|
Соотечественники
ВЛАДИМИР СМИРНОВ:
БОЙСЯ ЧИНОВНИКА, ЗАКОНЫ ТРАКТУЮЩЕГО
Русская
диаспора в Южной Киргизии - это чуть более одного процента от населения
этого региона. Ни на что не претендующая, она живет тихо и так же тихо
умирает. Но и в поредевшей общине еще немало ярких личностей, к которым
отнесем и Владимира Смирнова, председателя АО "Алаурум", сумевшего
сохранить себя и свое дело в столь непростое время. Это о таких говорят,
что на них земля держится.
Владимир Васильевич в том возрасте, когда и силы сохранил, и жизненного
опыта накопил, чтобы иметь суждение обо всем, да еще с таким живым умом…
- Как ни грустно, но русских здесь остается все меньше и меньше.
Иные даже подшучивают, что нас-де скоро в Красную книгу занесут. В каждой
шутке есть доля… шутки, и правда в том, что русских уже занесли в разряд
нацменьшинств…
- Нас действительно мало и мы действительно здесь нацменьшинство. С этим
надо мириться. Другое должно волновать - участь оставшихся, то бишь людей
оторванных от исторической родины. Причем в большинстве случаем - не по
своей воле.
- Но некоторые известные российские политики считают, что кто
хотел, тот уехал.
- Они, мягко говоря, лукавят. Не могут они знать всех сторон жизни соотечественников
за рубежом. Но мы-то с вами знаем и знаем, что уехал тот, кто смог уехать.
Нюанс, но нюанс существенный.
- Постсоветский период отмечен несколькими большими оттоками русских.
Но Киргизия - не полицейское государство. Из среднеазиатских республик
она наиболее демократичная и инородцев не вытесняют. Что тогда, на ваш
взгляд, подняло людей с насиженных мест и погнало в дальние края?
- Причины разные. Но есть и нечто общее. Это "нечто" - озабоченность
каждого за свою судьбу и судьбу ближних. Ведь все уехавшие сделали сей
шаг не по собственной воле. Их воля определялась сложившимися обстоятельствами.
Одних напугали известные ошские события, другие потеряли работу, третьи
не видят перспектив, четвертые хотят умереть на родине, пятых с возрождением
России охватывает ностальгия…
- Что тогда удерживает тех, кто остался и кто они?
- Остались самые слабые. В основном - старики: больные, одинокие, которые
едва сводят концы с концами. Старики - это и так самая беззащитная категория
людей. Но если "коренные" еще находят поддержку у рядом живущих
детей, то русские, как и другие российские этносы преклонных лет, зачастую
этого лишены. Печально, но факт: именно они доходят "до ручки",
копошатся, побираются в мусорных контейнерах… Старики не могут ни уехать,
ни жить нормально. Но облегчить их участь можно. Отрадно, что в последние
годы Россия повернулась лицом к такому роду соотечественников за рубежом
и оказывает им помощь. Это хорошо видно на примере деятельности Генконсульства
РФ в Оше, которое выступает в качестве активного посредника в благотворительных
акциях. В частности, дипмиссия выдает единовременные денежные пособия
бедствующим старикам, возможная, спасая иных в тот момент от голодной
смерти. Пока в материальном выражении помощь России, может, не столь значима,
но в моральном плане она сохраняет надежды, невидимой нитью связывает
стариков с исторической родиной, не дает им чувствовать себя обреченными.
Но есть и другая группа соотечественников, которая в отличие от той, что
не может переехать в Россию по бедности и старости своей. Не делает этого
по другим причинам. Глядя на отдельных несчастных возвращенцев, она опасается
оказаться в подобной ситуации. Она боится поменять образ жизни. Отсюда
- страхи, сомнения, топтание на месте, что рано или поздно заставит собраться
в дорогу…
Наконец, те, кто и здесь пребывает в относительном благополучии. Их -
меньшинство, не потерявших работу или нашедших новые источники для существования.
- К коим вы и себя причисляете?
- Можно сказать и так, но с оговоркой. Стоило немало труда, чтобы стать
на ноги. На фоне массового отъезда геологов и разрушения геологической
службы, оставшаяся часть людей решила жить своим умом, создав акционерное
общество "Алаурум". Начинали с нуля, на ровном месте. И помощь
со стороны западных инвесторов оказалась кстати. Она не дала нам засохнуть
на корню, позволила наладить дело. Примечательно, что за эти одиннадцать
лет мало, кто покинул интернациональный по составу коллектив "Алаурума"
и акционеры не сомневаются в востребованности своей работы.
- Другими словами, видят перспективы. Им можно позавидовать. Но
на чем основывается такая уверенность в завтрашнем дне?
- Прежде всего на сотрудничестве с западными горно-рудными кампаниями,
которых привлекают богатейшие недра Киргизии. Они не скупятся на инвестиции,
извлекая пользу для себя, но и нам предоставляя работу. И очень жаль,
что в числе инвесторов пока нет российских кампаний, хотя некоторые проявляют
повышенный интерес к нашим месторождениям. Приток российского капитала
значительно расширил бы горизонты международного делового партнерства,
открыл бы новые перспективы. Выгода здесь обоюдная. Киргизия, получая
свои дивиденды. К тому же сокращает безработицу в горной промышленности.
-
Выходит, АО "Алаурум" - в прямой зависимости от иностранных
инвестиций: есть деньги - работаем, нет их - отдыхаем. Такая нестабильность
не создает напряженную обстановку в коллективе? И вообще, Владимир Васильевич,
у вас не возникало желания бросить все и махнуть в Россию, где с вашей
высокой квалификацией вы наверняка нашли бы теплое местечко?
- Случалось, что большая часть акционеров находилась по полгода в вынужденных
отпусках. Но люди с достоинством переносили трудности и потом вы воздавалось
сторицей. А об отъезде никогда не думал. Вернее, давно решил для себя
здесь нести свой крест. В Киргизии я уже тридцать пять лет - срок достаточный,
чтобы пустить корни. На этой земле родились мои дети, растут внуки. И
Киргизия мне очень дорога.
- Как и Россия, наверное, коль россиянин по рождению?
- Конечно. Смирновы - люди известные в России. Но ваш покорный слуга не
из тех, что водкой мир поили, а из тех, что мир кормили знаменитым вологодским
маслом, родился в подмосковной Истре, но еще в молодости оказался в Киргизии,
где и прижился. Так, что у меня две родины. Найдутся и другие русские
из числа приезжих, которые также считают Киргизию своей второй родиной.
- Тем не менее, миграционное настроение среди этнических россиян
по-прежнему преобладает, а с принятием нового закона "О госязыке"
оно, скорее, усилится. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что
ни один российский соотечественник не выразил своего одобрения. Как думаете,
Владимир Васильевич, почему?
- А какая должна быть реакция, если сам киргизский президент заявил о
том, что "этот закон окажет огромное влияние на развитие и широкое
применение его во всех сферах государственной и общественно-политической
жизни кыргызского языка - языка более 70 % населения нашей страны? Правда,
глава государства делает оговорки, дескать, "закон не только не ограничивает
применение русского языка, но и значительно расширит, ибо в новом законе
все время подчеркивается принцип двуязычия и свобода применения как государственного,
так и официального русского языков во всех сферах жизни.
… государственное двуязычие - вот путь, по которому мы должны следовать
неукоснительно, и хотел бы, чтобы кыргызстанцы это всячески поддерживали.
Только так мы можем обеспечить в стране межэтническую гармонию и общенациональное
единство. Ни на йоту не сомневаюсь в "благих намерениях президента
Акаева, а вот поручаться за чиновника в том, что он будет слепо придерживаться
духа и буквы закона, не стал бы. Нам известна политика двойных стандартов:
высокая, декларирующая права человека, и реальная, которую ведет чиновник.
Хорошо, если он добросовестный, а если - негодяй, по своему трактующий
законы, преследующий корыстные, меркантильные цели? Докажи такому, что
ты не верблюд!..
- Сколько не говори: "Халва", во рту слаще не станет.
Это к вопросу о двуязычии, покуда последнее имеет две неравные части:
государственную и официальную. Это наш гордиев узел, который можно разрубить,
придав русскому статус госязыка. Вы согласны с таким решением жизненоважный
для нас, этнических россиян, проблемы?
- Ответ в вашем же вопросе. Могу дополнить его лишь таким вот замечанием.
Куча освободившихся стран Азии, Африки, Латинской Америки используют в
качестве объединяющего язык бывших своих колонизаторов, посредством которого
осуществляют связь со всем миром. И там прекрасно уживаются несколько
госязыков. Неужто мы настолько индивидуальны, уникальны, что для нас это
не пример?!
Беседу вел
Эрик Аюпов.
|