* Культура
АНТОН ЧЕХОВ: ПИСАТЕЛЬ, ХУДОЖНИК,
ГРАЖДАНИН
Стало
доброй традицией на киргизско-российском факультете Ошского гуманитарно-педагогического
института завершать год чередой различных тематических встреч. Не стал
и исключением и 2005-й. В этот раз интеллектуальные игры для выпускников
и студентов-первокурсников, а также конференция были посвящены 140-летию
со дня рождения Антона Чехова, которые состоялись при поддержке Генерального
консульства Российской Федерации в Оше.
Ребят ждали несколько непростых заданий, в которых им предстояло узнать
произведения великого русского писателя, но соискатели главных призов
интеллектуальных игр справились с ними.
Центральным событием чеховских дней стали юбилейные чеховские чтения.
Несмотря на то, что и до того на факультете проходили различные конференции,
для этой многое было впервые. Впервые было заявлено такое количество
докладов, впервые, по словам декана КРФ ОГПИ Н. Унгефухт к студентам
ОГПИ, ОшГУ и ОшТУ присоединились учащиеся Киргизско-Узбекского университета,
впервые доклад в одной из секций делал школьник, учащийся школы им.
Боконбаева. Стоит отметить, что доклад получил высокую оценку профессора
ОшГУ Н. Мурадымова.
Кроме этого участники конференции смогли узнать немало интересного о
жизни А. Чехова, как, например то, что писатель иногда сочинял стихотворения
и басни. Главным событием чеховских чтений стало пленарное заседание,
в котором наряду с докладами о месте А. Чехова в русской классической
литературе (профессор М. Трофимов) и чеховском наследии в Кыргызстане
(профессор Н. Мурадымов) был представлен доклад «Писатель-гражданин
А. Чехов – великий художник русской литературы».
Его
автором стал Генеральный консул России в Оше Гарегин Агасарян. Это впервые,
когда дипломат представляет литературное исследование. «Русская литература
многогранна. В обилии великих имен А. Чехов занимает далеко не последнее
место. «В Чехове Россия полюбила себя. Никто так не выразил её собирательный
тип, как он, не только в сочинениях своих, но, наконец, даже и в лице
своём, фигуре, манерах, и, кажется, образе жизни и поведении», - писал
В.В. Розанов. И для России А. Чехов навсегда останется великим художником
русской литературы, поэтом в прозе, писателем, гражданином, любящим
сыном своей великой Родины», - отмечает в своем докладе глава российской
дипмиссии на юге Киргизии. Г. Агасарян также рассказал о формировании
гражданской позиции А. Чехова, его художественном таланте и работе над
собственным словом, к чему А. Чехов относился очень серьезно. При этом
Гарегин Андраникович отметил, что подобная конференция должна стать
началом для более серьезного исследования творчества великого русского
писателя.
Об
этом же говорил и ректор ОГПИ Д. Бабаев, который также принял участие
в «чеховских чтениях». В ходе работы конференции прозвучало немало интересных
докладов, среди которых, касающихся многогранного таланта Антона Чехова,
его жизни и творчества. По словам участников конференции, « чеховские
чтения» подарили много нового как студентам, так и преподавателям вузов.
Их уровень оказался много выше ожидаемого. Стоит отметить, что все доклады
конференции войдут в специальный сборник, который будет издан ОГПИ.
Средства на издание сборника выделило Генеральное консульство Российской
Федерации в Оше.
А. Евграфов
Фото С. Пукасенко
ПИСАТЕЛЬ-ГРАЖДАНИН А.П.ЧЕХОВ
– ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(доклад Генерального консула
Российской Федерации в Оше Г. Агасаряна на юбилейных чеховских чтениях)
На фоне огромных фигур Льва Толстого или Федора Достоевского, Антон
Павлович Чехов выглядит куда более скромно, но это лишь кажется. Положение
А. Чехова в русской литературе поистине уникально. Он стоит как бы отдельно
от того же Толстого или Достоевского, ведь его приход в литературу случился
несколько позже. Такая же дистанция возникла у Чехова с писателями-символистами.
Литературовед Дмитрий Мережковский пишет: «Поэтому пришлось ему самому
стать целой литературой, чтобы в новую историческую эпоху быть достойным
наследником великих писателей — творцов русского классического реализма».
Невозможно понять становление позиции гражданина без взгляда на его
жизнь. Вспоминая о своем детстве А. Чехов рассказывал своим современникам,
что после трудного дня учебы и беготни по поручениям отца, который держал
лавку с бакалейными товарами, он мечтал о какой-то другой жизни - интересной,
без грубых слов и подзатыльников. «Желание служить общему благу должно
непременно быть потребностью души, условием личного счастья», - пишет
А. Чехов. По свидетельству современников, это желание и побудило А.
Чехова стать врачом. И на студенческую пору приходится его писательский
дебют. Сначала он писал только юмористические рассказы (например, "Лошадиная
фамилия", "Хирургия", "Репетитор"). Они и сейчас
заставляют нас смеяться. А иные – переживать, как к примеру «Ванька
Жуков». Крестьянский мальчик, которого отдали в учение к сапожнику,
пишет дедушке письмо с просьбой взять его обратно в деревню. "Пожалей
ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется,
а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу".
Сюжеты своих произведений А. Чехов видел в окружающей его жизни. Он
точно подмечал несуразное и нелепое, - с этим он сталкивался в обиходе
бакалейной лавки, подобное видел в коммерческом суде, в гимназии, в
институте. В его литературных шутках и пародиях неизменно подвергались
осмеянию типические черточки, характерные особенности окружавшего его
мещанства. Сквозь смешные эпизоды и курьезы, наиболее чуткие современники
в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко
и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие общества. Писатель Корней
Чуковский говорил: «Читаешь чеховский рассказ или повесть, а потом глянешь
в окошко и видишь как бы продолжение того, что читал. Все жители нашего
города — все, как один человек, — были для меня персонажами Чехова...
Такого тождества литературы и жизни я ещё не наблюдал никогда».
А. Чехов желает показать своим читателям все то положение, в котором
находится общество, погрязнув в раболепии перед чиновничеством, грубости
и отчужденности. Персонажи его произведений – это вся Россия, весь спектр
населения: студенты, врачи, учителя, военные, крестьяне. «Я ненавижу
ложь и насилие во всех их видах... Моё святое святых — человеческое
тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода
от... силы и лжи», - говорил А. Чехов, стремясь через свои произведения
донести этот крик души до читателей, чтобы те, в свою очередь, видя
мерзость происходящего, проникнувшись отвращением к подобному, избавились
бы от этого, сделав общество вокруг себя чище и лучше. Но Чехов не замыкается
на негативном, он верит в то, что Россия изменится, и все плохое уйдет
в прошлое. Этой мечтой о прекрасном будущем России живут герои его пьес
«Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». «Настоящий писатель
- то же, что древний пророк», - считает А. Чехов и сам выступает как
пророк, переживая за свою страну, свой народ. Здесь уместно вспомнить
рассказ А. Чехова «Студент», в котором автор сначала говорит, что Русь
не меняется. «Точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном,
и при Петре… и при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие
же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом,
мрак, чувство гнета – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что
пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше». Но после встречи с деревенскими
женщинами, рассказа им евангельской истории и их чистой, искренней реакции
все словно преображается. «Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью
событий, вытекавших одно из другого… Правда и красота, направлявшие
человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались
непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой
жизни и вообще на земле». И он уже смотрит в будущее России с оптимизмом.
Он верит и надеется, что Русь, пройдя сквозь все невзгоды засияет светочем.
Если мы внимательно посмотрим на его произведения, то увидим, что герой
Чехова это человек, который живет как будто по накатанной колее. Он
не задумывается над тем, что происходит с ним, он ожидает какого-либо
яркого события в своей жизни, но когда это происходит, то он оказывается
не готов к нему и меняет его на свое обычное, размеренное, серое течение
жизни, опасаясь, как говорил человек в футляре Беликов, «как бы чего
не вышло». В результате все понимают, что еще один человек не воспользовался
своим шансом и еще одна жизнь прошла в пустую. Чехов своими произведениями
как бы иллюстрирует различные ситуации, показывая не только жизнь общества,
но и частную жизнь.
Это и стало художественным открытием. Чеховская Россия состоит из вопросов,
из сотен разгаданных и неразгаданных судеб. Художественная манера Чехова
не назидательна, ему претит пафос проповедника. Он выступает как свидетель,
как бытописатель. Необычные человеческие типы он показал в рассказах
«Крыжовник», «Ионыч», «Человек в футляре». В своих произведениях Чехов
не указует выводы, а предоставляет возможность самому читателю сделать
их. Цель Чехова как можно точнее описать происходящее, представить на
суд читателю, оставив за последним право думать и выбирать. А. Чехов
писал: «Я правдиво, то есть художественно, опишу вам жизнь, и вы увидите
в ней то, чего раньше не видали, не замечали: ее отклонение от нормы,
ее противоречия». Хочу подчеркнуть слово «правдиво», а не «красиво»,
«искусно». Показать реалии быта, то, что есть на самом деле. Можно вспомнить
один из ранних рассказов Чехова "Тоска". Он глубоко трогательный:
рассказ о том, как старый извозчик, у которого умер взрослый сын, все
искал, кому бы поведать свое горе, да никто его не слушает; и кончает
бедный старик тем, что изливает душу пред лошадкой своей. Читая его,
мы словно слышим вопрос А. Чехова: «А замечали ли вы тех, кто рядом
в горе своем или также оставляли их наедине с их лошадьми?». И вновь
право вывода остается за читателем. Корней Чуковский пишет: «Чехов не
просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее,
человечней».
При жизни Чехова часто критиковали за отсутствие мировоззрения, оригинальных
идей, пафоса. Но сам А. Чехов знал и показал в своей прозе и пьесах
все идеи, верования и художественные искания своего времени.
И в этом еще одна грань таланта А. Чехова. Писатель не только стремится
повлиять своим творчеством на общество, он желает призвать людей к лучшему.
Рассказ "Муж", где на всего четырех страничках во всем ужасе
обрисована психология злобного, погрязшего в житейской скуке существа,
испытывающего чисто физические страдания, когда он видит, что близкие
ему люди способны забыться и на мгновение унестись в какой-то иной,
радостный и светлый мир. Кратко, точно и по существу.
«Степь» (1888) - одно из крупнейших произведении нового этапа в творчестве
Чехова. Последовавшие за "Степью" ряд других произведений:
«Скучная история», «Палата № 6», "Рассказ неизвестного человека",
"Дом с мезонином", «Моя жизнь», "Мужики", "Чайка"
явились выражением дальнейшего развития художественного гения Чехова,
более глубокого понимания общественных задач литературы, живого общения
с жизнью народа.
Немало у Чехова рассказов о любви, которую автор описывал, глубоко вникая
в природу человеческих чувств, раскрывая характеры: "Дама с собачкой",
"Ведьма", "Скучная история". Его друг, А. Горький
отмечал, что «язык Чехова выразителен самыми близкими к жизни словами».
По воспоминаниям своих современников все, за что брался А. Чехов, он
старался сделать на совесть, предъявляя такие же высокие требования
к тем, кто с ним работал. Почти во всех работах, посвященных театру,
Чехов отмечал важность актерской культуры и профессионализма. «Все,
что не имеет прямого отношения к теме, следует беспощадно выбрасывать,
- писал он. - Если в первой главе у Вас на стене висит ружье, в последней
оно непременно должно выстрелить».
«Искусство писать, - говорил он Лазареву-Грузинскому, - состоит, собственно,
не в искусстве писать, а в искусстве... вычеркивать плохо написанное».
О постоянном внимании Чехова к языку свидетельствуют его поправки и
замечания, которые он делал на рукописях молодых писателей, развивая
у них нетерпимое отношение к литературным штампам, к заезженным оборотам
и требуя от них поисков сильных, метких и выразительных слов. От них
он требовал неугомонного наблюдения жизни и одновременно - постоянного
и зоркого изучения языка. "...он сам неустанно работал над собой,
- пишет Куприн, - обогащая свой прелестный, разнообразный язык отовсюду:
из разговоров, из словарей, из каталогов, из ученых сочинений, из священных
книг. Запас слов у этого молчаливого человека был необычайно громаден".
Не случайно и то, что многие чеховские фразы стали нарицательными: «на
деревню дедушке», «лошадиная фамилия», «унтер Пришибеев», «мы еще увидим
небо в алмазах» и многие другие. . Мало сказать, что Чехов учился у
Толстого, Тургенева и даже у Гончарова, которого именовал «устарелым
и скучным писателем». Он учился у них всех, но всюду брал свое, чеховское,
и у него получалось совсем другое, не толстовское или тургеневское,
а именно неповторимое – чеховское. К примеру, сколько потрачено великолепных
сравнений для описания грозы. Вот как ее описывает Чехов: «Налево, как
будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная фосфорическая полоска
и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной
крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало
глухо».
Дмитрий Мережковский пишет: «казалось бы, что может быть унизительнее
для молнии сравнение с чиркающей спичкой и для грома - с хождением босиком
по железной крыше? А между тем высокое здесь не только не унижается
низким, а еще более возвышается; великое не умаляется малым, а еще более
возвеличивается. И так всегда: чем поэтичнее природа, тем прозаичнее
сравнения, которыми он ее описывает. Но в глубине прозы оказывается
глубина поэзии. «Вечерняя степь прячется, как жиденята под одеялом».
Луна кажется «провинциальною», звезды похожи на «новенькие пятиалтынные»;
береза - на «молоденькую стройную барышню», облака - на «ножницы». В
тишине июльского вечера одинокая птица поет, повторяя все одни и те
же две-три ноты, как будто спрашивает: «Ты Никитку видел?» - и тотчас
сама себе отвечает: «Видел, видел, видел!» Это простое звукоподражание
сразу переносит в родную, милую, как детская спаленка, теплую, точно
комнатную, уютность летнего вечера в русской деревне. Природа приближается
к человеку, как будто вовлекается в быт человека, становится простою,
обыкновенною; но как всегда у Чехова - чем проще, тем таинственнее,
чем обыкновеннее, тем необычайнее.
От того и называют А. Чехова – художником русской литературы. И Лев
Толстой пишет:: «Чехова как художника нельзя даже сравнивать с прежними
русскими писателями — с Тургеневым, с Достоевским или со мною». Или
вот еще два его высказывания: «Чехов - странный писатель, бросает слова
как будто некстати, а между тем все у него живет, и сколько ума! Никогда
у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна». «Чехов
был несравненный художник... художник жизни».
При всей той славе, которая пришла к писателю, он оставался скромным
человеком. "В этот период, - пишет Вл.И.Немирович-Данченко, - Чехов
в самой гуще столичного водоворота, в писательских, артистических и
художественных кружках... любит сборища, остроумные беседы, театральные
кулисы; ездит много по России и за границу; жизнелюбив, по-прежнему
скромен и по-прежнему больше слушает и наблюдает, чем говорит сам. Слава
его непрестанно растет".
Важнейшими фактами биографии Чехова и его писательской деятельности
были поездка на Сахалин, медицинская практика и общественная деятельность
в Мелихове, работа по оказанию помощи голодающим крестьянам Нижегородской
губернии. Все это позволяло переосмысливать многое автору.
Несмотря на то, что уже не один десяток лет отделяет нас от времени,
когда жил и творил А. Чехов, его творчество по-прежнему остается для
нас актуальным. Взять хотя бы «Вишневый сад», который говорит не только
о своем времени, а о безвременье вообще, когда мы стоим на пороге нового.
По мнению исследователей, «литературная работа Чехова в том и заключалась,
что он в трудное для русского реализма время защищал классическую традицию,
поднял художественный образ на недосягаемую для «размывателей» высоту,
обновил и утвердил среди разброда и декадентских шатаний «конца века»
реалистический творческий метод, сделав его панорамным, охватившим всю
изменившуюся многоликую Россию. Для этого ему пришлось не просто продолжить
дело Льва Толстого и Тургенева, а отойти в сторону и начать все сначала,
то есть с новых оценок и переоценок, памятуя при этом об ориентирах
русской классики. Чехов – признанный мастер «малых» прозаических форм
– рассказа и повести, его достижения и открытия в этой сфере позволили
ему создать новаторские пьесы, где зрячая критика общественных и людских
недостатков сочетается с поэтичностью, лирической смелостью и глубиной.
Роман он так и не написал, да и время тому не способствовало».
«В Чехове Россия полюбила себя. Никто так не выразил её собирательный
тип, как он, не только в сочинениях своих, но, наконец, даже и в лице
своём, фигуре, манерах, и, кажется, образе жизни и поведении», - писал
В.В. Розанов. И для России А. Чехов навсегда останется великим художником
русской литературы, поэтом в прозе, писателем, гражданином, любящим
сыном своей великой России.