|
* Культура
В ЗАЛЕ ЗВУЧАЛО «СЛАВЬСЯ»
Концерт,
посвященный 200-летию со дня рождения великого русского композитора Михаила
Глинки, состоялся в концертном зале факультета искусств ОшГУ. Его устроителями
стали ребята, учащиеся Ошского государственного музыкального училища им.
Ниязалы. Это уже не первая их постановка, связанная с Россией. В начале
декабря они представили на суд ошан литературно-музыкальную программу,
посвященную юбилею М. Лермонтова.
В исполнении учащихся прозвучали произведения М. Глинки: ноктюрны, отрывки
из опер «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин». Не остались в стороне и преподаватели
училища. В. Демченко, Т. Казакбаева, М. Кожомжаров исполнили романы на
стихи современника М. Глинки – поэта А. Пушкина, а также Е. Баратынского,
Н. Кукольника.
Особый интерес у зрителей вызвала «Полька», которая была исполнена трио
национальных инструментов: рубаб, кыяк, домра.
Помимо музыкальных композиций зрители смогли услышать от ведущей концерта
О. Лукониной немало интересных фактов из жизни великого русского композитора.
Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском в
ста верстах от Смоленска. Систематическое обучение музыке началось довольно
поздно и примерно в том же духе, что и обучение общим дисциплинам. Первый
опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году - времени окончания
пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной
в то время оперы австрийского композитора Вейгля "Швейцарское семейство".
Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно
в этот период были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни:
"Не искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не
пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина, "Ночь осенняя,
ночь любезная" на слова А.Я. Римского-Корсакова и другие.
После поездки в Берлин в 1833 году, которая была прервана известием о
смерти его отца. Глинка решил тотчас же отправиться в Россию. Вернувшись
на родину, принимается за сочинение оперы, не дожидаясь даже окончательного
выбора сюжета - настолько ясно представляется ему характер музыки будущего
произведения: "Запала мне мысль о русской опере; слов у меня не было,
а в голове вертелась "Марьина роща".
Эта опера ненадолго завладела вниманием Глинки. По приезде в Петербург
он стал частым гостем у Жуковского, у которого еженедельно собиралось
избранное общество; занимались по преимуществу литературой и музыкой.
Постоянными посетителями этих вечеров были Пушкин, Вяземский, Гоголь,
Плетнёв.
"Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, - пишет
Глинка, - Жуковский искренно одобрил моё намерение и предложил мне сюжет
Ивана Сусанина. Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил
в ней много оригинального, характерного для русских".
Увлеченность Глинки была настолько велика, что "как бы по волшебному
действию вдруг создался... план целой оперы...". Глинка пишет, что
его воображение "предупредило" либреттиста; "...многие
темы и даже подробности разработки - всё это разом вспыхнуло в голове
моей".
После премьеры "Руслана и Людмилы" выступил Одоевский, выразивший
своё безусловное преклонение перед гением композитора в следующих немногих,
но ярких, поэтических строках: "...на русской музыкальной почве вырос
роскошный цветок, - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти
на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется.
Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие".
Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине.
Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования,
которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур
он сжег, а в феврале 1857 года, М. Глинка скончался в Берлине. Позже его
прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской
лавры.
Память о великом русском композиторе, который любил Россию, посвящая ей
свои лучшие произведения, прошла сквозь века, и жива поныне. Не случайно
концерт завершился знаменитый гимном «Славься» из оперы «Иван Сусанин»,
гимном во славу России и русского народа.
А. Евграфов
|