И В ОДИНОЧКУ ПОГРАНИЧНИК - ВОИН!

Более столетия назад, в 1873 году, между Великобританией и Российской империей было заключено соглашение о сферах влияния, по которому северной границей Афганистана признавалась река Амударья. На Памире в это время существовали небольшие независимые княжества-шахства, которые управлялись местными династиями (Рушан, Шугнан, Горон, Ишкашим, Вахан). Не прошло и десяти лет после заключения соглашения, как эмир Афганистана Абдуррахман-хан вторгся в Рушан, Шугнан и Вахан и обложил завоеванное население данью. Жители горного Памира тысячами бежали от его притеснений за границу в российскую Фергану, в английский Читрал, китайский Кашгар, куда угодно, лишь бы подальше от афганцев. После того, как отчаявшиеся горцы несколько раз обращались за помощью к командующему русскими войсками в Туркестане и "Белому Царю", в 1891 году на Памир, в Чон-Алай, Каратегин и Бадахшан были наконец введены российские войска. На защиту Шугнанского района был направлен 2-й Туркестанский батальон под командованием полковника М.Е. Ионова. Хотя Восточный Памир еще не был формально присоединен к Российской империи, батальон построил первые укрепления, которые должны были защищать местных жителей от вторжения афганцев.
Несколько лет на Памире продолжались стычки между русскими и афганскими отрядами, определялись реальные границы влияния. Официальное и окончательное присоединение Памира к России последовало 29 августа 1895 года. Границей с Афганистаном была определена река Пяндж. Сторожевая служба по охране рубежей была возложена на Памирский отряд пограничной стражи, сформированный на основе того самого батальона полковника Ионова. В его составе были созданы Мургабский, Ишкашимский, Хорогский, Рушанский и Шугнанский посты пограничной стражи, от которых, в свою очередь, выставлялись временные и постоянные пикеты. На тех участках границы, которые требовали непрерывной охраны "по условиям местности и по причине особого развития контрабандного промысла", выставлялись дозоры, днем преимущественно конные, ночью пешие.
Восточный Памир тех времен был очень беспокойным местом. Поселки памирцев постоянно тревожили мятежи и набеги соседних воинственных племен. Поэтому русским погранотрядам приходилось защищать не только государственную границу, но и мирное население. С 1892 по 1895 год против пограничных постов постоянно воевали вооруженные банды Абдуррахман-хана, а в последующие годы часто происходили стычки и перестрелки с отрядами бухарского эмира, которые являлись грабить местное население.
В условиях постоянного напряжения и неопределенности исключительно важно было, чтобы любой пограничник умел эффективно действовать даже в одиночку. Боевой подготовкой воинов руководили начальники пограничных постов, среди которых большинство были унтер-офицерами. Капитаны Зайцев, Слуцкий, Эггерт, Снесарев, штабс-капитан Кивекэс, которые в разное время возглавляли Памирский пограничный отряд, полагали, что именно от унтер-офицера на посту зависит всё: и внутренний порядок, и поведение стражников, и борьба с контрабандистами, а самое главное уровень боевой выучки. Штабс-капитан Кивекэс, который был последователем военно-педагогической системы М.И. Драгомирова, основное внимание уделял методической подготовке унтер-офицеров, настойчиво внедряя в практику обучения методы демонстрации и тренировки, которые, в отличие от длинных скучных рассказов, давали надлежащий эффект. И только упорные бесконечные тренировки позволяли доводить нужные навыки до автоматизма.
На вооружении у русских пограничников конца прошлого века имелись трехлинейные драгунские винтовки образца 1891 года и револьверы образца 1895 года. В ходе занятий по огневой подготовке начальники твердили младшим чинам: скорость в стрельбе достигается, прежде всего, за счет быстроты изготовки и прикладки. При этом следовало стремиться к тому, чтобы прицеливаться всегда как можно точнее, а на спусковой крючок нажимать плавно и в то же время быстро. Стрелять пограничники учились не только из положения лежа, но и с колена, и стоя. При этом их обучали самостоятельно определять расстояние до цели и производить стрельбу с учетом особенности горных условий. Тех из бойцов, которые в течение двух лет состояли в первом классе по огневой подготовке, награждали значками "За отличную стрельбу".
Строевая подготовка младших чинов и конная подготовка объездчиков проводилась прямо на постах. От объездчиков требовалось уметь выполнять приемы вольтижировки, верховой езды, прыгать через барьер и через глубокую канаву шириною в один аршин (71 см).
Довольно высокими были и требования к физической подготовке солдат. Восточный Памир ? даже сейчас не лучшее место для пеших переходов, а в конце девятнадцатого века кишлаки и дороги в этом районе встречались реже, чем вооруженные люди. Преследовать контрабандистов приходилось по узким скальным тропам и ледникам. Большая высота, холод, разреженный воздух все это требовало от бойцов исключительной выносливости. Неудивительно, что их общефизической подготовке командиры уделяли повышенное внимание. На занятиях младших чинов обучали преодолевать естественные препятствия: крутые или обрывистые спуски и подъемы, горные реки с быстрым течением, осыпи, ледники, участки, покрытые обломками скал или глубоким снегом, показывали, как использовать для подъема на скалу или переправы подручные средства.
Как это ни удивительно звучит, но в пограничных частях проводились даже уроки словесности. На них, правда, изучались не произведения литературы, а уставы и инструкции. Пограничный стражник должен был твердо уяснить, что он несет службу на посту для "охраны государственной границы от тайного провоза и проноса через нее контрабанды и перехода ее кем бы то ни было в неуказанных для того местах". Периодически в отряде проводились учебные сборы. Для этого руководитель учения разбивал сотню или роту на строевые расчеты и в каждом из них распределял обязанности и ставил тактические задачи, основанные обычно на тех случаях, с которыми пограничнику предстояло часто сталкиваться во время несения службы. Учебные сборы проходили в условиях, приближенных к реальным, так изучалась на практике полевая служба и активно использовался принцип развивающего обучения.

Hosted by uCoz