|
И
В ОДИНОЧКУ ПОГРАНИЧНИК - ВОИН!
Более столетия назад, в 1873 году, между Великобританией
и Российской империей было заключено соглашение о сферах влияния, по которому
северной границей Афганистана признавалась река Амударья. На Памире в
это время существовали небольшие независимые княжества-шахства, которые
управлялись местными династиями (Рушан, Шугнан, Горон, Ишкашим, Вахан).
Не прошло и десяти лет после заключения соглашения, как эмир Афганистана
Абдуррахман-хан вторгся в Рушан, Шугнан и Вахан и обложил завоеванное
население данью. Жители горного Памира тысячами бежали от его притеснений
за границу в российскую Фергану, в английский Читрал, китайский Кашгар,
куда угодно, лишь бы подальше от афганцев. После того, как отчаявшиеся
горцы несколько раз обращались за помощью к командующему русскими войсками
в Туркестане и "Белому Царю", в 1891 году на Памир, в Чон-Алай,
Каратегин и Бадахшан были наконец введены российские войска. На защиту
Шугнанского района был направлен 2-й Туркестанский батальон под командованием
полковника М.Е. Ионова. Хотя Восточный Памир еще не был формально присоединен
к Российской империи, батальон построил первые укрепления, которые должны
были защищать местных жителей от вторжения афганцев.
Несколько лет на Памире продолжались стычки между русскими и афганскими
отрядами, определялись реальные границы влияния. Официальное и окончательное
присоединение Памира к России последовало 29 августа 1895 года. Границей
с Афганистаном была определена река Пяндж. Сторожевая служба по охране
рубежей была возложена на Памирский отряд пограничной стражи, сформированный
на основе того самого батальона полковника Ионова. В его составе были
созданы Мургабский, Ишкашимский, Хорогский, Рушанский и Шугнанский посты
пограничной стражи, от которых, в свою очередь, выставлялись временные
и постоянные пикеты. На тех участках границы, которые требовали непрерывной
охраны "по условиям местности и по причине особого развития контрабандного
промысла", выставлялись дозоры, днем преимущественно конные, ночью
пешие.
Восточный Памир тех времен был очень беспокойным местом. Поселки памирцев
постоянно тревожили мятежи и набеги соседних воинственных племен. Поэтому
русским погранотрядам приходилось защищать не только государственную границу,
но и мирное население. С 1892 по 1895 год против пограничных постов постоянно
воевали вооруженные банды Абдуррахман-хана, а в последующие годы часто
происходили стычки и перестрелки с отрядами бухарского эмира, которые
являлись грабить местное население.
В условиях постоянного напряжения и неопределенности исключительно важно
было, чтобы любой пограничник умел эффективно действовать даже в одиночку.
Боевой подготовкой воинов руководили начальники пограничных постов, среди
которых большинство были унтер-офицерами. Капитаны Зайцев, Слуцкий, Эггерт,
Снесарев, штабс-капитан Кивекэс, которые в разное время возглавляли Памирский
пограничный отряд, полагали, что именно от унтер-офицера на посту зависит
всё: и внутренний порядок, и поведение стражников, и борьба с контрабандистами,
а самое главное уровень боевой выучки. Штабс-капитан Кивекэс, который
был последователем военно-педагогической системы М.И. Драгомирова, основное
внимание уделял методической подготовке унтер-офицеров, настойчиво внедряя
в практику обучения методы демонстрации и тренировки, которые, в отличие
от длинных скучных рассказов, давали надлежащий эффект. И только упорные
бесконечные тренировки позволяли доводить нужные навыки до автоматизма.
На вооружении у русских пограничников конца прошлого века имелись трехлинейные
драгунские винтовки образца 1891 года и револьверы образца 1895 года.
В ходе занятий по огневой подготовке начальники твердили младшим чинам:
скорость в стрельбе достигается, прежде всего, за счет быстроты изготовки
и прикладки. При этом следовало стремиться к тому, чтобы прицеливаться
всегда как можно точнее, а на спусковой крючок нажимать плавно и в то
же время быстро. Стрелять пограничники учились не только из положения
лежа, но и с колена, и стоя. При этом их обучали самостоятельно определять
расстояние до цели и производить стрельбу с учетом особенности горных
условий. Тех из бойцов, которые в течение двух лет состояли в первом классе
по огневой подготовке, награждали значками "За отличную стрельбу".
Строевая подготовка младших чинов и конная подготовка объездчиков проводилась
прямо на постах. От объездчиков требовалось уметь выполнять приемы вольтижировки,
верховой езды, прыгать через барьер и через глубокую канаву шириною в
один аршин (71 см).
Довольно высокими были и требования к физической подготовке солдат. Восточный
Памир ? даже сейчас не лучшее место для пеших переходов, а в конце девятнадцатого
века кишлаки и дороги в этом районе встречались реже, чем вооруженные
люди. Преследовать контрабандистов приходилось по узким скальным тропам
и ледникам. Большая высота, холод, разреженный воздух все это требовало
от бойцов исключительной выносливости. Неудивительно, что их общефизической
подготовке командиры уделяли повышенное внимание. На занятиях младших
чинов обучали преодолевать естественные препятствия: крутые или обрывистые
спуски и подъемы, горные реки с быстрым течением, осыпи, ледники, участки,
покрытые обломками скал или глубоким снегом, показывали, как использовать
для подъема на скалу или переправы подручные средства.
Как это ни удивительно звучит, но в пограничных частях проводились даже
уроки словесности. На них, правда, изучались не произведения литературы,
а уставы и инструкции. Пограничный стражник должен был твердо уяснить,
что он несет службу на посту для "охраны государственной границы
от тайного провоза и проноса через нее контрабанды и перехода ее кем бы
то ни было в неуказанных для того местах". Периодически в отряде
проводились учебные сборы. Для этого руководитель учения разбивал сотню
или роту на строевые расчеты и в каждом из них распределял обязанности
и ставил тактические задачи, основанные обычно на тех случаях, с которыми
пограничнику предстояло часто сталкиваться во время несения службы. Учебные
сборы проходили в условиях, приближенных к реальным, так изучалась на
практике полевая служба и активно использовался принцип развивающего обучения.
|