Круглый стол

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

В Оше, в Киргизско-Узбекском университете состоялся межвузовский круглый стол «Роль культурного наследия в воспитании толерантности», посвященный Всемирному Дню развития культуры (ЮНЕСКО), ежегодно отмечаемому 21 мая.
Целью встречи стало содействие укреплению стабильности в регионе через диалог и поддержку политики культурного разнообразия. В беседе участвовали преподаватели ошских высших учебных заведений, а также представители международных общественных организаций, НПО, в том числе и Узбекистана. С приветственным словом к присутствующим обратился ректор КУУ, профессор А. Исманжанов.
О роли русского языка, важности культурного многообразия и наследия в воспитании духа толерантности рассказал в своем выступлении Генеральный консул Российской Федерации в Оше Г.Агасарян (текст доклада приводится ниже). В ходе работы «круглого стола» состоялась презентация учебного пособия по культурологи «Средневековое искусство мусульманского Востока» (автор профессор Э. Жоробекова), данное пособие получило высокую оценку экспертной комиссии и рекомендовано министерством образования КР для студентов вузов.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСУЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОШЕ Г. АГАСАРЯНА

Уважаемые участники "круглого стола"!
Тема, выбранная сегодня для обсуждения, чрезвычайно важна и актуальна. Воспитание толерантности, терпимого отношения к другим нациям является одной из основных задач современного общества. И культурное наследие играет в этом огромную роль.
Если говорить научным языком, то сегодня культурное наследие – это не только памятники культуры и истории, это и окружающая их среда, уникальные историко-ландшафтные территории, инженерные сооружения, нравственные идеалы, нормы поведения, языки, диалекты, традиции и обычаи. А также фольклор, художественные промыслы и ремесла. Все то, что развивает такое понятие, как национальная гордость. Известный немецкий общественный деятель Роберт Белтц писал по этому поводу: «Объекты наследия являются сокровищем нашей страны, и мы должны им гордиться. Более того, этот тихий и впечатляющий язык отдаленного прошлого говорит с нами так властно»
Сегодня устойчивость общественного развития непосредственно связывается с культурой. В документах и решениях ЮНЕСКО подчеркивается, что между сообществами и культурой в целом должны существовать отношения, которые бы характеризовались «прививкой» понятий «развитие» и «устойчивость», раскрывается содержание видов деятельности в области культуры, поддержка которых может реформировать стратегии развития в XXI столетии1 (1Our Creative Diversity: report of the World Commission on Culture and Development. Paris, 1995; The Intergovernmental Conference on Cultural Policies for Development (Stockholm, 30 March - 2 April 1998); World Culture Report 2000 "Cultural diversity, conflict and pluralism"; Всемирный доклад по культуре. 1998 год. Культура, творчество и рынок. М., 2001)
Не секрет, что рост бескультурья, хамства и хулиганства - вот настоящий бич всех современных обществ. Культура же, имеется в виду настоящая культура, несет людям радость, красоту, правду, человечность, добро, доставляет духовное наслаждение и пока люди своей нации будут трепетно почитать своих гениев, они будут великим народом.
Но ни одна культура и ни один народ не может развиваться изолированно от других. Не может быть человека, личности без определенного багажа культуры, неотъемлемой частью которого является наследие прошлого, соединенное с настоящим. И чем богаче это наследие, тем, безусловно, богаче общество в целом, тем открытее оно для других, ведь культура существует на границах взаимодействия этносов, впитывая в себя и их влияние.
В современную эпоху глобализации границы размываются, а нравственные ценности подменяются псевдокультурой. И здесь возникает острая проблема: как не отстать от объективного процесса глобализации, но при этом не потерять свой национальный менталитет и суверенитет, самобытную и уникальную культуру, те великие ценности, в которых выражается многовековой опыт народного творчества и мудрости. Эти процессы сложны и порой болезненны. Примером гармоничного решения данного вопроса можно назвать Японию, удачно соединившую традиции и культурное наследие прошлого с потребностями и запросами технологического и информационного общества. Но осознать, кто мы есть сейчас и какими будем в обозримом будущем, — необходимо. И в этом огромная роль принадлежит нашему богатому культурному наследию. Десятилетие независимого развития показало, что без духовной культуры и систематического воспитания молодежи в духе высоких жизненных ценностей продвижение по пути материального благополучия едва ли будет успешным. Прагматизм и успех культивируют ценности, далекие от духовности.
Ксенофобия, нетерпимость проистекает от того, что люди других национальностей не знают и не понимают культуру своего соседа. И в решении этой проблемы немалую роль сыграет просвещение. Оно нуждается в широкой пропаганде и популяризации среди всех слоев общества через кино, телевидение, газеты и журналы, разнообразные образовательные, научные и учебные программы. И привитие бережного отношения не только к своей культуре и религии, но и культурному наследию соседей. Человек, который не любит другую культуру и свою любить не будет. Поэтому так важно не утверждать превосходство одной культуры или нации над другой, а действовать по принципу «все разные, но все равные». Не разжигать межнациональную рознь, даже на бытовом уровне, а разрушать бытующие стереотипы о той или иной нации. Примером может послужить то, что лучшие образцы мировой культуры, науки, философии, литературы должны в полном объеме зазвучать на киргизском языке. С другой стороны, богатое духовное наследие киргизского и других народов, включая новейшие достижения в этой области, должно полноценно «заговорить» на русском языке, который является триумфальной аркой в мир науки.
Повторюсь, именно культурное наследие является важнейшей составляющей развития духовной и образовательной сферы. Культурное наследие – это питательная среда, формирующей сознание народа. Осознание же собственного Я невозможно вне и независимо от собственной истории, ее героических или трагических моментов, без боли и горечи за незаслуженно забытые страницы или огромную радость от свершенных побед.
Находящиеся в глобализированном мире современная Россия и Киргизия – это многонациональные государства, стремящееся к открытости для всего мирового содружества, и культура здесь выступает как определяющая национальной идентичности. Юг Киргизии, Ферганская долина – это многонациональный регион и здесь есть богатейший материал для изучения культурного наследия других национальностей. Почему бы не усилить работу в этом направлении, вместо того, чтобы думать, какая из наций лучше и достойна развиваться, а какая нет? Существует миф, что якобы есть радикальные различия между народами, населяющими наши страны. Другой миф состоит в том, что утверждение национальной идентичности возможно только через противопоставление – мы против них. Но это только миф.
Символично и то, что конференция с такой темой проходит в дни, когда мы вспоминаем о Победе в Великой Отечественной войне. Победе над фашистами, которые считали неоспоримым превосходство одной нации над всеми другими народами мира. Теми, кто хотел растоптать не только другие нации и культуры, но и само звание человека.
Закончить свое выступление я хочу словами Президента России Владимира Путина, произнесенными им на Параде Победы. Он сказал: «Сегодня мы обязаны помнить, что в те суровые годы существовала реальная угроза порабощения мира. И она возникла из-за недооценки опасности разрушительной нацистской идеологии. И потому солидарность народов мира остается решающим, бесценным ресурсом. А мир, свобода, добрососедство народов – оплотом справедливого демократического мироустройства. Те, кто вновь пытается поднять повергнутые стяги нацизма, кто сеет расовую вражду, экстремизм, ксенофобию – ведут мир в тупик, к бессмысленным кровопролитиям и жестокости. И потому крах фашизма должен стать уроком и предупреждением о неотвратимости возмездия».

Гарегин Агасарян,
Генеральный консул Российской Федерации в Оше

Hosted by uCoz