Итоги года

РОССИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

2008 год стал важной вехой в работе российской дипломатии на пространстве СНГ. Она осуществлялась в непростых условиях, требовавших оперативной реакции, выверенных, подчас нестандартных подходов и решений. Вновь в полной мере проявилась значимость региона с точки зрения ключевых интересов России во всех сферах, будь-то обеспечение ее безопасности, социально-экономическое развитие, гуманитарные вопросы. Особенно ярко это высветилось на фоне резко обострившейся ситуации на Южном Кавказе в августе 2008 года в результате военной авантюры Грузии в отношении Южной Осетии, а в конце года - еще и охватившего мир финансово-экономического кризиса.

Развитие многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ по-прежнему оставалось важнейшим внешнеполитическим приоритетом России, что было подтверждено в новой редакции Концепции внешней политики России, утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 12 июля 2008 года.

Зафиксированные в Концепции базовые параметры нашей комплексной деятельности на пространстве Сод­ружества направлены на макси­мальное раскрытие потенциала двусторонних отношений и интеграцион­ных связей со странами СНГ в интересах обеспечения безопасности и динамичного социально-экономического развития региона. По существу речь идет об использовании факторов объективной общности наших стран в качестве их естественного конкурентного преимущества в сегодняшнем высококонку­рентном мире. Как подтверждается в Концепции, Россия выстраивает отношения с партнерами по СНГ на основе взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества.

Приоритетное значение для России отношений со странами Содружества подтвердило создание в ведении МИД Федерального агентства по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), которому отведена важная роль в реализации государственной политики на пространстве СНГ. Решение об учреждении Россотрудничества отражает стремление России на деле укреплять взаимодействие с нашими ближайшими соседями и партнерами по СНГ в различных областях.

В 2008 году важное значение в плане решения стоящих перед странами Содружества задач российская сторона по-прежнему придавала многосторонним форматам сотрудничества - Содружеству независимых государств, Евразийскому экономическому сообществу и Организации Договора о коллективной безопас­ности.

Содружество вновь подтвердило свою востребованность в качестве диалоговой площадки и механизма проведения межгосударственных консультаций и переговоров по вопросам многостороннего сотрудничества, отличающегося гибкостью форм взаимодействия с учетом национальных интересов государств - участников СНГ.

Значимый результат 2008 года - это успешное начало претворения в жизнь решений Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года в Душанбе относительно укрепления Содружества. Принятие на душанбинском саммите Концепции дальнейшего развития Содружества и Плана основных мероприятий по ее реализации означало качественно новое движение вперед в деятельности СНГ. В этих документах сформули­рованы четкие задачи по всем ключевым векторам сотрудничества, намечены пути их достижения. Основной целью стран СНГ определено формирование в долгосрочной перспективе интеграционного экономического и политического объединения, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.

В рамках выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в начале 2008 года были созданы межгосударственные рабочие группы по разработке проектов Стратегии экономического развития СНГ, документов о сотрудничестве в сфере транспорта и обеспечения продовольственной безопасности, а также по уточнению механизмов функционирования СНГ и его организационному совершенствованию. Эти рабочие группы своевременно и результативно решают поставленные перед ними задачи.

Актуальные вопросы развития стран СНГ и углубления их взаи­модействия стали предметом анализа и обсуждения в ходе неформальных встреч глав государств СНГ 22 февраля 2008 года в Москве и 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге. На этих встречах были обозначены ключевые вопросы, требующие слаженных действий в рамках Содружества по следующим направлениям: энергетическое сотрудничество, в том числе энергосбережение, транспортное взаимодействие, продовольственная безопасность, работа над формированием зоны свободной торговли, развитие нанотехнологий, молодежная политика, миграция и гуманитарная сфера.

Весьма плодотворным было также заседание Совета глав государств СНГ 10 октября 2008 года в Бишкеке. Главы государств одобрили проекты Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года и документа о приоритетных направлениях сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года. По итогам состоявшегося обмена мнениями по вопросу о путях преодоления последствий мирового финансового кризиса главы государств СНГ приняли решение о создании постоянно действующего совещания на уровне министров финансов стран Содружества по указанному вопросу как меры, которая может помочь странам СНГ разработать согласованную антикризисную политику и быстрее справиться с проблемами.

На саммите были подписаны Концепция о Приграничном сотрудничестве и Соглашение о создании Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству. Кроме того, главы государств определили основные направления сотрудничества в рамках СНГ в ближайшем будущем: принято решение объявить 2009 год в Содружестве - «Годом энергетики» в экономической сфере и «Годом молодежи» в гуманитарной сфере, а 2010 - «Годом науки и инноваций». Будет рассмотрен также вопрос об объявлении 2010 года «Годом ветеранов».

Пристальное внимание было уделено вопросам подготовки и празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Подписаны соответствующие решения, включая решение о единой юбилейной медали.

Традиционно весомым оказался рассмотренный главами государств пакет документов в сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. Принято Заявление глав государств-участников СНГ об активизации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Одобрена Концепция сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности и Комплексный план по ее реализации на 2008-2010 годы. Подписаны Программа сотрудничества государств-участников СНГ в сфере борьбы в противодействии незаконной миграции на 2009-2011 годы, Соглашение о взаимодействии государств-участников СНГ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране.

Было утверждено Положение о председательстве в СНГ, направ­ленное на активизацию этого института и повышение эффективности Содружества.

Принято также Положение о национальных координаторах, разработанное по инициативе Казахстана. Речь идет о внутреннем институте для каждого государства-участника Содружества, нацеленном на придание дополнительного импульса организации и повышение оперативности в реализации совместных программ. Национальные координаторы назначаются для осуществления контроля за реализацией документов, принятых в рамках СНГ, и координации деятельности соответствующих государственных органов по вопросам сотрудничества в рамках Содружества.

В целом итоги трех саммитов СНГ в 2008 году свидетельствуют о готовности государств консоли­дировать свои усилия в интересах укрепления и развития Содружества.

В контексте решений встреч на высшем уровне на заседании Совета глав правительств Содружества 14 ноября 2008 года в Кишиневе были приняты такие основополагающие документы, как Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года, Приоритетные направления сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года, Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ. Главы правительств утвердили Положение о Координационной службе совета командующих Пограничными войсками государств-участников СНГ, подписали Конвенцию о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей государств - участников СНГ, а также ряд Соглашений: о сотрудничестве в создании государственных информационных систем паспортно-визовых документов нового поколения и дальнейшем их развитии и использовании в государствах - участниках СНГ, о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с неза­конным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, о взаимодействии министерств обороны государств-участников СНГ в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки, о сотрудничестве в борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств и др. Главы правительств стран СНГ договорились также о продолжении координации усилий в борьбе с мировым финансовым кризисом.

Разумеется, деятельность Содружества в истекшем году не была беспроблемной. Как обычно, в ней находили свое отражение все перипетии развития ситуации на постсоветском пространстве, в том числе связанные с грузинской военной авантюрой против Южной Осетии. 18 августа 2008 года после этих трагических событий в Исполком СНГ поступила нота МИДа Грузии с уведомлением о выходе из состава Содружества независимых государств. В соответствии с уставными нормами данное решение грузинской стороны вступает в силу через год после указанной даты.

Решение Тбилиси о выходе Грузии из СНГ, как представляется, вряд ли окажет негативное влияние на функционирование Содружества. Ведь не секрет, что в последние годы ее членство носило в основном формальный характер и, скорее, было направлено на эрозию, нежели на консолидацию и совершенствование СНГ. В частности, грузинская сторона не участвовала в разработке Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации и, соответственно, в их выполнении. В конечном счете, в проигрыше от решения Тбилиси окажется сама Грузия.

Динамика развития СНГ, как и прежде, органически взаимосвязана с такими моделями взаимодействия, как Евразийское экономическое сообщество и Организация Договора о коллективной безопасности.

Ядром экономической интеграции на пространстве СНГ остается Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Основным итогом 2008 года в Сообществе стало фактическое завершение создания договорно-правовой базы таможенного союза, первоначально в составе Белоруссии, Казахстана и России. Введение в действие данного международно-правового механизма позволит сформировать единую таможенную территорию, в пределах которой не будут применяться таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом стороны будут использовать единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. В перспективе предполагается при­соединение к таможенному союзу других государств-членов ЕврАзЭС по мере их готовности.

Кроме того, в 2008 году были утверждены Концепция формирования Единого транспортного пространства ЕврАзЭС и Концепция формирования общего энергетического рынка государств-членов Сообщества. Их реализация будет способствовать увеличению объемов международных перевозок между государствами - членами ЕврАзЭС и транзиту по их территориям, а также интенсификации энергетического сотрудничества.

Повышенное внимание в рамках ЕврАзЭС уделялось наращиванию связей в реальном секторе экономики, разработке совместных целевых программ, прежде всего, на инвестиционном и инновационном направлениях, соз­данию общего научно-технологического пространства, взаимодействию в финансовой сфере. Так, Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав государств на заседании 10 октября 2008 года в Бишкеке принял решение предоставить Евразийскому банку развития (учрежден в 2006 году Ка­захстаном и Россией, уставной капитал - 1,5 млрд. долларов США) статус наблюдателя при ЕврАзЭС. В настоящее время завершается присоединение к Соглашению об учреждении этого Банка Белоруссии, Киргизии, Таджикистана, а также Армении. Это будет способствовать эффективному функционированию многосторонних региональных проектов Сообщества.

Несмотря на то, что 15 октября 2008 года Узбекистан оповестил Интеграционный Комитет о приостановлении членства в ЕврАзЭС, имеется понимание того, что взаимоотношения между Сообществом и Узбекистаном сохраняются по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Насыщенным 2008 год был в деятельности и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности в регионе. В течение года продолжалась работа по трансформации Организации в многофункциональную структуру, способную своевременно и эффективно реагировать на весь спектр основных угроз и вызовов.

Важным итогом сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) и заседания СМИД ОДКБ в сентябре 2008 года в Москве стали Декларация сессии и специальное заявление глав внешнеполитических ведомств, в которых государства - члены Организации дали однозначно негативную оценку действиям Грузии в Южной Осетии и поддержали активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в Кавказском регионе.

В Декларации СКБ были зафиксированы единые подходы к ключевым вопросам глобальной повестки дня, включая разработку Договора о европейской безопасности. Принято отдельное заявление СМИД ОДКБ по вопросам сохранения и укрепления договоренностей в области СНВ.

Государства-члены ОДКБ кон­солидированно выступали в вопросах обеспечения европейской безопасности. В ходе СМИД ОБСЕ 4-5 де­кабря 2008 года в Хельсинки было принято совместное заявление министров иностранных дел ОДКБ в поддержку инициативы Российской Федерации о разработке Договора о европейской безопасности.

Продолжалась работа по совершенствованию военной составляющей ОДКБ и созданию системы коллективной безопасности.

В контексте борьбы с новыми вызовами и угрозами утверждены, в частности, План коллективных действий государств - членов ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2010 годы и Программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности государств - членов ОДКБ.

В структуре ОДКБ уже созданы и действуют соответствующие вспомогательные органы, включая координационные советы по противодействию незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции из третьих стран, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, рабочие группы по противодействию терроризму и экстремизму, по Афганистану, обеспечению инфор­мационной безопасности. В процессе формирования находятся миротворческие силы ОДКБ. Имеется солидный потенциал для налаживания и расширения взаимодействия между ОДКБ и другими международными структурами по этим проблемам.

В целом, несмотря на имевшиеся проблемы, интеграционные процессы на пространстве СНГ получили в 2008 году дополнительное развитие, что создает неплохой задел для дальнейшей работы российской дипломатии на этом направлении.

М. Петраков, директор Первого департамента СНГ, МИД России.

Hosted by uCoz