Государственная программа

ОНИ ВЕРНУЛИСЬ НА РОДИНУ

Липецкая область входит в тройку самых популярных регионов у переселенцев-соотечественников. Среди 12 пилотных регионов, принимающих участие в Государственной программе переселения соотечественников, Липецкая область занимает особое место. От желающих перебраться сюда отбоя нет. На сегодня из стран СНГ в регион уже приехали 113 участников программы, 799 подали анкеты на переселение, причем 495 из них получили предварительное согласие. Можно сказать, область выполнила план переселения на два года вперед.

КОНСУЛ, НЕ ЖМИ НА ТОРМОЗА...

ЛипецкПрограмма переселения, можно сказать, проходит обкатку. Но уже сейчас на местах видны досадные пробелы, допущенные при ее разработке. В чем заключаются эти огрехи с точки зрения людей, непосредственно воплощающих программу в жизнь, и какие могут быть рецепты их исправления? Наш собеседник - заместитель начальника Управления ФМС по Липецкой области Ирина Цимбал.
- Ирина Евгеньевна, как ваше управление строит работу с переселенцами?

- Работа начинается, когда по электронной почте к нам приходит информация от консульских служб посольства России о том, что такому-то гражданину выдано свидетельство участника программы. Мы связываемся с этим новым участником по телефону - оговариваем маршрут, транспорт, сроки прибытия, решаем, как отправить багаж. Когда он сообщает нам конкретную дату приезда, мы ставим в известность администрацию территории вселения, чтобы она могла забронировать гостиницу. Параллельно сведения от нас поступают в центр занятости населения, чтобы решить вопрос с трудоустройством, в органы внутренних дел, и, разумеется, в уполномоченный орган - Управление труда и занятости населения Липецкой области.
Когда переселенец прибывает, он звонит нам либо в администрацию территории вселения. С вокзала его семья едет в гостиницу, потом приходит к нам. Мы заполняем подробную учетную карточку участника программы, делаем регистрационную запись в свидетельстве о регистрации, выдаем памятку с телефонами и адресами органов и должностных лиц, которые участвуют в обустройстве переселенцев.
Дальше семья направляется в городское агентство недвижимости, которое выступает как соисполнитель программы по жилищному обустройству и подбирает съемную квартиру. Как только решился вопрос с жильем, переселенцы получают временную регистрацию. Все эти процедуры делаются в течение трех дней.
- Бывают ли случаи, когда переселенцы прибывают без необходимых документов?
- Увы, «тяжелых» случаев довольно много. Недавно, например, к нам прибыла семья из Туркмении - 37-летняя Валентина Назарова и ее сын, 16-летний Дима. У них вообще не оказалось ни документов на временое проживание, ни карты медицинского осмотра, ни справок об отсутствии судимостей, ни переводов с документов на туркменском языке. Словом, полный ноль по бумагам. Но что делать, будем искать выход. По своим каналам свяжемся с МВД Туркмении, договоримся с областной торгово-промышленной палатой, чтобы переводы документов сделали бесплатно - денег у Назаровых тоже нет.
- Почему такие проблемы вообще возникают?
- У нас складывается впечатление, что консульские отделы не владеют правовыми документами. К Указу Президента РФ № 637, в котором говорится о программе переселения соотечественников, выпущено около 20 правовых документов российского правительства, касающихся реализации указа. Кроме того, ряд основополагающих документов выпустила Федеральная миграционная служба, все они зарегистрированы в Минюсте России и имеют силу закона. Эти документы определяют работу территориальных подразделений ФМС, а также представительств и временных групп ФМС за рубежом. Временные группы, к слову сказать, организованы только в некоторых странах, а там, где их нет, работу с переселенцами ведут консульские отделы российского посольства. Я никого не хочу обидеть, но факт остается фактом: работа консульских отделов не выдерживает критики.
Вот свежий пример. Буквально несколько дней назад к нам обратился гражданин РФ Рустам Матьякубов, который девять лет прожил в Нью-Йорке. В октябре 2007-го он обратился в консульский отдел российского посольства в Нью-Йорке с просьбой включить его в программу переселения. Мы получили его анкету только 5 декабря 2007 года, хотя анкета отправляется по электронной почте, и это занимает секунды... Но это - мелочи. Как и положено в таких случаях, мы занялись проверкой кандидата по линии правоохранительных органов, а служба занятости постаралась подобрать ему несколько вариантов работы. На эти процедуры уходят обычно две-три недели, после чего мы, выдав положительное заключение, отправили анкету Матьякубова обратно в Нью-Йорк.
Когда такая анкета возвращается в консульство, туда вызывают кандидата в переселенцы и говорят: есть положительное решение, такая территория вселения, такая работа. Согласны? Пишите заявление на выдачу свидетельства участника госпрограммы. И на месте оформляют свидетельство.
Но с анкетой Матьякубова произошла странная история. Сотрудник консульства, с которым общался Матьякубов, сказал ему, что анкеты ждать нет смысла, это якобы долго, а свидетельство можно получить в миграционной службе на территории России. Хотя на самом деле свидетельство можно получить только в стране выезда, ФМС выдавать его не имеет права.
Матьякубов и приехал, но мы не можем с ним работать. Свидетельство переселенца - это его второй паспорт, документ строгой отчетности. Там фото, серия, номер, в свидетельстве ставятся отметки о выплате компенсаций и регистрации. Этот документ дает гарантии получения госпомощи, и без него человеком как участником программы никто заниматься не будет.
- И что делать в такой ситуации?
- Мы посоветовали Матьякубову ехать в Москву и там пытаться решить проблему выдачи свидетельства. Может быть, в порядке исключения свидетельство разрешат выдать нашей службе, может, перешлют диппочтой из Нью-Йорка. В любом случае - это грубейшая ошибка чиновника посольства, и таких случаев масса.
Практически все переселенцы жалуются, что консульских отделов мало и работают они в неудобном режиме, по паре часов в день. В результате очередь желающих попасть на прием растягивается на 3-6 месяцев.
На самом деле, это проблема номер один. Получается, программа тормозится еще на начальном этапе консульских отделов, и обойти это никак нельзя: свидетельство, повторюсь, выдается только в странах выезда.
Вторая большая проблема в том, что конкретно предлагает переселенцам сам регион. Да, пусть область выразила желание принять соотечественников. Но если негде жить, как может семья ехать в никуда, в съемное жилье? У нас 60 процентов переселенцев выбирают территорией вселения Липецк, хотя именно в Липецке даже не предполагается строительства центров временного размещения, как в Грязях или Тербунах. Словом, вопросы есть. Правда, при желании их можно отрегулировать довольно быстро...

Hosted by uCoz