Письмо в редакцию

Я НЕ ЗАБЫТ. ЗНАЧИТ НУЖЕН

Гостил у внука Сергея в Ярославле. Вышел с ним в Интернет и на сайте «Дипкурьера» нашел подготовленные вами материалы моей трилогии. У меня нет таких слов, которые бы отразили всю мою благодарность за ваше внимание к моим книгам.
Вы помните, вероятно, что в бытность в Оше мы неоднократно говорили с вами о тех материалах, которыми я располагал и которыми не мог тогда поделиться с читателем. Но вот пришло время и они увидели свет. С 1991 года, когда рассекретили моих героев, прошло не так уж много времени. Я успел издать две книги, хотел сделать их достоянием русского, киргизского и уйгурского народов. Многое в моих сочинениях кое кому может показаться спорным, вызвать возражения. Но моя цель была довести до общественности то, что от нее пытаются скрыть и поныне. Еще раз благодарю вас за с толь чуткое и доброе отношение ко мне, которое сохранилось, как мне кажется, еще с тех пор, как я жил в Оше. Спасибо всей редакции!

Ваш Рэм.

V. ДУНГАНЕ В СИНЬЦЗЯНЕ
-СПРАВКА-
Управлению Комитета Государственной безопасности по Ошской области…
В ответ на ваш № от 16 июня 1960 года сообщаю нижеследующее…
1. Дунгане составляют незначительную часть населения Синьцзяна (около 5 %). Проживают они, главным образом, в г.г.Урумчи, Карашаре, Турфане, Курле, Суйдуне, Кульдже, Курэ, Уч-Турфане, Кучаре, Аксу,Кашгаре, Хотане, занимаются дехканством, огородничеством, извозным промыслом и торговлей. По сравнению с другими народами Синьцзяна живут экономически зажиточно. Трудолюбивые, выносливые, но несколько самообособленные.
Происхождение дунган растолковывают по-разному: обычно говорят, что они - китайцы. Принявшие религию ислам, другие их называют окитаившимися уйгурами. Среди дунганского духовенства существует версия о том, что дунгане являются результатом метизации китайцев и арабов. Процесс метизации объясняют тем, что в период арабского завоевания Средней Азии арабы, мол, проникли в провинции Ганьсу и Шэньси, где большая часть арабов осталась на постоянное жительство и женилась на китаянках. Их потомки приняли ислам и отделились от китайцев. Их потом стали называть сначала луй-хуэй-хуэй, затем - хуэй-цзу, что в переводе на русский язык означает «мусульманская нация». Дунганами называют их только в Синьцзяне и в СССР. Некоторые говорят, что слово дунган означает «возвратившийся». А вот как об этом пишет советский исследователь М.Сушанло в книге «Дунгане Семиречья, Дооктябрьский период (исторический очерк). Фрунзе. Издание АН Кирг. ССР, 1959. С. 7-8):
«…название «дунгане» появилось в провинции Синьцзян в качестве названия переселенцев лаохуэйхуэй из Внутреннего Китая. Оно произошло от географического названия Восточной части Ганьсу, по-китайски дунь-гань».
Дунгане по физическому облику, чертам лица, телосложению сходны с китайцами и к ним близки по обычаям, культуре и быту со значительным влиянием ислама. Среди синьцзянских дунган заметно влияние и уйгурской культуры, а среди кульджинских имеется незначительное влияние татарской культуры в связи с тем, что когда-то многие дунгане учились там в татарской школе. Дунгане говорят на особом диалекте китайского языка; почти все синьцзянские дунгане владеют и уйгурским языком. Своей письменности не имеют, а пользуются в советских делах китайской, в религиозных - арабской письменностью. Грамотность среди них очень низка, среди женщин почти нет грамотных.
Все дунгане по вероисповеданию мусульмане-сунниты, часть относится к секте Яхрия (ганьсуйские и часть синьцзянских), остальные - к секте Дофи. Проживающие в Китай дунгане - большие фанатики с ярко выраженными религиозными, национальными и родственными чувствами; за малейшее задевание их доходят до драки, иногда и до убийства.
Дунгане, как и сами китайцы, не являются коренными жителями Синьцзяна, куда они переселились в определенных исторических условиях из провинций Шэньси и Ганьсу, где проживает их основная масса. В период последнего завоевания Синьцзяна - во второй половине XVIII века, то есть в 1754-1758 г.г., первые более или менее значительные партии дунган прибыли в Синьцзян в составе китайской армии; многие из них были определены для населения гарнизонной службы. По окончании службы большая часть дунган осталась на жительство в разных пунктах Синьцзяна. До этого также имелись экономические связи между дунганами и народами Синьцзяна.
Следует отметить, что в тот период шэньсийские и ганьсуйские дунгане находились под двойным гнетом - под гнетом собственных, дунганских феодалов и под гнетом китайской (маньчжурской) военно-феодальной бюрократии и ростовщиков, не пользовались никакими политическими правами, находились в тяжелых экономических условиях. В силу этого политического, экономического и национального гнета среди неимущих слоев дунганского населения росло недовольство против маньчжурской военно-феодальной бюрократии, чиновников и ростовщиков. Ростовщичеством занимались купцы, чиновники, военные и специальные ростовщики. Неимущие и средние слои населения были зависимы от них.
После последнего завоевания Синьцзяна Китаем дунганские крестьяне и торговая буржуазия провинций Ганьсу и Шэньси в поисках лучшей жизни начинают переселяться в Синьцзян, а маньчжурские власти не учиняли на это особых противодействий. К 1860 г. в Синьцзяне уже насчитывалось около 250-300 тысяч дунган, их и сейчас примерно столько же. Однако дунганские крестьяне и торговая буржуазия, рассчитывавшие на лучшую жизнь в Синьцзяне, и здесь натолкнулись на маньчжурскую феодальную бюрократию, называемые гурихана. Ломбардщики давали под проценты деньги, отбирая залоговые расписки, называемые гурихат. Более того, в Синьцзяне маньчжурские чиновники и военно-феодальная бюрократия находились вне всякого контроля центральных властей. Это положение в значительной степени обострило отношения между дунганами и китайцами, в этой атмосфере обстановка еще больше осложнялась. Дунгане хотя по обычаям и языку блики к китайцам, стали тяготеть к уйгурам как к единоверцам, как к народу, находящемуся также в бесправном положении.
Борьба китайских трудящихся в провинциях Анхой, Шандун и др. с маньчжурской военно-феодальной бюрократией, ростовщиками, происходившая в середине прошлого века, вылившаяся впоследствии в известное тайпинское восстание, продолжавшееся более десяти лет (1850-1864 г.г.), оказывало большое влияние на дунган, проживающих в указанных выше провинциях. Маньчжурские власти, будучи заняты подавлением тайпийского восстания, естественно, не могли уделить серьезного внимания дунганам. Ганьсуйские и шэньсийские дунгане, пользуясь ослаблением сил маньчжуро-китайской военщины и под влиянием тайпинского восстания, в 1861 году подняли свое восстание.
2.
Восстание началось в местности Хо-Чжоу в провинции Шэньси и быстро перекинулось на всю провинцию, а затем и на Ганьсу. Восставший народ повсеместно уничтожал маньчжурско-китайских мандаринов, чиновников, ростовщиков, военные чины. Власть была захвачена дунганскими феодалами, но движущей силой восстания было крестьянство, которое все больше и больше расширяло свою деятельность. Когда восстание приняло характер крестьянской войны, феодальная верхушка, боясь дальнейшего роста крестьянского революционного движения, идет на сделку с маньчжурской военно-феодальной бюрократией и, используя религиозные сектанские течения, начинает выступать против восставшего народа. Восстание было жестоко подавлено в 1863 году, но оно перекинулось на провинцию Синьцзян и продолжалось до 1874 г.
Часть восставших дунган во главе со своим вождем крестьянином Би Янху в 1862 году умелым отступлением спаслась от расправы и в 1863 году прибыла на территорию Синьцзяна, где уже были подготовлены к их прибытию уйгуры ранее посланными туда эмиссарами. В частности, к тому времени значительную работу провели эмиссары Ма Вана. Синьцзянские уйгуры и таранчинцы, жестоко угнетаемые маньчжурско-китайскими феодалами и военной бюрократией, уже были готовы к борьбе с ненавистным врагом.
Как только Би Янху со своей группой вступил на территорию Синьцзяна и занял населенный пункт Анси-Чжоу, повсеместно вспыхивают восстания. Поднялись дунгане в Сандоху. В июне 1864 г. восстал кучарский гарнизон, восстали в Хами, Турфане, Урумчи, Кашгаре, Чугучаке. Восстали илийские таранчинцы, находившиеся в особо тяжелом положении. Во главе таранчинцев стал Садыр Палван, о котором до сих пор среди народа много песен и рассказов. Таким образом, сравнительно одновременно восстанием был охвачен весь Синьцзян. Это восстание и его ход описывает участник его Муса Сайрами в книге «Тарихе эмния», изданной в 1905 году в Казани.
Восстание в Синьцзяне под влиянием духовенства проходило под лозунгами панисламизма, на его ход имели большое влияние Англия и Турция. Движущей силой восстания были дехкане, ремесленники и мелкие торговцы. Когда исход восстания определился и стал близок конец маньчжурско-китайской бюрократии, на сторону восставших перешли уйгурские помещики, высшее духовенство - они в 1862 году взяли в свои руки руководство восстанием, которое стихийно продолжало расти. Однако в то же время возникают распри между отдельными группами; объявляются ханства в Яркенде, Хотане и т.д. В этом основную роль сыграли англичане, которые боялись объединения синьцзянских трудящихся и распространения восстания в пограничных с Синьцзянем районах Индии. С конца 1864 года и в начале 1865 г.г. восстание вступает в другу фазу и носит характер междуусобной войны.
После падения власти маньчжурско-китайских феодалов в Синьцзяне в 1863 г. и на почве раздела власти, преимуществ в эксплуатации народных масс и дележа награбленного имущества разгорается борьба между отдельными группами. В частности, выступают против основного руководителя восстания Би Янху яркендские феодалы во главе с Абдрахманом и кучарские - во главе с Решетдином хаджой, называвшим себя потомком пророка Мухаммада.
Дунганские вожаки захватили в свои руки Урумчи, Хами, Манас, Шихо и Чугучак. Образовались: дунганское ханство с центром в г.Урумчи во главе с Мао-таем; Алты-Шаарский эмират с центром в г.Кашгаре во главе с бывшим офицером Кокандского ханства Якуб-беком, известным среди народа под именем Ба Давлат, который ориентировался на Турцию и Англию; Таранчинский султанат с центром в г.Кульже.
Дунганское ханство расширяется за счет завоеванной территории Илийского края, то есть Таранчинского султаната. Население его уже насчитывает более полумиллиона человек. Основная часть его - уйгуры и таранчинцы. Социальный сосав Дунганского ханства: помещики, духовенство, купцы-ростовщики, дехкане, ремесленники, кустари и батраки. Политическая власть находилась в руках помещичьего сословия, высшего духовенства во главе с Лао-таем, который защищает интересы имущего класса. Би-Янху постепенно отстраняется от руководства властью. Особой эксплуатации подвергаются трудящиеся уйгуры, таранчинцы, казахи и монголы. Дунганское дехканство составляет наиболее зажиточную часть населения, оно выделяет из своей среды помещиков и кулаков. Появляются первые элементы капитализма в сельском хозяйстве и торговле. Обогащению верхушки дунганского населения способствовало то обстоятельство, что оно, истребляя почти поголовно всех китайцев, захватывало их имущество, земельные участки, домашние постройки и делило их между собой.
Дунганское ханство просуществовало до 1876 года.
3.
В шестидесятые годы прошлого столетия в дела Синьцзяна активно вмешиваются Россия и Англия. Еще в 1858 году. Россия направляет в Кашгар своего разведчика Валиханова Чокана, который до 1860 года под видом торговца - мусульманского купца изучает этнографию, географию и историю Кашгарии. Англия развернула через кашмирского хана активную работу на юге Синьцзяна, в 1865 году в Хотан проник английский разведчик Джонсон.
В дополнительном договоре от 2/14 ноября 1860 года между Россией и Китаем статьей VI предусмотрено:
«В виде опыта открывается торговля в Кашгаре, на тех же самых основаниях, как в Или и Тарбагатае. В Кашгаре китайское правительство отводит в достаточном количестве землю для жилища и склада товаров, церкви и т.д., а также место для кладбища, и, по принципу Или и Тарбагатая, - место для пастбища…»
Статья VII:
«Как русские купцы в Китае, так и китайские поданные в России, в местах, открытых для торговли, могут заниматься торговыми делами совершенно свободно, без всяких стеснений со стороны местного начальства, посещать также свободно и во всякое время - рынки, лавки, дома местных купцов, продавать и покупать разные товары оптом или в розницу, на деньги или посредством мены, давать и брать в долг по взаимному доверию…»
В 1871 году Россия ввела свои войска в Кульджу (Или), затем направила комиссию в Кашгар. Русские войска пробыли в Кульдже до 1881 года. пребывание их там сыграло объективно прогрессивную роль: в крае установились порядки, не допускающие грабежи, которыми занимались дунганские войска, прогрессивное офицерство прививало населению европейскую культуру, с появлением русских купцов развивалась торговля, капиталистические отношения в сельском хозяйстве, появились крупные кустарные производства, особенно кожевенные предприятия, пищевые и мукомольные и т.д.
После подавления тайпинского восстания маньчжуры, вообще китайские власти, при помощи США, Англии, Франции организовали мощное наступление на Синьцзян. В результате этого к 1878 году там была восстановлена власть китайской военно-бюрократической машины, а Дунганское ханство и Алтышаарский эмират прекратили свое существование.
4. В период 1870-1878 годов часть дунганского и таранчинского населения, боясь репрессий со стороны китайских властей, эмигрировала в Россию. В эмиграции дунган значительную роль сыграли руководители религиозных сект Чон Хазрет (настоящее имя его Муса Суфи) и Кичик Хазрет, которые и сами эмигрировали и в 1876 году прибыли на территорию современной Киргизии. Затем началось их расселение в городах Верный, Аулие-Ата, Токмак, Пржевальск. Образовали они и отдельные поселки сельского типа: Ирдык, Сокулук, Миланфан и т.д.
В феврале 1881 года в Санк-Петербурге был заключен договор между представителями Российской и Китайской империй, по которому русские войска выводились из Илийского края.
Иммигранты из Илийского края прибывали по этому договору более или менее организованно; они так или иначе, были взяты под защиту Российским правительством. Большая партия дунган приехала с юга Синьцзяна под предводительством военачальника Мухаммеда Али, известного под именем Ма-дарин. Об этом эпизоде существует среди населения Синьцзяна такой рассказ.
В городе Кашгаре начальником одного из гарнизонов у маньчжурских властей служил дунганин Мухамед Джапар. О него остался сын Мухамед Али, которому ко времени смерти отца было всего лишь одиннадцать лет. До 17 лет он учился, изучал китайский, арабский и уйгурский языки, а затем стал начальником гарнизона, то есть занял место отца. Во время восстания в Синьцзяне он оставался на своем посту, воевал с войсками Ба Давлата, но не переходил на сторону дунган. Впоследствии он заключил договор с Ба Давлатом. Они клялись на могиле Аппак Хаджи. Маньчжурские власти, узнав об этом, направили против Мухамеда Али (Ма-дарина) экспедицию. Была эта экспедиция направлена и против Ба Давлата. Войска маньчжур успешно наступали, и Ба Давлат отравился. Старший сын его Хаккулибек поехал известить об этом своего брата бек-Кулибека, намереваясь захватить власть в свои руки. Войска Ба Давлата после самоубийства предводителя были окончательно деморализованы. Мухамед Али решил спасти свои войска и часть населения и выехал в Россию.
Время было зимнее. Дунганские вожаки Би Янху, Да-ху, Се-ху ушли в Россию раньше, когда еще можно было пройти через перевалы. Мухамед Али отправил с ними своих женщин, имущество, стариков. Отправил их под охраной солдат. Сам оставался в арьергарде. В районе Мин-Юла беженцы разделились. Часть с солдатами ушла в направлении Нарына, а часть - без охраны- пошла к Иркештаму. В последней группе были родственники Мухамеда Али.
По всему пути Мухамед Али оставлял заслоны, которые погибали, но задерживали на какое-то время наступающих (преследующих) маньчжур. Когда Мухамед Али добрался наконец-то до своих родственников, то увидел, что все они поголовно ограблены, все молодые женщины и девушки увезены в горы разбойниками.
Любая война не отличается особой гуманностью. Но то, что происходило в Кашгарии и Джунгарии в 60-80-е годы XIX столетия, отличалось особой жестокостью как со стороны дунган и уйгуров, так и со стороны китайских войск. Недаром же генерал-губернатор Туркестанского края К.П.Кауфман после взятия цинскими властями Манаса направил карателей. Цэо Цзунтану протест по поводу резни в Манасе: «Считаю священным долгом просить Вас обратить серьезное внимание на изуверства, которые позволяют себе Ваши подчиненные, и принять действенные меры к предотвращению ужасов манасских…» В 1877 году в Россию прошли 12 тысяч дунган и уйгуров.
…И вот Мухамед Али с остатками своих войск и родственниками прибыли в Иркештам, где русские солдаты приветливо встретили их. По приказу офицеров для беженцев натянули палатки, обеспечили их продуктами питания. А самое главное - преградили путь преследующим маньчжурам. Иркештамские офицеры и солдаты сопровождали беженцев до самого Оша, где их также встретили доброжелательно. Больных поместили в лазарет.

Hosted by uCoz