Страницы истории

ВЕК ШАХТЕРСКОЙ «ЖЕЛЕЗКИ»

Сто лет исполнилось с начала строительства самой высокогорной в Центральной Азии уникальной узкоколейной железной дороги, связавшей старейшее угольное месторождение в среднеазиатском регионе Сулюкту с железнодорожной станцией Драгомирово (ныне - Пролетарская) Таджикистана, что в зоне Ферганской долины. Именно эта 37-километровая узкоколейка положила начало интенсивному развитию горным выработкам и горняцкому поселению.
Промышленная разработка этого месторождения началась в 1868 году, тогда же возник поселок горняков - Сулюкта. Добытое топливо, сравнительно в небольшом количестве, развозилось по ближайшим аилам, или караванным путем шло в долину. Однако ученые Н. Вебер и М. Бронников в 1903 году выявили запасы бурого угля для промышленных нужд в количестве многих миллионов тонн. И в 1908 году началось строительство самой уникальной узкоколейки.
«Железка», пролегая в Ферганской долине, поднимается в гору почти на полкилометра. Приходится лишь изумляться титаническому труду строителей тех лет, которые возводили дорогу при отсутствии землеройных машин и прочей техники.
Ее ввод положил начало строительству шахт и открытию угольных разрезов, притоку рабочего люда, который приезжал с семьями, обживался, обустраивался. Таким образом, узкоколейка способствовала развитию месторождения и росту поселка. Появились школы, больницы, торговые и культурные объекты. В 1940 году он получил статус города.
В 80-е годы минувшего столетия автору этих строк пришлось разбирать жалобу работников узкоколейки по поводу нехватки подвижного состава, некачественного ремонта вагонеток и электровозов в депо станции «Пролетарская».
Именно в здешнее управление отделения Среднеазиатской железной дороги и привело журналистское расследование. Жалобу рассмотрели, а попутно ознакомили меня с положением дел, показали хозяйство узкоколейки.
В то время властвовал Госплан и действовала такая система: сулюктинский уголь в вагонетках доставлялся в Пролетарск, там он перегружался в вагоны и платформы и по разнарядке Госплана отправлялся по разным адресам. Обратно завозили необходимое горнякам снаряжение. С маневровой станции «Сулюкта», где комплектовался груженый состав, уходили железные рельсы подземных дорог прямо к шахтам, куда подгонялся порожняк.
Так исправно работала железная труженица до наших дней. Ситуация изменилась в связи с переходом страны на рыночную экономику. Пора приватизации разрушила систему разных гособъединений. В том числе подорвала и могущество корпорации «Среднеазуголь». Сулюктинские угольные предприятия поменяли владельцев… Наступило время частников, объединившихся в различные ОАО и ОсОО. Встал вопрос о содержании шахтерской узкоколейки. Оказалось, что единого владельца у нее теперь нет, поскольку она проходила на территории двух разных республик. Причем Таджикистану «железка» и вовсе не требовалась. Да и горнякам Сулюкты, как казалось, узкоколейка тоже была не нужна, так как занять ее было нечем.
Вот так шахтерская узкоколейка, которой исполняется 100 лет, оказалась не у дел. Но и железнодорожники, отметившие недавно свой профессиональный праздник, и горняки, которые в том же августе празднуют День шахтера, несомненно, добрым словом помянут шахтерскую труженицу - железную узкоколейку, целый век исправно служившую людям.

Н. Плетнев.

Hosted by uCoz