* Этносы

ПОТОМКИ ВОЛЖСКИХ БУЛГАР

Территория Поволжья издавна была контактной зоной на границе Европы и Азии, местом смешения различных расовых типов, религиозных течений и этнических групп. В VII веке на Средней Волге и в низовьях Камы появились тюркоязычные племена булгар. Смешавшись с местным финно-угорским населением, они создали яркую материальную культуру и образовали раннефеодальное государство - Волжскую Булгарию, которое являлось одним из культурных центров средневековой Европы и сыграло значительную роль в процессе этногенеза современных народов Поволжья, прежде всего казанских татар и чувашей.
Сам этноним «чуваш» (если правильнее - «чаваш») некоторыми исследователями также возводится к названию одного из родственных булгарам племени- сувар (суваз, суас), известному с конца I тысячелетия. В целом, этническое развитие чувашского народа протекало сначала в рамках Волжско-Булгарского царства, затем Золотой Орды и Казанского ханства. Здесь исключительную важность имели контакты чувашей, в первую очередь, с татарами.
Помимо единых исторических корней - происхождения от общих пращуров - булгар, соседей объединяла схожесть языков. Оба языка - тюркские, оба относятся к западно-хуннской ветви: татарский - к кыпчакско-булгарской подгруппе, а чувашский составляет особую булгарскую группу. Любопытно, что название «татары» закрепилось за народом сравнительно недавно. Так, еще в конце XIX века татары продолжали нередко называть себя булгарами.
Традиционная культура двух народов тоже содержит много элементов, уходящих корнями к древним традициям и зодчеству Волжской Булгарии.Отсюда - почитание по сей день и теми, и другими историко-архитектурного заповедника Биляр - древнебулгарской столицы.
Из многих народностей, живших с чувашами в тесном соседстве (башкир, удмуртов, мордвы), татары всегда количественно преобладали. И радость, и горе чуваши и татары на протяжении всех исторических периодов делили поровну и всегда были рядом друг с другом. Не даром ведь в народе говорится: «Татарин с чувашем - братья навек!»
Поныне в Татарстане исторически приграничные с Чувашией районы сплошь состоят из чувашей, для которых татарский язык является таким же родным, как и свой чувашский. Яркий пример тому - профессор Ошского госуниверситета Николай Мифтякович Мурадымов. Известный ученый-литературовед родился в селе Шама Алексеевского района Татарской АССР, прекрасно овладел татарской речью, а кандидатскую диссертацию защитил по творчеству татарского писателя А.Файзи. Более того, сейчас он даже активно участвует в деятельности местного татарского национально-культурного центра.
В результате вхождения татар и чувашей в XVI веке в состав России, взаимоотношения обоих народов в пределах единого Отечества еще более активизировались. Произошло их экономическое и духовное возвышение. Нельзя оспорить многовековое духовное взаимовлияние татар и чувашей в образовании, культуре, искусстве. Именно в Казани в 1906 году увидела свет первая газета на чувашском языке «Хыпар» («Весть»), а 12 лет спустя были образованы драмтеатр и национальный хор, позднее переросший в государственный ансамбль песни и пляски.
Контакты крепли и в совместной борьбе: за царя и против него, за Советы и против них. В частности, в годы Второй мировой войны чуваши и татары бок о бок сражались одновременно как в рядах Красной Армии и партизанских отрядах, так и в батальонах фашистского легиона «Идель-Урал». Кстати, при легионе даже выпускалась своя газета с чувашской страницей, а ряд деятелей (Паймук, Кадыев и др.) носились с идеей создания независимой Чувашии.
Таким образом, распространенное мнение о наибольшей близости к татарам башкир не совсем правомерно. Богатый археологический, этнографический и историографический материал наглядно показывают куда более тесную взаимосвязь татар именно с чувашами!
Башкир же кочевой образ жизни, расовый облик и родо-племенное деление роднят с кыпчакским кругом народов Центральной Азии - казахами, кыргызами и каракалпаками.
Кроме Чувашии и Татарстана, чуваши проживают в Башкирии (особенно много вместе с татарами в Бижбулякском районе), Ульяновской и других областях РФ, в странах СНГ. Киргизстанские чуваши (в Ошской области, к примеру в 1999 году их проживало 77 человек), как и татары, не утратили своего национального своеобразия, сохранив и религию, и национальные обряды, и родной язык. Так, вышеупомянутый Н.Мурадымов, кроме татарского и русского языков, еще помнит свой, а сотрудник Ошской областной библиотеки А.Абсаматова бережно хранит чувашский национальный головной убор, украшенный монетами XVIII века, который с удовольствием продемонстрировала на прошедшем в ноябре семинаре «Монеты рассказывают».
Рассматривая роль того или иного народа, принято предъявлять его национальные достижения. Без чувашей не только Россия, но и Киргизстан неполон. Имена космонавта Андрияна Николаева, выдающейся балерины Надежды Павловой, поэтов Константина Иванова и Геннадия Айги, живописца Митова и архитектора П.Егорова известны не только в России.
Велика заслуга перед Киргизстаном другого уроженца чувашской деревушки Никиты Яковлевича Бичурина (в монашестве - отец Иакинф, 1777-1853 г.г.) - известного ученого-востоковеда. Его главный труд «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», изданный в 1851 году, содержит много бесценной информации и о киргизах, почерпнутой из китайских летописей.
Все это, если можно так сказать, чувашская доля вклада в мировую сокровищницу культуры. Верится, что будущее принесет новые открытия и новые имена.

Тимур АЮПОВ,
учитель истории.

Hosted by uCoz