Россия – Киргизия: перспективы сотрудничества

НАДЕЖНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Д. Медведов и К. БакиевФевраль 2009 г. оптимизирует внешнеполитические связи Киргизской Республики и, благодаря поддержке России, даст нам шанс для решения многих проблем.

Не все так сложно…

3 февраля в Московском Кремле состоялась встреча Президента Киргизской Республики Курманбека Бакиева с Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым. Данный рабочий визит оказался более плодотворным, чем многие официальные. Подписан ряд серьезных двусторонних документов, таких как Меморандум о сотрудничестве в социально-экономической сфере, Межправительственное соглашение о строительстве ГЭС «Камбар-Ата-1» и др. Документы, кстати, уже ратифицированы Жогорку Кенешем КР. Что это за соглашения? Что конкретно дают они нашей республике?
Российская Федерация окажет нам безвозмездную финансовую помощь, переведя еще до 1 мая с.г. в распоряжение Министерства финансов КР денежные средства в объеме 150 млн. долларов США. Соглашение между правительствами двух стран также предусматривает предоставление Киргизской Республике в 2009 г. государственного финансового кредита в размере 300 млн. долларов США.
В рамках сотрудничества в области электроэнергетики стороны договорились о совместных усилиях по строительству Камбар-Атинской ГЭС-1 и необходимых для ее функционирования инфраструктурных объектов. Решено содействовать созданию акционерного общества, которое учреждается в соответствии с законодательством КР следующими хозяйствующими субъектами, имеющими равные доли в уставном (акционерном) капитале: ОАО «Интер РАО ЕЭС» - 50 процентов, ОАО «Электрические станции» - 50 процентов. Российская сторона обеспечивает привлечение на названные здесь цели средств в сумме 1,7 млрд. долларов США в виде кредитных ресурсов.
Наконец-то удалось договориться и о погашении части государственного долга Киргизской Республики перед Российской Федерацией в имущественной форме и списании оставшейся задолженности КР. Страны при этом действуют в соответствии с условиями Многостороннего меморандума о консолидации долга Киргизской Республики, подписанного в марте 2005 г. в Париже представителями правительства КР и представителями правительств участвующих государств-кредиторов Парижского клуба, а также согласно ст. 8 Соглашения между правительствами КР и РФ об урегулировании задолженности киргизской стороны перед российской по ранее предоставленным кредитам от 5 сентября 2005 г.
Общая сумма такой задолженности составляет, напомним, 193 561 тыс. долларов США. Часть этой суммы Киргизстан погашает досрочно, передавая в собственность Российской Федерации находящийся в собственности КР 48-мипроцентный пакет акций ОАО «Транснациональная корпорация «Дастан» и здание торгового представительства России (с земельным участком) с правом безвозмездного пользования сроком на 49 лет с последующими пролонгациями.
Оставшаяся после списания стоимости акций и здания часть задолженности Киргизской Республики будет списана в рамках мероприятий по оказанию официальной помощи развитию Киргизской Республики.
Оценивая подписание этих двусторонних соглашений, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев сказал: «Это результат довольно серьезной длительной работы, которая велась нашими правительствами. Это отношения стратегического партнерства, союзнические отношения, которые в полной мере отвечают интересам наших стран, служат делу мира и достижению стабильности в Центральной Азии».
Российский вектор по итогам февраля 2009 г. явно получил преобладание во внешнеполитической ориентации нашей республики. В этом многие аналитики видят ее инициативу. В известной мере это так и есть. Отдадим должное и России: среди мирового сообщества она проявила наибольшую заботу и заинтересованность в судьбе Киргизстана, его населения, в перспективах его экономики. Россия, сама переживая трудности глобального финансового кризиса, делится с Киргизией денежными ресурсами, оказывая нам помощь, поддержку в очень нелегких наших обстоятельствах.

«Хоть человек он неизвестный…»

После подписанияКомментаторы СМИ, анализируя суть заключенных двусторонних соглашений, а также обязательств, прямо после них принятых Киргизской Республикой в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Европейско-Азиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС), прежде всего, представляют все это как важные внешнеполитические шаги нашей республики.
Между тем, фактически речь идет об устойчивом человеческом развитии, оптимизации экономики внутри страны. За годы до Мартовской (2005 г.) народной революции ходячей стала фраза, что Киргизская Республика «не богата ресурсами». Богата. У нас громадные энергетические гидроресурсы, при рациональном пользовании - достаток поливной воды. 6 млрд. ресурсных тонн углей обеспечивают и население, и, если надо, химическую промышленность топливом, сырьем на столетия вперед. Почти в любом районе мы можем открыть золоторудный комбинат, не говоря уже о разработках природного камня. Есть руды разных, в том числе и редких металлов. Есть нефть, газ. Лесистость менее 4-х процентов территории открывает возможности для облесения, садоводства на остальных 96-ти. При этом можно, по климатическим условиям, выращивать многие ценнейшие породы деревьев, и свои, и интродуцированные. Есть горные травостои. Поливные земли в условиях жаркого климата. Широчайшие перспективы для туризма, альпинизма. Великолепный кадровый потенциал для всего этого, один из наиболее образованных в Средней Азии, не забывший русского языка и успешно усваивающий английский, арабский, китайский и т.д.
Что еще нужно для полного счастья?
Говорят, преодолеть бедность…
С переходом к рыночной экономике была эйфория, было представление о том, что все эти многочисленные ресурсы (а многими из них мы куда богаче Японии, Швейцарии, да и множества других стран, испытывающих ресурсный голод) будут введены в действие щедрыми зарубежными инвесторами. Случилось иное: дотационные, по своему экономическому характеру, прежние советские производства остановились или были остановлены, станки, оборудование их распродавались. Горько было видеть заводские корпуса с выбитыми окнами и выставленными дверями, на селе - развалины птицефабрик и животноводческих ферм, ржавые остовы кормоцехов, хиреющие, вырубаемые на топливо перестойные сады.
При всем том не было недостатков в добрых, квалифицированных советах многочисленных зарубежных консультантов.
Приведу единственный пример из истории дипломатии. 18 января 1915 года (во время Первой мировой войны) Япония предъявила Китаю т.н. «21 требование», объединенные в 5 разделов. Китай вынужденно соглашался с четырьмя первыми разделами этого беспрецедентного ультиматума, и все же отверг ультиматум из-за пятого, внешнеполитического раздела, сочтя, в частности, категорически неприемлемым для своего суверенитета приглашение японцев в качестве политических, военных и финансовых советников.
В период до революции 2005 г. иностранные консультанты размещались у нас на тех же этажах, что и государственные чиновники, и мы вряд ли когда узнаем, в каких конкретно кабинетах принимались решения о закрытии или резком сокращении производства на предприятиях, где в советский период были заняты многие тысячи рабочих и специалистов, выпускалась качественная, а то и уникальная по качеству продукция (как это было, например, на Кадамджайском сурьмяном комбинате).
Может, консультанты эти были финансовыми гениями, готовыми вытащить нас из депрессии?
В лучшем случае об ином из них можно было сказать словами поэта: «Хоть человек он неизвестный, но уж, конечно, малый честный!» Безупречный послужной список и… не более того.
Между тем, на содержание этих скромных специалистов, прибывавших преимущественно из США и стран Европейского Союза, была израсходована значительная часть средств, выделявшихся в виде кредитов и грантов. Российские кредиты, напротив, открывают возможности для реанимации той части нашей экономики, которой мы едва не лишились.

На честном слове и на одном крыле

Получивший в эти же дни конкретный импульс вопрос о прекращении деятельности в Киргизской Республике военной базы США в столичном аэропорту «Манас» некоторые СМИ, кто в шутку, а кто и всерьез, связал с российскими кредитами Киргизстану и соглашениями, заключенными Киргизской Республикой в рамках ОДКБ и ЕврАзЭС. Конечно, в современном мире взаимозависимость, взаимосвязи весьма разнообразны, но в данном случае о каком-то пакете документов говорить не приходится. Соглашения заключались в разном формате, и двусторонние (КР с РФ), и многосторонние, а юридическое оформление и церемония проводов американцев из «Манаса» еще впереди.
Не соглашусь с одним из официальных комментаторов, который определил предстоящее расставание «с соколами Обамы» как решение чисто политическое. Экономическая составляющая была, и если бы американцы серьезно прислушались к доводам киргизстанской стороны, то сберегли бы немало долларов на воздушных перевозках, которые через полгода пойдут по иным, менее выгодным и менее безопасным для них маршрутам. Правда, по просочившимся в СМИ данным газеты ВВС США Air Force Times, каждый пятый рейс из «Манаса» у «соколов Обамы» порожний, и еще 40 процентов бортов загружены наполовину. Богатые люди: по воздуху возят… воздух.
База, если оценивать ее серьезно, роль свою сыграла. Договор о ней был заключен в 2001 г. после двух лет боевых действий в долинах Соха и Шахимардана на юге КР и трагедии 11сентября в США. Активная фаза операции предусматривала противодействие талибам в Афганистане, эффект был.
Однако в последующем база им. Ганси, расположенная в сугубо гражданском аэропорту, набрала немало штрафных очков. Тут и выброс керосина и каких-то химических веществ в атмосферу, и расстрел нашего соотечественника А. Иванова военнослужащим Закари Хэтфилдом (дело не закрыто), и памятный всем нам случай, когда наш борт №1 (самолет, которым обычно пользовался Президент КР), заходя на вынужденную посадку, кружил над аэродромом впервые в мире для авиалайнеров этого класса с одним крылом, поскольку фрагмента второго лишился на взлете из-за столкновения с выкатившимся каким-то своим габаритом на взлетную полосу американским самолетом - заправщиком. Совсем как в популярном в СССР одно время фильме «Последний дюйм» по рассказу Ричарда Олдингтона, где была задушевная песня: «Мы летим, спотыкаясь, к земле на честном слове и на одном крыле».
Как показала практика уже целых восьми лет (договор о базе неоднократно продлялся), существование авиабазы Антитеррористической коалиции на основе наскоро заключенного в свое время и в совсем другой обстановке документа, с самого начала требовало более основательной юридической проработки. Если же толковать его еще и как своего рода джентльменское соглашение (всего не предусмотришь…), то такие договоренности бывают крепки, если заинтересованные в них лица и в дальнейшем ведут себя как джентльмены.

Нам не страшен серый волк

Совместное фотографированиеМежгоссовет ЕврАзЭС учредил совместный фонд для содействия в преодолении мирового экономического кризиса (Антикризисный фонд) с капиталом 10 млрд. долларов США. Им же создается Международный центр высоких технологий, где, будем надеяться, найдется живое дело и для ученых Национальной академии наук Киргизской Республики, наших многочисленных университетов.
В числе документов Совета коллективной безопасности ОДКБ - «О коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ», вызвавший немалый, но несколько преждевременный энтузиазм журналистов. Документ принят с учетом особого мнения Республики Узбекистан и имеет, на наш взгляд, более скромное значение, чем придавалось ему комментаторами.
Так, не будем спешить называть ОДКБ «военно-политическим блоком», коль скоро первоначальная численность объединяемых сил составляет порядка 15 тыс. человек. При численности армии США примерно в 1400 тыс. человек или российской в 1200 тыс. человек создаваемый контингент явно символичен. Тем не менее, он достаточен для оперативного решения локальной задачи, типа противодействия вторжению боевиков - террористов в долину нашего Соха в 1999 году. Если бы уже тогда был подобный документ, имелись такие хорошо оснащенные и обученные силы, события развивались бы по-другому сценарию и, конечно же, не растянулись бы на целых два года.
С некоторым, как видим, отставанием от прессинга событий страны, вошедшие теперь в орбиту ОДКБ, восстанавливают свою обороноспособность. Российская авиабаза в Канте, прежде всего, часть сохранившейся и действующей Объединенной системы противовоздушной обороны. В рамках поддержания безопасности этой системы проводится поэтапная модернизация радиолокационных станций. Переоборудование сети РЛС при технической помощи со стороны России уже прошло в Казахстане, Беларуси, ведется в Таджикистане и в нашей стране. Большая работа предстоит на юге страны, поскольку здесь предполагается не только развернуть новые РЛС, но и установить ракетно-зенитные средства, способные действовать на малых, средних и предельных высотах. Отдельную задачу составляет определение принадлежности летательного аппарата конкретной стране, без чего возможны трагические инциденты.
Антитеррористическая составляющая сотрудничества существенна, однако в современных условиях последствия глобального финансового кризиса могут быть не менее разрушительными, чем боевые действия противника. «Подушка безопасности», которую создает для нашей республики сотрудничество с партнерами по СНГ, ЕврАзЭС, прежде всего, с Россией, Казахстаном, Узбекистаном, - дополнительная гарантия того, что нам удастся избежать или, в иных случаях, преодолеть проблемные ситуации, предвидимые в ближайшие месяцы и годы.
Пока влияние мирового системного кризиса ощутили страны СНГ, наиболее интегрированные в мировую экономику, а это Россия, Украина, Казахстан. Упали цены на нефть, металлы, зерно, сократился экспортный спрос на ряд товаров, вывозимых вовне из стран СНГ. Потребительский рынок пока сохраняет стабильность, но за счет импорта товаров. У Киргизстана еще и свои проблемы: до предела изношена сельхозтехника, срочно нужны 10 тыс. новых тракторов, к уборке зерновых - 2,5 тыс. комбайнов.
Проблемы масштабны, но растет и объем сотрудничества при работе над ними.

Владимир МЯКИННИКОВ,
обозреватель газеты «Эхо Оша».

Hosted by uCoz