* Правопорядок
КАКИМ ТЫ БУДЕШЬ, ПАСПОРТ ЗАВТРАШНЕГО
ДНЯ
Каким будет российский паспорт завтрашнего дня? Как сейчас
проходит процедура выдачи паспортов? Какие документы нужны для пересечения
государственной границы России? Об этом и многом другом в интервью «Российской
газете» рассказал начальник Управления организации паспортной работы
и регистрационного учета населения Федеральной миграционной службы РФ
Юрий ИВАШКИН:
- Юрий Васильевич, что сегодня представляет собой паспортно-визовая
служба страны?
- В результате реформирования ФМС и ГПВУ МВД России создана принципиально
новая подведомственная МВД России Федеральная миграционная служба. Управление
ФМС России, которое возглавляю я, отвечает за организацию паспортной
работы и регистрационного учета населения.
- В недавнем прошлом быстро оформить загранпаспорт за определенную
круглую сумму, минуя проверки, было делом простым. Как были и факты
покупок внутренних паспортов России. Как обстоят дела сейчас?
- При оформлении заграничных и внутренних паспортов органы внутренних
дел не взаимодействуют. Стремясь обеспечить законность в деятельности
подразделений паспортно-визовой службы, мы запрещаем работать с посредниками.
Но нарушения установленного порядка при оформлении паспортов есть. Только
в этом году мы объявили недействительными более пяти тысяч таких паспортов.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, незаконно получившее
паспорт гражданина России, таковым являться не может. Правительством
установлено, что все паспорта, выданные в нарушение установленного порядка,
подлежат изъятию.
- В последнее время все чаще говорят о необходимости вернуть
прописку. Как вы к этому относитесь?
- Полагаю, что в этом нет необходимости. Уже подготовлен законопроект,
предусматривающий упрощенный порядок регистрации по месту пребывания
и одновременно более жесткие требования и ответственных за нарушения
при вселении в жилые помещения граждан.
- По каким причинам могут отказать в паспортных столах России
могут отказать в приеме документов на оформление российского гражданства?
- Существует определенный перечень документов, необходимых для оформления
разрешения на временное проживание или получения вида на жительство
установлен федеральным законом. Чиновник, какого бы то ни было уровня
не вправе требовать документы сверх этого списка. Неправомерные действия
должностных лиц можно обжаловать в вышестоящие органы в вышестоящем
органе или в суде. Кроме того работает приемная Федеральной миграционной
службы. Она находится по адресу: г. Москва, Верхняя Радищевская улица,
дом 4, строение 1. Телефон: 298-11-19. При необходимости в приемную
может обратиться любой гражданин.
А вот если не все требуемые списком документы предоставлены, то мы вправе
отказать в приеме документов. Есть ограничения по отношению к лицам,
преследуемых в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранного
государства, которые имеют не снятую или не погашенную судимость за
совершение умышленного преступления на территории РФ или за ее пределами,
осуждены или отбывают наказание в местах лишения свободы.
- Какие сроки предусмотрены для оформления гражданства?
- Сроки рассмотрения заявлений о приобретении российского гражданства
и принятия по ним решения установлены федеральным законодательством.
Для обратившихся по вопросу приема в гражданство РФ в общем порядке
– до одного года, для приема в упрощенном порядке – до шести месяцев.
А для тех, кто приобретает российское гражданство в соответствии с международными
соглашениями, этот срок составляет три месяца. Все сроки исчисляются
с момента подачи заявления.
Решение о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ
принимается в течение 6 месяцев со дня принятия предусмотренных нормативными
правовыми актами документов.
Особо хочу остановиться на деятельности фирм-посредников. Такого рода
юридические услуги – обман. Обратившись в подобную фирму, гражданин
за свои же деньги приобретает проблемы – фальшивку вместо нормального
документа. А нужно всего лишь прийти в паспортное отделение и предоставить
нужные документы.
- Как продлить срок пребывания на территории нашей страны людям,
прибывающим на заработки?
- Все прибывающие в Россию на заработки иностранные граждане, прежде
всего, должны получить на это разрешение в территориальном органе миграционной
службы. При наличии разрешения на право трудовой деятельности иностранный
гражданин регистрируется на срок его действия.
- Сейчас много говорят о новом поколении удостоверяющих личность
документов – с биометрическими данными. Что это будет?
- Сегодня техника позволяет изготавливать паспорта-подделки очень высокого
качества. И с учетом угрозы терроризма вопрос о создании удостоверяющего
личность документа нового поколения стоит достаточно остро. Уже создана
межведомственная рабочая группа, которая должна осуществить все необходимые
мероприятия для введения паспорта нового поколения до 2006 года. В том
числе внести соответствующие поправки в принятый Госдумой РФ в первом
чтении проект Федерального Закона «Об основных документах, удостоверяющих
личность гражданина Российской Федерации». Без них мы не имеем права
вносить в паспорт биометрические данные его владельца. Сразу отмечу,
что речь идет о загранпаспорте. Также подчеркну, что ранее выданные
загранпаспорта будут действовать пять лет и волноваться их владельцам
не стоит. Массовой замены паспортов не предполагается.
Мы предлагаем поместить в российский загранпаспорт цифровую фотографию
и отпечатки пальцев. По нашему мнению, в паспорте должна быть страница,
которая по виду и форме многим напомнит пластиковую карту. В нее будет
вмонтирован чип с данными об обладателе документа, в том числе и с отпечатками
пальцев. Есть специальное оборудование – и для получения отпечатков,
и для их считывания. Но его необходимо в достаточном количестве установить
в подразделениях службы. Это вовсе не означает, что загранпаспорта будут
изготавливать здесь же. В странах Европы удостоверяющие личность документы
(даже водительские права) изготавливают и оформляют в едином центре.
Полагаю, что подобные центры должны быть и на территории России, как
минимум, по одному в каждом федеральном округе.
- Какие документы считаются удостоверяющими личность при пересечении
границы и что нужно для выезда детей за пределы страны?
- Перечень документов для пересечения границы установлен соответствующими
соглашениями сторон. Сегодня таких документов более десяти. Любой из
них дает право пересекать границу с государствами-участниками СНГ. Мы
считаем, что для противодействия незаконной миграции перечень их необходимо
сократить до пяти. Целесообразно оставить загранпаспорт, служебный,
дипломатический паспорта, паспорт моряка и справку на возвращение, выдаваемую
консульскими загранучреждениями.
Чтобы дети могли выехать за границу необходимо представить загранпаспорт
родителей, в который вписан ребенок. Или загранпаспорт самого ребенка,
который оформляется по заявлению родителей. Хочу отметить, что свидетельство
о рождении – это документ, подтверждающий факт рождения ребенка. Он
не удостоверяет личность. Но там, где действует соглашение о безвизовом
пересечении границы, родители могут предъявить свидетельство о рождении.
К нему можно приложить вкладыш, свидетельствующий о российском гражданстве.
Вкладыш родители могут получить в паспортном подразделении.
«Российская газета»