вместе с родителями в РФ в рамках госпрограммы. Имеется в виду сдача подростком без отрыва от основной учебы экзаменов по тем предметам, которые он не изучал или изучал, с точки зрения российских стандартов, не в полном объеме.
-Выступая на региональной конференции соотечественников в Центральной Азии, вы говорили о дальнейшем совершенствовании российского законодательства в сфере гражданства, трудовой миграции. Что имеется в виду?
-Речь идет о приведении такой правовой базы в соответствие с мировыми стандартами. В частности, с 1 января 2008 года заканчивается действие одного из пунктов закона о гражданстве, который предусматривал возможность иностранцу обращаться с ходатайством о приобретении российского гражданства после получения разрешения на временное проживание. Такой возможностью у нас пользовалось около 15 процентов всех, кто получал гражданство.
-Известно, что, несмотря на наличие между Россией и Киргизстаном межправительственного соглашения о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся мигрантов (от 1996 года), а также протокола к нему (от 2006 года), некоторые субъекты РФ не следуют букве этих документов и устанавливают свои правила регистрации. Ходили разговоры, что ФМС взялась оказать содействие Киргизстану в этом вопросе.
-Протокол - часть российско-киргизстанского соглашения. Это международный документ и имеет в соответствии со статьей 16 Конституции РФ большую юридическую силу, нежели законодательство Российской Федерации, напрямую включается в правовую систему. Так что случаев, о которых вы говорите, быть не должно. Но если такие факты есть, необходимо обращаться либо в прокуратуру, либо в суд, а не в ФМС, и в судебном порядке решать эти вопросы.
-Не ожидается ли в России трудовой амнистии, первый опыт которой в вашей стране уже опробован?
-Трудовых амнистий как таковых у нас не было. Вы, очевидно, имеете в виду инициативу ФМС, когда мы самостоятельно принимали решение о применении соответствующей позиции Кодекса об административных правонарушениях, позволявшей за малозначительностью не налагать штраф на нарушителя. В связи с этим он не привлекался к административной ответственности, а легализовался в обычном порядке.
Повторю, это была просто инициатива ФМС, мы апробировали подобную возможность. Тогда легализовалось около 10 тысяч иностранных граждан в ряде регионов России. Но на сегодняшний день мы не видим необходимости в подобных шагах. Сейчас как миграционное трудовое законодательство, так и система миграционного учета упрощены настолько, что вряд ли имеет смысл вести речь о каких-то дополнительных преференциях.
-Ну а что все-таки необходимо трудовому мигранту для легализации в России, если он не успел сделать это вовремя?
-Давайте уточним все позиции. Вы имеете право находиться на территории Российской Федерации в безвизовом порядке 90 суток. Для того чтобы вам получить от властей разрешение на трудовую деятельность, обычно хватает установленных законодательством 10 суток. Правда, иногда в связи с техническими причинами этот срок немного продлевается. Вам необходимо лишь представить ваши документы, миграционную карту, заявление о получении разрешения на трудовую деятельность, справку о состоянии здоровья…
Если же вы злостный нарушитель, и, скажем, полтора -два года находитесь в РФ незаконно, то, я считаю, вам проще выехать с территории России, а затем туда вновь въехать и легализоваться в установленном порядке.
-Так вся проблема заключается в том, что человек, просрочивший по разным причинам сроки постановки на миграционный учет, не сможет выехать, как вы советуете, к себе на родину Его же в аэропорту задержат. Получается какая-то тупиковая ситуация.
-Тупиковой ситуации нет. Выезд возможен, но на вас, естественно, будет наложено административное взыскание за отсутствие либо за утрату миграционной карты. Штраф этот повышен, однако находится в пределах трех-пяти тысяч рублей.
-Активно ли использует ФМС сегодня практику выдворения?
-Наша служба продолжает практику депортаций, осуществляемых на основании решений руководителя территориального органа ФМС или руководителя Федеральной миграционной службы России. Выдворением же занимаются органы внутренних дел, а не ФМС. И выдворяются, кстати, иногда весьма агрессивно настроенные иностранные граждане.
-Депортированный сможет вскоре вернуться в Россию? Или только по истечении пяти лет?
-Нашим законодательством предусматриваются ограничения в отношении лиц, которые были выдворены. Депортация же не есть наказание, это удаление нежелательного лица с территории, на которой он находится. Мы даем вам срок до десяти дней на самостоятельный выезд. Если вы этого не сделали, то мы вас депортируем.
-Но это, скажем так, не какая-то «черная метка»?
-Это не «черная метка», естественно.
В завершение нашей беседы Владимир Каланда посоветовал по возникающим вопросам обращаться в представительство ФМС в КР. А также воспользоваться сайтами самой Федеральной миграционной службы РФ www.fms-rf.ru и Министерства иностранных дел РФ, где тоже есть раздел, посвященный данной проблематике www. mid.ru

Евгений Денисенко.

Hosted by uCoz