БЕЗ ДИПЛОМАТОВ НЕ ОБОЙТИСЬ

Статья заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.И.Денисова "Бизнес стал понимать: обходить посольства - не в его интересах", опубликованная в июньском номере журнала "Международная жизнь"

В большинстве стран мира под влиянием глобализации и роста международной конкуренции происходит активная "экономизация" внешней политики. В этом плане наша страна следует общемировой практике. МИД России в политических контактах с зарубежными государствами все чаще на первый план выносит тематику торгово-экономического сотрудничества.
В последние годы российские компании активно выходят на рынки Европы, США, азиатских стран, Африки. Среди них уже не только поставщики углеводородов, металлов или древесины. Растет число отечественных компаний, которые экспортируют продукцию с высокой добавленной стоимостью, приобретают предприятия и пакеты акций за рубежом. Эта тенденция, очевидно, будет усиливаться.
У российских ведомств и деловых кругов есть абсолютное понимание необходимости дальнейшего наращивания господдержки отечественного бизнеса на мировых рынках. Такую задачу перед нами неоднократно ставил Президент России. Главное сейчас - это придание данной работе более системного и хорошо продуманного характера, с выделением приоритетных направлений, использованием зарубежного опыта. На внутреннем рынке мы вправе придерживаться либеральных воззрений, создавать компаниям общие правила игры и не мешать им конкурировать между собой. Но на внешних - должны действовать как твердые государственники, нацеленные на решительное отстаивание интересов наших производителей и экспортеров.
"На острие" в деле продвижения российских внешнеэкономических интересов находятся загранучреждения МИД и Минэкономразвития. Они, как правило, хорошо владеют местной спецификой, имеют прямые выходы на власти и деловые круги страны пребывания. Важно, чтобы российские компании заранее информировали наши посольства и торгпредства, держали их в курсе своих зарубежных проектов. В противном случае нам приходится нередко выступать в качестве "пожарной команды". В целом хотел бы отметить заметный рост доверия между российской дипломатической службой и отечественными деловыми кругами. Предприниматели стали понимать: обходить посольства - не в их интересах.
Немалую проблему для нас представляют случаи "конфликтов интересов" российских компаний на внешних рынках, чем нередко пользуются иностранные конкуренты. Поддерживая российский бизнес за рубежом, мы не можем и не должны делать это селективно, а тем более вовлекаться во "внутреннюю конкуренцию" своих же компаний и невольно ей подыгрывать.
Уверен, что нашей экономической работе за рубежом пойдет на пользу давно назревшее реформирование торгпредств, включая преобразование их части в торгово-экономические отделы посольств. Это позволит повысить концентрацию людских и информационных ресурсов, общую согласованность внешнеэкономической работы, что в первую очередь будет полезно российским деловым кругам.
МИД России использует в своей работе целый ряд конкретных форм продвижения интересов российского бизнеса за рубежом. Мы обеспечиваем дипломатическое сопровождение переговоров по наиболее важным соглашениям и контрактам, оказываем содействие российским компаниям в процессах приватизации производственных объектов и в инвестиционных тендерах за рубежом, в урегулировании антидемпинговых расследований. Наша экономическая дипломатия помогает отечественным компаниям в создании трансграничных трубопроводных систем, расширении доступа рыболовных судов в экономические зоны ряда стран, в защите российских прав в отношении торговых марок и т.д.
Справедливости ради надо сказать, что есть и "обратный вектор" наших усилий - защита законных интересов иностранных экономических операторов на российском рынке. Это тоже часть нашей работы, так как нахождение разумных выходов из деловых конфликтов с участием зарубежных партнеров в конечном счете повышает доверие к нам, улучшает инвестиционный образ страны в глазах иностранного бизнеса.
Большое значение мы придаем нашему взаимодействию с ассоциациями деловых кругов. Министерство в 2003 году заключило соглашения о сотрудничестве с ТПП России, РСПП, Союзом нефтегазопромышленников. В них, в частности, предусматривается оказание необходимой политической, консульской и информационной поддержки со стороны МИД. А ассоциации, со своей стороны, помогают МИД своими экспертными возможностями, базами данных по торгово-экономическим вопросам.
Среди новых аспектов в нашей деятельности выделил бы также содействие в организации деловых объединений российских компаний и банков, ориентированных в своей деятельности на тот или иной регион. Примером может служить Деловой консультативный совет форума Азиатско-тихоокеанское эконо-мическое сотрудничество при МИД России. С помощью министерства также созданы Деловые советы при организациях субрегионального сотрудничества - Совете государств Балтийского моря (СГБМ) и Совете Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Российско-арабский деловой совет. Их цель - привлечь представителей бизнеса к сотрудничеству в рамках названных международных организаций, к координации предпринимательских инициатив, продвижению тех или иных бизнес-проектов в регионах.
Мы изучаем опыт дипломатических служб развитых стран, которые применяют внушительный арсенал хорошо отработанных методов содействия решению национальных внешнеэкономических задач.
Например, в системе британского Форин оффис на участках, связанных с торгово-экономическим сотрудничеством, трудится более трети от общего числа загранработников. Англичане создали и регулярно обновляют обширные базы деловой информации для своих экспортеров и иностранных инвесторов.
Полезно присмотреться к британской системе временных прикомандировании и стажировок дипломатов в крупных фирмах, активно работающих на внешних рынках. Там же, в Великобритании, кстати, практикуется и обратный вариант - временное прикрепление к системе МИД представителей крупных фирм для работы над конкретными проектами. По объективным причинам мы перенять этот опыт пока не можем. Но рано или поздно и нам придется внедрять что-то подобное у себя.
В России не раз наблюдали приезд так называемой "сборной Канады", которая состоит из представителей федерального правительства, руководителей провинций и частного сектора. Они собраны в единую команду с целью лучшего продвижения канадских торгово-экономических интересов, освоения новых экономических ниш.
У нас тоже есть некоторый опыт формирования таких "сборных". Но, продолжая оперировать спортивными терминами, надо признать, что наша "скамейка" значительно короче, чем у партнеров. Вот живой пример. К нам прибыл министр по торговым переговорам Новой Зеландии Дж.Саттон. Весь наш товарооборот с этой неблизкой страной - менее 70 млн. долларов (данные за 2003 г.). Тем не менее с Саттоном прибыло около 20 представителей бизнеса для изучения деловых возможностей. Надо сказать, что у нас и при более масштабных визитах в крупные страны-партнеры бизнес-сопровождение порой заметно скромнее.
Сегодня надо признать, что по ряду направлений мы продолжаем проигрывать странам, проводящим свою внешнеэкономическую политику более настойчивыми и агрессивными методами. Причины здесь во многом объективные. Так, нам по-прежнему не хватает квалифицированных экспертов, профессионально владеющих экономической проблематикой. Действующие правила и нормы аккредитации наших дипломатов, жесткие бюджетные рамки ограничивают возможность маневра ресурсами.
Еще одна проблема - это формирование позитивного образа России, в том числе российского делового сообщества, за рубежом. Пока зачастую каждый действует в одиночку, "рекламируя" только свою компанию. Недостает согласованности и целенаправленности в предпринимаемых шагах, и как следствие - снижается эффект воздействия на общественные и деловые круги зарубежных стран. Один из примеров такого рода - разрозненные стенды наших фирм на международных выставках и ярмарках. Нужно объединять усилия и готовить адресные программы информационной поддержки интересов российских компаний за рубежом.
Надо работать над совершенствованием обратной связи с представителями наших деловых кругов. У посольств зачастую накапливается целый список нереализованных предложений местных предпринимателей. Понятно, что далеко не все они реализуемы. Но среди них вполне могут оказаться дельные и выгодные проекты.
Сейчас у нас завершается реформа федеральных органов исполнительной власти. Важно не потерять те наработки, которые уже начали складываться в систему поддержки отечественных производителей и экспортеров (такие наработки, в частности, имеются в Минэкономразвития). Надо обеспечить преемственность в деятельности межправкомиссий, скорее решить вопрос с назначением их новых руководителей, упорядочить состав и вдохнуть жизнь в существующие, как правило, при комиссиях структуры двустороннего бизнес-диалога. Этот институт межправкомиссий, унаследованный от прошлого, можно критиковать, но вряд ли следует отрицать. Ведь иного механизма межведомственной координации на направлении двустороннего сотрудничества у нас нет.
В заключение хотел бы отметить следующее. Разноплановая работа по господдержке российского бизнеса на внешних рынках в последние годы, несомненно, активизировалась. Но надо признать, что целостности и последовательности в этой работе недостаточно, механизмы поддержки отечественных производителей и экспортеров пока только формируются. Велика роль субъективного фактора, когда результат в решающей степени зависит от личных качеств чиновника, а не от эффективности системы.
В этой сфере имеется ряд интересных инициатив. Например, Национальный инвестиционный совет подготовил целый пакет документов, включающий проект Программы защиты российских экономических интересов за рубежом, проекты необходимых нормативных актов и др. В них много полезных наработок, которые могут быть применены на практике. Но в целом, как мне кажется, на данном этапе предпочтительнее было бы обеспечить слаженную работу уже имеющихся структур поддержки отечественного бизнеса за рубежом.

Hosted by uCoz