|
ПРИЕЗЖЕГО ТРУДЯГУ РОССИЯ НЕ ОБИДИТ
"России импонирует последовательность руководства Кыргызстана
в защите прав своих трудовых мигрантов", - отметил в интервью,
данном корреспонденту "СК", директор Федеральной миграционной
службы России генерал-полковник А. Черненко.
В Российской Федерации работают, по данным МИДа Кыргызской Республики,
более 300 тысяч наших сограждан. Вопросы, заданные г-ну Черненко, были
связаны с их обеспокоенностью изменениями в российском трудовом законодательстве,
регулирующем условия пребывания и работы иностранных граждан в России.
- Российский рынок труда в последние годы испытывает
настоящий бум. Многие граждане СНГ приезжают в Россию на заработки. В
то же время ужесточаются законы и нормативные акты, регулирующие режим
пребывания. Не могли бы вы дать разъяснения по поводу направленности миграционной
политики России в отношении трудовых мигрантов из стран Содружества?
- Я бы не использовал такой термин, как "бум". Россия стремится
сбалансировать потребности своего рынка труда с собственными трудовыми
ресурсами и притоком трудовых мигрантов из других стран СНГ. Но в целом
она, безусловно, является очень емким и перспективным межгосударственным
трудовым рынком. Ради справедливости отмечу, что из России также выезжает
достаточно большое, количество специалистов в страны Содружества, в том
числе и в Кыргызстан. Это диктуется их потребностями в высококвалифицированной
рабочей силе.
Что же касается "ужесточения режима пребывания" мигрантов, то
с этим утверждением я абсолютно не согласен. Два последних закона о внесении
дополнений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс
РФ, вступивших в силу с 21 февраля сего года, в первую очередь направлены
на их защиту. В них предусматривается ужесточение ответственности работодателя
в отношении мигрантов. Мы знаем, в каких условиях нечистоплотный работодатель
в погоне за прибылью содержит приезжих рабочих - без медицинской страховки,
без элементарных
человеческих условий работы, проживания и питания. К тому же, скрывая
их от учета и таким образом выводя из налогооблагаемой базы, работодатель
стремится забрать у них паспорта и фактически ставит в бесправное положение.
Поэтому в ряде регионов легально работает лишь пятый, а то и десятый мигрант.
Это те, кто имеют трудовые пластиковые карточки, которых выдается ежегодно
около 400-500 тысяч. Эти полмиллиона людей защищены российским государством,
потому что для оформления трудовой миграционной карты работодатель должен
обеспечить весь комплекс социальных мер.
- Что представляют собой поправки, внесенные в трудовое законодательство?
- Они предполагают, кроме увеличения штрафа на недобросовестного работодателя
до 200 тысяч рублей, также лишение свободы от двух до пяти лет за организацию
незаконной миграции. Безусловно, эта норма рассчитана не на мигрантов.
Они ведь не являются организаторами, а становятся, как правило, жертвами.
Считаю, что жесткие нововведения будут влиять на формирование полноценного
рынка труда, когда мигрант будет защищен. Если, конечно, он сам этого
хочет и сознательно не нарушает законов. Думаю, что полноценно законы
заработают в течение двух лет, но первая правоприменительная практика
уже есть.
- Например?
- Например, в Татарстане суд недавно приговорил недобросовестного работодателя
к штрафу в 50 тысяч рублей, а не в 2 тысячи, как было ранее. Полагаю,
что это заставит многих задуматься: стоит ли идти на нарушения? А когда
речь пойдет об уголовной ответственности лиц - организаторов незаконной
трудовой миграции в РФ, многим придется задуматься еще серьезнее.
Хочу, чтобы жители Кыргызстана знали - вопрос об ужесточении трудового
законодательства касается отнюдь не мигрантов, а работодателей и направлен
на то, чтобы они обеспечивали людям нормальные человеческие условия и
не уклонялись от налогов. Кстати, в этом Россия очень заинтересована.
Ведь по некоторым экспертным оценкам она ежегодно теряет от нарушений
трудового законодательства до 10 млрд. долларов США в год.
- Как бы вы прокомментировали отношения России с Кыргызстаном
в части урегулирования миграционных процессов? Ведь еще в сентябре 2003
года был подписан протокол к Соглашению о трудовой деятельности и социальной
защите трудящихся мигрантов от 1996 года, который до сих пор не ратифицирован
российской стороной...
- Уверяю, что в этом, по крайней мере, со стороны России, нет никакого
злого умысла. Российская Федеральная миграционная служба сделала все возможное
для подписания протокола, над которым мы работали вместе с кыргызской
стороной в течение 2002-2003 годов.
Ратификация задерживается вследствие некой межгосударственной политической
ситуации, в результате которой завязалась дискуссия на тему трудовой миграции
в рамках ЕврАзЭс и Единого экономического пространства. Дело в том, что
некоторые участники этих договоренностей хотят получить определенные преференции,
которые могут противоречить интересам других сторон. В связи с этим нам
пришлось взять тайм-аут, чтобы до 13 апреля найти взаимоприемлемое решение.
Возможно, что этот срок придется пролонгировать, но, надеюсь, ненадолго.
Так что вопрос о миграционных отношениях с Кыргызстаном будет решаться
в общем пакете. Но еще раз подчеркиваю, что задержка ратификации не связана
с позицией России. Наоборот, мы приветствуем инициативы кыргызской стороны,
в том числе и о продлении срока регистрации трудовых мигрантов до 90дней.
- Что бы вы посоветовали трудовым мигрантам, уже работающим или
имеющим намерение работать в России, чтобы, не выходя за рамки закона,
облегчить их легализацию? Зарегистрироваться по месту жительства, затем
получить разрешение на трудовую деятельность законным способом сейчас
крайне сложно. Между тем множество различных фирм предлагают за определенную
мзду быстро и просто оформить все документы, а ответственность, если впоследствии
выясняется, что их "бумаги" оказываются фальшивыми, ложится
целиком на доверчивого мигранта...
- Думаю, что я частично уже ответил на этот вопрос. В ближайшем будущем
работодатель будет экономически заинтересован в легальном оформлении трудовых
мигрантов. Иное дело, что это снизит его стремление набирать их в таком
количестве, как сегодня. Поэтому мы сейчас работаем над устранением законодательных
пустот и уточнением ряда действующих правил. В частности, речь идет о
квотировании по направлениям деятельности, по субъектам федерации, отраслям
промышленности и, возможно, даже по некоторым государствам. Опыт таких
"мигрантоемких" стран, как США или высокоразвитые европейские
государства, показывает, что в этих вопросах надо исходить из баланса
удовлетворения запросов отрасли, интересов отдельных субъектов Российской
Федерации, а также ее граждан.
Что же касается оформления... Недавно одна из стран СНГ обратилась с просьбой
о содействии в проведении паспортизации своих граждан, оказавшихся на
территории России без права выезда на родину. Сейчас этот вопрос рассматривается
российским руководством.
Мы полагаем, что будет целесообразно командировать сотрудников паспортных
служб заинтересованных стран в места компактного проживания своих соотечественников
для паспортизации при нашем содействии. При выдаче паспортов будут осуществляться
учет, регистрация, получение разрешения на трудовую деятельность и т.
д., что в иных условиях сделать довольно сложно. Таким образом, удастся
снять целый ряд проблем, с которыми сталкиваются трудовые мигранты. Что
касается ближайшего будущего, то сейчас разрабатывается закон "О
миграционном учете в Российской Федерации", который, наряду с другими
нововведениями, установит не разрешительный, а уведомительный характер
регистрации приезжих. Кроме того, прорабатываются вопросы капитализации
процесса трудовой миграции, создания электронного банка данных о потребностях
России в рабочей силе и предложениях, касающихся мигрантов из стран СНГ.
В заключение хочу сказать, что мне импонирует позиция руководства Кыргызстана
в защите прав своих граждан. В ходе визитов в Россию премьер-министра,
министра иностранных дел Кыргызской Республики эти вопросы ставились ясно
определенно и соответственно требовали от меня адекватных ответов. Думаю,
что наш диалог приведет к позитивному решению обсуждаемых проблем.
Б.Васильев.
"Слово Кыргызстана"
3 марта 2005 года
|