Даты

АМИРХАНУ ЕНИКИ ПОСВЯЩАЕТСЯ

В апреле в Оше прошел литературный праздник, посвященный 100-летию со дня рождения известного татарского писателя и публициста Амирхана Еникеева, организованный татаро-башкирским национально-культурным центром «Илькаем» при поддержке Генерального консульства России в Оше.

Татарский писатель и публицист Амирхан Нигметзянович Еникеев родился 2 марта 1909 года в деревне Ново-Каргали Белебеевского уезда Уфимской губернии. Он был первым выжившим ребенком (девять родившихся до него детей умерли в раннем детстве) в семье. Его родители воспитывали сына в строгости, но в то же время разрешали заниматься по своим интересам, не ограничивали его свободу. Мальчик увлекался творчеством и в 1924 году написал свое первое стихотворение, посвященное Ленину.
В 1925 году он приехал в Казань и поступил сначала в Архитектурно-художественную мастерскую, а потом на рабфак Казанского университета. Но из обоих учебных заведений пришлось уйти из-за «неправильного» происхождения (Еники был из рода мурз-дворян, а его отец занимался торговлей). Но юноша, несмотря на неприятности, не потерял интереса к творчеству - писал короткие рассказы. Некоторые из них были опубликованы в журнале «Безнен юл» («Наш путь»).
Не найдя работы в Казани, в 1927 году Амирхан Еники уезжает в Донбасс, где занимается вопросами ликвидации неграмотности среди шахтеров-татар. Через год возвращается в Казань и устраивается на меховую фабрику. Здесь он поначалу учеником, а потом сортировщиком. В 1929 году отдельным изданием выходит его первая повесть «Дус кеше» («Друг»), печатаются другие рассказы. В 1931 году Амирхан поступает в Казанскоий институт научной организации труда, а после его окончания работает в различных учреждениях и на предприятиях Казани, Баку, учительствует в Маргелане (Узбекистан). В годы Великой Отечественной войны на фронте Амирхан Еники вновь берется за перо и сразу пишет несколько рассказов и повестей, которые затем были опубликованы в казанских изданиях.
В послевоенные годы Амирхан Еники работал заведующим отделом литературы и искусства Татарского радиокомитета, литературным сотрудником журналов «Колхоз бригадасы» и «Совет эдэбияты» и т.д. С 1953 года он занимается литературным творчеством как писатель-профессионал. Нельзя сказать, что его послевоенная писательская карьера складывалась гладко. Например, наиболее известные произведения «Тауларга карап» («Глядя на горы»), «Саз чечеге» («Болотный цветок»), «Реше» («Марево») лежали в издательствах по много лет. Причиной тому служило отсутствие в рассказах и повестях «идеологической основы». Лишь с наступлением хрущевской «оттепели» отношение к писателю изменилось, и его книги стали выходить одна за другой. «Салават купере» («Радуга», 1966), «Без де солдатлар идек» («И мы были солдатами», 1971), «Хетердеге тоеннер» («Узелки памяти», 1983), «Сонгы китап» («Последняя книга», 1986) и многие другие.
В перестройку Амирхан Еники перестал писать художественные произведения и переключился на публицистику.
Амирхан Еники скончался 16 февраля 2000 года и был похоронен в Казани.

* * *

ОН БЫЛ НЕ ТОЛЬКО ПОЭТОМ...

В Оше состоялся литературный праздник, посвященный татарскому поэту Габдулле Тукаю. Праздник был организован ТБНКЦ «Илькаем», при поддержке Генконсульства РФ в Оше.
Г. Тукай вошел в историю татарской литературы, как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Он был из тех, кто открывал новые горизонты перед литературой.
Его стихи о родном языке «Туган тел» давно стали песней. Её напевают детям, и они разучивают её с малых лет. Думаю, он мог бы реализоваться ещё и как композитор, живи он дольше. Домра, бережно хранящаяся в казанском музее, ещё помнит звучавшие мелодии, а струны хранят его прикосновения.
Биография поэта удивительна не только тем, что он поэт, вышедший родом из глухой деревеньки Кушлауч бывшей Казанской губернии, (ныне Арский район), но и восхищает его гражданская позиция, его подвижничество. Он родился 26 апреля 1886 года в семье приходского муллы, но рано остался сиротой и рос под покровительством дедушки, который переправил его, четырёхлетнего, в Казань. После мытарств по разным семьям, вернулся в деревню, попал в другую и девятилетним мальчиком переехал к двоюродной сестре в Уральск, где провёл детство и юность. Там же он поступил в медресе, в русский класс, начал писать стихи с 1902 года. Тукай был покорён стихами Пушкина, Лермонтова, Байрона, Гейне, открыл их татарскому читателю и стал родоначальником татарского литературного языка.
Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая там царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении были наборщики и рабочие, услышавшие от поэта о необходимости защищать свои права. Хозяин типографии знал, что молодой корректор подбивает рабочих к смуте, но, опасаясь едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах, не принял крутых мер. Он только увеличил нагрузку вольнодумцу, но, Тукай всё же подготовил работников типографии к массовому требованию увеличить зарплату. За непреклонность характера Габдулла был уволен.
К тому времени он уже был известным поэтом, им восторгались многие, а владельцы газет приглашали поэта к себе на работу. Он отказался от выгодного предложения оренбургской газеты «Вакыт»(«Время»), владельцем которого был миллионер Рамеев, сам писавший неплохие стихи. Его мечтой была Казань, где более бурно кипела жизнь. Тукай устремился туда.
В годы реакции после революции 1905-07 Тукай выступает как революционно-демократический сатирик. Он самозабвенно любил Казань, и с этим городом было связано многое в жизни. Горячо выступал за единство татарского и русского народа на земле отцов, гневно отвергая идею объединения с Турцией, куда бежали некоторые деятели. «Не с Турцией, а с народами России найдем мы счастье», - писал Тукай.
Казани поэт посвятил немало прекрасных строк, называя её «светозарным» городом науки и искусства. Он писал фельетоны и басни, был журналистом и общественным деятелем. Умел находить путь к сердцу каждого ребёнка. На сюжет поэмы «Шурале» создан одноименный балет на музыку Ф. Яруллина, и баллада «Водяная» (1908г.) стала классикой. Он перевел «Золотого петушка», стихи А. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, Я. П. Полонского, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, А. К. Толстого, а стихи Тукая переводили Анна Ахматова и Вероника Тушнова. Велик вклад Г. Тукая и в педагогику. По его методике и двум учебникам обучались дети до 1919 года.
Весной 1912 года он путешествует по маршруту Уфа - Петербург. Из поездки вернулся в начале августа 1912 г., будучи тяжело больным. Тукаю советовали ехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже…
Он не дожил до своего дня рождения каких-нибудь две недели и умер в двадцатишестилетнем возрасте в апреле 1913 года в Клячкинской больнице в Казани.

Hosted by uCoz