Государственная программа

МЕХАНИЗМ ЗАПУЩЕН. НАДО СДЕЛАТЬ ЕГО ЭФФЕКТИВНЫМ

Такова ближайшая задача в ходе реализации программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Это мнение неоднократно высказывалось участниками совместного заседания ФМС, МИД и депутатов Государственной Думы. Темой встречи было обсуждение мер по совершенствованию Госпрограммы.

За неполные три года жизни Госпрограммы проделана значительная работа - система оказания государственного содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа в целом сформирована и функционирует в интересах России и переселенцев. Имеются определенные достижения, но наметился и ряд проблем, от решения которых зависит успех дела. За «круглым столом» собрались руководители Федеральной миграционной службы, представители Министерства иностранных дел, члены Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, официальные лица, приглашенные из некоторых субъектов Российской Федерации, чтобы обсудить достижения и неудачи, выработать эффективные меры для устранения ошибок.
Во вступительном слове директор ФМС Константин Ромодановский отметил, что работа, которую согласно указу президента координирует ФМС, должна проводиться грамотно и деликатно, потому что речь идет о судьбах людей. «Механизм программы сформирован, - подчеркнул он, но работает не столь эффективно, как хотелось бы. Наша с вами задача сделать его действенным».
Председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский обозначил болевые точки, наметившиеся в практике реализации Госпрограммы.

На ошибках учатся

Одна из них - нескоординированность структур, отвечающих за программу, а отсюда недостаточная эффективность системы управления. Не должным образом была проведена работа по отбору субъектов РФ, некоторые из них просто оказались не готовыми к приему переселенцев. Администрации субъектов обязаны были подготовить почву для переселенцев, оказывать им всемерную помощь при обустройстве на новом месте, но этого не сделали. Отдельные региональные руководители, как оказалось, подписывались участвовать в программе в надежде на существенные бюджетные вливания. Расчет был на то, что полученные из федерального центра деньги пойдут на нужды региона, а переселенцы будут сами заниматься своими проблемами, подобно их предшественникам, вынужденным переселенцам из бывших союзных республик в 1990-е годы.
Еще один достаточно серьезный просчет: в выбранных регионах не была проведена работа по созданию благоприятной психологической атмосферы и налаживанию отношений между местным населением и добровольными переселенцами.
По мнению ФМС, помимо недостаточной проработки организационного и финансового аспектов, серьезным препятствием стала и проблема жилищного обустройства участников программы. Дополнительным тормозом послужило отсутствие у хозяйствующих субъектов активности по привлечению и использованию на должном уровне трудового, профессионального и личностного потенциала соотечественников.
И все же, отмечали выступающие, процесс переселения постепенно набирает силу, о чем говорят цифры. Уполномоченными органами за рубежом принято от соотечественников свыше 18 400 анкет, выдано более 6800 свидетельств участника Государственной программы. На данный момент тех, кто принял решение о добровольном переселении, - более 47 000 человек. На территорию России прибыли свыше 11000 переселенцев.
Однако это количество меньше планировавшегося. Определенным препятствием стал затронувший Россию мировой финансово-экономический кризис - был приостановлен ряд инвестиционных проектов, предусматривающих трудоустройство большого числа участников Государственной программы.

Верьте только делам - своим и чужим

Несмотря на перечисленные проблемы, по словам участников встречи, за прошедший период был решен ряд важных вопросов - на федеральном уровне приняты нормативные и правовые акты, необходимые для реализации Госпрограммы.
В 2008 году были приняты новые нормативные правовые акты и внесены изменения в уже действующие. Так, теперь стало возможным приобретение участниками программы и членами их семей, имеющими регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выбранного по программе, гражданства в упрощенном порядке (без соблюдения условий пятилетнего непрерывного срока проживания на территории России, наличия законного источника средств к существованию, владения русским языком).
Определен порядок выплаты компенсации расходов переселенцев на уплату госпошлины за выдачу разрешения на временное проживание, вида на жительство, российского паспорта, оформление гражданства.
Увеличен размер единовременного пособия на обустройство участникам программы (с 60 до 120 тысяч рублей) и членам их семей (с 20 до 40 тысяч рублей), переселяющимся на Дальний Восток и в Забайкалье. Также возрос и размер субсидий субъектам РФ, относящимся к указанным районам, на частичное возмещение расходов, связанных с реализацией региональных программ переселения.
По словам Алексея Островского, принятое на государственном уровне решение создать действенный механизм переселения соотечественников в Россию, служащий в равной степени их интересам и целям страны, получило широкий общественный резонанс. «Принятие программы было воспринято с огромным уважением и признательностью к руководству страны и к России в целом, - отметил он, - в ближнем зарубежье оно вызвало возглас облегчения. По горячим следам, например в Казахстане, сразу было создано движение соотечественников».
То, что надежды россиян, не по своей воле оказавшихся за пределами страны, не были обмануты, особо выделил в своем выступлении первый заместитель директора ФМС России Михаил Тюркин. Кстати, он посетовал на то, что в некоторых СМИ раздувается тема сокращения бюджета, определенного на реализацию Госпрограммы. Речь идет, подчеркнул он, не о сокращении, а о корректировке объема выделяемых средств, ведь число переселенцев в Россию оказалось меньше запланированного при разработке Госпрограммы. А это означает, что часть бюджета просто не реализуется.
Участники заседания согласились с тем, что ведомство Константина Ромодановского проделало к сегодняшнему дню серьезную работу. Если за весь 2007 год в рамках программы в Россию переехали 682 человека, то начиная с мая 2008 года переселяются в среднем свыше 1000 человек ежемесячно.
Больше всего соотечественников прибыло из Казахстана (30 процентов) и с Украины (14 процентов), а также из Узбекистана, Молдавии и Киргизии. Есть переселенцы из Германии, Израиля, Литвы, Эстонии, Болгарии, США.
Среди пилотных регионов наиболее привлекательными для переселенцев по-прежнему остаются Калининградская, Калужская, Липецкая и Тамбовская области - сюда в общей сложности переехали более 83 процентов соотечественников.
Сейчас программа действует в 13 субъектах РФ. На очереди утверждение еще нескольких региональных программ переселения - в Нижегородскую, Омскую, Пензенскую, Курганскую, Воронежскую, Кемеровскую области и Республику Коми. Известен факт, что около 80 процентов потенциальных переселенцев до сих пор не реализовали своего желания только потому, что их не устраивает предлагаемая география. Чем большее число областей будет включено в Госпрограмму, тем масштабнее станет процесс переселения.
Работу по реализации Госпрограммы в сорока государствах проводят уполномоченные органы - пять представительств ФМС за рубежом и два ее представителя в составе посольств РФ, а также 59 консульств России и 15 временных групп при них. Последние были развернуты в странах, где имеется значительный потенциал соотечественников для участия в программе.
Серьезную нагрузку взяли на себя временные группы - они занимаются распространением среди соотечественников информации о Госпрограмме, приемом анкет и заявлений о выдаче свидетельств и т. д.
Для улучшения обмена информацией между участвующими в реализации программы органами за рубежом и на территории России была создана единая информационная система «Соотечественники», позволяющая вести учет анкет, принятых заявлений, свидетельств участников программы и т. д. Это удобно и позволяет сохранить данные о каждом переселенце.
Выступление Михаила Тюркина было проиллюстрировано показом фильма-репортажа о содействии русской духоборческой общине в переселении из Грузии в Тамбовскую область. На эти цели Правительство России выделило 198 миллионов рублей. Сейчас в микрорайоне Новый с. Малый Снежеток завершено строительство 72 домов (98 квартир) и фельдшерско-акушерского пункта. Построены сети водоснабжения, линии электропередач, автомобильные дороги с асфальтовым покрытием, уличный газопровод.
В настоящее время в Тамбовской области живут 211 представителей русской духоборческой общины. Они расселены в 53 домах. Есть жилье и для духоборцев, желающих перебраться сюда в нынешнем году.
«Компактное переселение - одно из главных направлений нашей деятельности, - отметил в своем выступлении Александр Чепурин, директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом, ответственный секретарь Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом. - В настоящее время община староверов из Латинской Америки численностью до 200 человек проявляет большую заинтересованность в переселении в Приморский край - это, в основном, сельские работники, которые готовы привезти свой капитал, знания и обосноваться в столь важном для нас регионе.
Сейчас ситуация иная, чем была два года назад. К тому моменту, когда усилится приток переселенцев, нужно, чтобы все механизмы были отлажены и мы работали по четкому плану в интересах России и соотечественников. Люди, живущие за границей, должны быть уверены, что историческая родина окажет им содействие, когда по тем или иным причинам они решат вернуться домой».
Все возрастающую роль, на взгляд А. Чепурина, будет играть информационная поддержка программы, которую осуществляют интернет-порталы ФМС (fms.gov.ru) и МИД (ruvek.ru), еженедельное приложение к «Комсомольской правде» «Соотечественники», журнал «Русский век». Весьма эффективным инструментом показали себя и зарубежные презентации региональных программ переселения - их проведено 15.

Пути решений...

Достаточно остро участники заседания обсуждали вопрос о необходимости принятия новой редакции законопроекта о переселении соотечественников. С таким предложением выступил член Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Иван Никитин. Обосновал он свое предложение тем, что такой документ более конкретно обрисовал бы взаимоотношения между переселенцами и принимающими их регионами. На что Михаил Тюркин справедливо заметил, что все это достаточно четко прописано в Указе президента о Госпрограмме. С ним оказался солидарен и член Комитета Госдумы по госбезопасности Александр Гуров, который считает, что если и нужен закон, то об ответственности должностных лиц за реализацию программы. Нашло поддержку его предложение четко сформулировать принципы миграционной политики и неукоснительно им следовать.
Мнения выступающих совпали по вопросу финансирования программы в условиях кризиса. Участники поддержали точку зрения депутата Госдумы от Тюменской области Сергея Сметанюка о том, что не должно быть уравниловки - бюджет Госпрограммы надо перераспределить. Основную сумму выделяемых средств нужно направить в регионы, наиболее нуждающиеся в притоке соотечественников, а главное, готовые к их приему, в частности речь зашла о Забайкалье, Дальнем Востоке.
Татьяна Москалькова, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, отметила необходимость привлечения инвесторов путем создания для них условий и преференций. В качестве примера она привела опыт переселения 11 семей из Германии в Тверскую область, для реализации которого были найдены инвесторы в Австрии и Китае.
Депутаты подняли вопрос и о необходимости включать в программу не только субъекты РФ, но и объекты экономического развития. Если нужны специалисты под определенные проекты, на конкретные предприятия, пусть и в регионах, не участвующих в программе, нужно привлекать кадровый потенциал соотечественников.
«Реализация программы требует максимизации усилий государственных и местных органов власти, привлечения организаций соотечественников, - резюмировал Алексей Островский. - Необходимо использовать научный потенциал российских вузов, региональных научных центров, возможности существующих информационно-аналитических ресурсов. Чрезвычайно важным представляется проведение работы официальных органов государственной власти, областных, районных, сельских администраций, представителей МВД, медицинских, образовательных, социальных учреждений по достижению атмосферы доброжелательного, участливого, корректного отношения к нашим соотечественникам и членам их семей и оказанию им необходимой поддержки».
Обсуждалось подготовленное ФМС решение по вопросам совершенствования механизмов реализации Государственной программы, которое после согласования с Госдумой будет направлено на утверждение главе государства. Среди насущных мер в документе обозначены необходимость отнесения всей территории субъекта РФ, участвующего в реализации программы, к одной категории вселения; внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части снижения ставок налогообложения работодателей, использующих труд участников программы, а также признания их налоговыми резидентами Российской Федерации с момента въезда в нее, постановки на учет по месту пребывания и получения разрешения на временное проживание с установленной для них налоговой ставкой в 13 процентов. Документ предлагает расширение категории участников Госпрограммы за счет включения в нее предпринимателей, студентов, наиболее квалифицированных рабочих, лиц, переезжающих к родственникам (при наличии у них жилья для переселенцев) в места, не относящиеся к территориям вселения, а также лиц, заключивших контракт для прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ; определение возможности трудоустройства участников программы, имеющих высокую профессиональную квалификацию, владеющих уникальными специальностями, до приобретения российского гражданства и т. д.
Принятие таких изменений в законодательную базу лишь вопрос времени, поскольку необходимость их очевидна. Задача переселения соотечественников важна, подчеркнул Валерий Селезнев, член Комитета Госдумы по собственности, не только потому, что она способствует решению социально-экономических и демографических проблем ряда ключевых регионов России, но еще и потому, что речь идет о сотнях тысяч человеческих судеб наших соотечественников, которые хотят жить в России.

Евгения ВАГИНА.

Hosted by uCoz