* Судьбы людские
ЖИЗНЕННАЯ АРИФМЕТИКА АКРАМА
ВАЛИЕВА
Друзья, с которыми он любит сыграть партию-другую в шахматы
в парке Навои, с любовью называют его «мальчиком». Зрители лишь удивляются
тому, как «мальчик» обыгрывает своих соперников, и лишь немногие знают,
что на самом деле «мальчику» уже перевалило за 90. Потому что, взглянув,
не дать Акраму Валиеву этого возраста. Он бодр, собран и подтянут. И
всегда готов рассказать о том, что было в его жизни, изобиловавшей весьма
неожиданными, а порой и крутыми поворотами.
Будучи сыном муллы, в конце 20-х годов, Акрам Валиевич должен был быть
арестован. Репрессивная машина перемалывала не только так называемых
«врагов народа», но и их родственников. Однако ареста удалось избежать.
16-летним юноша в 1929 году, он покинул отчий дом и бежал в Сибирь.
Перебивался случайными заработками. Жизнь Акрама Валиева изменила встреча
с одним из местных руководителей, А. Соколовым, который помог юноше
оформить комсомольский билет, а потом послал в местный отдел образования
на месячные курсы по программе ликвидации безграмотности. Благодаря
своему отцу, Акрам Валиевич знал грамоту. Здесь же, эти знания были
закреплены и нашли практическое применение. Юноше, видя его старание
и умения, доверили ответственную работу – заполнение документов, справок.
В этом ему помог тот самый комсомольский билет, да знак ударника труда,
к награждению которому его представил тот же Соколов. Тут Акрам Валиев
смог заполнить и на себя справку, по которой получил паспорт. О своем
происхождении он умолчал, ведь дети религиозных деятелей не имели права
быть нормальными членами общества.
Далее судьба привела в Центральную Азию. Помня рассказы отца о Бухаре,
как о городе, где можно многому научиться, Акрам Валиевич отправился
в этот древний град. Тяга к знаниям влекла его сюда. Работа на рабфаке,
а потом переезд в Самарканд, где он работал в педагогическом институте.
Было это в 1941 году.
А вскоре грянула война. Акрам Валиев, мог бы избежать отправки на фронт,
но захотел остаться в стороне. Однако его не взяли. Огорченный он вышел
из военкомата и видел, что по двору шли те, кому удалось записаться
в армию. Он проводил их до вокзала, и там услышал разговор, как один
из новоиспеченных солдат упрашивал командира отпустить его. Акрам Валиевич
подошел ближе. «Кем я тебя заменю?» - кричал командир. Ответ на этот
вопрос созрел мгновенно. «Мной!» - ответил Акрам Валиевич. Так начались
его военные годы.
В начале тыл, Ташкент, Саратов, а потом уже поближе к передовой. На
его пути были и Харьков и Сталинград. Разное доводилось увидеть Акраму
Валиевичу: и мужество, и радость, но и, порой подлость. Недаром говорят,
что кому война – беда, а кому – мать родная. Доводилось воевать не только
с врагом, но и с теми, кто наживался на бедствии солдат. С такими Акрам
Валиев, будучи ответственным за снабжение, встречался не редко.
Под Сталинградом война для него и закончилась. Добираясь с обозом, отряд,
где был Акрам Валиевич попал под бомбы фашистской авиации. Немало людей
погибло, еще больше было ранено. Среди них, с тяжелыми ранениями был
и Акрам-ака. Долгие месяцы лечения и демобилизация по состоянию здоровья.
После выписки из госпиталя Акрам Валиевич приехал в Ош, где решил закончить
обучение и делиться знаниями с ребятами.
Как-то, в Сибири его учительница Елена Иванова попросила его измерить
с помощью веревки объем стога сена. Накинув на стог веревку, найдя также
диаметр стога с помощью геометрических формул, сделать это было нетрудно.
Акрам Валиев был поражен простотой и доступностью измерения. Спросив,
откуда она этому научилась, юноша получил в ответ от учительницы книгу,
которая, по его словам, оказала сильное воздействие на него. Книга рассказывала
историю о Леонтии Магнитском, ученом 18 века, авторе первого учебника
арифметики. Его же Акрам Валиев считает своим наставником.
Тогда же Акрам Валиев узнал интересное высказывание, которому потом
следовал все годы. Л. Магнитский говорил: "Не на чем показать,
сделай и покажи. Но непременно покажи, а не объясняй на словах, ибо
слова забудутся, а вот то, что ученик глазами увидел и руками потрогал
- останется".
Акрам Валиев начинает преподавать математику, в которую влюбился, что
называется, с первого взгляда. Но в послевоенное время он сталкивается
с очень сложной задачей. . Недостаток наглядных пособий, методического
материала часто становились непреодолимыми препятствиями для педагога.
И здесь ему на помощь пришел совет Л. Магнитского. Акрам-ака сам начинает
мастерить наглядные пособия, разрабатывает их, совершенствует уже имеющиеся.
Тогда на фоне всеобщего опустошения, он обладает богатым наглядным материалом.
Ныне его квартира – это настоящий класс с наглядными пособиями, простоте
которых и доступности позавидовали бы многие учебные помещения. Стереометрический
ящик, который Акрам Валиев соорудил еще в 1959 году, доска скорости,
на которой можно проиллюстрировать не только математические, но и физические
законы. А еще есть модели пирамиды и усеченной пирамиды, которые легко
собираются и разбираются. А материалы – вот они. Трубочки, резиночки,
нитки, которые в умелых руках превращаются в модели. Детали самодельного
стереометрического ящика позволяют построить модели многогранников,
тел вращения, шара и его частей, а также модели к задачам на построение
сечений. С помощью такого наглядного пособия можно не только демонстрировать
новые темы, но и решать задачи по стереометрии.
Эту модель можно и разнообразить. Стереометрический ящик может стать
"моделью шара". Одно время в программе математики требовалось
провести лабораторные работы по определению недоступных высот и расстояний.
Все сделано своими руками, все сделано с любовью и посвящено только
одной цели – передать знания ученикам. Акрам-ака может часами с любовью
рассказывать о каждом из наглядных пособий. Здесь и миниатюра абака,
и счеты, в которых вместо костяшек шарики для настольного тенниса, и
многое другое.
Труд Акрама Валиева отмечен был отмечен еще в 70-х годах, грамотами
юбилейных педагогических чтений, других форумов. Сам Акрам Валиевич
автор многих книг, пособий.
Сейчас Акраму Валиевичу - 92 года. Есть чем поделиться с молодежью,
нынешними педагогами. У него множество учеников, которые с любовью вспоминают
своего учителя.
- Молодой учитель всегда стремится работать лучше. Когда я только начал
преподавать, то столкнулся с той же проблемой, с которой сегодня сталкиваются
молодые учителя - нехваткой материала, наглядностей. Но их можно изготовить
собственными руками», - говорит Акрам Валиев.
Помогли советы Магнитского Акраму Валиеву и когда он столкнулся с проблемой
установления межпредметных связей. «До начала урока на классной доске
написаны примеры по арифметике. Открыв левую половину доски можно сообщить,
что у того, кто правильно решит пример, итоговая сумма будет соответствовать
порядковой букве из русского алфавита. Таким образом, можно составить
любое нужное слово. С помощью математики, масштабов и карт можно "проводить"
путешествия по городам. Эти игры захватывают детей, и играючи, они понимают
предмет», - говорит старый учитель.
Когда состоялась наша беседа, Акрам Валиев немного приболел. Время берет
свое. Но, проведя экскурсию по своей комнате, рассказав о десятках пособиях,
сделанных собственными руками, Акрам-ака сказал, что чувствует себя
намного лучше, потому что видит, что нужен еще. Старый солдат, уважаемый
учитель передал свои знания и умения. И сегодня во многих школах не
только области или Кыргызстана, но и других работают его ученики, применяя
на практике все те знания, полученные от Акрама Валиева.
«Всего этого я добился, благодаря трудам и советам великого русского
ученого Леонтия Магнитского. Поэтому, если у вас нет пособий, то не
ждите, пока вам их привезут. Если вы хотите научить своих учеников,
поступите по совету Леонтия Магнитского: "Не на чем показать, сделай
и покажи. Но непременно покажи, а не объясняй на словах, ибо слова забудутся,
а вот то, что ученик глазами увидел и руками потрогал - останется»,
- говорит Акрам Валиев, с благодарностью вспоминая свои годы в России,
где он и познакомился с Леонтием Магнитским и многими другими замечательными
людьми.
А. Евграфов