|
ДИСТАНЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«ОТКРЫТАЯ РУССКАЯ ШКОЛА»
В современной России слово «соотечественник» прочно входит
в повседневную жизнь. Соотечественникам называют тех, кто, находясь за
пределами России, продолжает говорить и думать по-русски, сохраняя русскую
культуру и русский язык для себя и следующих поколений. Особенно остро
проблема сохранения русской языка и русской культуры проявляется в сфере
образования. За рубежами России сокращается количество школ с русским
языком обучения всех уровней, а высшие учебные заведения не могут удовлетворить
потребностей русскоязычной молодежи. В результате десятки тысяч выпускников
средних школ из стран ближнего зарубежья планируют продолжить свое образование
в вузах России и хотели бы иметь возможность освоить образовательную программу
российского общего (полного) среднего образования.
О помощи русскоязычной молодежи в странах СНГ и Балтии, о развитии образовательных
связей России с этими государствами горячо дискутируют на всех уровнях.
Участие в формировании единого образовательного пространства государств-участников
СНГ названо в российской федеральной программе развития образования одним
из основных мероприятий.
По инициативе мэра Москвы Ю.М.Лужкова в рамках «Комплексной целевой среднесрочной
программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 года» в
2003 году впервые в России осуществляется программа мэра Москвы по дистанционному
обучению детей соотечественников из стран СНГ и Прибалтики – «Московский
аттестат».
Цель программы «Московский аттестат» - предоставить возможность соотечественникам
и ученикам русских школ за пределами России дистанционно обучаться в московской
школе с помощью Интернета и подготовиться к сдаче экзаменов для получения
аттестата государственного образца.
Реализация программы «Московский аттестат» осуществляется под руководством
попечительского совета во главе с первым заместителем мэра Москвы в правительстве
Москвы Л. Швецовой.
Разработка проекта дистанционного обучения осуществлялась Московским институтом
открытого образования и некоммерческой организацией «Открытая русская
школа», созданной с участием Центра образования №548 «Царицыно» г.Москвы.
На основе учебно-методических материалов по предметам выпускного класса
российской общеобразовательной средней школы создан интерактивный Интернет-ресурс
www.ymk.ru, включающий в себя комплекс программ, обеспечивающих быстрый
обмен информацией между учеником и учителем, а также постоянный контроль
обучения педагогами и родителями.
Ресурс содержит электронные учебные материалы с удобной системой навигации
по разделам, библиотеку литературных первоисточников, дидактические и
справочные материалы, комплекты контрольных работ по изучаемым предметам
и рекомендации преподавателей по их выполнению. На страницах ресурса осуществляется
информационное обеспечение учащегося и организован порядок и образ расположения
учебной информации, структура и композиция учебного материала. Работа
с ресурсом предусматривает гибкое сочетание самостоятельной познавательной
деятельности учащихся – работы с различными источниками информации, учебными
материалами специально разработанными ля данного курса, оперативное и
систематическое взаимодействие через Интернет с учителем. Обратная связь
осуществляется путем обмена текстовыми файлами непосредственно на персональных
страницах ученика и учителя, а также при помощи технологий Интернета –
чата, форума, интерактивных интерфейсов.
Для удобства и сокращения затрат на пользование сетью Интернет каждый
учащийся обеспечивается персональным CD-диском, также содержащим все контрольные
работы и необходимые для их выполнения учебники, учебно-методические,
дидактические материалы и библиотеки первоисточников. Пользуясь таким
диском, учащиеся основное время работают на домашнем или школьном компьютере,
а в Интернет выходят кратковременно, только для отправки выполненных работ,
получения оценок и консультаций с учителями.
В процессе обучения учащийся должен выполнить в установленные сроки задания
в соответствии с программой обучения. Учебно-методический комплект изучаемых
по каждому предмету тем и заданий учащийся получает в начале обучения
в полном объеме.
Работа интернет-ресурса предполагает тщательное и детальное планирование
деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей
обучения, доставку необходимых учебных материалов.
Ресурс имеет модульную структуру, чтобы ученик имел возможность четко
сознавать свое продвижение от модуля к модулю. В каждой работе изучается
целиком одна или несколько тем, и материал предоставляется не частично,
а от начала до конца. Учащийся сначала изучает весь материал модуля, затем
решает тренировочные упражнения и выполняет итоговые задания, которые
проверяются учителем и показывают уровень освоения материала.
Учитель, проверяя работы и давая комментарии к неверно выполненным заданиям,
дает рекомендации и показывает способ устранения данного пробела в знаниях.
Оперативный контроль успешности обучения предусматривается при разработке
учебных материалов в виде тестов и творческих работ. Ребенок учится самостоятельно
двигаться по своей образовательной траектории. Он должен сам планировать
свое время, чтобы все задания были выполнены в срок. Предлагаемые примерные
графики изучения материала могут быть скорректированы учеником. Выбор
его собственного графика готовит его к учебе в вузе, где он должен уже
с первого курса планировать время самостоятельно.
Таким образом, организуется учебная среда, включающая в разнообразные
учебные средства и гипертекстовые документы. Учебные материалы, размещенные
на страницах ресурса, доступны для пользователей Интернета и на CD-дисках,
передаваемых участникам образовательного процесса, а также транслируются
в школу с помощью технических возможностей асинхронного Интернета.
Курс обучения НОУ «Открытая русская школа», размещенный на www.ymk.ru,
содержит семь предметов учебной программы выпускного класса российской
общеобразовательной средней школы. Для обучения и итоговой аттестации
ученику необходимо выбрать из них пять. При этом обязательны для изучения
три предмета, остальные два предмета ученик выбирает из тех, что предоставлены
на выбор.
Предметы обязательные для изучения: Русский язык и литература, алгебра,
история России.
Предметы по выбору: Физика, химия, биология, обществознание.
Процесс обучения организован следующим образом:
1. Ученик получает индивидуальные реквизиты (пароль, логин) для работы
на www.ymk.ru и учебно-методический комплект на CD.
2. Ученик устанавливает локальную программу с полученного CD на используемый
в процессе обучения компьютер.
3. Ученик регистрируется на www.ymk.ru
4. Приступив к обучению, ученик самостоятельно изучает теоретические материалы
и выполняет контрольные работы на своем компьютере, используя локальную
программу. Обучение ведется на русском языке.
5. Выполнив работу, ученик заходит на свою персональную страницу на www.ymk.ru
и отправляет работу на проверку учителю.
6. Учитель проверяет выполненную учеником работу, комментирует неверно
выполненные задания и выставляет отметку.
7. Полученная учеником отметка за работу отображается на персональной
странице ученика на www.ymk.ru
8. После выполнения всех контрольных работ, предусмотренных учебной программой,
ученик допускается к прохождению Государственной (итоговой) аттестации
(экзаменам на получение аттестата о среднем (полном) общем образовании).
9. Завершив курс дистанционного обучения, ученик должен прибыть в Москву,
где в Центре образования «Царицыно» №548 пройти государственную итоговую
аттестацию.
10. Для прохождения государственной итоговой аттестации ученик предоставляет
документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ в школе
по месту жительства, с заверенным переводом на русский язык, а именно:
- документ о получении основного общего среднего образования (за 9 классов);
- справка (табель) из школы об отметках за четверти (семестры, триместры)
и итоговых отметках за 10 класс;
- справка (табель) из школы об отметках за четверти (семестры, триместры)
и итоговых отметках за 11 класс.
11. Итоговая аттестация проходит в форме традиционных экзаменов по 5 предметам.
Ученики, их сдавшие, получают аттестат о среднем (полном) общем образовании
государственного образца.
12. Сроки проведения государственной (итоговой) аттестации устанавливаются
Министерством образования Российской Федерации.
В 2003 году в рамках программы мэра Москвы «Московский аттестат» обучение
прошли 410 учеников из семей соотечественников, причем 17 из Киргизии.
Работу по подбору учеников совместно с департаментом международных связей
и образования г.Москвы осуществляли посольства России и организации соотечественников
в этих странах.
В настоящее время НОУ «Открытая русская школа» завершает работы по созданию
полного экстерната по программе старшей школы, и в новом учебном году
приступит к обучению выпускников 9 классов средней общеобразовательной
школы, по 17 учебным предметам программы 10-11 классов, входящим в аттестат
о среднем (полном) образовании, а именно:
1. Русский язык
2. Русская литература
3. Алгебра и начала анализа.
4. Геометрия
5. Основы информатики
6. История России
7. Всеобщая история
8. Обществознание.
9. Физика
10. Химия
11. Биология
12. География
13. Экономика
14. Иностранный язык
15. Мировая художественная культура
16. Основы безопасности жизнедеятельности
17. Астрономия
Открытая русская школа. КОНТАКТНЫЕ ЛИЦА:
Весманов Сергей Викторович – директор. president@oko.ru Тел. 136-54-73
Акопян Александр Гургенович – руководитель центра дистанционного обучения.
inter@oko.ru Тел. 136-54-96
Соколова Ольга Дмитриевна – руководитель учебных программ. info@ymk.ru
Центр образования № 548, тел. 926-99-16.
|