БЕЗ ДИПЛОМАТОВ НЕ ОБОЙТИСЬ
Статья заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации
А.И.Денисова "Бизнес стал понимать: обходить посольства - не в
его интересах", опубликованная в июньском номере журнала "Международная
жизнь"
В большинстве стран мира под влиянием глобализации и роста
международной конкуренции происходит активная "экономизация"
внешней политики. В этом плане наша страна следует общемировой практике.
МИД России в политических контактах с зарубежными государствами все
чаще на первый план выносит тематику торгово-экономического сотрудничества.
В последние годы российские компании активно выходят на рынки Европы,
США, азиатских стран, Африки. Среди них уже не только поставщики углеводородов,
металлов или древесины. Растет число отечественных компаний, которые
экспортируют продукцию с высокой добавленной стоимостью, приобретают
предприятия и пакеты акций за рубежом. Эта тенденция, очевидно, будет
усиливаться.
У российских ведомств и деловых кругов есть абсолютное понимание необходимости
дальнейшего наращивания господдержки отечественного бизнеса на мировых
рынках. Такую задачу перед нами неоднократно ставил Президент России.
Главное сейчас - это придание данной работе более системного и хорошо
продуманного характера, с выделением приоритетных направлений, использованием
зарубежного опыта. На внутреннем рынке мы вправе придерживаться либеральных
воззрений, создавать компаниям общие правила игры и не мешать им конкурировать
между собой. Но на внешних - должны действовать как твердые государственники,
нацеленные на решительное отстаивание интересов наших производителей
и экспортеров.
"На острие" в деле продвижения российских внешнеэкономических
интересов находятся загранучреждения МИД и Минэкономразвития. Они, как
правило, хорошо владеют местной спецификой, имеют прямые выходы на власти
и деловые круги страны пребывания. Важно, чтобы российские компании
заранее информировали наши посольства и торгпредства, держали их в курсе
своих зарубежных проектов. В противном случае нам приходится нередко
выступать в качестве "пожарной команды". В целом хотел бы
отметить заметный рост доверия между российской дипломатической службой
и отечественными деловыми кругами. Предприниматели стали понимать: обходить
посольства - не в их интересах.
Немалую проблему для нас представляют случаи "конфликтов интересов"
российских компаний на внешних рынках, чем нередко пользуются иностранные
конкуренты. Поддерживая российский бизнес за рубежом, мы не можем и
не должны делать это селективно, а тем более вовлекаться во "внутреннюю
конкуренцию" своих же компаний и невольно ей подыгрывать.
Уверен, что нашей экономической работе за рубежом пойдет на пользу давно
назревшее реформирование торгпредств, включая преобразование их части
в торгово-экономические отделы посольств. Это позволит повысить концентрацию
людских и информационных ресурсов, общую согласованность внешнеэкономической
работы, что в первую очередь будет полезно российским деловым кругам.
МИД России использует в своей работе целый ряд конкретных форм продвижения
интересов российского бизнеса за рубежом. Мы обеспечиваем дипломатическое
сопровождение переговоров по наиболее важным соглашениям и контрактам,
оказываем содействие российским компаниям в процессах приватизации производственных
объектов и в инвестиционных тендерах за рубежом, в урегулировании антидемпинговых
расследований. Наша экономическая дипломатия помогает отечественным
компаниям в создании трансграничных трубопроводных систем, расширении
доступа рыболовных судов в экономические зоны ряда стран, в защите российских
прав в отношении торговых марок и т.д.
Справедливости ради надо сказать, что есть и "обратный вектор"
наших усилий - защита законных интересов иностранных экономических операторов
на российском рынке. Это тоже часть нашей работы, так как нахождение
разумных выходов из деловых конфликтов с участием зарубежных партнеров
в конечном счете повышает доверие к нам, улучшает инвестиционный образ
страны в глазах иностранного бизнеса.
Большое значение мы придаем нашему взаимодействию с ассоциациями деловых
кругов. Министерство в 2003 году заключило соглашения о сотрудничестве
с ТПП России, РСПП, Союзом нефтегазопромышленников. В них, в частности,
предусматривается оказание необходимой политической, консульской и информационной
поддержки со стороны МИД. А ассоциации, со своей стороны, помогают МИД
своими экспертными возможностями, базами данных по торгово-экономическим
вопросам.
Среди новых аспектов в нашей деятельности выделил бы также содействие
в организации деловых объединений российских компаний и банков, ориентированных
в своей деятельности на тот или иной регион. Примером может служить
Деловой консультативный совет форума Азиатско-тихоокеанское эконо-мическое
сотрудничество при МИД России. С помощью министерства также созданы
Деловые советы при организациях субрегионального сотрудничества - Совете
государств Балтийского моря (СГБМ) и Совете Баренцева/Евроарктического
региона (СБЕР), Российско-арабский деловой совет. Их цель - привлечь
представителей бизнеса к сотрудничеству в рамках названных международных
организаций, к координации предпринимательских инициатив, продвижению
тех или иных бизнес-проектов в регионах.
Мы изучаем опыт дипломатических служб развитых стран, которые применяют
внушительный арсенал хорошо отработанных методов содействия решению
национальных внешнеэкономических задач.
Например, в системе британского Форин оффис на участках, связанных с
торгово-экономическим сотрудничеством, трудится более трети от общего
числа загранработников. Англичане создали и регулярно обновляют обширные
базы деловой информации для своих экспортеров и иностранных инвесторов.
Полезно присмотреться к британской системе временных прикомандировании
и стажировок дипломатов в крупных фирмах, активно работающих на внешних
рынках. Там же, в Великобритании, кстати, практикуется и обратный вариант
- временное прикрепление к системе МИД представителей крупных фирм для
работы над конкретными проектами. По объективным причинам мы перенять
этот опыт пока не можем. Но рано или поздно и нам придется внедрять
что-то подобное у себя.
В России не раз наблюдали приезд так называемой "сборной Канады",
которая состоит из представителей федерального правительства, руководителей
провинций и частного сектора. Они собраны в единую команду с целью лучшего
продвижения канадских торгово-экономических интересов, освоения новых
экономических ниш.
У нас тоже есть некоторый опыт формирования таких "сборных".
Но, продолжая оперировать спортивными терминами, надо признать, что
наша "скамейка" значительно короче, чем у партнеров. Вот живой
пример. К нам прибыл министр по торговым переговорам Новой Зеландии
Дж.Саттон. Весь наш товарооборот с этой неблизкой страной - менее 70
млн. долларов (данные за 2003 г.). Тем не менее с Саттоном прибыло около
20 представителей бизнеса для изучения деловых возможностей. Надо сказать,
что у нас и при более масштабных визитах в крупные страны-партнеры бизнес-сопровождение
порой заметно скромнее.
Сегодня надо признать, что по ряду направлений мы продолжаем проигрывать
странам, проводящим свою внешнеэкономическую политику более настойчивыми
и агрессивными методами. Причины здесь во многом объективные. Так, нам
по-прежнему не хватает квалифицированных экспертов, профессионально
владеющих экономической проблематикой. Действующие правила и нормы аккредитации
наших дипломатов, жесткие бюджетные рамки ограничивают возможность маневра
ресурсами.
Еще одна проблема - это формирование позитивного образа России, в том
числе российского делового сообщества, за рубежом. Пока зачастую каждый
действует в одиночку, "рекламируя" только свою компанию. Недостает
согласованности и целенаправленности в предпринимаемых шагах, и как
следствие - снижается эффект воздействия на общественные и деловые круги
зарубежных стран. Один из примеров такого рода - разрозненные стенды
наших фирм на международных выставках и ярмарках. Нужно объединять усилия
и готовить адресные программы информационной поддержки интересов российских
компаний за рубежом.
Надо работать над совершенствованием обратной связи с представителями
наших деловых кругов. У посольств зачастую накапливается целый список
нереализованных предложений местных предпринимателей. Понятно, что далеко
не все они реализуемы. Но среди них вполне могут оказаться дельные и
выгодные проекты.
Сейчас у нас завершается реформа федеральных органов исполнительной
власти. Важно не потерять те наработки, которые уже начали складываться
в систему поддержки отечественных производителей и экспортеров (такие
наработки, в частности, имеются в Минэкономразвития). Надо обеспечить
преемственность в деятельности межправкомиссий, скорее решить вопрос
с назначением их новых руководителей, упорядочить состав и вдохнуть
жизнь в существующие, как правило, при комиссиях структуры двустороннего
бизнес-диалога. Этот институт межправкомиссий, унаследованный от прошлого,
можно критиковать, но вряд ли следует отрицать. Ведь иного механизма
межведомственной координации на направлении двустороннего сотрудничества
у нас нет.
В заключение хотел бы отметить следующее. Разноплановая работа по господдержке
российского бизнеса на внешних рынках в последние годы, несомненно,
активизировалась. Но надо признать, что целостности и последовательности
в этой работе недостаточно, механизмы поддержки отечественных производителей
и экспортеров пока только формируются. Велика роль субъективного фактора,
когда результат в решающей степени зависит от личных качеств чиновника,
а не от эффективности системы.
В этой сфере имеется ряд интересных инициатив. Например, Национальный
инвестиционный совет подготовил целый пакет документов, включающий проект
Программы защиты российских экономических интересов за рубежом, проекты
необходимых нормативных актов и др. В них много полезных наработок,
которые могут быть применены на практике. Но в целом, как мне кажется,
на данном этапе предпочтительнее было бы обеспечить слаженную работу
уже имеющихся структур поддержки отечественного бизнеса за рубежом.