По дорогам войны

ЭТИ ЛЕГЕНДАРНЫЕ МАШИНЫ…

Эти легендарные машиныШестьдесят лет спустя об этих легендах ходят легенды. Как танкам и самолетам, героям войны, им ставят памятники. И не всегда это автомобиль, вознесенный на пьедестал. На берегу Ладожского озера - это просто след от мины, впечатанный в камень…
Автомобилю-солдату обязаны жизнью ленинградцы. Автомобили помогли выиграть немало сражений, они пронесли на себе по дорогам войны и раненых, и реактивные минометные установки, и боеприпасы, и хлеб для фронта.
Автомобили Великой Отечественной войны - это целое поколение машин, перевезшее 145 миллионов тонн различных грузов. Что же представляли собой эти машины?
В конце 30-х годов советская автомобильная промышленность напряженно готовилась к переходу на производство нового поколения моделей, большей грузоподъемности, с лучшими динамическими свойствами, более надежных и экономичных . Важное значение среди них занимали машины для Красной Армии - то, что страна стоит на пороге войны, понимали все. Известно было, какую роль сыграли массовые автомобильные перевозки в успешном исходе событий на Халхин-голе летом 1939 года.
В самом начале войны все действовавшие тогда в стране четыре автозавода были перестроены на производство преимущественно оборонной техники, а московские ЗИС и КИМ, оказавшиеся осенью 1941 года в Прифронтовой зоне, эвакуированы, что само по себе было делом буквально героическим. Специалисты помнят, к каким тяжелым потерям привела эвакуация изРиги в начале первой мировой войны автомобильного отдела русско-Балтийского завода. Практически он перестал существовать. Эвакуация же ЗИСа изМосквы в четыре города - по частям в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск -была организована так, что сохранилось почти все уникальное специализированное оборудование. В итоге, удалось оперативно развернуть на новых местах производство автомобильных агрегатов, и страна фактически получила четыре новых завода, два из которых -ульяновский и уральский - стали сегодня крупнейшими автомобилестроительными предприятиями.
ЭвакуацияЗИСа началась в октябре 1941года, а весной 1942 года с конвецена в Ульяновске сошли первые грузокиви. На оборудовании, оставшемся в Москве и позже вернувшемся из эвакуации, ЗИС летом 1942 года возобновил производство прекрасно зарекомендовавшего себя на фронте, исключительно выносливого и надежного ЗИС-5. Его конструкция была предельна упрощена. Кабина из дерева, крылья прямоугольные сварные, одна фара, тормоза - только на задние колеса. Эта модификация, получавшая индекс ЗИС-58, выпускалась до конца войны и удержалась в производстве еще некоторое время, а с 1944 по 1958 год, неоднократно модернизированная, сходила с конвейера в Миассе. В сентябре 1942 года в Москве был освоен выпуск полугусеничных ЗИС-42.
Не получая с ЗИСа (в период эвакуации автозавод прекратил в начале 1942 года, а в 1943 году наладил производство артиллерийских тягачей Я-12 и Я-13.
Вся тяжесть обеспечения действующей армиии грузовиками осенью 1941 года - и так продолжалось до середины 1942 года - мгла на горьковский автозавод, который в течение войны, наряду с другой военной техникой, давал фронту свои «полуторки» ГАЗ-ММ. И без того несложные (общее количество деталей - полторы тысячи) и дешевые, они были в 1941 году предельно упрощены (как и ЗИС-5) и выпускались с брезентовой кабиной без дверей(а с 1943 года - с деревянными дверцами), без передних тормозов, без бампера, с одной фарой, со сварными крыльями из кровельного железа. Эти машины отличались малым весом, неприхотливостью, хорошими тяговыми качествами и проходимостью. Огромная потребность в грузовиках вынудила сохранить в производстве именно полуторки, даже после того, как в результате жестоких бомбардировок летом 1943 года завод был на время выведен из строя и после этого пришлось прекратить выпуск почти всех других довоенных моделей, в том числе трехоски ГАЗ-ААА и штабного автобуса ГАЗ-05-193.
В начале войны горьковчане в исключительно сжатые сроки сконструировали штабной автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-64 (позже, в 1943 году, после модернизации он стал называться ГАЗ-67) и освоили его производство.
В годы Отечественной войны автомобиль приобрел множество новых специальностей. Он принял на себя главную тяжесть фронтовых перевозок снаряжения и боеприпасов, его использовали для быстрой переброски в прифронтовой зоне целых соединений, для перевозки понтонов, звукоуловителей, в качестве тягача почти для всех видов артеллерийских систем, в штабной и санитарной службах, на нем монтировали новые виды оружия, были и неудачи: не оправдали себя популярные ранее броневики на шасси серийных легковых и грузовых автомобилей: оказалось, что у них недостаточные для этой цели проходимость, надежность и подвижность. К середине войны их практически не осталось.
Взамен родились новые машины. В частности, в годы войны наша промышленность перешла на более современный тип легкого бронеавтомобиля БА-64, который базировался на агрегатах ГАЗ-64 и ГАЗ-67. От своих предшественников он отличался, прежде всего, компактностью, приводом на все колеса. Характерной формой бронекорпуса- сильно наклоненными стенками.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что далеко невсегда решающее значение имели те или иные конструктивные новшества. На первый план вытсупала надежность, неприхотливость в уходе, простота ремонта, которыми отличались машины отечественных заводов. Немаловажное значениеимел, например, такой факт, что ЗИС-5, ГАЗ-ММ и ГАЗ-67 могли работать практически на любом, даже самом низкосортном бензине. Это обстоятельство создавало им решающие преимущество перед американскими, английскими, канадскими машинами, которые не всегда удавалось обеспечить высокооктановым горячим. По достоинству оцениливоенные шоферы и легкий пуск двигателейЗИС-5 даже в самые сильныеморозы.
С 1942 года в СССР стали поступать по ленд-лизу автомобили союзников - США, Англии, Канады, что позволило увеличить перевозки: особенно важно это было в период распутицы. Большая часть полученных машин, с передними ведущими мостами, обладала выокими скоростями и хорошей по тем временам проходимостью. Правда, эти их качества могли быть реализованы только при использовании хороших топлив и смазок и при квалифицированном обслуживании и ремонте. Иначе они быстро выходили из строя.
В конце 1941 года на основе ГАЗ-61 был создан упрощенный открытый автомобиль ГАЗ-64. Таким образом, горьковский автозавод положил начало производству отечественных «джипов».
К концу войны в Советской Армии насчитывалось 665 тысяч грузовых автомобилей (против 272 тысяч в начале войны) , в целом удовлетворяющих основные нужды фронта. Всего за время войны они перебросили 145 миллионов тонн грузов. На фронтовых дорогах родились новые виды автомобилей, вышедшие затем в типаж почти во всех развитых странах мира, прошли суровую проверку различные новые технические решения. Этот опыт был широко использован и далее: при создании ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-20, «Победы», ЗИС-150, ЗИС-151, ЗИС-110, ЯАЗ-200, спроектированных в конце войны. Он помог и быстро освоить их в эксплуатации.

Тимур Аюпов,
студент истфака ОшГУ.

Hosted by uCoz