К 130-летию со дня строительства нового города Ош

ЧТО ИМЕЛИ К ПЕРЕСТРОЙКЕ

Промышленность. Ош в 1985 году - крупный экономический центр области. Здесь производилось 34,1 % всей промышленной продукции, 60 % всех товаров народного потребления выпускаемых на юге. В сфере материального производства, в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, торговле и общественном питании было занято свыше 67 % рабочих и служащих города. В городе работало 24 промышленных предприятия, на которых насчитывалось более 70 тыс. человек.
Одна из важнейших отраслей промышленности города - легкая, на ее долю приходится 70,7% всей валовой продукции. Здесь функционируют предприятия союзно-республиканского значения: хлопчато-бумажное производственное объединение имени 50-летия Октября, шелкокомбинат имени ВЛКСМ, швейная фабрика, гренажный завод.
Из предприятий машиностроения и металлообработки в Оше действуют: насосный завод союзного значения, авторемонтный завод.
Что касается пищевой отрасли, то здесь действуют мясоконсервный комбинат, хлебозавод в составе производственного объединения «Ошхлебпром», комбинат хлебопродуктов, молочный, водочный заводы, плодоовощной комбинат и другие.
Об энергетике. Ее развитие началось с 1913 года, когда в районе новой части города на арыке Яккалик была построена небольшая ГЭС. На станции была установлена гидротурбина типа «Френсис» мощностью 10 и 55 кВт. После Октябрьской революции обе станции были национализированы и в 1921 году были переданы в введение отдела коммунального хозяйства города. По ленинскому плану ГОЭЛРО на этой реке предполагалось строительство ряда ГЭС общей мощностью 25 тыс.л.с. Введенная в эксплуатацию в конце 20-х годов Ошская коконо-мотальная фабрика стала основным потребителем электроэнергии, получаемой от ГЭС. Через некоторое время фабрике потребовалось больше энергии, для этих целей было использовано оборудование ГЭС-2, разрушенное басмачами. Мощность новой ГЭС с дополнительным оборудованием теперь достигла 120 кВт.
В 1934 году для энергоснабжения ошского Дома отдыха устанавливается дизельная электростанция с нефтяным двигателем внутреннего сгорания мощностью 13,3 кВт и с генератором мощностью 8 кВт…
Для обеспечения строящегося в Оше хлопчато-бумажного комбината, других предприятий и жилищного фонда города электрической и тепловой энергией в 1963 году начато строительство Ошской теплоцентрали, проект выполнил институт «Промэнергопроект», мощность ТЭЦ определена в 500 тыс.кВт. Выработка электроэнергии без учета на собственные нужды - 557,8 тыс.кВт/ч. 1-й турбоагрегат введен в строй в 1966 году, 2-й - в 1968 году. Энергия ТЭЦ выдается потребителям на напряжении 6; 35; 110 кВ. В дальнейшем, с переходом на централизованное электроснабжение, часть небольших станций была демонтирована. В будущем, в связи с увеличением электропотребления за счет развития города, запланировано расширение Ошской ТЭЦ и усиление связей с объединенной энергосистемой Средней Азии.
Транспорт. В древние времена Ош, расположенный на Великом Шелковом пути, служил отправным пунктом и перевалочной базой для различных торговых караванов.
После вхождения края в состав России стали прокладываться колесные дороги, почтово-торговые тракты, однако до Октябрьской революции пути сообщения Оша с другими населенными пунктами состояли из традиционных караванных и скотоперегонных дорог и дорог для гужевого транспорта. Первая железнодорожная линия Ош-Карасу была построена в годы первых пятилеток. Она связала Ош с Ферганским железнодорожным кольцом и со всеми экономическими районами СССР. Из города и пригородных хозяйств железной дорогой вывозится продукция сельского хозяйства, машиностроения, товары народного потребления и др., ввозится цемент, деловая древесина, нефтепродукты, минеральные удобрения и др. Однако, основная часть городских, внутриобластных, внутриреспубликанских, межреспубликанских перевозок, связанных с областным центром, осуществляется автомобильным транспортом.
В городе работают Памирское производственное автотранспортное объединение, Южный производственный автотрест, ведомственные автобазы облпотребсоюза, «Ошагропромстроя» и др.
В 1983 году автомобильным транспортом общего пользования перевезено 69,9 млн.пассажиров, что составляет 46,5% всех пассажиро-перевозок, осуществленных автотранспортом области.
В Оше городской автобус ходит с 1940 года. В 1984 году было уже 13 автобусных маршрутов (372,3 км). Междугородным автобусом Ош в 1985 г. связан с 15 районными центрами и всеми городами области, с городами и районами Узбекской и Таджикской ССР. Имеется 23 пригородных маршрута протяженностью 564 км. Троллейбусная линия была пущена в 1976 году, в 1984 году в Оше ежедневно по 18 городским маршрутам протяженностью 220, 8 км курсировали 130 легковых, 80 маршрутных такси.
Воздушный транспорт начал развиваться в конце 20-х годов. Ошский аэропорт действует с 1928 года. Авиалинии связывают в 1985 г. город Ош с более чем 20 населенными пунктами, в том числе и Москвой, Фрунзе, Ташкентом, Алма-Атой, Самаркандом, Баку, Сочи и др. Функционируют также местные воздушные линии: Караван-Ош-Фрунзе, Кызыл-Кия-Ош-Фрунзе-Чолпон-Ата-Ташкент, Джалал-Абад-Ош- Фрунзе-Чолпон-Ата - Ташкент и др. Эти линии обслуживались самолетами гражданской авиации типа Як-40, Ан-2.
В 1974 году был построен новый аэропорт. В 1984 году ежедневно отправлялось и принималось более 1,8 тыс. пассажиров.
Строительство. В городе Оше действуют свыше 30 строительных и ремонтно-строительных организаций. Возведение жилых и промышленных зданий, объектов культурно-бытового значения осуществляют домостроительный комбинат, тресты «Ошстрой», «Юждортрансстрой» и другие организации.
В 1983 году было введено в действие основных производственных фондов на 30,5 млн.рублей, а за счет колхозов и межхозяйственных предприятий - на 416 тыс. рублей. Ежегодно вводится более 50 тысяч кв.м. жилья. Строительными материалами снабжают домостроительный комбинат, объединение «Ошстройматериалы» и другие организации.
ЖКХ и служба быта. Коммунальным хозяйством ведает в основном комбинат коммунальных предприятий и благоустройства.
Горожанам за год оказывается коммунальных услуг в среднем на сумму около 2 млн.рублей. Более 3 млн.рублей бюджетных ассигнований расходуется на благоустройство.
Бытовые услуги населению оказывает комбинат бытовых услуг. В его составе 53 парикмахерские, 9 бюро добрых услуг, 4 пункта проката и др.- в 1984 году всего 103 бытовые точки. Действуют объединения «Ошоблбытрадиотехника», «Облхимчистка», завод «Рембыттехника», фабрика «Бытмебель», «Индпошив одежды», «Обувщик», Дом быта, фотокомбинат, студия звукозаписи. В 1985 году каждому жителю было оказано услуг более чем на 660 рублей.
Торговля и общественное питание. В 1985 году в городе было свыше 490 предприятий розничной торговли, общий товарооборот которых составил более 182, 6 млн. рублей. Торговлю промышленными товарами осуществляют магазины торгового объединения «Горпромторг», в составе которого 4 магазина готовой одежды, 2 обувных, 11 хозяйственных, 19 галантерейных, трикотажных, парфюмерных и других специализированных магазинов.
Универмаги «Айчурек», «Гулькайыр» и «Ош» были оснащены современным оборудованием и обслуживали покупателей на уровне больших универмагов во Фрунзе и Москве.
Продовольственные товары реализуют магазины торгового объединения ошского горпищеторга, крупные гастрономы «Универсам», «Киргизстан», «Ширин» и другие.
Функционируют 12 книжных магазинов и 3 комиссионных.
Торговлю овощами и фруктами осуществляют государственные магазины и магазины кооперативной системы, действуют также рынок «Ошский», 6 ресторанов и 14 кафе в составе треста «Общепит».

С. НУРМАТОВА,
по материалам Ошских архивов.

Hosted by uCoz