ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ГЕНЕРАЛЬНОГО
КОНСУЛА РОССИИ В ОШЕ Г. АГАСАРЯНА НА КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 180-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Уважаемые участники конференции!
Я рад, что Киргизско-российский факультет и Ошский гуманитарно-педагогический
институт вновь стал инициатором проведения конференции, затрагивающей
тему русской литературы, которая блистает своим многообразием. И благодарю
за приглашение участвовать в этом форуме.
Особое место занимают проблемы изучения великого наследия литературы
в школах и вузах. Здесь важная роль отведена преподавателям, которые
становятся проводниками в мир русской литературы. Труд учителя нелегок,
но он и почетный. Ведь именно от вас зависит этот путь, по которому
пойдут школьники и студенты, понравятся ли им герои литературных произведений,
найдут ли там они пример для своей жизни.
Сегодня мы вместе рассмотрим актуальные проблемы изучения наследия Михаила
Евграфовича Салтыкова-Щедрина в вузе и школе. Особо символично еще и
то, что наша конференция проходит в день 180-летия этого великого писателя.
Можно много говорить о творчестве человека, с чьим творчеством мы начинаем
знакомиться еще в школе по сказкам. Писатель, которого называют непревзойденным
мастером эзоповского языка, посредством юмора выражает свою гражданскую
позицию и протест против царящих в том обществе порядков и устоев. Этим
же самым он подает пример и своим читателям, не важно, в какое время
они проживают. Сквозь годы, писатель обращается к нам.
Но не только смешными сказками ограничивается его творчество, среди
его произведений немало и серьезных, заставляющих задуматься. И вновь
в немалой степени от учителя русского языка и литературы в школе или
вузе зависит, коснется ли мысль автора юного читателя, который сегодня
испытывает давление со стороны других идеалов, или она останется всего
лишь темой школьной программы, которую прошли и забыли.
Я желаю вам успеха в работе этой конференции, желаю новых открытий и
новой информации, чтобы вы смогли потом донести ее до своих учеников,
затронуть струны их души, прививая любовь к великому многообразию русской
литературы, которая на протяжении столетий вела людей к светлому, чистому
и доброму.
* * *
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН О РУССКОМ
НАРОДЕ, РУССКОЙ ПРИРОДЕ, О ВЕРОВАНИЯХ ЛЮДЕЙ
(доклад Генерального консула
Российской Федерации в Оше Г. Агасаряна)
Среди классиков русского реализма 19 века М.Е. Салтыков-Щедрин занимает
место непревзойденного художника слова в области социально-политической
сатиры. По мнению литературоведов именно этим определяется оригинальность
и значение его литературного наследия.
Его называли по-разному: демократ, социалист, просветитель. Современники
считали его «прокурором русской общественной жизни», «диагностом наших
общественных зол и недугов». Все это потому, что автор выступал суровым
обвинителем царящих порядков. Нам важно увидеть ту среду, в которой
он жил и творил, прочувствовать реальность времени, чтобы писатель,
стал нам близок, а не был бы еще одной фамилией в программе, которую
надо пройти.
Будучи выходцем из богатой помещичьей семьи, М. Салтыков, по собственному
свидетельству, не вынес из своего детства отрадных впечатлений. Обстановка
в доме была мрачной и безрадостной. Здесь он впервые столкнулся с ужасами
крепостной жизни. "Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах,
сближало меня с подневольною массой, - писал он впоследствии, вспоминая
годы своего детства. Эти строки из "Пошехонской старины" поясняют,
как глубоко запали в душу мальчика картины произвола.
Как и у многих писателей того времени, сюжеты для своих произведений
он видел собственными глазами, сталкиваясь с ними в повседневной жизни.
От того и тема жизни русского народа, обиды за него занимает в творчестве
М. Салтыкова-Щедрина центральное место.
Учась в Московском дворянском институте, он получил основательное гуманитарное
образование и изучил весь процесс воспитания чиновников, что пригодилось
ему, когда он впоследствии высмеивал их в своих сатирических образах.
Нельзя забывать о том, что М. Салтыков-Щедрин жил в обстановке демократического
подъема в России. По мнению литературоведа Арсена Урганта, Салтыков-Щедрин
с исключительной чуткостью воспринял веяния 60-х гг., дав в своем творчестве
синтез качеств художника, превосходно постигавшего социальную психологию
всего общества, и мыслителя-публициста, страстно отдававшегося борьбе
на общественной арене.
М. Салтыков понимает, что для построения справедливого общества недостаточно
лишь нравственного перевоспитания людей. Требуются еще ряд действий.
Это нашло свое выражение в его первых повестях - "Противоречия"
и "Запутанное дело", где он заявляет себя решительным противником
социального неравенства.
Огромную роль в его жизни сыграла «вятская ссылка» в которую он был
отправлен в апреле 1848 года за «вредный образ мыслей». Восемь лет в
заброшенном уездном городе стали для него, по признанию самого писателя,
«великой школой жизни». Здесь он стал чиновником особых поручений в
губернской администрации, и его служба была связана с постоянными разъездами,
встречами с различными людьми. Находясь на различных должностях в своей
жизни, он старался, насколько позволяли условия, как сам говорил «не
дать в обиду мужика». Все это найдет отражение в литературном творчестве
писателя.
Огромный опыт работы, изучение быта и нравов почти всех слоев общества
обогатили Салтыкова таким знанием жизни, каким обладали лишь немногие
русские писатели. Г. В. Плеханов считал его «одним из самых умных наблюдателей
и наилучшим изобразителем разных сторон русской действительности». Творчество
Салтыкова-Щедрина, охватившее сорокалетний период, дало правдивую картину
русской жизни.
Очень важно подчеркнуть момент, имеющий практическое значение для нас.
М. Салтыков пишет о том, что видел, и что прочувствовал. Этим объясняется
его успех и популярность. Так и педагоги не смогут достучаться до сердец
своих учеников, если не переживут и не воспримут близко к сердцу объясняемый
материал.
В условиях бурно начавшегося общественного подъема Салтыков создает
на основе богатых жизненных впечатлений свои знаменитые "Губернские
очерки". Эти очерки ярко обнаружили сатирический дар Салтыкова
и принесли ему большой успех. По словам современников, его стали сравнивать
с Гоголем и говорить, что он стал на путь еще более смелого и беспощадного
осуждения социального зла.
В "Губернских очерках" Салтыков живописно представил все
провинциальное чиновничество - от канцеляриста до губернатора – в образах
взяточников, вымогателей, бездельников, безжалостно грабивших народ.
Таким образом, он начал создавать галерею образов, ставших потом персонажами
его произведений, сказок. М. Салтыков быстро и верно умел подмечать
новое в экономике, политике, литературе. Это умение позволило ему раньше
других, уже в начале 70-х годов, создать яркие, типические образы. Сатирик
в совершенстве постиг язык так называемого «образованного» общества,
язык чиновников, адвокатов, либеральных писателей и журналистов, законодательных
учреждений и пародировал его в своих произведениях. На своем опыте он
превосходно постиг официальную и закулисную стороны высшей бюрократии,
и потому его сатирические стрелы так метко попадали в цель. Столь же
хорошо знал он речь народа, крестьян, язык русских летописей. Он был
очень чуток, внимателен к структуре родного языка, идиомам и поговоркам
и негодовал на либерально-буржуазных газетчиков, коверкавших речь в
угоду своим невзыскательным читателям. У него чрезвычайно сильно развито
чувство слова, огромен словарный запас, поразительно умение использовать
многозначность слов. Писатель умел выявить нужный смысловой оттенок
в слове, и с его помощью охарактеризовать любое жизненное явление, поведение
отдельного человека или целой социальной группы.
Н. Чернышевский назвал произведения Салтыкова «благородными и превосходными",
а ее автора - писателем "скорбным и негодующим". "Никто,
- писал он, - ...не карал наших общественных пороков словом, более горьким,
не выставлял перед нами наших общественных язв с большею беспощадностью".
Но излишне говорить, что автор критиковал лишь чиновничество. Он обращается
ко всем слоям общества. С едкой иронией Салтыков пишет в сказке о двух
генералах и мужике, что мужик хоть и показал себя молодцом, но тоже
становится объектом критики. Генералы заставляют этого здоровенного
мужика вить для самого себя веревку, чтобы не убежал. И тот исполняет
приказ. Трагизмом овеян этот контраст в жизни русского крестьянина:
между его самоотвержением в труде и способностью покорно сносить свою
участь. Деревня у Салтыкова-Щедрина какой он изобразил ее в "Современной
идиллии" - это деревня начала 80-х годов, она во власти предрассудков,
запугана, развращена.
В своих произведениях он сетует на пассивность людей, в чьих руках будущее.
Он говорит, что они могут жить лучше, если изменят что-либо в своей
жизни, но от них требуется действия. Везде он подчеркивает мысль, что
под лежачий камень вода течь не будет. В этом и своеобразие М. Салтыкова-Щедрина,
в его двусторонней сатире: на монархию и на политическую пассивность
народной массы. Описывая трагизм деревенской жизни, автор говорит, что
он усугубляется тем, что рядом с материальной бедностью шла духовная
бедность крестьянских масс, их политическая отсталость, помогавшая использовать
народ в качестве послушного орудия. В одном из своих произведений, писатель
отмечает, что «весна в разгаре, а сеять-то мужики и не зачинали, потому
что все ловят врагов».
М. Салтыков хочет показать своим читателям, что крепостничество обречено.
Это ярко выражается в произведении «Господа Головлевы», в образе Иудушки
Головлева: вся деградация человека, живущего за счет других. Ни одной
смягчающей ноты - таков расчет Салтыкова-Щедрина. Не мириться, а менять
положение дел.
Тема отношения писателя к русскому народу очень обширна, и в рамках
одного исследования трудно выразить и ее половину. Но важно понимание
принципов, которые должны быть переданы школьникам и студентам. Салтыков-Щедрин
открывает и осуждает пагубное влияние паразитизма на человеческий характер,
показывает неизбежность нравственного и физического разрушения такой
личности.
Для писателя Россия – это в первую очередь ее народ, судьба которого
пестра трагическими моментами.
М. Салтыков верит в Россию, в ее будущее. Да, сейчас настоящее оставляет
желать лучшего, но писатель живет надеждой. По мнению профессора филологического
факультета МГУ В. Хализева: «Вера в человеческое начало неизменно присутствует
у Салтыкова-Щедрина. Оно присутствовало даже в Порфирие Головлеве, но
проявилось только в финале, когда совершенные преступления стали приносить
боль. Вот что пишет М. Салтыков-Щедрин: «Последствием этого был не то
испуг, не то пробуждение совести, скорее даже последнее. К удивлению
оказывалось, что совесть не вовсе отсутствовала...» «И вот накануне
Великой пятницы, прослушав Евангелие, он вдруг впервые осознает всю
чудовищность расправы над Христом, осознает, что совершен неправый,
«кровавый суд над Истиной». Это открытие смутило его душу: страшное
прошлое, «двинулось навстречу, каждоминутно угрожая раздавить».
«Появилось желание спастись. Началось раскаяние, но своеобразное, при
котором слово «Прости» не произнесено ни перед Богом, ни перед людьми.
Для этого необходимо иное состояние души. Здесь же силы сгорели в адском
пламени преступлений, и потому он гибнет, прочувствовав муки ожившей
совести, но не испытав радостного душевного очищения после искреннего
покаяния и прощения, - говорит В. Хализев.
Автор зовет через человеческое изменение к изменению общему. В "Пошехонской
старине", своей предсмертной книге, он обращается к детям, "устроителям
грядущих исторических судеб" и говорит: "Не погрязайте в подробностях
настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего; ибо это своего рода
солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар обратился
бы в камень. Но давайте окаменеть и сердцам вашим, вглядывайтесь часто
и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего».
Не обходит вниманием автор и тему русской природы. Особенно яркий пример
подобного восприятия встречается в ранней повести "Противоречия":
"Я еще с детства симпатизировал с нашей сельскою природою, хотя
и нет ничего в ней такого, чем бы особенно можно было похвалиться".
Продолжая развивать картину типично русского пейзажа, он заключает описание
проникновенными строками: "Но я люблю ее, эту однообразную природу
русской земли, я люблю ее не для нее самой, а для человека, которого
воспитала она на лоне своем и которого она объясняет:.." Патриотическое
чувство, сочувствие страдающему народу, все эти идеалы теснейшим образом
переплетались в произведениях передовых русских писателей с глубокой
привязанностью к природе родного края. Не стал исключением и М. Салтыков-Щедрин.
Он подметил в “Пошехонской старине”, как разительно отличается поведение
русского человека летом и зимою: “Зимой, когда продавался лишний хлеб
и разные деревенские продукты, денег в обращении было больше, и их ”транжирили";
летом же дрожали над каждой копейкой, потому что в руках оставалась
только слепая мелочь... Поэтому зимы ждали с нетерпением, а летом уединялись".
Говоря же о религиозной жизни, чье влияние было сильно в России, то
писатель решительно выступает против фанатизма. В «Пошехонской старине»
он пишет, что религия порой только ухудшает положение дел. «В религиозный
мистицизм ударилась Аннушка, у которой сложился свой рабский кодекс
доброты и жаления. Эта тихая раба «по убеждению» свое желание нередко
оборачивала язвительными укорами против господ и судачила в кругу обступившей
ее толпы: «господа забылись!»; «бог рассудит, кому в рай, кому в ад».
Писатель всей душой любит Россию. Он желает ей и ее народу добра. Сколько
бы ни писал Щедрин, в какие бы новые темы ни вникал, но с годами его
тянуло к ранним впечатлениям семейного круга. К старости всегда хочется
вернуться «на круги своя», так как становится ясен весь пройденный жизненный
путь, фигуры современников предстают как законченные типы и смысл встреч
с ними вырисовывается без лукавства, во всем своем истинном достоинстве.
Эту ясность понимания жизни и хотелось передать другим.
Конечно, не все в творчестве Щедрина интересно сегодня. Очень важно
не пытаться подогнать литературу под чьи-то политические идеалы, а воспринимать
ее такой какая она есть.
Творчество Салтыкова-Щедрина навсегда вошло в сокровищницу русской и
мировой культуры. «Значение его сатиры,— писал М. Горький,— огромно
как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения
тех путей, по коим, должно было идти и шло русское общество. Невозможно
понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина».
Сатира Салтыкова-Щедрина имеет мировое художественное значение. Разоблаченные
им уродливые явления и образы действительности даны в таком обобщении,
что далеко перешагнули границы и рамки времени.
И Салтыков-Щедрин по-прежнему дорог нам как писатель, который своей
любовью к народу, честностью, желал сделать жизнь лучше, подавая тем
самым пример своим читателям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука, 1980.
2. Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 20-ти т., т. 9. М., 1970.
3. Кулешов В.И. История русской критики XVIII - начала XX веков. 4-е
изд., дораб. М.: Просвещение, 1991.
4. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века (1840-1860-е годы).
3-е изд., доп. М., 1981.
5. Хализев В.А. Салтыков-Щедрин в русской литературе. М., 1999.
6. Кирпотин В.Я. Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина.
М., 1957.
7. Оболенский В.А. Салтыков-Щедрин в своей семье. М.,1991
8. Макашин С.И. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников.
М., 1957.
9. Белоголовый Н.А. Из воспоминаний о М.Е. Салтыкове-Щедрине М.,1957.
10. Прокопенко З.Т. М.Е. Салтыков-Щедрин и И.А. Гончаров в литературном
процессе ХIХ века. Воронеж, 1989.
11. А. Ургант. Русская литература середины XIX века. М., 1998