Собеседница

ВАЛЕРИЯ ПОРОХОВА: ИСЛАМ - ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ

Встреча с Валерией Пороховой состоялась во время работы международной научной конференции "Ислам в Центральной Азии", собравшая в Оше известных мусульманских богословов и исламоведов. В качестве делегата этого форума была и наша собеседница - первая в мире женщина, сумевшая перевести Корана на русский язык в стихах.
Корреспондентам «Эхо Оша» удалось встретиться с Валерией-иман и взять у нее интервью, которое полностью опубликовано в областной газете «ЭО» №№ 42 и 44). Читателям «Дипкурьера» из-за дефицита печатной площади предлагаем сокращенный, несколько измененный его вариант - квинт-эссенцию большого разговора на тему ислама.

«Визитка» гостьи. Валерия Михайловна Порохова, известный общественный деятель, просветитель, радилась в 1949 году. Она принадлежит к старинному русскому дворянскому роду. Отец Валерии расстрелян в годы сталинских репрессий, и мать, как жена врага народа, рожает девочку в ссылке и в Москву возвращается лишь в хрущевскую оттепель. В.Порохова заканчивает Московский лингвистический институт, преподает в МИФИ и одновременно получает диплом философского факультета МГУ при Доме ученых. В 1975 году она выходит замуж за гражданина Сирии Мухаммеда Саида Аль-Рошда, выпускника Дамасского университета, позже - аспиранта МИСИ, и в восемьдесят пятом году переезжает из Москвы в Дамаск, где принимает ислам и приступает к переводу Священной Книги Коран, на который потребовались шесть лет. В 1991 году перевод смыслов Корана передается на экспертизу в авторитетнейшую научно-исследовательскую Исламскую академию Аль-Азхар Аль-Шариф (Египет, Каир), признается как образцовый и впервые русский текст канонизируется, переводчик удостаивается звания почетного академика Каирского университета, а в 1997 году защищает докторскую дессертацию по переводу Корана.
Валерия Порохова - действительный член двух Российских академий: гуманитарных и естественных наук (РАГН и РАЕН). Международной академии информации при ООН, член правления Евразийской международной академии культуры. Ее перевод Корана выдвигался на присуждение премии «Книга года -1998». Валерия Порохова награждена медалью За духовное единение» Духовного управления мусульман центрально-европейского региона России (1998), Почетным знаком РАЕН «За заслуги в развитии науки» (2000), высшей наградой Международного межакадемического при ООН - орденом "Звезда Вернадского" первой степени (2000) и высшей наградой исламского мира «Хранитель Священного Корана» (Тегеран, 2003).

-Уважаемая Валерия Михайловна, Вы - человек публичный, в мире очень известный и многими любимый, а потому и интерес к Вам не праздный. Хотелось бы больше узнать о Вашей прошлой жизни - до «коранической»…
- Родилась я, на мой взгляд, от замечательной четы. Моя мама была крещена в том же Царскосельском Екатерининском соборе, в котором крестились дочери царя и сам Николай II. На это у меня имеется изумительная выпись из метрической книги Царскосельского Екатерининского собора. Мой дедушка - потомственный дворянин, приближенный к императору.
После революции семья претерпела страшные гонения: мы пережили четыре конфискации - в восемнадцатом, двадцать втором, тридцать седьмом и пятьдесят первом годах. В результате всех этих перипетий мне суждено было родиться на Крайнем Севере, в городе Ухте, в Коми. Папа мой - полунемец, полуангличанин - был высокобразованным человеком. Он, как и многие представители интеллигенции, был арестован и расстрелян, поскольку уничтожался тот мозговой клад, который мог противиться режиму.
В Москве я поступила в институт Мориса Тореза. Тогда только два вуза готовили специалистов, знающих иностранные языки на высочайшем уровне - этот и ленинградский. Получив специальность синхронного переводчика, я преподавала в МИФИ и подрабатывала на международных конгрессах и симпозиумах. Потом я вышла замуж за араба из Сирии по имени Мухаммед. Он учился в аспирантуре МИСИ, по окончании которой мы уехали в Дамаск.. Именно там я начала переводить Коран.
- Что Вас, родившуюся в православной семье, привлекло в исламе?
- Коран. В первую очередь, Коран. Я впервые прочла Коран на английском языке и была восхищена им. Когда вы изучите Коран, то будете ошеломлены его невероятной глубиной. Как-то после четырехчасовой лекции в Российской академии наук в зале встал 70-летний почтенный академик и сказал: «Если это Коран, то я мусульманин». Коран вечен и то, что в седьмом веке такого знания быть не могло – это однозначно. А если было, то оно Господне. Это важно понять.
Однажды был потрясающий телефонный звонок из Уфы: "Меня зовут Владимир, а фамилия моя Шмидт. Я этнический немец, я вернулся в ислам. В вашей лекции я слышал, что в ислам люди возвращаются, они рождены мусульманами, но они этого не знают. Им требуются и знания, и возрастная мудрость, чтобы понять, что они родились в исламе, а сейчас настало время к этому вернуться".
Я была мусульманкой всю мою жизнь. Я этого не знала, пока не прочитала Коран. Если человек прочтет Коран, то перелистнув последнюю страницу, он скажет "Хвала Всевышнему Аллаху". Единственное, он должен не спешить, читая. Должен читать с пониманием, то есть с тафсиром (комментариями), как это делают Ведь даже самые образованные арабы.
- Что подтолкнуло Вас к идее перевода Корана на русский язык? И почему он называется переводом смыслов?
- Когда я начала свои исследования, то обнаружила, что существуют 106 переводов Корана на английский язык, чуть меньше ста - на французский и немецкий языки. А на русском языке есть лишь семь (!) переводов. И это - при 22-миллионной мусульманской диаспоре в России и 60-миллионной русскоговорящей мусульманской общине в странах СНГ! Существовавшие переводы были сделаны не мусульманами и несли в себе оттенки христианской традиции. Даже самые лучшие.
Но абсолютного перевода быть не может. Это один из удивительных фактов человеческой истории. Коран - единственное Священное Писание, которое дошло до нас через четырнадцать веков без изменения. Ни один из многочисленных переводчиков Вечной Книги никогда не претендовал на точность передачи текста. В принципе, любой перевод, по определению, не может быть точным. Ведь Коран написан на староарабском языке, который существенно отличается от современного арабского, что порой и приводит к невольному искажению смысла слов, текста.
И еще один из немаловажных факторов: переписчики Корана попросту делали кальки, не меняя ни одного знака староарабской вязи, потому что изначально теологам было известно: переводчик Корана должен быть специалистом в десятках наук. Закрепилось даже, на мой взгляд, особое мнение в обществе, что перевод Корана никому из людей не под силу. Наверное, и поэтому самые известные ученые не рисковали доказывать идентичность оригинала и своего перевода. Знаменитый переводчик Корана на английский язык, ученый-арабист Мармадьюк Техтал назвал свой перевод “почти буквальным”; И.Крачковский вовсе запретил печатать свою работу под названием “Коран”.
- Валерия-иман, чем отличается ислам в России и странах СНГ от арабского ислама? И как отнеслась православная церковь к тому факту, что русский человек, православный по рождению, перевел Коран?
- Сегодня можно констатировать, что, к сожалению, последователи ислама в России и СНГ невежественны. Это самая большая проблема. Ислам у нас ассоциируется с теми понятиями, которые были навязаны школьным и институтским образованием, - образовательной системой, которая приписывала исламу все огрехи, которые встречались в мире. Однако все эти знания никогда не основывались на научном факторе, они были тенденциозно направленными. Точно так же, как церковь объявлялась опиумом для народа, ислам объявлялся военным агрессором. В этом заключается основное отличие.
Сейчас наблюдается очень мощная интеллектуальная, именно интеллектуальная экспансия ислама. Ни в коем случае не военная, не силовая, и даже не пропагандистско-миссионерская. Люди приходят в ислам, изучив и поняв, что это такое, а стремление к изучению религиоведения во всем мире сейчас очень сильное. Все устали от этой бесконечной безнравственности, от этого безумного добывания денег, устали от развлеченческой стороны нашей жизни. Люди хотят нравственности, чистоты - а это и есть ислам. Если мы посмотрим на парламент Англии, то увидим как этнические англичане - члены парламента, кстати, потомственные лорды, принимают ислам. Это является очень большим показателем. Я ни в коем случае не призываю людей принимать ислам, я призываю людей узнать, что это такое, понять, что существует нечто обобщающее всё и вся - Кораническое писание, которое с глубочайшим уважением относится к верующим других религий - иудеям и христианам, называя их "ахлуль китаб" ("люди Писания"). Поэтому для всех нас, очень важно проявление высочайшего внимания ко всем религиям, в особенности к христианству и исламу. Ведь у нас не пришлые мусульмане и не пришлые христиане. Пришлые у нас другие религии. Российским царям и императорам хватало и мудрости, и политической зрелости, и социальной справедливости понимать, что Россия - земля двух исконных религий. Причем, если говорить откровенно, то ислам появился в России за 150 лет до христианства. К тому же он пришел на "собственных ногах" по водным путям через Каспий и Кавказ, поднимался по Поволжью, в то время как христианство у нас было декретировано, и в единоночье Россия стала христианской просто указом Владимира Красное солнышко, который загнал всех в Днепр и сказал: "Отныне мы христиане". Причем люди подумали, что это предмет еды и спросили: "А с чем это едят?" Это был любопытнейший исторический прецедент. Но тем не менее, обе религии являются этнически, генетически, национально нашими.
Что до православной церкви: как она ко мне отнеслась … Не могу давать оценку от ее имени. Но тот факт, что Саратовская епархия закупила 30 экземпляров Корана, говорит сам за себя. Стало быть, и православные интересуются тем, что же исповедуют мусульмане. И это чисто по-человечески понятно. Сама я, например, безумно люблю Евангелие от Иоанна, очень люблю апокрифические Евангелия. Для меня читать Псалтырь - одно удовольствие. Люблю также Моисеево Пятикнижие, и мне в голову не приходит, что это иудаизм. Иудаизм, христианство, ислам… Нас разделяет только терминология, не более. Если у нас есть Евангелие, и мы его не читаем, это показывает только, что мы ущербны. Коран пишет: «Мы Евангелие с ним послали, с Иисусом, в котором правый путь и свет»… «и это Мы, которые низвели им Тору в которой правый путь и свет». Давайте читать все. Это же все Господнее!
- Что же является исламом для человека?
- Прежде всего – это образ жизни. И этим он отличается от других религий. Вы просыпаетесь утром мусульманином, вы проживаете день мусульманином и вы ложитесь спать мусульманином. Более того, Пророк Мухаммед (мир ему) сказал замечательную вещь, на которую мы должны ориентироваться: "Каждое утро человек ставит свою душу в заложницы, а вечером он ее получает отягощенную грехами, либо облегченную и украшенную благодеяниями". Что мне не нравится в структурах, так сказать, основанных на вере? Там вы априори, знаете, что придете в воскресенье в храм Господень, исповедуетесь, причаститесь и выйдите оттуда "безгрешным". А всю неделю вы живете себе в корысть, где-то на уровне подкорки сознавая, что в воскресенье вы придете и очиститесь от грехов. Мне кажется, что это является очень расхолаживающим элементом, допускающим совершение греха. В исламе нельзя прийти в пятницу в мечеть исповедаться, причаститься и выйти оттуда безгрешным. В исламе вы будете отвечать за каждый свой грех. Причем ислам настаивает не только на совершении тауба (покаяния), он еще настаивает, чтобы зло было покрыто добром в пользу потерпевшего. Ни один смертный человек на земле не сможет отпустить ваш грех. Это очень важный момент.
- Сегодня такие термины как «исламский фундаментализм», «исламский радикализм» прочно вошли в лексикон обывателя. Ислам прежде всего ассоциируется с терроризмом, а всех учителей, призывающих к возвращению в ислам, обвиняют в потакании экстремистам. По Вашему мнению, почему такое происходит?
- Вы знаете, мне понравилось, когда в одной из программ, если я не ошибаюсь, Владимира Познера, зашел разговор о фундаментализме. И там Владимир Лукин, которого упрекнуть в тенденциозности к исламу очень трудно, - он немусульманин, - сказал замечательную вещь, что фундаментализм - это возвращение к основе основ. Поэтому в этом смысле фундаментализм - это замечательно! И не только в исламе. Было бы неплохо и для христианства возвращение к основе основ, то есть к тому, что заповедовал Иисус, потому что это величайший Господний посланник, и в Коране Всевышний говорит о нем: "Это Мое слово, и Я укрепил его духом от Себя".
У нас очень неправильно слово «фундаментализм» наградили отрицательным знаком, потому что возвращение к истокам нравственности - это всегда положительно. То же самое можно сказать о иудейском фундаментализме - как о возвращении к Торе. И если в Торе говорится, что Бог "рассеет евреев по миру" и "они будут малыми среди больших" и как "помет на улицах", пока не придет Мошиях, государство Израиль не должно быть образовано, а его, тем не менее, образовывают. И фундаментализм в иудаизме - это, прежде всего, отказ от образования Израиля.
Крупные специалисты -исламоведы живут в Египте, Сирии и Иордании. В Саудовской Аравии и Эмиратах все инженеры, врачи - сирийцы, иорданцы и египтяне. Сирия же, между тем, объявляется осью зла. Это все равно, как, если в России живет какой-нибудь Иванов, Петров, Сидоров - террорист, и Россию объявят осью зла. Да, в Сирии, может, живет несколько человек, которые являются террористами, но причем тут целая страна?
- Давайте поговорим о коранистике. Не секрет, что многие террористы прикрываются знаменем ислама для достижения своих политических идей, тема джихада популяризируется, число шахидов увеличивается. Что говорит Коран об этих явлениях?
- Во-первых, сразу же подчеркнем, что такого понятия как "исламский терроризм" не существует. Преступники не имеют ни национальности, ни религии. А по Корану, такие люди – преступники. И возмездие для них одно – смерть. Любой убийца должен быть убит. Как только мы проведем экспертизу и придем к общему знаменателю, а он наличествует во всех писаниях: и не убей ты душу, не пожелай другому, что не пожелаешь себе, не укради, и так далее. Это заповеди и запреты фундаментального толка. Поэтому люди, совершающие преступления, должны сразу же лишаться конфессионального фактора. Мы не имеем права сказать, что этот террорист был мусульманином, или иудеем, или христианином. Он перестает быть таковым, ибо он - преступник, он вне религии. Его нужно судить по гражданскому кодексу. А потом термин «исламская угроза»… Он абсурден сам по себе. Слово "ислам", означает "мир". У нас же получается "мирная угроза".
Тем не менее, термин существует. И я вам скажу почему. Потому, что сейчас все больше и больше людей начинает принимать ислам. То есть, люди разочарованы в христианских концепциях. Разочарование исходит от очень мощного поступления научно-технической информации и очень много ученых, исповедовавших именно христианство, убедились в неправильном концептуальном содержании библейского текста. Французскую академию наук в лице Мориса Букаи мы никак не могли бы осудить в какой-то предвзятости или беспринципности. Это ученый с мировым именем, антрополог, геолог, вот и он уже говорит о том, что ислам будут принимать люди, владеющими самым широким спектром знания. Потому что коранический вероустав - именно коранический вероустав - не вступает ни в какой разрез, ни в какое противоречие с научными данными, тогда как в библейском вероуставе мы видим обратное. Поэтому люди, которые приобрели мощное научное знание в конце ХХ и приобретают в начале XXI века, читают уже библейский текст холодно. У них не шевелится ничего в душе. Почему? Когда открываем Библию, мы видим мощное нарушение научно-технических аспектов. Когда мы открываем Коран, видим мощные поправки в библейский текст. В Библии говорится, что Господь создал наш мир за 6 дней и на седьмой отдыхал. Трудно не заметить всей абсурдности навязывания Господней сущности физиологического чувства усталости. Если это Суперразум, Суперсила - она ни в чем не испытывает нужды, и когда приписывается "на седьмой день Господь отдыхал", - мы уже немножечко разочарованы.
Дальше - первичность света до возникновения звезд, которые его, как говорится, издают, излучают или создание животного и растительного мира до создания солнца... Но вот открываем коранический текст и читаем, что Господь создал мир за 6 дней, и сразу молниеносно очень высокая научного толка поправка - за день длиной в 50 тысячелетий. Мог ли Мухаммед-пророк на территории Аравийской пустыни, в VII веке, взять на себя величание вносить поправки научного толка в текст Библии?!
Как-то Кейт Мор - лауреат Нобелевской премии по медицине из Канады, автор учебника по эмбриологии, по которому учится весь мир, сказал: "Вы знаете, Валерия, единственное Писание - это Коран". Причем говорил это католик. И объяснил почему: "Потому что развитие плода во чреве женщины расписано так, что это можно было сделать только с техническим вооружением глаза". В Коране говорится, что “человек рождается из смеси и растет в трех средах и трех тьмах”. Относительно недавно было установлено учеными-медиками, что стенки женской матки состоят из трех видов ткани. Так вот, Кейт Мор мне сказал, что если бы он прочитал Коран 20 лет назад, то сделал бы это открытие на 20 лет раньше.
Космическая фотосъемка со спутников позволила сделать вывод, что фауна океанов практически не смешивается. Косяки рыб и стада китов мигрируют по своим маршрутам, в своих водах. Океанолог Жак Ив Кусто (кстати, он исповедовал ислам) видел под водой косяк рыб, который как будто натыкается на невидимую стену, разворачивается и отправляется восвояси. Объяснение он нашел в Коране, где сказано, что есть естественные преграды в воде. Одни для людей, другие для морской фауны и флоры.
Другое. Лишь после появления современной аппаратуры геологи узнали о том, что горы возвышаются над землей лишь на одну пятнадцатую своей величины, и являются, как бы якорями земной коры. Об этом в Коране говорится давно, правда, от имени Аллаха, что Он создал землю и укрепил ее горами. Так что вечная книга Коран несет в себе столько тайн! Причем тайн, искренне ошеломляющих современного человека.
-Если можно, Валерия-иман, продолжите ответ. Как быть все же с террористами и шахидами? Они тоже говорят об исламе.
И Сунна, и Коран пишут, что за пределами ваших границ вы не имеете права никого убивать. Они на вас еще не напали... Шейхи и муллы, говорящие о "девочках в раю", - это вовсе не мусульмане и проповедуют они не совсем или совсем не то, что является истинным исламом. Что касается слов Мухаммеда о недопущении терроризма в исламе, то эти слова рассыпаны по многим хадисам (или рассказам, преданиям) Пророка: "Поистине, тот, кто убил себя (преднамеренно), будет наказан огнем, в котором он поселится навсегда"... «И кто бы ни убил себя железным оружием, тогда железное оружие останется в его руке, и он непрерывно будет наносить им удар себе в живот в огне ада, вечно" (хадис, переданный Аль-Бухари и Муслимом). Вот изречения из самого Корана: "Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества" (сура 5, стих 32) и "Воистину, Мы вознесли, возвеличили сынов Адама" (сура 17 стих 70).
Но мне больше всего нравятся слова Пророка Мухаммеда из хадиса от Фадаля ибн Убейда - и эти слова я бы сделала эпиграфом к нашему интервью: "Истинно верующий тот, - говорит Пророк, - с кем люди, независимо от того, верующие они или безбожники, чувствуют себя спокойно и безопасно". Наш Пророк сказал очень важную вещь: человек, совершивший террористический акт, выбыл из нас, перестал быть одним из нас. А в Коране написано: "Слушайтесь Пророка, потому что он говорит то, что Я ему вменяю говорить". И если Пророк сказал, что человек, совершивший теракт, выбывает из нас, мы принимаем это за абсолют.
Существует очень красивый хадис Пророка, который звучит следующим образом: если два мусульманина скрестили мечи, то и убитый, и убивший идут в ад. Когда же Пророка спросили: «Хорошо, убивший идет в ад, а тот, который убит, - почему? «А у него тоже было намерение убить», - ответил Пророк.
Коран не терпит неправильной интерпретации. За смерть невинного вы горите в аду, только так, и не иначе. И нет никакой разницы в том, какого вероисповедания этот человек. Правоверные - это не только мусульмане. К людям христианской и иудейской конфессий в Коране обращение, как к высокопочитаемым, это люди Писания. Люди, которые были избраны Господом Богом. Потому, как и Ветхозаветное торическое писание, и Новозаветное евангелическое писание, и Кораническое писание, и Ведические писания, и зороастрийская Авеста, все, безусловно, были посланы одной рукой - рукой Божьей. Поэтому мы не делаем различия между христианами, иудеями, мусульманами… Мы делаем различие между язычниками, атеистами и верующими. Поэтому, если вы убиваете христианина или иудея, вы убиваете верующего в Бога человека. Вы не можете его убить, пока он не ведет против вас военных действий. Те теракты, которые совершаются против детей, женщин, стариков никаким образом не втянутых в военные действия, это, безусловно, преступление. Когда взрываются электрички и погибают сотни людей – это тоже преступление, не имеющее никакого отношения к исламу. В Коране написано очень четко: "И не убей ты душу, что Господом твоим освящена была. Сражайтесь за Господнее дело лишь с тем, кто борется с тобой, а если враг прекратил войну, то оружие сложи". Поэтому те конфликты, которые сейчас решаются военными действиями, их никак нельзя назвать религиозными, конфессиональными. Они все геополитические. Как, например, с территориальными притязаниями в Израиле. Там о религии вообще речи нет, потому что Аль-Акса стоит на том месте, где находился храм Соломона. Стена плача - это то, что осталось от этого храма, некогда построенное по указу Всевышнего, когда Он сказал Дауду и Соломону: "Воздвигни дом имени Моему". Это благословенное Богом место. И когда люди там начинают убивать друг друга - это чисто геополитический конфликт.
- Что есть понятие «джихад» в исламе?
- У очень многих исламских философов, ученых "убей неверного" толкуется только одним образом - неверного в себе. Того неверного, который внутри тебя. Джихад трактуется только, как усилие на Господнем промысле. Об этом говорят крупнейшие исламоведы мира. Словом, джихад - это победа над собой, чисто психологическая категория. Военный джихад - это чрезвычайно редкая вещь. Когда наступает на тебя враг, переходит твою государственную границу, либо границу твоей собственности, тебя изгоняет из твоего дома, лишает всех социальных, политических и материальных прав, тогда вы объявляете ему военный джихад. Точнее- объявляет всегда глава государства, который может согласовать это с муфтием, но они должны прийти к одному решению.
Мы очень часто материально обусловлены, извините меня, дерзко материалистичны и прагматичны. И вот, когда вы можете себе что-то запретить, например, излишества... Коран настаивает на благополучии, а не на аскетизме. Аллах говорит: "Я вам дал в услужение все блага мира". Поэтому человек должен жить комфортно, в хорошем помещении, иметь добротную пищу и красивые одежды - "…рядитесь в украшения, самые нарядные одежды" (30-я сура). "Ешьте и пейте всласть, - говорит Аллах.- Только не предавайтесь излишествам». То есть вы можете жить в великолепном, богатом доме, но второй дом вам не нужен - это излишество. Когда вы можете побороть в себе стремление к излишествам, баснословным деньгам, любовь к золоту и женщинам, вы совершаете великий джихад, («Джихад Кабир») и убиваете неверного в себе
- В центральноазиатском регионе люди сталкиваются с таким течением, как ваххабизм, о котором многие имеют смутное представление. Валерия-иман, просветите, пожалуйста…
- Исповедование салафизма, то, что сейчас начали называть другим словом "ваххабизм", - порождает отклонения от Коранического ислама. Миссия шейха Мухаммеда Абдул Ваххаба была очень жестко отграничена той территорией, тем национальным менталитетом и тем временем: арабы уже отошли от Коранического ислама, предались соблазнам, разврату, излишествам. Ваххаб пришел, чтобы вернуть их на правильный путь, то есть на Господню стезю. Это был конец XVIII века. Идеология у Ваххаба была прекрасная, но очень отвратительная и кровопролитная была стратегия. Он считал, что вернуть нужно любой ценой. Под его знаменами воевали и в Северной Африке, в Магребе, и в нынешней Иордании, Сирии и Ливане. Но эта религиозная доктрина была краткосрочная. Она себя исчерпала и тем временем, и тем национальным менталитетом.
Импортирование отжившей религиозной доктрины на нынешний менталитет. нынешнюю культуру, уровень цивилизационных различий смешно, наивно и близоруко. Тем более, что почва, куда импортируется ваххабизм, не подходит для выращивания его идей. Например, если мы возьмем более 20 миллионов высокообразованных российских мусульман, для них идеи Абдул Ваххаба просто абсурдны, жестоки и неприемлемы. То же самое происходит и в других местах, но существуют страны, где цивилизационный уровень чрезвычайно низкий, я имею в виду идеологический, и которые выдают одно за другое. Им кажется, что это борьба против неверных. На самом деле, -это борьба за разницу в цивилизационном развитии, разницу, предположим, и уровня жизни, за все. Моисей 40 лет водил народ по пустыни, чтобы изменить менталитет народа-раба, а ваххабиты хотят за короткий срок халифат построить. Это невозможно.
-Бытует мнение, что женщина в исламе почти не имеет прав. Она может быть взята в гарем, ее заставляют носить хиджаб, а при разводе может взять лишь те драгоценности, что на ней.
- Это мнение – всего лишь распространенный стереотип, порожденный полнейшим невежеством. Нигде женщина не имеет столько прав, сколько в исламе. Женщина должна быть, прежде всего, очень изысканно и красиво одета. Когда женщина рядится в одежды черного цвета, то знайте, что цвет этот никакого отношения не имеет к Корану - в мире единственному писанию Господнему, где привлекается внимание читателя к цвету, к цветовой гамме; где Аллах Всевышний говорит: "Я вам дал полную гамму красок, которую вы должны использовать». И еще: «Кто наложил завет на те прекрасные дары, которые Я дал вам в услужение?" В Коране полностью отсутствует аскетизм. Человек должен жить комфортно и красиво. И Коран не требует, чтобы женщины носили чадру. Ни чадру, ни черные одежды. Говорить о том, что черный цвет паранджи, либо абая является диктатом ислама - неграмотно. И если в Коране некоторые делают ссылку на то, что там написано:"О, Посланник, скажи своим женам, чтобы они потуже завязывали одеяло на себе, чтобы быть узнанными". Связано это было с временным периодом, поскольку в том районе, где жил Пророк, жили люди страстные и могли сделать его женам непристойное предложение. Чтобы этого не произошло, было дано такое повеление. А то, что сейчас носят чадру – это традиция, предпочтение: географическое, ментальное. Это предпочтение то, которое ставит, положим, муж в частности, либо государство в целом. Это уже не кораническое.
Что же до полигамии, то Коран говорит и об этом. Полигамия сейчас очень сильно отошла в арабском мире. Арабы все больше придерживаются четвертой суры Корана: "Если чувствуете вы, что справедливости вы к ним не соблюдете, берите в жены лишь одну". Но есть исключения. Если женщина недетоспособна, не может дать наследника, а мужчина, безусловно, имеет право на наследника, он не бросает жену, как это делается в Европе, где при разводах женщина зачастую остается без средств к существованию или по крайней мере - дискриминированой; он продолжает семейную жизнь с бездетной женой и берет вторую. Причем муж уважительно и справедливо относится к обеим в равной степени. Это очень важно. Если вы купили 100 граммов золота одной жене, то должны купить 100 граммов золота и второй. И ни на грамм меньше, иначе будет нарушена справедливость. Процент подобных браков в странах Востока чрезвычайно низок. А в таких странах, где женщины более эмансипированы, как Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, за редким исключением, многоженство практически отсутствует.
Насчет развода. Брачный дар, который жених дает, остается у невесты на всю жизнь. Более того, законодательно всегда декларируется, в каком случае она его лишается: если изменила, или скажем, была инициатором несправедливого развода и так далее. Если жена соблюдает свои супружеские обязанности, целомудрена, в чистоте блюдет то, что ей заповедано блюсти, муж никогда у нее ничего не может отобрать. Все остается ей: и крыша над головой, и драгоценности, и подарки, и он уходит без ничего.
Еще один интересный момент. Если женщина из арабской семьи пришла на работу, то вся ее зарплата идет ей в карман, минуя семейный бюджет. То есть, женщина-мусульманка гораздо более полноправна, нежели христианка. Вот вы приходите в магазин, стоит женщина, она вся в золоте. Вы ошеломлены количеством золота! Высочайшее почитание жены в доме. Вы не представляете, как муж трепещет перед ней! Говорю об этом совершенно откровенно. Я прожила в Сирии 9 лет, жила в Эмиратах, в других арабских странах, и все это видела. Это не как у нас, когда женщина тащит сумки по 10 килограммов груза в каждой. Арабка, если что и носит, то лишь ридикюльчик. Она только перстом указывает, сколько килограммов чего надо купить!
О хиджабе. Задолго еще до Корана христиане прикрывали голову, и в России существовал такой прекрасный глагол "опростоволосилась" - попала впросак. Опростоволосилась, это значит открыла голову. Очень интересно, что все российские императрицы носили головные уборы. Знаем российскую классическую живопись, где все русские девушки-христианки в кокошниках, с плотно покрытой головой. В исламе это называется хиджаб.
Любая религия диктует покрытие головы. Что касается Корана, там об этом говорится следующим образом: "Накидывайте шаль на голову и грудь, дабы закрыть разрез груди". Специфически, как должен выглядеть хиджаб, или как должно выглядеть покрывало, ничего об этом не говорится. Но, что нужно покрыть голову, - это обязательно. Это уже тот фундаментальный диктат, который идет из христианства, и до христианства - из иудаизма. Все верующие во Всевышнего иудеи покрывают голову, все верующие во Всевышнего христиане покрывают голову, и все верующие во Всевышнего мусульмане покрывают голову. Тут нужно делить людей не на религиозные структуры, а на верующих и неверующих. То, что происходит в Европе – это бить комара пушкой. Кто может запретить женщине одеть тот головной убор, который она хочет? Это ее мода. Жак Ширак запрещает выходить в хиджабах. Какое его дело, что эта женщина носит? Я не могу понять, когда запрещают женщине носить то, что она хочет. Если она одевает мини-юбку, это считается в порядке вещей, хотя -это же порнография. А вот хиджаб, оказывается, не в норме.
- В чем же, по Вашему, корень проблемы неверного понимания ислама? И как решить этот вопрос? Что сегодня является наиболее способствующим фактором для возвращения в ислам и что является наибольшей помехой этому?
- Больше всего будет способствовать просвещение. «Русский, да и любой другой человек, был и остается чрезвычайно чувствительным к религиозной правде»,- писал еще Владимир Соловьев задолго до революции. Они чисты, изысканы, тонки. Это я говорю обо всех народах, сформированных на одной и той же культуре - русских, татарах, чувашах, калмыках ... Мы должны нести знания о вере. «Зовите к Богу мудростью и красотой вещания, а коль они вас не поймут, скажите мир и уходите», - говорит Коран. Вот она – кораническая структура проповеди. А вовсе не насилием надо призывать к исламу. Все беды от незнания. Нужно дать трибуну крупным мусульманским богословам. Ислам принимают немцы, французы… Ислам - это мир и безопасность.Посмотрите, в Лондоне 175 мечетей, а в Москве на два миллиона мусульман всего 5 (!) мечетей. Почему? Потому что англичане хотят жить спокойно. Интеллигенция должна в доступной форме дать всем окружающим, независимо от национальности и вероисповедания, правдивую, неискаженную информацию об исламе. Самые серьезные проблемы в нашей жизни и самые серьезные конфликты возникают из-за стереотипов. Порой перевод, что цитируется «богословами», не имеет ничего общего с настоящим смыслом Священного Корана, который там заложен. Это абсолютно вульгарный, неверный перевод. Это и возбуждает антиисламские настроения. Самое страшное, когда подобного рода фальсифицированные, агрессивные, с неправедным изложением коранического текста делаются сайты. Делаются кому-то в угоду, для кого-то это средство заработать. Религия, которая может хоть как-то подтянуть под оправдание террор, не является религией. Человек, который хочет иметь представление о кораническом тексте и об исламе, должен знать, что ему следует читать текст, одобренный научно-исследовательской академией Аль Азхар Аль-Шариф. В 9-й суре 29-м аяте записано: "Сражайтесь с теми из людей, кто в Господа и в Судный день не верит. И не считает запрещенным то, что не дозволено Аллахом и Посланником Его, не признавая истины религии Аллаха, до тех пор, пока они вам дань платить не станут, своею собственной рукой в смирении покорном". Здесь идет речь совершенно контекстуальная, потому что в любом Писании любое указание должно стоять в контексте. "Сражайся" - не военными действиями. Это здесь жестко прописано. "Сражайся" - то есть не принимай в друзья, отвергая их как свою общину, и так далее. Это не значит, что бери пистолет и стреляй в них. "Не считают запрещенным то, что не дозволено Господом". А Господом не дозволено убивать, Господом не дозволено воровать, Господом не дозволено блудить, Господом не дозволено принимать алкоголь и психотропные препараты - об этом написано: "Все, что пьянит и травит ум…" Господом не дозволена масса вещей, которые, если они не будет соблюдены, разрушат межличностные, межцивилизационные, межгосударственные связи. Именно соблюдение Господних заветов, указанных и в Коране, и в Библии, и в Торе, потому что фундаментальные заповеди и запреты одни и те же.
Если же говорить об угрозе прозелитизма, то все те, кто говорят о ней, слабы. Они не могут противостоять этому. Для кого-то это защитная реакция, как оно делается в России, когда говорят об экспансии ислама. А когда из ислама уходят молодые люди, продаваясь за бесплатные майки, бейсболки западных миссионеров, то - это вина не миссионеров, а учителей и богословов, не сумевших донести свет просвещения до молодых умов.
Коран говорит, что сам Аллах будет хранить Свое слово. И когда в квартире вашего покорного слуги раздается телефонный звонок: “Меня зовут Андрей, мне 31 год, я журналист, выпускник МГУ, прочел ваш перевод и он перевернул все мои жизненные ориентации, изменил всю систему взглядов”. И когда в московской мэрии, на Новом Арбате 600 человек сидят пять часов, слушая, затаив дыхание "Беседу о Коране", "Ислам как он есть", то спокойно можно сказать: "Альхамду лильля!"
-Валерия-иман, спасибо за беседу. И храни Вас Аллах!

Интервью взяли
Александр Евграфов,
Эрик Аюпов.

Hosted by uCoz