|
Страницы истории
ОГНИ МОСКВЫ
Наверное, каждый из нас когда-либо задавался
таким вопросом: почему так приятно сидеть у рыбачьего костра, у деревенской
печки, у домашнего камина? Наверное, по той простой причине, что где-то
глубоко в подсознании современного человека сохранилось благоговейное
отношение к огню за помощь…
И действительно, еще на заре человечества начиная с каменного века, огонь
становится верным другом людям: он согревая в холодную погоду и защищая
от хищных зверей, делая мясо, запеченное на костре, вкуснее и питательней
сырого, и, конечно же, спасая от пугающей ночной темноты. Таким образом,
овладение огнем, как писал Ф.Энгельс: «… впервые доставило человеку господство
над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от
животного царства».
Со временем изобретательный человек передавал функцию освещения от костра
факелу, лучине, свече… А затем пришла пора регулярного освещения улиц.
В Париже, к примеру, указом парламента от 1558 года велено было зажигать
с 10 часов вечера до 4 часов утра горшки со смолою на углу каждой улицы.
В ноябре 1730 года последовал аналогичный указ российского сената. «На
Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе,
по большим улицам для зимних ночей…поставить на столбах фонари стеклянные,
один от другого на 10 сажен, все в одну меру линейно…»
С этого момента светильни - жестяные лампы с конопляным маслом-130 лет
освещали кривые московские улицы. Правда, в середине 19-го века была сделана
попытка перейти на более дешевую спирто-скипидарную смесь. Новинка, однако,
не прижилась, так как по понятным причинам смесь становилась не более
скипидарного и не менее спиртовой. В 1863 году Московская городская управа
заключила договор с частными подрядчикам на устройство керосинового освещения.
И уже через три года в городе зажигалось 6400 керосиновых фонарей, заменивших
«коноплянники». Для того, чтобы подрядчики не жульничали и не экономики
на топливе, городское управление оборудовало специальную карету с фотометром,
горящим эталоном и прибором для определения расхода керосина. Выезды такой
«инспекции», как правило, вызывали переполох, Богомольые жители приниали
эти рейсы за вывозы чудотворной иконы, окружали карету, били поклоны и
начинали наистово молиться.
Примерно в эти же гооды в Москве стали использовать и светильный газ.
Журнал «Русский вестник» писал в 1873 году: «Москва освещается газом.
Но вякий, проезжавший ночью по ее улицам знает, что несмотря на то старая
столица не вышла еще победительницею из борьбы с мраком». Нужно отметить,
что керосиновые фонари оказалось не так просто победить. Москвичи не очень
одобряли всяческие нововведения. Да и к тому же газ не был таким безопасным.
Борьба конкурентов шла с переменным успехом. В итоге последний керосиновый
фонарь потух на московских улицах только в 1928 году , а последний газовый
пережил его лишь на четыре года. Можно считать, что многолетняя схватка
кончилась вничью, а победа досталась электричеству. На смену фонарщикам
и фурманщикам пришли электромонтеры. Началась новая эпоха- эпоха электрических,
люминесцентных, ртутных и натриевых ламп.
Впервые электрический свет использовали для наружного освещения в дни
коронационных торжеств, в 1856 году . Изобретатель Шпаковский зажег тогда
на башнях Кремля десять дуговых ламп…
Сегодня же на московских улицах каждый вечер вспихивают свыше 200 тысяч
светильников. И пассажиры воздушных лайнеров, подлетающие к столице, уже
издали могут наблюдать электрическую ауру, окружающую мегаполис. В нее
вносят свою скромную лепту и два старинных фонаря, поставленные у древнего
здани XVII века - палаты Милославских.
Между прочи недалеко отсюда, в самом центре златоглавой скромно разместился
небольшой музей под названием «Огни Москвы», экспонаты которого, как раз
-таки хорошо отражают многовековую «борьбу за огонь».
Тимур Аюпов,
студент исторического факультета ОшГУ.
|