Круглый стол
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ
В Оше, в Киргизско-Узбекском университете состоялся межвузовский
круглый стол «Роль культурного наследия в воспитании толерантности»,
посвященный Всемирному Дню развития культуры (ЮНЕСКО), ежегодно отмечаемому
21 мая.
Целью встречи стало содействие укреплению стабильности в регионе через
диалог и поддержку политики культурного разнообразия. В беседе участвовали
преподаватели ошских высших учебных заведений, а также представители
международных общественных организаций, НПО, в том числе и Узбекистана.
С приветственным словом к присутствующим обратился ректор КУУ, профессор
А. Исманжанов.
О роли русского языка, важности культурного многообразия и наследия
в воспитании духа толерантности рассказал в своем выступлении Генеральный
консул Российской Федерации в Оше Г.Агасарян (текст доклада приводится
ниже). В ходе работы «круглого стола» состоялась презентация учебного
пособия по культурологи «Средневековое искусство мусульманского Востока»
(автор профессор Э. Жоробекова), данное пособие получило высокую оценку
экспертной комиссии и рекомендовано министерством образования КР для
студентов вузов.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСУЛА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОШЕ Г. АГАСАРЯНА
Уважаемые участники "круглого стола"!
Тема, выбранная сегодня для обсуждения, чрезвычайно важна и актуальна.
Воспитание толерантности, терпимого отношения к другим нациям является
одной из основных задач современного общества. И культурное наследие
играет в этом огромную роль.
Если говорить научным языком, то сегодня культурное наследие – это не
только памятники культуры и истории, это и окружающая их среда, уникальные
историко-ландшафтные территории, инженерные сооружения, нравственные
идеалы, нормы поведения, языки, диалекты, традиции и обычаи. А также
фольклор, художественные промыслы и ремесла. Все то, что развивает такое
понятие, как национальная гордость. Известный немецкий общественный
деятель Роберт Белтц писал по этому поводу: «Объекты наследия являются
сокровищем нашей страны, и мы должны им гордиться. Более того, этот
тихий и впечатляющий язык отдаленного прошлого говорит с нами так властно»
Сегодня устойчивость общественного развития непосредственно связывается
с культурой. В документах и решениях ЮНЕСКО подчеркивается, что между
сообществами и культурой в целом должны существовать отношения, которые
бы характеризовались «прививкой» понятий «развитие» и «устойчивость»,
раскрывается содержание видов деятельности в области культуры, поддержка
которых может реформировать стратегии развития в XXI столетии1 (1Our
Creative Diversity: report of the World Commission on Culture and Development.
Paris, 1995; The Intergovernmental Conference on Cultural Policies for
Development (Stockholm, 30 March - 2 April 1998); World Culture Report
2000 "Cultural diversity, conflict and pluralism"; Всемирный
доклад по культуре. 1998 год. Культура, творчество и рынок. М., 2001)
Не секрет, что рост бескультурья, хамства и хулиганства - вот настоящий
бич всех современных обществ. Культура же, имеется в виду настоящая
культура, несет людям радость, красоту, правду, человечность, добро,
доставляет духовное наслаждение и пока люди своей нации будут трепетно
почитать своих гениев, они будут великим народом.
Но ни одна культура и ни один народ не может развиваться изолированно
от других. Не может быть человека, личности без определенного багажа
культуры, неотъемлемой частью которого является наследие прошлого, соединенное
с настоящим. И чем богаче это наследие, тем, безусловно, богаче общество
в целом, тем открытее оно для других, ведь культура существует на границах
взаимодействия этносов, впитывая в себя и их влияние.
В современную эпоху глобализации границы размываются, а нравственные
ценности подменяются псевдокультурой. И здесь возникает острая проблема:
как не отстать от объективного процесса глобализации, но при этом не
потерять свой национальный менталитет и суверенитет, самобытную и уникальную
культуру, те великие ценности, в которых выражается многовековой опыт
народного творчества и мудрости. Эти процессы сложны и порой болезненны.
Примером гармоничного решения данного вопроса можно назвать Японию,
удачно соединившую традиции и культурное наследие прошлого с потребностями
и запросами технологического и информационного общества. Но осознать,
кто мы есть сейчас и какими будем в обозримом будущем, — необходимо.
И в этом огромная роль принадлежит нашему богатому культурному наследию.
Десятилетие независимого развития показало, что без духовной культуры
и систематического воспитания молодежи в духе высоких жизненных ценностей
продвижение по пути материального благополучия едва ли будет успешным.
Прагматизм и успех культивируют ценности, далекие от духовности.
Ксенофобия, нетерпимость проистекает от того, что люди других национальностей
не знают и не понимают культуру своего соседа. И в решении этой проблемы
немалую роль сыграет просвещение. Оно нуждается в широкой пропаганде
и популяризации среди всех слоев общества через кино, телевидение, газеты
и журналы, разнообразные образовательные, научные и учебные программы.
И привитие бережного отношения не только к своей культуре и религии,
но и культурному наследию соседей. Человек, который не любит другую
культуру и свою любить не будет. Поэтому так важно не утверждать превосходство
одной культуры или нации над другой, а действовать по принципу «все
разные, но все равные». Не разжигать межнациональную рознь, даже на
бытовом уровне, а разрушать бытующие стереотипы о той или иной нации.
Примером может послужить то, что лучшие образцы мировой культуры, науки,
философии, литературы должны в полном объеме зазвучать на киргизском
языке. С другой стороны, богатое духовное наследие киргизского и других
народов, включая новейшие достижения в этой области, должно полноценно
«заговорить» на русском языке, который является триумфальной аркой в
мир науки.
Повторюсь, именно культурное наследие является важнейшей составляющей
развития духовной и образовательной сферы. Культурное наследие – это
питательная среда, формирующей сознание народа. Осознание же собственного
Я невозможно вне и независимо от собственной истории, ее героических
или трагических моментов, без боли и горечи за незаслуженно забытые
страницы или огромную радость от свершенных побед.
Находящиеся в глобализированном мире современная Россия и Киргизия –
это многонациональные государства, стремящееся к открытости для всего
мирового содружества, и культура здесь выступает как определяющая национальной
идентичности. Юг Киргизии, Ферганская долина – это многонациональный
регион и здесь есть богатейший материал для изучения культурного наследия
других национальностей. Почему бы не усилить работу в этом направлении,
вместо того, чтобы думать, какая из наций лучше и достойна развиваться,
а какая нет? Существует миф, что якобы есть радикальные различия между
народами, населяющими наши страны. Другой миф состоит в том, что утверждение
национальной идентичности возможно только через противопоставление –
мы против них. Но это только миф.
Символично и то, что конференция с такой темой проходит в дни, когда
мы вспоминаем о Победе в Великой Отечественной войне. Победе над фашистами,
которые считали неоспоримым превосходство одной нации над всеми другими
народами мира. Теми, кто хотел растоптать не только другие нации и культуры,
но и само звание человека.
Закончить свое выступление я хочу словами Президента России Владимира
Путина, произнесенными им на Параде Победы. Он сказал: «Сегодня мы обязаны
помнить, что в те суровые годы существовала реальная угроза порабощения
мира. И она возникла из-за недооценки опасности разрушительной нацистской
идеологии. И потому солидарность народов мира остается решающим, бесценным
ресурсом. А мир, свобода, добрососедство народов – оплотом справедливого
демократического мироустройства. Те, кто вновь пытается поднять повергнутые
стяги нацизма, кто сеет расовую вражду, экстремизм, ксенофобию – ведут
мир в тупик, к бессмысленным кровопролитиям и жестокости. И потому крах
фашизма должен стать уроком и предупреждением о неотвратимости возмездия».
Гарегин Агасарян,
Генеральный консул Российской Федерации в Оше