ЗАБЫТЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
Русские в зарубежье: проблемы и пути их решения
Леонид Баринов, кандидат философских наук, политолог ("Независимая
газета").
К проблеме положения соотечественников за рубежом средства
массовой информации обращаются, как правило, только в связи с политической
конъюнктурой. При этом за душещипательными словами не следуют дела.
Между тем число наших соотечественников и русскоязычных за рубежом,
по разным подсчетам, составляет от 25 до 125 млн. человек. Не претендуя
на истину в последней инстанции, попытаемся все же выяснить, как обстоят
дела с соблюдением их основных прав и получением информации на родном
языке.
Проблема международно-правового статуса
Вот лишь некоторые факты, свидетельствующие о правовом положении наших
соотечественников за рубежом.
В Латвии предвыборная программа Народного фронта, принятая в октябре
1989 г., обещала всем постоянным жителям страны предоставление гражданства
в случае их желания. Однако 15 октября 1991 г. парламент Латвии принял
постановление "О восстановлении прав граждан Латвийской Республики
и основных условиях натурализации". Согласно этому акту, гражданами
страны были признаны лишь те ее жители, которые имели гражданство Латвийской
Республики до 17 июня 1940 г., и их потомки. Треть постоянных жителей
страны оказались лишены всех политических прав, которыми в полной мере
располагали до этого. Принятый в июле 1994 г. Закон "О гражданстве",
в сущности, оставил эту проблему нерешенной. Со времени его вступления
в силу лишь около 5 тыс. из почти 700 тыс. латвийских "неграждан"
смогли обрести гражданство Латвии путем натурализации.
К сожалению, подобное положение сложилось не только в Латвии. Так, во
внутреннем законодательстве Эстонской Республики, ратифицировавшей международный
Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейскую конвенцию
о защите основных прав и свобод 1950 г. и Рамочную конвенцию Совета
Европы о защите национальных меньшинств 1994 г., закрепленные в них
юридические нормы практически не находят применения. Разрешение проблем
русскоязычного населения возможно только при усилении внимания и контроля
международного сообщества за выполнением Эстонией международных обязательств.
Центр информации по правам человека в Эстонии считает, что в условиях,
когда число граждан России, постоянно проживающих в Эстонии, стремительно
растет, настоятельной необходимостью следует признать также заключение
Эстонской Республикой и Российской Федерацией Соглашения о защите прав
граждан на территории другого государства, как это предусмотрено ст.
4 Договора об основах взаимоотношений между РСФСР и Эстонской Республикой
1991 г. Кроме того, Россия может усилить контроль за выполнением Соглашения
по вопросам о социальных гарантиях для военных-пенсионеров, заключенного
в 1994 г. президентами обеих стран.
Датский ученый Эрик А.Андерсон опубликовал исследование "Правовой
статус в эстонском приватизационном законодательстве 1989-1995 годов".
Рассматривая Закон "О восстановлении прав наследования" (1990
г.) и Закон "Об основах реформы собственности" (1991 г.),
ученый установил, что в них прежде всего учитываются интересы эстонского
населения. Только получив эстонское гражданство, русские могут обрести
почти равные с эстонцами права. Но этот процесс до сих пор эффективно
блокируется эстонскими политиками и властями.
Реагируя на подобные факты, Россия задействовала принципы ОБСЕ и механизм
их реализации. Это несколько умерило пыл национал-радикалов в некоторых
бывших советских республиках. Правда, надежды на помощь Запада в решении
проблем обеспечения прав человека не сбылись. Западные государства,
применяя двойной стандарт, зачастую не реагируют на массовые нарушения
прав человека, в частности, в Латвии и Эстонии. Но даже те замечания,
которые сделали западные эксперты, были проигнорированы властями этих
стран. Так, практически сразу после принятия Эстонии в Совет Европы
19 мая 1993 г. в республике был принят закон о выборах в местные органы
власти, лишающий избирательного права "неграждан" и, таким
образом, нарушающий права русского населения. Однако наблюдателями Совета
Европы выборы на основе данного закона были признаны свободными, открытыми
и честными. Русские в Эстонии полагают, что и Россия не имеет права
стоять в стороне от решения вопроса о восстановлении их гражданских
прав, ибо все цивилизованные страны помогают своим соотечественникам
за рубежом.
Утвержденные постановлением правительства РФ от 31.08.94 # 1064 Основные
направления государственной политики Российской Федерации в отношении
соотечественников, проживающих за рубежом, установили, что стратегической
линией политики России в отношении соотечественников является содействие
их добровольной интеграции в политическую, социальную и экономическую
жизнь новых независимых государств. Представляется, однако, что политика
России должна быть направлена на то, чтобы наши соотечественники обладали
всей полнотой прав и свобод, установленных международными нормами, без
каких-либо ограничений. Какие здесь могут быть возможности помимо уже
названных?
Мировой опыт показывает, что в межгосударственных отношениях можно и
нужно теснее увязывать экономические вопросы с обязательствами по соблюдению
прав человека. Речь идет не о каких-либо экономических санкциях со стороны
России, а о приоритетах при выборе торговых партнеров. Например, грузопоток
через порт Вентспилс на 76% состоит из нефти и нефтепродуктов, поставляемых
в основном транзитом из России. В этой связи заслуживает поддержки решение
правительства РФ о строительстве нефтепровода от месторождения Кириши
до порта Приморск под Санкт-Петербургом и нефтетерминала.
В целях выполнения Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств
(одобрена Комитетом министров Совета Европы 10.11.94) на уровне международных
экспертов целесообразно изучить вопрос о создании при Комитете министров
Совета Европы постоянно действующей международной комиссии для расследования
фактов массовых нарушений прав человека. Необходимо продолжить обращения
с просьбами к ООН, ОБСЕ, Совету Европы, другим международным организациям,
к международной общественности и организациям соотечественников продолжать
деятельность, направленную на полное выполнение новыми независимыми
государствами обязательств в отношении прав русскоязычного населения.
Если, например, в Совете Европы делают вид, что не помнят об этих обращениях,
следует продолжать настаивать на их рассмотрении через другие международные
организации. Терпение и труд перетрут все искусственно воздвигаемые
препоны на пути правового решения даже самых сложных вопросов.
Сколько в Америке русских?
Однажды в Москве у меня была деловая встреча с представителем
Конгресса Русских-американцев Людмилой Фостер. Разговорились, и я понял,
как мало в России знают о своих соотечественниках за рубежом, в частности
в США. А ведь мы части одного целого: русского народа. Сколько же нас
там, в Америке? С этого вопроса я и начал беседу с Людмилой Фостер.
- Чтобы ответить на ваш вопрос, надо попытаться определить, кто такие
русские в Америке.
- Может быть, лучше начать с ретроспективы, поскольку история
США неразрывно связана с русскими и их культурой?
- В XVIII веке была создана Русская Америка: поселения на Аляске, Алеутских
островах, в Северной Калифорнии, Форте Россе. Влияние русской культуры
до сих пор заметно в жизнедеятельности местных жителей: алеутов, эскимосов,
индейцев.
В XIX веке эмигрантами были главным образом евреи из южных губерний,
которые русское наследие не хранили. Из этнических русских были преимущественно
крестьяне и немногочисленные группы различных сектантов: старообрядцы,
баптисты, пятидесятники, молокане, духоборы и другие. Они селились замкнутыми
общинами, но сохранили религию и язык. Нередко их дети, заработав деньги,
возвращались в Россию. В самом начале XX века этот процесс расширился.
К ним присоединились русины из Австро-Венгрии, считавшие себя русскими.
Их потомки составляют основную массу одного миллиона прихожан 400 храмов
Православной церкви в США.
- Была ведь еще и послереволюционная эмиграция.
- Да. Так называемая первая волна. Она была довольно малочисленной:
не более 20 тысяч человек. В то время США не особенно охотно предоставляли
массовую квоту русским эмигрантам. Однако многие приезжали в индивидуальном
порядке на работу или к родственникам. Особо выделим приехавших из Европы
во время войны. Среди них были русские, евреи, представители других
этнических групп. Они продолжали русскую культурную традицию, хотя и
не всегда обучали детей русскому языку.
- Что вы можете сказать о послевоенной эмиграции?
- Она началась в массовом порядке после того, как конгресс США принял
закон о так называемых перемещенных лицах. С 1948 по 1952 годы в США
въехало около 400 тысяч человек. Среди них были советские граждане.
Не только этнические русские. А также эмигранты первой волны, бежавшие
из стран Восточной Европы перед советской оккупацией. Также продолжалась
эмиграция в индивидуальном порядке. Эта, вторая, волна эмигрантов сохраняет
язык и культуру. Они считают себя русскими, хотя в большинстве своем
полностью вписались в американскую жизнь. Представители этой волны составляют
большинство членов Конгресса Русских-американцев. В названии нашей организации
слово "русских" пишется с большой буквы.
- Каковы особенности эмиграции конца 70-х годов?
- Тогда конгресс США принял закон о приеме тех, кто подвергался в СССР
преследованиям по религиозному или национальному признаку. Это были
в основном евреи. Меньшую часть составляли баптисты, пятидесятники,
украинские католики. Эта, третья, волна не соприкасается с предыдущими
и почти полностью вошла в жизнь американских евреев, хотя в определенной
степени сохраняет современную им русскую культуру. Они не считают себя
эмигрантами, а употребляют термин "иммигранты". В Конгресс
Русских-американцев никто из них не входит.
- Можно ли все-таки определить число этнических русских в Америке?
- Сделать это достаточно трудно, так как Бюро переписи США различает
людей по месту рождения, а не по национальному признаку. То есть если
вы родились во Франции, то вы и есть француз, и так далее. По таким
данным, "русских" в США более 3 миллионов. Конгресс Русских-американцев
пытался составить более точную цифру по церковным данным. Но это тоже
не внесло ясности, потому что многие прихожане, в особенности Православной
церкви в Америке, не являются этническими русскими.
Можно было бы соединить информацию о членах различных русских организаций,
например, Объединения кадет российских кадетских корпусов за рубежом,
казачьих объединений, скаутов, Русской академической группы, Дворянского
общества, обществ русских братств и других. Но наши контакты по разным
причинам ограничены, да и не все, кто подпадает под данный признак,
состоят в этих организациях. Поэтому на вопрос, сколько русских в Америке,
можно ответить только приблизительно: миллиона полтора или даже меньше.
- Почему вы приехали в Москву, участвуете в форумах наших зарубежных
соотечественников?
- Чтобы помочь русским решить их проблемы. Русскому народу по разным
причинам пытаются приписать много пороков не только в Америке, но и
в ближнем зарубежье. И этим, в частности, тоже оправдывают плохое отношение
к нашим соотечественникам. Конгресс Русских-американцев несет общественности
правду, борется с попытками представить нас малоценными людьми, а то
и мафией. Мы делаем это для того, чтобы России, русским ни в дальнем,
ни в ближнем зарубежье не мешали возвращаться к нормальной человеческой
жизни. Не мешать им надо, а помогать.
- С вами трудно не согласиться...
Взгляд из Галиции
Для украинцев Москва - город хлебный. Сюда они едут подзаработать.
Украинцы согласны трудиться во многих непрестижных сферах деятельности,
куда неохотно идут москвичи. При этом живут в трудных бытовых условиях.
Этот стихийный процесс, наверное, можно было бы ввести в управляемое
русло, что дало бы значительный социально-экономический эффект и хозяевам,
и гостям. Беседа со старостой русской общины Ивано-Франковской области
Александром Волковым коснулась, в частности, и этой темы.
- Исторически у нас в области развито отходничество, - говорит Александр
Волков. - Тысячи галичан ездили на заработки за пределы своего края,
вплоть до Канады и Аргентины. В советское время особенно славились строительные
бригады из Галиции, сдававшие на территории бывшего СССР объекты "под
ключ". Сейчас тоже едут. В основном в Россию - в Москву, Московскую
область. Но едут, как правило, нелегально. Если бы правительство Москвы,
допустим, заключило с нами договор, мы бы создали официальное бюро по
найму рабочей силы из местных жителей для строительных работ в Москве
и Подмосковье. В договор с правительством Москвы (или иного региона
России) можно было бы включить пункт о проценте отчислений от прибыли
на культурные нужды русского населения области.
- Что вы думаете о возможностях такого направления деятельности,
как экономическое сотрудничество предприятий Ивано-Франковской области
с российскими?
- Когда к нам приезжают предприниматели, например, из Польши, Израиля,
то первым делом они идут в костел, синагогу, обязательно встречаются
с соотечественниками. А вот российские предприниматели обходят нас стороной.
Как сообщили нам дипломаты, повлиять на них МИД РФ не имеет возможности.
По моему мнению, России необходимо сохранение очагов русской культуры
на Украине, и прежде всего в Галиции. Именно здесь наиболее остро происходит
противостояние здоровых сил украинского общества и оголтелых националистов.
Если мы здесь устоим, то останется надежда, то будущее у российско-украинской
братской дружбы есть.
Кто владеет информацией...
После 1991 г. было объявлено, что Россия переходит на рыночные отношения,
и поэтому страны ближнего зарубежья должны платить за работу российских
СМИ в их информационном пространстве. Те, ссылаясь на свою бедность,
платить перестали. Образовавшийся вакуум заполнили оснащенные современной
электронной техникой средства массовой информации экономически развитых
стран. Ведь кто контролирует информационное пространство какого-либо
региона, тот контролирует и сам регион.
В столицах стран СНГ обосновываются отделения ЮСИА при посольствах США.
Они активно распространяют информационные бюллетени, пресс-релизы, тематическую
литературу, помогают редакциям материалами, а библиотекам - деньгами
для подписки на местные и зарубежные периодические издания. Изданием
и распространением печатной продукции в столицах СНГ занимаются и пресс-службы
посольств других западных стран. Фактически западные страны рассматривают
информационное пространство СНГ как чистое поле.
Правительству Азербайджана турецкое правительство ежегодно платит 1
млн. долл. за согласие не препятствовать работе турецких электронных
СМИ в информационном пространстве страны. Разумеется, правительство
Турции оплачивает и саму работу этих СМИ в Азербайджане.
В Киргизии свертывание традиционного информационного обеспечения населения
российскими СМИ сопровождается ростом информационного воздействия Турции,
США. Американцы организуют стажировки для работников СМИ Киргизии. В
республике активно работает ЮСИА. Руководство Киргизии поддерживает
создание киргизско-турецких лицеев, одобрило создание киргизско-американского
факультета Национального университета, Международного университета Киргизии
(при содействии США). По отдельному каналу киргизского телевидения 15-17
часов в сутки Турция транслирует свои передачи для жителей Чуйской долины
и Бишкека, то есть для 38% населения республики. Эти передачи своевременно
оплачиваются свободно конвертируемой валютой. Предлагает свои услуги
и телевидение Ирана.
В Туркменистане отсутствие российского информационного обеспечения восполняется
Турцией и США. Распространяется турецкая газета "Заман" и
ряд журналов. В местной печати регулярно публикуются материалы вестника
государственного информационного агентства США.
Больше всего наших соотечественников живет на Украине. 16 апреля 1994
г. президент Леонид Кучма подписал указ "О государственной экономической
поддержке отечественных СМИ". В документе сформулированы признаки,
которым должны отвечать издаваемые на Украине СМИ, чтобы считаться отечественной
продукцией. В частности, не менее 50% печатной площади периодического
издания должно быть занято материалами об Украине и здесь же подготовленными.
Такие СМИ получили значительные льготы и дотации. Напротив, киоски по
продаже периодики облагаются налогом в сотни долларов, если торгуют
изданиями не национального производства. Экономическое удушение системы
распространения иностранной печати лишает каждых четырех из десяти жителей
Украины возможности читать российские издания. Подобная же картина в
Казахстане, Туркменистане. В Армении нет средств для выпуска не только
газет на русском, но и на армянском языке.
Международное право не запрещает России, как и любому другому государству,
помогать соотечественникам, в том числе в сфере информационного обеспечения
на русском языке. Однако решение этого вопроса упирается не только в
отсутствие на государственном уровне политической воли и финансовых
ресурсов, но и в отсутствие соответствующей технологии. Надо еще определить,
кому, на какие цели, какую помощь предоставлять.
Следовательно, России давно пора приступать к работе в данной сфере
не только на общественном, но и государственном уровне. Иначе проблему
соотечественников решат третьи страны. Причем не в российских, а в своих
геополитических интересах.
Шагреневая кожа
Языково-информационная среда, в которой живут соотечественники, характеризуется
понижением статуса русского языка, ставшего негосударственным. Все меньше
газет, журналов, учебников, вообще информации о России из России. Даже
язык титульных наций, как стали именовать нерусскую часть населения,
вытесняется из информационных пространств бывших республик СССР иностранными
СМИ.
Численность школ с преподаванием на русском языке сокращается как шагреневая
кожа. В тех же, что еще каким-то чудом сохранились, учебники пришли
в такое состояние, что учиться по ним, мягко говоря, затруднительно.
Новые же не поступают. Кто же их для русскоязычных печатать будет? И
кто заплатит за них? Ведь русские и русскоязычные - самая бедная часть
населения. Кто же их для русскоязычных печатать будет? И кто заплатит
за них? Ведь русские и русскоязычные - самая бедная часть населения...
Прочней, чем в других странах СНГ, положение русских в Грузии. Такая
оценка дана в книге "Российская диаспора в странах нового зарубежья".
И все-таки у наших соотечественников в Грузии проблемы есть. Одна из
них - сохранение и распространение русской культуры. Все население республики
владеет русским языком или понимает его. В этом смысле вся Грузия русскоязычная.
Несмотря на тяжелое экономическое положение, власти Грузии изыскивают
возможности оказывать помощь русскому культурно-просветительскому обществу.
И все-таки наши соотечественники ждут поддержки и из России, в том числе
в информационной сфере.
Необходимы межправительственные соглашения, согласно которым подписка
на российские газеты и журналы не превышала бы стоимость подписки, допустим,
на украинские. И наоборот. Можно подготовить перечень периодических
изданий, учебников, учебных пособий, на которые распространяется льготный
тариф на межгосударственную перевозку. Россия могла бы выделять средства
на оплату подписки на газеты и журналы с русским языком преподавания.
Для этого также нужны перечни школ с русским языком преподавания и списки
необходимых учебников. Но учителя таких школ не знают, по каким учебникам
занимаются российские школьники.
Между тем число школ с русским языком преподавания сокращается так,
что если срочно не оказать им помощь, то, возможно, вскоре и некому
будет помогать. Из-за того, что должная помощь не предоставляется, русский
язык в ближнем зарубежье оказался на грани небытия. И это в условиях,
когда рядом - Россия.
Одним из главных средств выдавливания СМИ соотечественников из информационного
пространства стран, в которых они живут, является экономический произвол
местных типографий. Общественным организациям соотечественников нужна
своя независимая, компактная редакционно-издательская и полиграфическая
база. Экономически наиболее выгодно решать эту проблему во взаимодействии
с НИИ полиграфии в Москве. За свои услуги он берет 3% с общей суммы
заказа и услуг. Это намного меньше того, что в противном случае заказчику
пришлось бы платить на стороне.
Полное финансирование нескольких газет соотечественников за рубежом
было признано в свое время слишком дорогостоящим проектом. Экономнее
вариант с изданием одной, общей для всех соотечественников газеты. Эту
идею выдвинул глава одной из русских общин Казахстана. Он предупреждал,
что редакция такой газеты должна находиться только в Москве, а не в
каком-либо российском приграничном городе. По его мнению, это предотвратило
бы неизбежные ссоры. Газета должна помимо основных полос поочередно
выпускать еще и сменные - белорусскую, казахскую, украинскую и т.д.
Однако на этот проект не нашлось денег.
Наиболее реально было бы создание на базе, например, "Радио России"
радиостанции, вещающей специально для соотечественников за рубежом.
Радиоприемники у соотечественников есть. Решение вопроса о ретрансляции
передач тоже не представляет большой сложности. Такая радиостанция в
большой степени восполнила бы нехватку газет для русскоязычных в ближнем
зарубежье. И проблема информационного обеспечения соотечественников
была бы наконец в основном решена.