* Миграция
ПУТЬ В РОССИЮ ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ
Вы не поверите, но это факт: с началом реализации широко разрекламированной
государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников
в Россию на ПМЖ сюда прибыло из других стран СНГ всего немногим более
ста человек. Эту цифру озвучил на недавней региональной конференции
российских соотечественников в Центральной Азии, прошедшей в Киргизстане,
врио директора Федеральной миграционной службы РФ Владимир Александрович
Каланда.
Об особенностях программы, а также о других проблемах, беспокоящих тех,
кто отправляется в РФ на заработки или вообще готовится переехать туда,
- в этом интервью.
- Вы не оговорились - всего 100 с небольшим
человек? Как-то несопоставимо с масштабами заявленной программы.
- Давайте учитывать реалии. Только по линии ФМС в связи с разработкой
программы было принято 27 нормативно-правовых актов на уровне государства
и еще 10 - ведомственных. А сколько их принималось другими госструктурами!
Потребовалась колоссальная подготовительная работа. И, по сути, программа
в том виде, как предусматривалось, начала работать лишь с августа текущего
года.
Могу привести такой пример. Для принятия решения о переезде по программе
переселения, которая действовала и сейчас еще действует в Германии,
вопрос решался от полугода до трех лет. То есть человек, написавший
заявление, мог лишь через три года получить согласие на переезд с семьей.
А у нас - всего около трех месяцев прошло. Но первые переселенцы уже
поехали. В работе же находится сейчас 4 тысячи анкет.
К слову, если у кого-то нет желания переселяться в 12 уже заявленных
пилотных регионов России, то в 2008 году, как предполагаем, к ним подключаются
еще 33. А в 2009 году, думаю, вся территория Российской Федерации будет
охвачена действием этой программы. Россия, как я неоднократно заявлял,
никого не побуждает к переселению. Но тем, кто решился на такой шаг,
окажет необходимую поддержку в рамках программы.
- Какие проблемы возникают при ее реализации?
- Одна из главных - недостаточно ответственное отношение некоторых регионов
к возникающим задачам. Ведь на них возлагается дополнительная - и немалая!
- ответственность в связи с приемом, размещением приезжающих, обеспечением
их жильем, работой и так далее. Но, правда, тут надо учитывать и особенности
различных регионов, наличие в них тех или иных вакансий, то, что проекты
региональных программ разрабатывались в разные сроки, многие другие
факторы.
Да и сами потенциальные переселенцы порой заполняют анкеты с нарушением
требований, что затрудняет последующий подбор для них приемлемых вариантов.
И здесь, конечно, требуется более тесная связь с нашим и другими ведомствами
самих организаций соотечественников в республиках СНГ.
Эту программу необходимо рассматривать в контексте всей нынешней политики
России по отношению к соотечественникам за рубежом. Отрабатываются механизмы
ее реализации как в организационном, так и в правовом отношении. И для
этого тоже объективно требуется время.
- Действительно ли граждане России, постоянно проживающие в
других государствах, не могут стать участниками госпрограммы?
- Нет, отказы в этом, если они имеют место, неправомерны.
- Что предполагает процедура признания документов об образовании?
Просто их идентификацию или необходимость какого-то подтверждения квалификации?
- Естественно, мы устанавливаем достоверность тех данных, которые представляет
соотечественник. Является ли документ о его образовании подлинным, а
документ, подтверждающий квалификацию, действительным?
Сегодня на основе заключенного в рамках СНГ соглашения признаются дипломы,
выданные высшими или средними специальными заведениями в государствах
Содружества. Однако у нас они проходят соответствующую процедуру. Подлинник
диплома проверяется на предмет того, входит ли он в перечень документов,
которые могут быть подтверждены на территории Российской Федерации.
Проблем особых нет, но они возникают, когда речь идет о школьном образовании.
-Какие же здесь сложности?
-Если системы высшего образования у нас все-таки схожи и, скажем, диплом
инженера-геолога, полученный в Киргизии, будет мало чем отличаться от
российского, то образовательные стандарты для школьников в странах СНГ
ныне разнятся. И может получиться так, что, скажем, ученик 7-го класса,
окончивший его в Узбекистане, в России будет определен в 6-й класс в
связи с тем, что не изучил ряд дисциплин.
Считаю, тут нам надо активнее использовать принцип экстерната. В России
эта система предусмотрена. И мы полагаем, что ее вполне возможно применить
и к детям, которые переезжают вместе с родителями в РФ в рамках госпрограммы.
Имеется в виду сдача подростком без отрыва от основной учебы экзаменов
по тем предметам, которые он не изучал или изучал, с точки зрения российских
стандартов, не в полном объеме.
-Выступая на региональной конференции соотечественников в Центральной
Азии, вы говорили о дальнейшем совершенствовании российского законодательства
в сфере гражданства, трудовой миграции. Что имеется в виду?
-Речь идет о приведении такой правовой базы в соответствие с мировыми
стандартами. В частности, с 1 января 2008 года заканчивается действие
одного из пунктов закона о гражданстве, который предусматривал возможность
иностранцу обращаться с ходатайством о приобретении российского гражданства
после получения разрешения на временное проживание. Такой возможностью
у нас пользовалось около 15 процентов всех, кто получал гражданство.
-Известно, что, несмотря на наличие между Россией и Киргизстаном
межправительственного соглашения о трудовой деятельности и социальной
защите трудящихся мигрантов (от 1996 года), а также протокола к нему
(от 2006 года), некоторые субъекты РФ не следуют букве этих документов
и устанавливают свои правила регистрации. Ходили разговоры, что ФМС
взялась оказать содействие Киргизстану в этом вопросе.
-Протокол - часть российско-киргизстанского соглашения. Это международный
документ и имеет в соответствии со статьей 16 Конституции РФ большую
юридическую силу, нежели законодательство Российской Федерации, напрямую
включается в правовую систему. Так что случаев, о которых вы говорите,
быть не должно. Но если такие факты есть, необходимо обращаться либо
в прокуратуру, либо в суд, а не в ФМС, и в судебном порядке решать эти
вопросы.
-Не ожидается ли в России трудовой амнистии, первый опыт которой
в вашей стране уже опробован?
-Трудовых амнистий как таковых у нас не было. Вы, очевидно, имеете в
виду инициативу ФМС, когда мы самостоятельно принимали решение о применении
соответствующей позиции Кодекса об административных правонарушениях,
позволявшей за малозначительностью не налагать штраф на нарушителя.
В связи с этим он не привлекался к административной ответственности,
а легализовался в обычном порядке.
Повторю, это была просто инициатива ФМС, мы апробировали подобную возможность.
Тогда легализовалось около 10 тысяч иностранных граждан в ряде регионов
России. Но на сегодняшний день мы не видим необходимости в подобных
шагах. Сейчас как миграционное трудовое законодательство, так и система
миграционного учета упрощены настолько, что вряд ли имеет смысл вести
речь о каких-то дополнительных преференциях.
-Ну а что все-таки необходимо трудовому мигранту для легализации
в России, если он не успел сделать это вовремя?
-Давайте уточним все позиции. Вы имеете право находиться на территории
Российской Федерации в безвизовом порядке 90 суток. Для того чтобы вам
получить от властей разрешение на трудовую деятельность, обычно хватает
установленных законодательством 10 суток. Правда, иногда в связи с техническими
причинами этот срок немного продлевается. Вам необходимо лишь представить
ваши документы, миграционную карту, заявление о получении разрешения
на трудовую деятельность, справку о состоянии здоровья…
Если же вы злостный нарушитель, и, скажем, полтора -два года находитесь
в РФ незаконно, то, я считаю, вам проще выехать с территории России,
а затем туда вновь въехать и легализоваться в установленном порядке.
-Так вся проблема заключается в том, что человек, просрочивший
по разным причинам сроки постановки на миграционный учет, не сможет
выехать, как вы советуете, к себе на родину Его же в аэропорту задержат.
Получается какая-то тупиковая ситуация.
-Тупиковой ситуации нет. Выезд возможен, но на вас, естественно, будет
наложено административное взыскание за отсутствие либо за утрату миграционной
карты. Штраф этот повышен, однако находится в пределах трех-пяти тысяч
рублей.
-Активно ли использует ФМС сегодня практику выдворения?
-Наша служба продолжает практику депортаций, осуществляемых на основании
решений руководителя территориального органа ФМС или руководителя Федеральной
миграционной службы России. Выдворением же занимаются органы внутренних
дел, а не ФМС. И выдворяются, кстати, иногда весьма агрессивно настроенные
иностранные граждане.
-Депортированный сможет вскоре вернуться в Россию? Или только
по истечении пяти лет?
-Нашим законодательством предусматриваются ограничения в отношении лиц,
которые были выдворены. Депортация же не есть наказание, это удаление
нежелательного лица с территории, на которой он находится. Мы даем вам
срок до десяти дней на самостоятельный выезд. Если вы этого не сделали,
то мы вас депортируем.
-Но это, скажем так, не какая-то «черная метка»?
-Это не «черная метка», естественно.
В завершение нашей беседы Владимир Каланда посоветовал по возникающим
вопросам обращаться в представительство ФМС в КР. А также воспользоваться
сайтами самой Федеральной миграционной службы РФ www.fms-rf.ru
и Министерства иностранных дел РФ, где тоже есть раздел, посвященный
данной проблематике www.
mid.ru
Евгений Денисенко.