Генеральное консульство Российской Федерации в Оше
Полезные ссылки
Поиск

* Культура

В ЗАЛЕ ЗВУЧАЛО «СЛАВЬСЯ»

Во время концертаКонцерт, посвященный 200-летию со дня рождения великого русского композитора Михаила Глинки, состоялся в концертном зале факультета искусств ОшГУ. Его устроителями стали ребята, учащиеся Ошского государственного музыкального училища им. Ниязалы. Это уже не первая их постановка, связанная с Россией. В начале декабря они представили на суд ошан литературно-музыкальную программу, посвященную юбилею М. Лермонтова.
В исполнении учащихся прозвучали произведения М. Глинки: ноктюрны, отрывки из опер «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин». Не остались в стороне и преподаватели училища. В. Демченко, Т. Казакбаева, М. Кожомжаров исполнили романы на стихи современника М. Глинки – поэта А. Пушкина, а также Е. Баратынского, Н. Кукольника.
Особый интерес у зрителей вызвала «Полька», которая была исполнена трио национальных инструментов: рубаб, кыяк, домра.
Помимо музыкальных композиций зрители смогли услышать от ведущей концерта О. Лукониной немало интересных фактов из жизни великого русского композитора.
Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском в ста верстах от Смоленска. Систематическое обучение музыке началось довольно поздно и примерно в том же духе, что и обучение общим дисциплинам. Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году - времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля "Швейцарское семейство". Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: "Не искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина, "Ночь осенняя, ночь любезная" на слова А.Я. Римского-Корсакова и другие.
После поездки в Берлин в 1833 году, которая была прервана известием о смерти его отца. Глинка решил тотчас же отправиться в Россию. Вернувшись на родину, принимается за сочинение оперы, не дожидаясь даже окончательного выбора сюжета - настолько ясно представляется ему характер музыки будущего произведения: "Запала мне мысль о русской опере; слов у меня не было, а в голове вертелась "Марьина роща".
Эта опера ненадолго завладела вниманием Глинки. По приезде в Петербург он стал частым гостем у Жуковского, у которого еженедельно собиралось избранное общество; занимались по преимуществу литературой и музыкой. Постоянными посетителями этих вечеров были Пушкин, Вяземский, Гоголь, Плетнёв.
"Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, - пишет Глинка, - Жуковский искренно одобрил моё намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина. Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерного для русских".
Увлеченность Глинки была настолько велика, что "как бы по волшебному действию вдруг создался... план целой оперы...". Глинка пишет, что его воображение "предупредило" либреттиста; "...многие темы и даже подробности разработки - всё это разом вспыхнуло в голове моей".
После премьеры "Руслана и Людмилы" выступил Одоевский, выразивший своё безусловное преклонение перед гением композитора в следующих немногих, но ярких, поэтических строках: "...на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие".
Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег, а в феврале 1857 года, М. Глинка скончался в Берлине. Позже его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.
Память о великом русском композиторе, который любил Россию, посвящая ей свои лучшие произведения, прошла сквозь века, и жива поныне. Не случайно концерт завершился знаменитый гимном «Славься» из оперы «Иван Сусанин», гимном во славу России и русского народа.

А. Евграфов

Hosted by uCoz