К 130-летию со дня строительства нового города
Ош
ЧТО ИМЕЛИ К ПЕРЕСТРОЙКЕ
Промышленность. Ош в 1985 году - крупный экономический центр
области. Здесь производилось 34,1 % всей промышленной продукции, 60
% всех товаров народного потребления выпускаемых на юге. В сфере материального
производства, в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи,
торговле и общественном питании было занято свыше 67 % рабочих и служащих
города. В городе работало 24 промышленных предприятия, на которых насчитывалось
более 70 тыс. человек.
Одна из важнейших отраслей промышленности города - легкая, на ее долю
приходится 70,7% всей валовой продукции. Здесь функционируют предприятия
союзно-республиканского значения: хлопчато-бумажное производственное
объединение имени 50-летия Октября, шелкокомбинат имени ВЛКСМ, швейная
фабрика, гренажный завод.
Из предприятий машиностроения и металлообработки в Оше действуют: насосный
завод союзного значения, авторемонтный завод.
Что касается пищевой отрасли, то здесь действуют мясоконсервный комбинат,
хлебозавод в составе производственного объединения «Ошхлебпром», комбинат
хлебопродуктов, молочный, водочный заводы, плодоовощной комбинат и другие.
Об энергетике. Ее развитие началось с 1913 года, когда в районе новой
части города на арыке Яккалик была построена небольшая ГЭС. На станции
была установлена гидротурбина типа «Френсис» мощностью 10 и 55 кВт.
После Октябрьской революции обе станции были национализированы и в 1921
году были переданы в введение отдела коммунального хозяйства города.
По ленинскому плану ГОЭЛРО на этой реке предполагалось строительство
ряда ГЭС общей мощностью 25 тыс.л.с. Введенная в эксплуатацию в конце
20-х годов Ошская коконо-мотальная фабрика стала основным потребителем
электроэнергии, получаемой от ГЭС. Через некоторое время фабрике потребовалось
больше энергии, для этих целей было использовано оборудование ГЭС-2,
разрушенное басмачами. Мощность новой ГЭС с дополнительным оборудованием
теперь достигла 120 кВт.
В 1934 году для энергоснабжения ошского Дома отдыха устанавливается
дизельная электростанция с нефтяным двигателем внутреннего сгорания
мощностью 13,3 кВт и с генератором мощностью 8 кВт…
Для обеспечения строящегося в Оше хлопчато-бумажного комбината, других
предприятий и жилищного фонда города электрической и тепловой энергией
в 1963 году начато строительство Ошской теплоцентрали, проект выполнил
институт «Промэнергопроект», мощность ТЭЦ определена в 500 тыс.кВт.
Выработка электроэнергии без учета на собственные нужды - 557,8 тыс.кВт/ч.
1-й турбоагрегат введен в строй в 1966 году, 2-й - в 1968 году. Энергия
ТЭЦ выдается потребителям на напряжении 6; 35; 110 кВ. В дальнейшем,
с переходом на централизованное электроснабжение, часть небольших станций
была демонтирована. В будущем, в связи с увеличением электропотребления
за счет развития города, запланировано расширение Ошской ТЭЦ и усиление
связей с объединенной энергосистемой Средней Азии.
Транспорт. В древние времена Ош, расположенный на Великом
Шелковом пути, служил отправным пунктом и перевалочной базой для различных
торговых караванов.
После вхождения края в состав России стали прокладываться колесные дороги,
почтово-торговые тракты, однако до Октябрьской революции пути сообщения
Оша с другими населенными пунктами состояли из традиционных караванных
и скотоперегонных дорог и дорог для гужевого транспорта. Первая железнодорожная
линия Ош-Карасу была построена в годы первых пятилеток. Она связала
Ош с Ферганским железнодорожным кольцом и со всеми экономическими районами
СССР. Из города и пригородных хозяйств железной дорогой вывозится продукция
сельского хозяйства, машиностроения, товары народного потребления и
др., ввозится цемент, деловая древесина, нефтепродукты, минеральные
удобрения и др. Однако, основная часть городских, внутриобластных, внутриреспубликанских,
межреспубликанских перевозок, связанных с областным центром, осуществляется
автомобильным транспортом.
В городе работают Памирское производственное автотранспортное объединение,
Южный производственный автотрест, ведомственные автобазы облпотребсоюза,
«Ошагропромстроя» и др.
В 1983 году автомобильным транспортом общего пользования перевезено
69,9 млн.пассажиров, что составляет 46,5% всех пассажиро-перевозок,
осуществленных автотранспортом области.
В Оше городской автобус ходит с 1940 года. В 1984 году было уже 13 автобусных
маршрутов (372,3 км). Междугородным автобусом Ош в 1985 г. связан с
15 районными центрами и всеми городами области, с городами и районами
Узбекской и Таджикской ССР. Имеется 23 пригородных маршрута протяженностью
564 км. Троллейбусная линия была пущена в 1976 году, в 1984 году в Оше
ежедневно по 18 городским маршрутам протяженностью 220, 8 км курсировали
130 легковых, 80 маршрутных такси.
Воздушный транспорт начал развиваться в конце 20-х годов. Ошский аэропорт
действует с 1928 года. Авиалинии связывают в 1985 г. город Ош с более
чем 20 населенными пунктами, в том числе и Москвой, Фрунзе, Ташкентом,
Алма-Атой, Самаркандом, Баку, Сочи и др. Функционируют также местные
воздушные линии: Караван-Ош-Фрунзе, Кызыл-Кия-Ош-Фрунзе-Чолпон-Ата-Ташкент,
Джалал-Абад-Ош- Фрунзе-Чолпон-Ата - Ташкент и др. Эти линии обслуживались
самолетами гражданской авиации типа Як-40, Ан-2.
В 1974 году был построен новый аэропорт. В 1984 году ежедневно отправлялось
и принималось более 1,8 тыс. пассажиров.
Строительство. В городе Оше действуют свыше 30 строительных
и ремонтно-строительных организаций. Возведение жилых и промышленных
зданий, объектов культурно-бытового значения осуществляют домостроительный
комбинат, тресты «Ошстрой», «Юждортрансстрой» и другие организации.
В 1983 году было введено в действие основных производственных фондов
на 30,5 млн.рублей, а за счет колхозов и межхозяйственных предприятий
- на 416 тыс. рублей. Ежегодно вводится более 50 тысяч кв.м. жилья.
Строительными материалами снабжают домостроительный комбинат, объединение
«Ошстройматериалы» и другие организации.
ЖКХ и служба быта. Коммунальным хозяйством ведает в
основном комбинат коммунальных предприятий и благоустройства.
Горожанам за год оказывается коммунальных услуг в среднем на сумму около
2 млн.рублей. Более 3 млн.рублей бюджетных ассигнований расходуется
на благоустройство.
Бытовые услуги населению оказывает комбинат бытовых услуг. В его составе
53 парикмахерские, 9 бюро добрых услуг, 4 пункта проката и др.- в 1984
году всего 103 бытовые точки. Действуют объединения «Ошоблбытрадиотехника»,
«Облхимчистка», завод «Рембыттехника», фабрика «Бытмебель», «Индпошив
одежды», «Обувщик», Дом быта, фотокомбинат, студия звукозаписи. В 1985
году каждому жителю было оказано услуг более чем на 660 рублей.
Торговля и общественное питание. В 1985 году в городе
было свыше 490 предприятий розничной торговли, общий товарооборот которых
составил более 182, 6 млн. рублей. Торговлю промышленными товарами осуществляют
магазины торгового объединения «Горпромторг», в составе которого 4 магазина
готовой одежды, 2 обувных, 11 хозяйственных, 19 галантерейных, трикотажных,
парфюмерных и других специализированных магазинов.
Универмаги «Айчурек», «Гулькайыр» и «Ош» были оснащены современным оборудованием
и обслуживали покупателей на уровне больших универмагов во Фрунзе и
Москве.
Продовольственные товары реализуют магазины торгового объединения ошского
горпищеторга, крупные гастрономы «Универсам», «Киргизстан», «Ширин»
и другие.
Функционируют 12 книжных магазинов и 3 комиссионных.
Торговлю овощами и фруктами осуществляют государственные магазины и
магазины кооперативной системы, действуют также рынок «Ошский», 6 ресторанов
и 14 кафе в составе треста «Общепит».
С. НУРМАТОВА,
по материалам Ошских архивов.