Страницы истории
ВЕК ШАХТЕРСКОЙ «ЖЕЛЕЗКИ»
Сто лет исполнилось с начала строительства самой высокогорной
в Центральной Азии уникальной узкоколейной железной дороги, связавшей
старейшее угольное месторождение в среднеазиатском регионе Сулюкту с
железнодорожной станцией Драгомирово (ныне - Пролетарская) Таджикистана,
что в зоне Ферганской долины. Именно эта 37-километровая узкоколейка
положила начало интенсивному развитию горным выработкам и горняцкому
поселению.
Промышленная разработка этого месторождения началась в 1868 году, тогда
же возник поселок горняков - Сулюкта. Добытое топливо, сравнительно
в небольшом количестве, развозилось по ближайшим аилам, или караванным
путем шло в долину. Однако ученые Н. Вебер и М. Бронников в 1903 году
выявили запасы бурого угля для промышленных нужд в количестве многих
миллионов тонн. И в 1908 году началось строительство самой уникальной
узкоколейки.
«Железка», пролегая в Ферганской долине, поднимается в гору почти на
полкилометра. Приходится лишь изумляться титаническому труду строителей
тех лет, которые возводили дорогу при отсутствии землеройных машин и
прочей техники.
Ее ввод положил начало строительству шахт и открытию угольных разрезов,
притоку рабочего люда, который приезжал с семьями, обживался, обустраивался.
Таким образом, узкоколейка способствовала развитию месторождения и росту
поселка. Появились школы, больницы, торговые и культурные объекты. В
1940 году он получил статус города.
В 80-е годы минувшего столетия автору этих строк пришлось разбирать
жалобу работников узкоколейки по поводу нехватки подвижного состава,
некачественного ремонта вагонеток и электровозов в депо станции «Пролетарская».
Именно в здешнее управление отделения Среднеазиатской железной дороги
и привело журналистское расследование. Жалобу рассмотрели, а попутно
ознакомили меня с положением дел, показали хозяйство узкоколейки.
В то время властвовал Госплан и действовала такая система: сулюктинский
уголь в вагонетках доставлялся в Пролетарск, там он перегружался в вагоны
и платформы и по разнарядке Госплана отправлялся по разным адресам.
Обратно завозили необходимое горнякам снаряжение. С маневровой станции
«Сулюкта», где комплектовался груженый состав, уходили железные рельсы
подземных дорог прямо к шахтам, куда подгонялся порожняк.
Так исправно работала железная труженица до наших дней. Ситуация изменилась
в связи с переходом страны на рыночную экономику. Пора приватизации
разрушила систему разных гособъединений. В том числе подорвала и могущество
корпорации «Среднеазуголь». Сулюктинские угольные предприятия поменяли
владельцев… Наступило время частников, объединившихся в различные ОАО
и ОсОО. Встал вопрос о содержании шахтерской узкоколейки. Оказалось,
что единого владельца у нее теперь нет, поскольку она проходила на территории
двух разных республик. Причем Таджикистану «железка» и вовсе не требовалась.
Да и горнякам Сулюкты, как казалось, узкоколейка тоже была не нужна,
так как занять ее было нечем.
Вот так шахтерская узкоколейка, которой исполняется 100 лет, оказалась
не у дел. Но и железнодорожники, отметившие недавно свой профессиональный
праздник, и горняки, которые в том же августе празднуют День шахтера,
несомненно, добрым словом помянут шахтерскую труженицу - железную узкоколейку,
целый век исправно служившую людям.
Н. Плетнев.