Письмо в редакцию
Я НЕ ЗАБЫТ. ЗНАЧИТ НУЖЕН
Гостил у внука Сергея в Ярославле. Вышел с
ним в Интернет и на сайте «Дипкурьера» нашел подготовленные вами материалы
моей трилогии. У меня нет таких слов, которые бы отразили всю мою благодарность
за ваше внимание к моим книгам.
Вы помните, вероятно, что в бытность в Оше мы неоднократно говорили
с вами о тех материалах, которыми я располагал и которыми не мог тогда
поделиться с читателем. Но вот пришло время и они увидели свет. С 1991
года, когда рассекретили моих героев, прошло не так уж много времени.
Я успел издать две книги, хотел сделать их достоянием русского, киргизского
и уйгурского народов. Многое в моих сочинениях кое кому может показаться
спорным, вызвать возражения. Но моя цель была довести до общественности
то, что от нее пытаются скрыть и поныне. Еще раз благодарю вас за с
толь чуткое и доброе отношение ко мне, которое сохранилось, как мне
кажется, еще с тех пор, как я жил в Оше. Спасибо всей редакции!
Ваш Рэм.
V. ДУНГАНЕ В СИНЬЦЗЯНЕ
-СПРАВКА-
Управлению Комитета Государственной безопасности по Ошской области…
В ответ на ваш № от 16 июня 1960 года сообщаю нижеследующее…
1. Дунгане составляют незначительную часть населения Синьцзяна (около
5 %). Проживают они, главным образом, в г.г.Урумчи, Карашаре, Турфане,
Курле, Суйдуне, Кульдже, Курэ, Уч-Турфане, Кучаре, Аксу,Кашгаре, Хотане,
занимаются дехканством, огородничеством, извозным промыслом и торговлей.
По сравнению с другими народами Синьцзяна живут экономически зажиточно.
Трудолюбивые, выносливые, но несколько самообособленные.
Происхождение дунган растолковывают по-разному: обычно говорят, что
они - китайцы. Принявшие религию ислам, другие их называют окитаившимися
уйгурами. Среди дунганского духовенства существует версия о том, что
дунгане являются результатом метизации китайцев и арабов. Процесс метизации
объясняют тем, что в период арабского завоевания Средней Азии арабы,
мол, проникли в провинции Ганьсу и Шэньси, где большая часть арабов
осталась на постоянное жительство и женилась на китаянках. Их потомки
приняли ислам и отделились от китайцев. Их потом стали называть сначала
луй-хуэй-хуэй, затем - хуэй-цзу, что в переводе на русский язык означает
«мусульманская нация». Дунганами называют их только в Синьцзяне и в
СССР. Некоторые говорят, что слово дунган означает «возвратившийся».
А вот как об этом пишет советский исследователь М.Сушанло в книге «Дунгане
Семиречья, Дооктябрьский период (исторический очерк). Фрунзе. Издание
АН Кирг. ССР, 1959. С. 7-8):
«…название «дунгане» появилось в провинции Синьцзян в качестве названия
переселенцев лаохуэйхуэй из Внутреннего Китая. Оно произошло от географического
названия Восточной части Ганьсу, по-китайски дунь-гань».
Дунгане по физическому облику, чертам лица, телосложению сходны с китайцами
и к ним близки по обычаям, культуре и быту со значительным влиянием
ислама. Среди синьцзянских дунган заметно влияние и уйгурской культуры,
а среди кульджинских имеется незначительное влияние татарской культуры
в связи с тем, что когда-то многие дунгане учились там в татарской школе.
Дунгане говорят на особом диалекте китайского языка; почти все синьцзянские
дунгане владеют и уйгурским языком. Своей письменности не имеют, а пользуются
в советских делах китайской, в религиозных - арабской письменностью.
Грамотность среди них очень низка, среди женщин почти нет грамотных.
Все дунгане по вероисповеданию мусульмане-сунниты, часть относится к
секте Яхрия (ганьсуйские и часть синьцзянских), остальные - к секте
Дофи. Проживающие в Китай дунгане - большие фанатики с ярко выраженными
религиозными, национальными и родственными чувствами; за малейшее задевание
их доходят до драки, иногда и до убийства.
Дунгане, как и сами китайцы, не являются коренными жителями Синьцзяна,
куда они переселились в определенных исторических условиях из провинций
Шэньси и Ганьсу, где проживает их основная масса. В период последнего
завоевания Синьцзяна - во второй половине XVIII века, то есть в 1754-1758
г.г., первые более или менее значительные партии дунган прибыли в Синьцзян
в составе китайской армии; многие из них были определены для населения
гарнизонной службы. По окончании службы большая часть дунган осталась
на жительство в разных пунктах Синьцзяна. До этого также имелись экономические
связи между дунганами и народами Синьцзяна.
Следует отметить, что в тот период шэньсийские и ганьсуйские дунгане
находились под двойным гнетом - под гнетом собственных, дунганских феодалов
и под гнетом китайской (маньчжурской) военно-феодальной бюрократии и
ростовщиков, не пользовались никакими политическими правами, находились
в тяжелых экономических условиях. В силу этого политического, экономического
и национального гнета среди неимущих слоев дунганского населения росло
недовольство против маньчжурской военно-феодальной бюрократии, чиновников
и ростовщиков. Ростовщичеством занимались купцы, чиновники, военные
и специальные ростовщики. Неимущие и средние слои населения были зависимы
от них.
После последнего завоевания Синьцзяна Китаем дунганские крестьяне и
торговая буржуазия провинций Ганьсу и Шэньси в поисках лучшей жизни
начинают переселяться в Синьцзян, а маньчжурские власти не учиняли на
это особых противодействий. К 1860 г. в Синьцзяне уже насчитывалось
около 250-300 тысяч дунган, их и сейчас примерно столько же. Однако
дунганские крестьяне и торговая буржуазия, рассчитывавшие на лучшую
жизнь в Синьцзяне, и здесь натолкнулись на маньчжурскую феодальную бюрократию,
называемые гурихана. Ломбардщики давали под проценты деньги, отбирая
залоговые расписки, называемые гурихат. Более того, в Синьцзяне маньчжурские
чиновники и военно-феодальная бюрократия находились вне всякого контроля
центральных властей. Это положение в значительной степени обострило
отношения между дунганами и китайцами, в этой атмосфере обстановка еще
больше осложнялась. Дунгане хотя по обычаям и языку блики к китайцам,
стали тяготеть к уйгурам как к единоверцам, как к народу, находящемуся
также в бесправном положении.
Борьба китайских трудящихся в провинциях Анхой, Шандун и др. с маньчжурской
военно-феодальной бюрократией, ростовщиками, происходившая в середине
прошлого века, вылившаяся впоследствии в известное тайпинское восстание,
продолжавшееся более десяти лет (1850-1864 г.г.), оказывало большое
влияние на дунган, проживающих в указанных выше провинциях. Маньчжурские
власти, будучи заняты подавлением тайпийского восстания, естественно,
не могли уделить серьезного внимания дунганам. Ганьсуйские и шэньсийские
дунгане, пользуясь ослаблением сил маньчжуро-китайской военщины и под
влиянием тайпинского восстания, в 1861 году подняли свое восстание.
2.
Восстание началось в местности Хо-Чжоу в провинции Шэньси и быстро перекинулось
на всю провинцию, а затем и на Ганьсу. Восставший народ повсеместно
уничтожал маньчжурско-китайских мандаринов, чиновников, ростовщиков,
военные чины. Власть была захвачена дунганскими феодалами, но движущей
силой восстания было крестьянство, которое все больше и больше расширяло
свою деятельность. Когда восстание приняло характер крестьянской войны,
феодальная верхушка, боясь дальнейшего роста крестьянского революционного
движения, идет на сделку с маньчжурской военно-феодальной бюрократией
и, используя религиозные сектанские течения, начинает выступать против
восставшего народа. Восстание было жестоко подавлено в 1863 году, но
оно перекинулось на провинцию Синьцзян и продолжалось до 1874 г.
Часть восставших дунган во главе со своим вождем крестьянином Би Янху
в 1862 году умелым отступлением спаслась от расправы и в 1863 году прибыла
на территорию Синьцзяна, где уже были подготовлены к их прибытию уйгуры
ранее посланными туда эмиссарами. В частности, к тому времени значительную
работу провели эмиссары Ма Вана. Синьцзянские уйгуры и таранчинцы, жестоко
угнетаемые маньчжурско-китайскими феодалами и военной бюрократией, уже
были готовы к борьбе с ненавистным врагом.
Как только Би Янху со своей группой вступил на территорию Синьцзяна
и занял населенный пункт Анси-Чжоу, повсеместно вспыхивают восстания.
Поднялись дунгане в Сандоху. В июне 1864 г. восстал кучарский гарнизон,
восстали в Хами, Турфане, Урумчи, Кашгаре, Чугучаке. Восстали илийские
таранчинцы, находившиеся в особо тяжелом положении. Во главе таранчинцев
стал Садыр Палван, о котором до сих пор среди народа много песен и рассказов.
Таким образом, сравнительно одновременно восстанием был охвачен весь
Синьцзян. Это восстание и его ход описывает участник его Муса Сайрами
в книге «Тарихе эмния», изданной в 1905 году в Казани.
Восстание в Синьцзяне под влиянием духовенства проходило под лозунгами
панисламизма, на его ход имели большое влияние Англия и Турция. Движущей
силой восстания были дехкане, ремесленники и мелкие торговцы. Когда
исход восстания определился и стал близок конец маньчжурско-китайской
бюрократии, на сторону восставших перешли уйгурские помещики, высшее
духовенство - они в 1862 году взяли в свои руки руководство восстанием,
которое стихийно продолжало расти. Однако в то же время возникают распри
между отдельными группами; объявляются ханства в Яркенде, Хотане и т.д.
В этом основную роль сыграли англичане, которые боялись объединения
синьцзянских трудящихся и распространения восстания в пограничных с
Синьцзянем районах Индии. С конца 1864 года и в начале 1865 г.г. восстание
вступает в другу фазу и носит характер междуусобной войны.
После падения власти маньчжурско-китайских феодалов в Синьцзяне в 1863
г. и на почве раздела власти, преимуществ в эксплуатации народных масс
и дележа награбленного имущества разгорается борьба между отдельными
группами. В частности, выступают против основного руководителя восстания
Би Янху яркендские феодалы во главе с Абдрахманом и кучарские - во главе
с Решетдином хаджой, называвшим себя потомком пророка Мухаммада.
Дунганские вожаки захватили в свои руки Урумчи, Хами, Манас, Шихо и
Чугучак. Образовались: дунганское ханство с центром в г.Урумчи во главе
с Мао-таем; Алты-Шаарский эмират с центром в г.Кашгаре во главе с бывшим
офицером Кокандского ханства Якуб-беком, известным среди народа под
именем Ба Давлат, который ориентировался на Турцию и Англию; Таранчинский
султанат с центром в г.Кульже.
Дунганское ханство расширяется за счет завоеванной территории Илийского
края, то есть Таранчинского султаната. Население его уже насчитывает
более полумиллиона человек. Основная часть его - уйгуры и таранчинцы.
Социальный сосав Дунганского ханства: помещики, духовенство, купцы-ростовщики,
дехкане, ремесленники, кустари и батраки. Политическая власть находилась
в руках помещичьего сословия, высшего духовенства во главе с Лао-таем,
который защищает интересы имущего класса. Би-Янху постепенно отстраняется
от руководства властью. Особой эксплуатации подвергаются трудящиеся
уйгуры, таранчинцы, казахи и монголы. Дунганское дехканство составляет
наиболее зажиточную часть населения, оно выделяет из своей среды помещиков
и кулаков. Появляются первые элементы капитализма в сельском хозяйстве
и торговле. Обогащению верхушки дунганского населения способствовало
то обстоятельство, что оно, истребляя почти поголовно всех китайцев,
захватывало их имущество, земельные участки, домашние постройки и делило
их между собой.
Дунганское ханство просуществовало до 1876 года.
3.
В шестидесятые годы прошлого столетия в дела Синьцзяна активно вмешиваются
Россия и Англия. Еще в 1858 году. Россия направляет в Кашгар своего
разведчика Валиханова Чокана, который до 1860 года под видом торговца
- мусульманского купца изучает этнографию, географию и историю Кашгарии.
Англия развернула через кашмирского хана активную работу на юге Синьцзяна,
в 1865 году в Хотан проник английский разведчик Джонсон.
В дополнительном договоре от 2/14 ноября 1860 года между Россией и Китаем
статьей VI предусмотрено:
«В виде опыта открывается торговля в Кашгаре, на тех же самых основаниях,
как в Или и Тарбагатае. В Кашгаре китайское правительство отводит в
достаточном количестве землю для жилища и склада товаров, церкви и т.д.,
а также место для кладбища, и, по принципу Или и Тарбагатая, - место
для пастбища…»
Статья VII:
«Как русские купцы в Китае, так и китайские поданные в России, в местах,
открытых для торговли, могут заниматься торговыми делами совершенно
свободно, без всяких стеснений со стороны местного начальства, посещать
также свободно и во всякое время - рынки, лавки, дома местных купцов,
продавать и покупать разные товары оптом или в розницу, на деньги или
посредством мены, давать и брать в долг по взаимному доверию…»
В 1871 году Россия ввела свои войска в Кульджу (Или), затем направила
комиссию в Кашгар. Русские войска пробыли в Кульдже до 1881 года. пребывание
их там сыграло объективно прогрессивную роль: в крае установились порядки,
не допускающие грабежи, которыми занимались дунганские войска, прогрессивное
офицерство прививало населению европейскую культуру, с появлением русских
купцов развивалась торговля, капиталистические отношения в сельском
хозяйстве, появились крупные кустарные производства, особенно кожевенные
предприятия, пищевые и мукомольные и т.д.
После подавления тайпинского восстания маньчжуры, вообще китайские власти,
при помощи США, Англии, Франции организовали мощное наступление на Синьцзян.
В результате этого к 1878 году там была восстановлена власть китайской
военно-бюрократической машины, а Дунганское ханство и Алтышаарский эмират
прекратили свое существование.
4. В период 1870-1878 годов часть дунганского и таранчинского населения,
боясь репрессий со стороны китайских властей, эмигрировала в Россию.
В эмиграции дунган значительную роль сыграли руководители религиозных
сект Чон Хазрет (настоящее имя его Муса Суфи) и Кичик Хазрет, которые
и сами эмигрировали и в 1876 году прибыли на территорию современной
Киргизии. Затем началось их расселение в городах Верный, Аулие-Ата,
Токмак, Пржевальск. Образовали они и отдельные поселки сельского типа:
Ирдык, Сокулук, Миланфан и т.д.
В феврале 1881 года в Санк-Петербурге был заключен договор между представителями
Российской и Китайской империй, по которому русские войска выводились
из Илийского края.
Иммигранты из Илийского края прибывали по этому договору более или менее
организованно; они так или иначе, были взяты под защиту Российским правительством.
Большая партия дунган приехала с юга Синьцзяна под предводительством
военачальника Мухаммеда Али, известного под именем Ма-дарин. Об этом
эпизоде существует среди населения Синьцзяна такой рассказ.
В городе Кашгаре начальником одного из гарнизонов у маньчжурских властей
служил дунганин Мухамед Джапар. О него остался сын Мухамед Али, которому
ко времени смерти отца было всего лишь одиннадцать лет. До 17 лет он
учился, изучал китайский, арабский и уйгурский языки, а затем стал начальником
гарнизона, то есть занял место отца. Во время восстания в Синьцзяне
он оставался на своем посту, воевал с войсками Ба Давлата, но не переходил
на сторону дунган. Впоследствии он заключил договор с Ба Давлатом. Они
клялись на могиле Аппак Хаджи. Маньчжурские власти, узнав об этом, направили
против Мухамеда Али (Ма-дарина) экспедицию. Была эта экспедиция направлена
и против Ба Давлата. Войска маньчжур успешно наступали, и Ба Давлат
отравился. Старший сын его Хаккулибек поехал известить об этом своего
брата бек-Кулибека, намереваясь захватить власть в свои руки. Войска
Ба Давлата после самоубийства предводителя были окончательно деморализованы.
Мухамед Али решил спасти свои войска и часть населения и выехал в Россию.
Время было зимнее. Дунганские вожаки Би Янху, Да-ху, Се-ху ушли в Россию
раньше, когда еще можно было пройти через перевалы. Мухамед Али отправил
с ними своих женщин, имущество, стариков. Отправил их под охраной солдат.
Сам оставался в арьергарде. В районе Мин-Юла беженцы разделились. Часть
с солдатами ушла в направлении Нарына, а часть - без охраны- пошла к
Иркештаму. В последней группе были родственники Мухамеда Али.
По всему пути Мухамед Али оставлял заслоны, которые погибали, но задерживали
на какое-то время наступающих (преследующих) маньчжур. Когда Мухамед
Али добрался наконец-то до своих родственников, то увидел, что все они
поголовно ограблены, все молодые женщины и девушки увезены в горы разбойниками.
Любая война не отличается особой гуманностью. Но то, что происходило
в Кашгарии и Джунгарии в 60-80-е годы XIX столетия, отличалось особой
жестокостью как со стороны дунган и уйгуров, так и со стороны китайских
войск. Недаром же генерал-губернатор Туркестанского края К.П.Кауфман
после взятия цинскими властями Манаса направил карателей. Цэо Цзунтану
протест по поводу резни в Манасе: «Считаю священным долгом просить Вас
обратить серьезное внимание на изуверства, которые позволяют себе Ваши
подчиненные, и принять действенные меры к предотвращению ужасов манасских…»
В 1877 году в Россию прошли 12 тысяч дунган и уйгуров.
…И вот Мухамед Али с остатками своих войск и родственниками прибыли
в Иркештам, где русские солдаты приветливо встретили их. По приказу
офицеров для беженцев натянули палатки, обеспечили их продуктами питания.
А самое главное - преградили путь преследующим маньчжурам. Иркештамские
офицеры и солдаты сопровождали беженцев до самого Оша, где их также
встретили доброжелательно. Больных поместили в лазарет.