ГРАЖДАНСТВО РОССИИ ДОЛЖНО ЗАЩИЩАТЬ
И ЧЕЛОВЕКА, И ГОСУДАРСТВО
Для эффективности нового закона следует продумать систему контроля,
полагает разработчик документа Олег Кутафин
Хотя "президентский" вариант нового закона о гражданстве,
о котором "НГ" уже писала, одобрен Государственной Думой в
первом чтении, дискуссии о нем не утихают ни в российском обществе,
ни среди русского населения в странах СНГ и Балтии (что с особенной
остротой проявилось на Конгрессе соотечественников). Прояснить ситуацию
по просьбе обозревателя "НГ" согласился председатель Комиссии
по вопросам гражданства при президенте РФ, руководитель группы по разработке
законопроекта, член-корреспондент РАН, ректор Московской государственной
юридической академии, доктор юридических наук Олег Кутафин.
- Олег Емельянович, можете ли вы - по возможности объективно
- определить плюсы и минусы вашего законопроекта? Кто выиграет, а кто
проиграет после его принятия?
- Видите ли, смысл этого закона не в том, чтобы расставлять плюсы или
минусы, а в том, чтобы упорядочить один из важнейших государственных
институтов - гражданство, без этого института нет и самого государства.
Вот почему в любой стране к своему гражданству относятся очень серьезно
- от правильного решения этого вопроса (а точнее, целого комплекса вопросов)
зависит очень многое: это и положение человека в обществе, и его материальное
обеспечение, и его моральное самочувствие, и его защита со стороны государства,
да и сам имидж государства тоже. У нас не только власть, но и население
относится к этим вопросам излишне легко - может быть, потому, что мы
в свое время, широко раскрыв объятия всем бывшим гражданам СССР (и не
только им), мало были озабочены защитой собственных граждан и собственных
интересов, а потому и не сумели воспитать гордость за российское гражданство.
- Страсти кипят, причем по поводу "запланированного"
ущемления прав наших соотечественников...
- Смыл нашего законопроекта состоит не в том, чтобы кого-то ущемить,
а кому-то дать незаслуженные дополнительные блага, а в том, чтобы наконец
навести порядок в стране. Наши оппоненты постоянно говорят о том, что
развал Союза привел к разделению народа, и эту ситуацию в какой-то степени
учитывал действующий сегодня закон о гражданстве. Парадоксально, что
он в силу многих причин оказался самым либеральным законом не только
на всем постсоветском пространстве, но и во всем мире. Однако нельзя
этой ситуации придавать статус вечности и механически считать гражданами
России всех бывших граждан СССР. Ведь после распада Союза прошло 10
лет - и все, кто хотел воспользоваться какими-либо льготами и преимуществами,
должны были давно ими воспользоваться. Жизнь такая штука, что ситуация
и в России, и в мире постоянно меняется, а после 11 сентября в мире
стремительно произошли кардинальные изменения. Но ведь законы в любой
стране потому и принимаются, чтобы с учетом изменившейся ситуации все-таки
способствовать стабильности общества и самого государства. И если мы
решили создать Российскую Федерацию как демократическое правовое государство
(что отнюдь не предполагает "безбрежные" права без обязанностей
для всех и каждого), то почему бы не стабилизировать наконец положение
внутри страны? Между прочим, когда хотят показать, как у нас в России
все плохо, ссылаются на Америку и на Западную Европу, а вот как раз
в этих вопросах-законах о гражданстве или миграции (которые в Европе
и США довольно строги) мы должны почему-то опять идти впереди планеты
всей , в ущерб порядку в собственном доме… Поэтому большевистский лозунг
некоторых наших депутатов - давайте опять всех граждан бывшего Союза
принимать в российское гражданство! - это полный абсурд, так мы никогда
не стабилизируем обстановку. И я не понимаю: чего люди боятся? Что,
приехав в Россию, они не получат гражданство? Это тоже абсурд: нормальным
людям, не замешанным в криминале и преступлениях, не представляющим
опасности для российского государства, никто не будет чинить никаких
препятствий в получении российского гражданства. Даже если бы мы поставили
перед собой такую странную цель, то нам решительно возразили бы наши
западные партнеры: мы консультировались с такими "церберами демократии"
из Европы, что каждый абзац, каждая статья вычитывалась по нескольку
раз, чтобы, не дай Бог, нигде не нарушались права человека.
- Исключает ли новый закон двойное гражданство?
- Нет. Мы следуем конституционной норме, позволяющей россиянам одновременно
иметь и иное гражданство, рассматривая их исключительно как своих граждан-при
отсутствии международных договоров о двойном гражданстве. Если же есть
такой договор, то речь должна идти не только о правах и благах, как
многие у нас думают, но и о конкретных обязанностях перед двумя странами.
Тут есть один важный момент: как раз наши партнеры из Западной Европы
по поводу двойного гражданства высказались в том смысле, что мы сами
себя не уважаем. Почему-то для того, чтобы получить гражданство Украины,
надо отказаться от другого гражданства , а для того, чтобы получить
гражданство России, этого делать не нужно. Значит, Украина себя уважает,
а Россия - нет? Поэтому в законопроекте есть положение, обязывающее
иностранцев отказаться от своего гражданства, прежде чем ходатайствовать
о российском.
- Главные контраргументы против вашего законопроекта сводятся
к тому, что в нем наши соотечественники в ближнем зарубежье "приравниваются",
например, к выходцам из Африки и любой другой точки мира...
- Вообще неясно, о каких "соотечественниках" многие говорят.
Скажите: если русский, живущий в Казахстане, это наш соотечественник,
то почему им не может быть татарин, живущий в том же Казахстане? Для
меня совершенно ясно, что азербайджанцы, например, - это не наши соотечественники,
поскольку у них есть свое отечество, а вот представителей титульных
народов России, проживающих в ближнем зарубежье, мы, наверное, тоже
можем причислить к своим соотечественникам. Но, строго говоря, "соотечественник"
в понимании многих специалистов - это прежде всего гражданин России:
в ближнем зарубежье проживают более миллиона российских граждан, их
число продолжает возрастать, и первейшая задача и конституционная обязанность
руководителей государства -заботиться об этой категории граждан.
Что меня смущает в этой постоянной и затянувшейся путанице понятий?
У нас в стране масса проблем,и одна из главных сегодня - миграция, в
том числе и нелегальная, а также нерешенные проблемы внутренней миграции.
В течение ряда лет у нас отсутствуют и миграционная политика, а ряд
проблем связан и с работой силовых структур. Но меня страшно удивляет,
когда все эти вопросы, все проблемы страны (включая и ликвидацию бывшего
Миннаца) смешиваются в одну кучу, причем они искусственно "группируются"
вокруг института гражданства. Но ведь все из перечисленных проблем имеют
очень косвенное отношение к гражданству ! 10 миллионов мигрантов - это
не вопрос гражданства, это вопрос четкой миграционной политики, которой
у нас нет. Это ведь даже не наши потенциальные "клиенты":
это люди, которые по совершенно разным причинам - в силу прозрачности
наших границ, поиска работы, собственных криминальных наклонностей -
оказались в Российской Федерации. Неужели нам их нужно всех скопом одаривать
российским гражданством?
- Видимо, главная проблема в том, что права иностранных граждан,
временно находящихся на территории России, не обеспечиваются в должной
мере нашим внутренним законодательством - вот поэтому все надежды люди
невольно возлагают на новый (или старый) закон о гражданстве… Поэтому
и такая цель - во что бы то ни стало быть гражданином России - рассматривается
людьми как единственная правовая форма защиты, а точнее, самозащиты,
если учесть все реалии нашей российской жизни.
- Я согласен с вами - многие наши проблемы корнями уходят в правовой
вакуум, который все-таки сегодня постепенно заполняется: надеюсь, во
втором чтении Госдумой будет принят Федеральный закон "О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации", который,
как мы думаем, станет логическим продолжением нашего закона о гражданстве,
что снимет многие проблемы.
- Сегодня один из самых острых вопросов - вопрос о работе наших
дипломатических представительств в странах СНГ: складывается странное
впечатление, что сама Россия "благодаря" своим чиновникам
на протяжении ряда лет препятствует в получении российского гражданства
людям, проживающим в Молдавии, Приднестровье, на Украине или в Казахстане.
Есть жалобы на наших послов и консулов, неподобающим образом обращающихся
с нашими соотечественниками и гражданами России в ближнем зарубежье.
Люди стоят в очереди за российским гражданством, словно это какой-нибудь
советский дефицит вроде банки горошка, занимая очередь с 6 утра...
- Проблем здесь несколько: первая - собственная неорганизованность и
отсутствие средств. Вторая - реальную возможность нам развернуться в
соответствии с потребностями наших потенциальных граждан нередко блокируют
(под любыми предлогами) наши партнеры по Содружеству. С большими боями,например,
открывали мы представительства в Казахстане и в Крыму. Да, мы располагаем
правом анализировать деятельность диппредставительств и давать рекомендации
исполнительным структурам по поводу упорядочения всех вопросов, связанных
с гражданством. Мы выезжаем в регионы России и в страны СНГ, оперативно
рассматриваем сложные вопросы на комиссии, помогая людям, приехавшим
в Россию из СНГ и оказавшимся в экстремальной ситуации, постоянно представляем
свой анализ ситуации верховной власти. Сасми чиновники,естественно,
в консульствах и представительствах не в силах решить свои организационные
проблемы, которые невольно превращаются в политические... Но вот совсем
другой вопрос - неподобающее отношение к гражданам России в странах
СНГ: мы к таким фактам всегда относимся принципиально - и добились в
ряде случаев замены консульских работников , в том числе и руководящих,
поскольку подобные господа компрометируют политику России и ее президента.
Наталья Айрапетова
"Независимая газета"