Наши в России
ОШАНИН – АВТОР ТРИЛОГИИ
Старожилы Оша наверняка помнят Рэма Музипова – довольно известной
личности в городе последних десятилетий прошлого века. Он родился на
Тянь-Шане в г. Караколе. Некоторое время жил в Синьцзяне, работал в
Башкирии и Киргизии. Рэм Музипов по образованию филолог, лингвист (тюрколог),
изучал историю, но получил известность как публицист. Его статьи регулярно
выходили в газете «Ленинский путь» (Эхо Оша») и всегда имели широкий
общественный резонанс.
Обладая писательским даром, Рэм Габитович в те годы вынашивал идею написать
трилогию «Русские в Синьцзяне», как дань памяти отцу – Габиту Мазиповичу.
Музипов-старший был профессиональным разведчиком, полковником госбезопасности,
кавалером орденов и медалей СССР и ВТР. Он многие годы жил и работал
в Китае (Синьзяне), знал восточные языки, был писателем и журналистом.
Похоронен он в Оше.
Рэм Музипов с апреля 1994 года живет в деревне Нинорово Угличского муниципального
округа Ярославской области, преподает историю в местной школе. Хранитель
архива Г.М. Музипова издал в г. Угличе романы «Кто убил генерала?»,
«Русские в Синьцзяне». Завершает работу над сборником исторических очерков
и рассказов о том, что было. Каждая книга – самостоятельное произведение.
Вместе они составляют трилогию «Русские в Синьцзяне».
Недавно Рэм Габитович дал о себе знать, прислав в редакцию две книги
трилогии. Мы планируем опубликовать несколько отрывков этого произведения
в оставшихся до конца номерах «Дипкурьера». Сегодня вниманию читателей
предлагаем первый отрывок.
Рэм Музипов
РУССКИЕ В СИНЬЦЗЯНЕ
(исторический роман)
Памяти погибших в боях за Восточно-Туркестанскую
Республику.
I. Кто убил генерала?
1.
Так называлась наша первая книга. Она о синьцзянской революции 1944-1949
годов. Далекая, казалось бы от нас и временем, и расстоянием, и героями
революция. Но мы живем в такую эпоху, когда ничто на Земле не проходит
бесследно, когда мы – земляне должны стать членами одной семьи, потому
что мать у нас одна – Земля. Она едина и неделима…
Мы все мечтаем о счастье. Мы не можем быть счастливыми, когда вокруг
нас – несчастные. Мы должны жить по законам разумного эгоизма. Этому
учит история. Но история полная, без утайки и упрощений. Мы хотим знать
правду.
События, о которых мы рассказываем, долгое время были окутаны мраком
неизвестности. Их не упоминали и не упоминают ни в одном учебнике истории.
Их замалчивают от начала и до конца, презрительно именуя «фитинской
авантюрой».
Восточно-Туркестанская Республика (1944-1949), о которой мы пишем уже
вторую книгу, просуществовала недолго. Провозглашена была 11 ноября
1944 года в Кульдже. Затем три освободившихся от власти Китая округа
(Или, Тарбагатай, Алтай) вступили в коалицию с Гоминьданом и ее руководителем
Чан Кайшы, который в Три округа присылал своего правителя. В 1949 году
на территорию Синьцзяна пришла Народно-Освободительная Армия Китая –
Китайская Красная Армия. Сталин счел эту провинцию освобожденной от
старой власти, защищенной режимом, который он устанавливал с Мао Цзедуном,
и прекратил помощь ей. Мао Цзедун в Пекине 17 декабря 1949 года приказал
создать на территории Синьцзяна Военный округ и сформировать новое правительство,
власть которого распространялась бы и на три освобожденных демократами
округа – Или, Тарбагатай и Алтай. Сталин не возражал, и Синьцзян автоматически
вновь вошел в состав Китая, теперь уже не императорского и не республиканского,
а – коммунистического. Так была ликвидирована Восточно-Туркестанская
Республика.
В подготовке Синьцзянской революции и становлении ВТР большую роль сыграли
советские люди. Об этом мы рассказывали в первой книге, об этом же идет
речь и во второй.
Эта книга – об уйгурах, но не только о них. Эта книга – о русских, но
не только о них. Эта книга – о любви и ненависти, о правде и кривде,
о горе и счастье, о войне и мире.
Создавалась она долго и тяжело. Первые страницы ее были написаны еще
при Сталине, когда утверждалось всемирное царство социализма и коммунизма.
Но работа над ней не прекращается и сейчас, когда из авторов в живых
давно остался только один.
Синьцзян – страна гор, степей, пустынь. Страна кишлаков и кыштаков,
аилов, городов, древних караванных троп и путей. Основное население
ее – древний, как караванные тропы, тюркоязычный народ уйгуры. А кроме
них – дунгане, киргизы, казахи, татары, монголы. И в рассматриваемое
время – отхлынувшие за рубеж Российской империи белогвардейцы-золотопогонники.
И бежавшие от раскулачивания хозяйственные мужички разных народов Советского
Союза. И разбитые красноармейцами басмачи. И китайцы…
Синьцзян, страна, силой оружия включенная в Срединное государство, в
Поднебесную империю, сиречь Китай, никогда не признавала господства
завоевателей и не раз отчаянно восставала против манджуров и ханьцев.
У многих завидущих глаз были свои интересы в стране уйгуров – у англичан,
американцев, немцев, японцев. Почти одновременно с китайцами, проявили
интерес к новым землям и шведы. Подогрел его… Петр Первый! Когда он
под Полтавой разбил Карда XII, часть военнопленных сослал в Сибирь,
чтобы они там освоили для него новые земли. А шведы – не будь дураки!
– проникли на юг, перешли границу и обнаружили прекрасную страну, настоящее
Эльдорадо, где и поспешили утвердить свои миссии.
У русских в Синьцзяне тоже были свои дела. Дела большие, геополитические.
Они пришли в эту страну еще в XIX веке. И, увидев ненависть местного
населения к завоевателям, решили, а не взять ли уйгуров и дунган под
свою защиту? Благо здесь золото-медь есть; ткни палкой в землю – нефть
потечет; каменный уголь прямо на поверхности – бери больше бросай дальше.
Генерал-путешественник Н.М. Пржевальский, составивший карту этой страны,
настаивал на включении ее в российские пределы. Мол, при появлении всего
одного батальона русские уйгуры дружно и яростно восстанут против китайцев
и выкинут их от своей земли (к этому времени Казахстан и Средняя Азия
добровольно, под дулом пушек и ружей, вошли в состав Русской империи).
Взяв под свою руку и Уйгурстан, можно вплотную подойти к жемчужине английской
короны – Индии, навсегда укрепиться в Юго-Восточной Азии..
2.
Утверждают, что появление русских войск в Джунгарии было вызвано внутренними
событиями в этой стране, что русские принесли сюда благо, успокоение.
Может быть. Недаром же еще в далекое уже теперь дореволюционное время
в томе первом МАЛОГО ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ Брокгауза – Ефрона (С-Пб,
1907, к. 1604) было сказано:
«Дунганы, китайцы-мусульмане в сев.-запад. Китае и Чжунгарии, 3-4 милл.
душ; с 1861 подняли восстание против Китая, вызвали временное занятие
Кульджи русскими и отделение В. Туркестана (под властью Якуб-бека) от
Китая. 1878 похоронены, 1895 – новое восстание также усмирено».
На странице 363 Энциклопедического Словаря «МИР РУССКОЙ ИСТОРИИ» (Москва,
1997) есть такие сведения о 1871 годе (еще был жив и здравствовал Н.М.
Пржевальский):
ЭКСПЕДИЦИЯ С ЦЕЛЬЮ ЗАНЯТИЯ КУЛЬДЖИ
Была предпринята для защиты Семиреченского края от грабительских набегов
таранчей-уйгуров р. Или из Западного Китая.
В апреле-мае произошли незначительные стычки русских отрядов с таранчами.
16 июня состоялся бой в д. Алим-ту (Алим-су) авангарда отряда семиреченского
губернатора ген.-майора Колпаковского с численно превосходящими силами
таранчей, закончившийся поражением таранчам у крепости Чин-ча-годзи
и отбросил их к г. Суйдун.
19 июня в перстрелке у Суйдуна с конными таранчами неприятель был разбит,
а город заняли русские войска.
21 июня сдался на милость победителей кульджинский султан Абсул-оглы.
22 июня кульджинский султан передал Колпаковскому ключи от крепостных
ворот Кульджи. Вся кульджинская область была подчинена власти Российского
императора.
До Колпаковского и Пржевальского в Восточном Туркестане побывал русский
разведчик Чокан Валиханов. Уже в августе 1856 года он под видом торговца
проник в Кашгарию, как тогда называли Синьцзян. В своих путевых заметках
он говорит, что «таранчи» буквально означает «землепашец». Так китайцы
называли уйгуров, переселенных цинскими властями в XVIII веке в Илийский
край поднимать целину и обеспечивать хлебом захватчиков. А южных уйгуров
именовали кашгарлыками и «доверили» им торговлю и ремесло.
Чокан Чингизович Валиханов с любовью и сочувствием отнесся и к таранчам,
и к кашгарлыкам – все они были для него уйгуры. Он составил следующий
словесный портрет их.
Туркестанцы Шести городов, писал он, чрезвычайно черны и имеют афганский
тип лица. Впалые, углубленные глаза, тонкий и изогнутый, словно турецкая
сабля нос, узкие губы и бедренная худощавость – вот что отличает их
от других средназиатцев. Они более веротерпимы. К числу хороших сторон
кашгарского нрава надо отнести свободу женщин, которые участвуют во
всех публичных собраниях – без них не может состояться меджлис (эти
словом и уйгуры, и татары называют не только собрание, но и пирушку,
собрание за праздничным столом – дастарханом).
Что же касается до наружного влияния китайской цивилизации, то оно ограничилось
тем, что украсило бедро каждого таранчи ножом, палочками для еды и голову
– китайской шапочкой с кистью.
А главное, указывает исследователь, народ этот никогда не пользовался
совершенной свободой; влияние этого рабства наложило на их лица печать
какой-то угрюмой и печальной безнадежности.
Или (мусульмане называют его Кульджа – («горный баран», «архар») – главный
город Илийской провинции. Здесь когда-то было сосредоточено все управление
Западного края, то есть провинций Тарбагатай, Или и Семи городов.
Алтышаар (буквально Шестиградие) – одно из названий Восточного Туркестана.
Поисходит от шести наиболее крупных городов страны: Кашгара, Янги-Хисара,
Яркенда, Хотана, Аксу (Вэньсу), Уч-Турфана. В 70-е годы XIX века появилось
еще одно название Восточного Туркестана – Йэттишаар, то есть Семиградие.
Так называли самостоятельное уйгурское государство, основанное Якуб-беком.
В него входил, помимо поименованных выше шести городов, и Куча. Должно
добавить, когда Якуб-бек погиб и его государство было уничтожено, значительная
часть уйгуров и дунган бежала в Россию – Семиречие и Туркестан, недавно
присоединенные к России. Вот так затейливо и хитро играет волшебница
История человеческими судьбами!
До прихода русских в Илийский край, то есть до лета 1871 года, здесь
жили уже не только туземные мусульмане. Уйгуры (таранчи и кашгарлыки)
обитали в основном в сельской местности: пахали землю, откармливали
скот, лепили горшки, ковали железо, добывали каменный уголь и драгоценные
камни – все это в условиях почти натурального хозяйства.
Жители китайских военных поселений – сибо и солоны. Они – переселенцы
из Манджурии. Солоны родственны даурам, а сибо (так писал Ч. Валиханов)
– «среднее между собственно манджурами и солонами».
Около Сайрам-куля кочевали калмыки из рода чахар, а на реке Текес –
роды из колена олет (элетами китайцы называли западных монголов – ойротов,
по тогдашней терминологии). Были и на Текесе и в его долине и казахи.
(О киргизах речь будет впереди).
Все китайцы (ханьцы) были переселенцами – они не аборигены, и на территории
Синьцзяна за исключением названия провинции почти не было китайских
топонимов. Жили здесь и татары, и анджанцы (так называли китайцы выходцев
из Средней Азии). И… шампань: сосланные на работу в рудниках ханьцы-преступники.
Валиханов пишет: «Это народ отчаянный, люди ничем не дорожащие, для
которых, что называется, жизнь копейка».
(В связи с этими словами Валиханова нельзя не указать на одну особенность:
при чтении трудов Влиханова в нем ясно видишь человека двух больших
культур: мусульманской и христианской, более того – православной).
Китайцы, придя в Восточный Туркестан, для каждого народа придумали свои
имена: уйгуры стали зваться не только таранчами и кашгарлыками, но ичанту
– чалмоносцами, большеголовыми, и просто – мусульманами. Османы-турки
стали хункарами, русские – улус, монголы – тойцзы, киргизы и казахи
– варварами. А дунгане-мусульмане превратились в хой-хой. И т.д. и т.п…
3.
Прошло почти десять лет со дня прихода русских в Илийский край. И вот
12 (24) февраля 1881 года в Санкт-Петербурге полномочные представители
императора и самодержца российского и императора китайского подписывают
«ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ ОБ ИЛИЙСКОМ КРАЕ», по каковому:
Статья I.
Е. в. император всероссийский соглашается на восстановление власти
китайского правительства в Илийском крае, временно занятом русскими
войсками 1871 года…
Статья II.
Е. в. император китайский обязуется принять соответствующие меры к
ограждению жителей Илийского края, к какому бы племени и вероисповеданию
они не принадлежали, от личной или имущественной ответственности за
действия их во время смут, господствовавших в это крае, или после них…
Статья III.
Жителям Илийского края предоставляется оставаться на нынешних местах
жительства их, в китайском подданстве, или же выселиться в пределы России
и принять российское подданство…
Статья IV.
Русские поданные, владеющие участками земли в Илийском крае, сохранят
право собственности на оные и после восстановления власти китайского
императора в это крае.
Постановление это не относится к жителям Илийского края, которые перейдут
в российское подданство при восстановлении в это крае китайской власти.
Русские поданные, земельные участки которых находятся за пределами мест,
отведенных для русской фактории на основании 13-й статьи Кульчжинского
договора 1851 года, обязаны будут платить те же подати и повинности,
какие платятся китайскими поданными.
Статья VII.
Западная часть Илийского края присоединяется к России для поселения
в оной жителей этого края, которые примут российское подданство и, вследствие
этого должны будут покинуть земли, которыми владели там…
Статья XII.
Русским поданным предоставляется право по-прежнему торговать в подвластный
Китаю Монголии, как в местах и аймаках, в которых существует китайское
управление, так и в тех, где оного не имеется.
Правом беспошлинной торговли русские подданные будут равным образом
пользоваться в городах и прочих местах Илийского, Тарбагатайского, Кашгарского,
Урумцийского и прочих округов, лежащих по северному и южному склонам
Тянь-Шаньского хребта, до великой стены. Право это будет отменено, когда
с развитием торговли возникает необходимость установить таможенный тариф,
о чем оба правительства войдут в соглашение.
Русские подданные могут ввозить в упомянутые выше китайские области
и вывозить из них всякие произведения, какого бы происхождения они ни
были. Покупки и продажи они могут совершать на деньги, или посредством
обмена товаров; уплаты же они имеют право производить товарами всякого
рода.
Подписали: ГИРС, ЦЗЭН, БЮЦОВ
ПРОТОКОЛ
На основании VI статьи договора… китайское правительство уплатит российскому
правительству сумме в девять миллионов металлических рублей, назначаемых
на покрытие издержек по занятию русскими войсками Илийского края и на
удовлетворение разных денежных претензий русских поданных…
Подписали: ГИРС, ЦЗЭН, БЮЦОВ
Справка для сопоставления: Аляска была продана Соединенным Штатам Северной
Америки за 7,2 миллиона долларов (меньше 11 миллионов рублей по тогдашнему
курсу).
Вот такие дела были у русских в Синьцзяне.
А у советских – что за дела? А советским людям все и везде нужно было
вершить для пользы мировой революции. Хоть за тридевять земель! Хоть
в Азии, хоть в Африке. Везде устраивать «революции» и устанавливать
«социалистические» порядки: в Иране, Афганистане, Заире, Алжире…
А уж в Синьцзяне, как говорится, и карты в руки. Они уж там давно составлены.
Там и раньше была русская власть, были русские начинания. Да и население
русским симпатизировало. Так что – быть Синьцзянской революции!
Кому ее начинать? Для этого забросили к уйгурам агентуру, развернули
сеть разведки. Она и занялась «подогреванием» национальных чувств, подготовкой
военных и руководящих кадров.
Резиденты руководили, агенты действовали – настроения подогревались.
И гром грянул! А когда Сталин и иже с ним увидели, что в новоиспеченной
Восточно-Туркестанской республике боссы ни о социализме, ни о коммунизме
и не помышляют (все больше твердят о демократии, к тому – буржуазной!),
положили предел: убили генерала, командующего Народно-Освободительной
Армией, и несколько членов правительства – тех, кому народ доверял больше.
И приказали забыть про ВТР, будто никогда ее не было. Назвали ее «фитинской
авантюрой» и списали с баланса…
Но в истории ничего не списывается с баланса. Что было – то было!
* (В настоящей главе использованы материалы статьи члена РАЕН, писателя
Владимира Гречухина «…Кто убил генерала?» (Мышкин, «Волжские зори, №61
(9689), 13 августа 2003 г.).