Страницы истории

ДВА СТОЛЕТИЯ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ

ТрудоармейцыЮбилейный год Великой Победы заставляет нас вновь взглянуть на события 60-летней давности. Вспомнить о том, что было, о тех, кто принес эту победу, которая ковалась не только на передовой, но и в тылу. Об этой категории людей и их вкладе в общую Победу не говорят много, но от этого не умаляется значение этого вклада. Трудоармейцы – люди, ковавшие «меч победы» за колючей проволокой в Сибири, те, кто в одночасье лишился родины.
Основная часть истории российских немцев ведет отсчет с июля 1763 года, когда Екатерина II подписала манифест, которым переселенцам предоставлялись большие привилегии и льготы: свободный выбор места поселения, свобода вероисповедания, самоуправления, освобождение от податей, налогов и всякого рода повинностей. Через 100 лет в России насчитывалось уже 505 иностранных колоний, в подавляющем большинстве немецких, а к 1908 году в России было более двух миллионов граждан немецкой национальности. Они занимали в государстве разное социальное положение: от царского двора до ученых, писателей, художников, рабочих и земледельцев.
В истории взаимоотношений с Германией немало и прекрасных страниц. Тысячи немцев помогали России войти в общий европейский дом. Но эти страницы остались в стороне от исследований.
Еще в ХV-ХVI веках приезжали и жили в Москве иноземцы - по собственному почину и по приглашению правителей и отдельных лиц. Это были врачи, аптекари, хирурги, военные, торговцы. Им выделили место на реке Яузе, где они и построили Немецкую слободу. Выходцев из Германии здесь было больше всех, они охотнее и чаще общались с русским населением, поэтому только за ними слово «немец» (немой, не могущий говорить по-русски) закрепилось как название национальности. Слобода стала как бы островком Европы посреди Российского государства. Отсюда русские люди многое заимствовали, многому здесь учились.
В XVII-XVIII веках очень много иностранцев, в том числе немцев, было приглашено российскими правителями на государственную службу. Приезжали главным образом моряки, инженеры, архитекторы, военные строители, учёные, врачи. И не только для тех или иных работ, но в особенности для обучения этим профессиям русских. Приглашенные немцы служили России верой и правдой, очень многие принимали российское подданство, она становилась для них второй родиной. Достаточно вспомнить лишь некоторые широко известные имена: генерал-фельдмаршал полководец Б.Г. Миних (Мюнних), соратник А.В. Суворова Меллер-Закомельский, екатерининский адмирал флотоводец принц Нассау-Зиген, доверенное лицо М. И. Кутузова Е. Фукс, мореплаватели Иван (Иоганн) Крузенштерн, возглавлявший первую русскую кругосветную экспедицию, Фаддей (Теодор) Беллинсгаузен, совершивший позднее кругосветную экспедицию и открывший Антарктиду. Учёные, академики Петербургской Академии наук, путешественники Иоганн и Самуэль Гмелины, Петр (Петер) Паллас объехали всю Россию (включая Сибирь), составили большие труды по природе, географии, экономике. Писатель Денис Фонвизин (фон Визин) написал знаменитую пьесу «Недоросль». Или в ХХ веке - создатель космической техники академик Б. Раушенбах. И много других имён.
Много немцев приглашали в горную промышленность. Славились и немецкие мастера из города Золлингена по художественной обработке холодного оружия. Более двухсот лет назад приехали первые немецкие мастера на Урал. Они помогали осваивать залежи полезных ископаемых и обучили русских учеников гравюре по металлу. К середине XVIII века на окраинах России в результате присоединения новых территорий «накопилось» много свободных земель: на них было мало поселений, никто их не возделывал. Земли эти крайне нуждались в заселении. Край оставался «взрывоопасным». Тогда и было принято решение заселить его спокойными и надёжными людьми - колонистами, которым были обещаны большие наделы земли, беспроцентные ссуды с уплатой через десять, а то и тридцать лет, льготы и помощь.
Но желающих было немного. Тогда была развернута мощная зазывательская кампания. Переселенцев набирали в разных уголках Германии и других странах Западной Европы. За 1762-1767 годы около 7000 семей (около 27 тысяч человек) решились переехать в Россию. Их везли на кораблях из портов Любек и Гамбург в Кронштадт, оттуда перевозили в Ораниенбаум под Санкт-Петербургом. Здесь они давали присягу на российское подданство. Далее их везли в Саратов или сухим путём на подводах через всю Россию, или отвозили в верховья Волги и сплавляли по ней на баржах. Длились эти переезды по полтора-два года, с промежуточной зимовкой. Кто-то за это время вернулся назад, многие заболели и умерли. Первые колонисты образовали в Саратовской губернии более 100 колоний (население было 23246 человек), да ещё и Немецкую слободу в самом Саратове.
Переселенцы привезли в Поволжье новую культуру земледелия. Они стали применять удобрение перегноем, облагородили много солонцовых, песчаных земель. Сеяли новые овощи, сажали картофель, которого в России ещё не было. В Сарепте возделывали горчицу и организовали горчичное производство. Крестьяне сеяли в основном рожь, а немцы стали сеять хорошие сорта пшеницы. Они привезли с собой орудия и инструменты, а кое-что сделали уже на месте: сохи переделали в плуги, вместо серпа применяли косу, вместо ручной молотьбы - деревянные молотилки. Расселялись поволжские колонии и по самой Волге. А 500 семей с Поволжья переселилось на Кавказ. К концу XIX века на немцев было распространено Общее положение о крестьянах, после которого они стали полноправными крестьянами России.
Оказавшись вдалеке от этнической родины, колонисты сохранили многие свои обычаи. Весьма торжественно отмечали каждое воскресенье. Ёлку на Рождество колонисты устраивали, когда в русских домах она ещё не появилась. Сохранили немцы и свою кухню, дополнив её русскими блюдами - пирогами, блинами. Праздничные костюмы также сохраняли черты нарядов, вывезенных из Германии XVIII века. В конце XIX и начале XX века началось приобщение к общенациональной российской культуре.
В 1918 году, в Нижнем Поволжье, где немцев проживало около половины населения, была образована Автономная республика немцев Поволжья. Начало Великой Отечественной войны стало концом немецкой республики. Сотни тысяч советских немцев были наказаны только за то, что они оказались одной национальности с врагом. 28 августа 1941 года вышел указ о ликвидации Республики немцев Поволжья, все немцы с ее территории и других мест были вывезены. «По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи, десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, заселенных немцами Поволжья...». Это строки из Указа ВС СССР, ставящего точку в истории республики Поволжья. Лишь в 1964 году этот указ был отменен, как содержащий «огульные обвинения в отношении немецкого населения...».
Мужчин не призывали на фронт - их отправили в лагеря, которые назывались «трудовой армией». В лагерях содержались десятки тысяч трудармейцев. В каждом из них ежедневно умирало от холода и голода до 150 человек. Их хоронили ночью голых, с биркой на пальце ноги, в общих ямах-могилах. Семьи трудармейцев были вывезены в Северный Казахстан, Киргизию, Сибирь, выброшены на неосвоенные земли, которые они начинали обживать с рытья землянок. Заработала мощная пропагандистская машина: по радио и через газеты внушалась населению ненависть, недоверие к немцам. Было сделано всё, чтобы слово «немец» стало синонимом понятия «фашист».
Ещё и после окончания войны до 1956 года трудармейцы и приехавшие к ним семьи находились под надзором милиции, должны были еженедельно отмечаться в комендатуре, не имели права вернуться в родные края. Над ними ещё долго продолжались надзор и дискриминация. Негласно ограничивался приём на работу, продвижение по службе, приём детей в средние учебные заведения и институты, замалчивались успехи немцев-рабочих... Поэтому немцы стремились скрыть своё происхождение, родители писали детям другие национальности, чтобы проклятие «быть немцем» не коснулось их. Скрывали от детей историю своих страданий, в семьях по-немецки не говорили. Не могло быть речи и о передаче немецких традиций и культуры.
Впоследствии все обвинения с немцев были сняты, репрессированный народ юридически реабилитирован, но яд недоверия, запущенный в общество, продолжал действовать. До сих пор, нередко мнение, что нынешние немцы, живущие в России и СНГ – это потомки военнопленных первой и второй мировых войн. Отсюда и соответствующее отношение. Потом был исход в Германию. И некоторые думали, что с исчезновением немцев решится проблема. Но немцы вросли в эту землю. Киргизия, Россия, Казахстан стали для них родиной, родной землей, где покоятся предки. При поддержке простых людей выжили репрессированные немцы, с которыми делились последним и киргизы, и казахи, и русские.
Кыргызстан остается домом и для немцев, гостеприимным и добрым. Время забирает с собой тех, кто пережил ужасы трудармии, последних живых свидетелей тех подвигов во имя Победы. Но остается память. И пока она есть – уроки прошлого должны быть вспоминаемы.

А. ЕВГРАФОВ.
В статье использованы материалы историка А. Нахтигаля.

Hosted by uCoz