О ХАРАКТЕРЕ ОБРАЩЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА

(по материалам Управления Президента России по работе с обращениями граждан)

Со времени принятия и вступления в силу федеральных законов «О гражданстве Российской Федерации» (№62-ФЗ от 31 мая 2002 года) и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (№115-ФЗ от июля 2002 года) количество обращений по этим вопросам имеет устойчивую тенденцию роста. С начала текущего года их поступило свыше 17 тысяч, что в полтора раза превышает показатели всего 2002 года.
Подавляющее большинство авторов – это люди, родившиеся на территории РСФСР, либо прямые потомки лиц, направленных в свое время на работу или военную службу в республики СССР. В большинстве своем они сохранили устойчивые связи с Россией и имеют здесь родственников. Многие давно вернулись на Родину, прописались здесь, работали и платили налоги, участвовали в выборах, служили в армии – то есть в полном объеме выполняли конституционные обязанности и пользовались правами российских граждан. Однако ныне эта категория признается лицами без гражданства. Весьма многочисленны случаи, когда члены одной семьи имеют различное гражданство, но «определенная законами и подзаконными актами процедура приобретения российского гражданства сложна и вводит многочисленные барьеры» - таков лейтмотив почты.
Авторы считают чрезмерной многоступенчатую систему решения вопроса. Порядок, утвержденный законом о гражданстве (ст.13, ч.1) включает получение вида на жительство, проживание на территории России в течение пяти лет. И только после этого – личное обращение в паспортно-визовую службу по месту жительства с заявлением о приобретении гражданства. Таким образом, по подсчетам авторов реально эта процедура затягивается на 7-8 лет. К тому же указанная статья фактически ограничивает право на свободу передвижения, поскольку запрещает покидать территорию России на срок более трех месяцев.
Не удовлетворяет авторов и предусмотренный частью 2 статьи 13 упрощенный порядок получения гражданства, который правоприменительная практика «обставила длительными бумажными процедурами». Подвергается критике положение об обязательности проживания в России не менее года со дня получения вида на жительство даже для лиц, родившихся на территории РСФСР. Но наиболее негативные оценки вызывает инструкция МВД России, регламентирующая рассмотрение вопросов гражданства. Многие заявители не имеют ни финансовых, ни физических возможностей для выполнения требований органов внутренних дел о предоставлении всего набора справок и документов, общее число которых превышает тридцать. Вот типичный пример:
« В период временной регистрации каждые три месяца приходиться вставать в очередь, предъявлять новые справки об отсутствии проказы, СПИДа, туберкулеза и венерических заболеваний. Такие требования выглядят издевкой, но за их нарушение штрафуют» - А.Гордовский, Санкт-Петербург.
Крайнюю степень неприятия вызывает установленный порядок у ветеранов ВОВ. «Как оскорбление расцениваю «вид на жительство для иностранного гражданина», который теперь должны получать защитники Родины», - пишет, к примеру, Т.Петренко из Ярославской области.
По данным проблемам обращаются и правозащитные организации, которые расценивают длительное рассмотрение заявлений о предоставлении вида на жительство и гражданства как прямое нарушение прав человека. В обращении Саратовской организации переселенцев «Семиречье» к тому же говорится, что «многочисленные препоны в получении гражданства наносят глубокий моральный вред соотечественникам и их родственникам в России, множат демографические проблемы, дестабилизируют общество».
Подвергаются сомнению и правовые основания определения статуса лиц без гражданства. Подчеркивается: миллионы человек, родившихся в РСФСР, не отказывались от российского гражданства путем письменного волеизъявления. В отношении их полномочными государственными органами РФ также не принимались решения о выходе из гражданства. «Следовательно, все эти лица в полной мере сохраняют гражданство России», - считает Е.Бобров, руководитель правозащитной организации «Восход».
Авторы рассчитывают на реализацию тезисов Послания Президента РФ Федеральному Собранию, указавшего на необходимость повышения эффективности иммиграционной политики и совершенствования законодательства о гражданстве. Однако затягивание в решении этих вопросов начинает вызывать негативные оценки. «Мы с нетерпением ждали изменений в закон, но оказалось, что депутаты Госдумы к лету не успели их рассмотреть и ушли на отдых. А теперь у них начался предвыборный аврал и вряд ли найдется время для их принятия», - А.Бахур. Москва.
В то же время следует указать на снижение числа заявлений от семей российских военнослужащих. Положительный резонанс вызвало оперативное решение Президентом России проблемы гражданства прапорщика, Героя России О.Козлова, служащего в Таджикистане. Стабилизация ситуации способствовали и методические рекомендации, утвержденные Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации 24 декабря 2002 года. Они значительно упростили порядок документирования паспортами граждан Российской Федерации военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу в Вооруженных Силах РФ, либо федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей.
Корреспонденты просят распространить подобные меры на всю процедуру принятия российского гражданства. Адресуемые Президенту РФ предложения в общем виде сводятся к следующим позициям:
- решить вопрос о предоставлении российского гражданства (минуя выдачу вида на жительство или разрешения на временное проживание) ветеранам ВОВ, а также людям, награжденным государственными наградами СССР и РФ, внесшим значительный вклад в укрепление экономики и оборонного потенциала страны, имеющим особые заслуги в развитии науки, культуры и искусства, спорта;
- для ускорения предоставления гражданства передать право проработки вопросов и подготовки решений по ним на уровень субъектов РФ, создав соответствующие общественно-административные комиссии;
- внести изменения и дополнения в законодательство, ориентированное на содействие переселению соотечественников, создание экономических условий по обустройству переселенцев, предоставление преференций выпускникам высших и средних специальных заведений;
- разработать и принять специальный закон «О репатриации в РФ», устанавливающий самые минимальные требования по приобретению гражданства к соотечественникам и членам их семей.
Необходимость внесения изменений в действующее законодательство и правоприменительную практику отмечается и в официальной информации, поступающей из аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и органов исполнительной власти субъектов РФ, которые также отмечают значительное увеличение число жалоб и заявлений по вопросам приобретения российского гражданства.

Hosted by uCoz