|
К 130-летию со дня строительства
нового города Ош
ВРЕМЯ ТРУДОВЫХ
ПЯТИЛЕТОК И ПОДВИГОВ (1945-1985 гг.)
В годы послевоенных пятилеток производительные
силы города развиваются в соответствии с пятилетними планами развития
народного хозяйства Киргизской ССР и Ошской области. В 4-й пятилетке были
построены и введены в эксплуатацию Ошский авторемонтный завод (1947 г.),
производивший капитальный ремонт автомобилей, тракторов и двигателей к
ним, Ошский электромеханический завод, затем, в 5-й пятилетке - Ошский
кирпичный завод, в 6-й - литейно-механический, изготовлявший металлические
кровати и алюминиевую посуду.
Послевоенные годы - период быстрого промышленного развития юга Киргизии.
В Оше быстрыми темпами стали развиваться энергетика, промышленность строительных
материалов, машиностроение и металлообработка, сельское хозяйство, легкая,
пищевая, местная и деревообрабатывающая промышленности, транспорт, жилищно-коммунальное
хозяйство и служба быта.
Так, например, в это время начал действовать Ошский комбинат строительных
материалов, цех по производству керамзита. В 1959 году на основе объединения
ошских литейно-механического и моторемонтного заводов возник Ошский насосный
завод, производящий погружные глубинные насосы. В 1962 году вводится в
строй первый в области большой завод крупнопанельного домостроения, в
1963 году - завод железо-бетонных конструкций для гидротехнического строительства.
В этот период успешно действует шелкокомбинат имени ВЛКСМ, швейная фабрика
имени Крупской. В 1967 году был введен в действие хлопчатобумажный комбинат
имени 50-летия Октября. В 1978 году в Оше вступил в строй завод по производству
щебня и песка мощностью 40 тыс.куб.м в год, завершилась реконструкция
домостроительного комбината по выпуску деталей для строительства жилья,
мощностью до 75 тыс.куб.м.
Вся страна и город Ош строили социализм, свои планы и свершения воплощая
в цифры пятилеток, достигая при этом значительных успехов в своем развитии.
Так, например, в 1965 году объем производства валовой продукции промышленности
составил 370 млн.рублей. В городе действовали 24 средние и семилетние
школы и одна ошская областная школа-интернат, 2 детские музыкальные школы.
В них обучалось свыше 16,5 тыс. учащихся, работали 866 учителей с высшим
и средним специальным образованием. В 1962 году было сдано в эксплуатацию
современное двухэтажное здание Дома пионеров. В 60-х годах в Оше функционировали
сельхозтехникум, строительные и музыкальные училища, педагогический институт,
созданный в 1951 году на базе учительского института, основанного в 1939
году. Ошан обслуживали Дом культуры, Дом учителя, 16 клубов, 6 кинотеатров,
около 30 красных уголков, Ошский музыкально-драматический театр, музей,
12 библиотек, типография. Издаются газеты на русском, кыргызском, узбекском
языках. Коренным образом улучшилось медицинское обслуживание. В середине
60-х годов работали свыше 500 человек медицинского персонала, из них 210
специалистов-медиков с высшим образованием. В 1966 году в Оше имелось
6 больниц, родильный дом, 5 поликлиник, 8 аптек, детских садов и яслей-
31, с охватом 1,5 тыс. детей, а также свыше 160 магазинов и ларьков, 70
столовых, буфетов, чайных, лагманных, ресторанов. Налаживалось благоустройство
жилищного фонда и улиц, улучшилось электроснабжение и служба быта. Только
на благоустройство города в 1962-65 годах израсходовано более 2,5 млн.
рублей. Значительное развитие получили почта, радиосвязь, телефон, телеграф.
В 1959 году вступила в строй автоматическая телефонная станция на 1,8
тыс.номеров, а также междугородная телефонная станция.
Установлена радиорелейная связь с городом Фрунзе. В 1968 году организована
областная редакция по телевидению и радиовещанию, с 1970 года ведутся
передачи из Оша.
Успешно развивался городской транспорт. Если в 1949 году в Оше работало
10 автобусов и около 40 легковых автомобилей, то в 1965 году пассажирскими
перевозками были заняты свыше 200 автобусов и около 280 легковых пассажирских
такси. В 1965 году была открыта новая транстяньшанская автомобильная магистраль
Фрунзе-Ош, протяженностью 600 км, соединившая юг Киргизии с ее северной
частью. Увеличился общий грузооборот Ошской железнодорожной станции, в
1965 году по сравнению с 1940 годом - в 4,5 раза. Возросла роль воздушного
транспорта. 12 июня 1963 года в Ошском аэропорту впервые сделал посадку
воздушный лайнер ИЛ-18, совершивший перелет по линии Фрунзе-Ош, а в 1965
году - самолет АН-24. В 1966 году была введена в эксплуатацию авиалиния
Ош-Москва. В областном центре было построено современное здание аэропорта
со всеми необходимыми коммуникациями, что дало возможность осуществлять
регулярные рейсы по самым различным направлениям республиканского и всесоюзного
значения.
К 70-м годам территория города расширилась в среднем более чем в 4,5 раза.
Если в предоктябрьский период Ош занимал площадь около 10 кв.км, то в
1965 году - уже 68 кв.км.
В 10-й пятилетке в Оше имелось 27 крупных промышленных предприятий, 20
строительно-монтажных, 15 транспортных организаций, всего 350 предприятий,
учреждений, школ и вузов.
В конце 70-х и в начале 80-х годов по всей стране, в том числе и в Оше,
велась большая работа по развертыванию на предприятиях и в учреждениях
социалистического соревнования, созданию на крупных предприятиях коммунистических
бригад.
В то время ударно трудились коллективы шелкокомбината (директор Качкынбаев),
домостроительного комбината (начальник Калинин), автобазы № 4 (начальник
Кадырканов), горпромторга (директор Потемкина).
Кроме того, своими министерствами была отмечена деятельность коллективов
сантехуправления треста «Южремстрой» (начальник Мухлисов), треста «Ошстрой»
(начальник Фишер).
С каждым годом тогда увеличивались ассигнования на экономическое и социальное
развитие Оша, на дальнейшее улучшение жизненного уровня его населения.
Краше и благоустроеннее становились улицы города Ош, увеличивалась площадь
зеленых насаждений…
(продолжение следует)
Софья НУРМАТОВА,
по материалам архивов Ошской области.
|