|
Геополитика
НА КОГО ДЕЛАТЬ СТАВКУ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ?
Что конкретно изменилось во внешней политике
РФ в ЦА, отвечает руководитель службы стратегического планирования Ассоциации
приграничного сотрудничества Александр Собянин.
Политика России развернулась радикально, по некоторым позициям – фактически
на 180 градусов. Обратите внимание - очень напряженные и конфликтные отношения
Кыргызстана и Таджикистана с Узбекистаном теперь происходят без таких
катастрофических последствий, как раньше. Причина простая – все три независимых
в рамках ЕврАзЭС.
Считаю, произошли большие и позитивные подвижки в миграционной политике.
Запретительные по своей сути подходы МВД России к трудовой миграции сменились
на понимание важности для экономики трудовых мигрантов.
Поскольку мои партнеры из Кыргызстана и Узбекистана активно интересуются
этим вопросом, хотелось бы прояснить ряд важных моментов.
Первое. Закон не говорит о соотечественниках исключительно славянских
национальностей, там формулировки гораздо мягче, хотя, конечно, по факту
славянам переселяться будет легче.
Второе. Речь не идет о финансовой помощи в переселении, скажем в Москву,
Санкт-Петербург или Екатеринбург. Речь идет в первую очередь о сибирских
и дальневосточных регионах. Те, кто просто решит принять российское гражданство,
но хочет поехать в регионы Центральной России, сделают это без проблем,
но и без финансовой поддержки. Именно в центральных регионах России и
происходят обычно притеснения иммигрантов на почве национальной вражды.
В Сибири и на Дальнем Востоке этого практически нет этого практически
нет. Добавлю, что сибирские и дальневосточные регионы землячества киргизстанцев
помогают соотечественникам быстрее адаптироваться к России. А в центральных
регионах – это зачастую лоббирование интересов отдельных киргизов-бизнесменов
или фольклорно-культурная деятельность.
Ранее Россия несколько утилитарно использовала фактор соотечественников
как фактор давления в диалоге с постсоветскими странами. А сейчас во многих
регионах Сибири местные администрации не нарадуются на киргизские землячества:
и такой суеты нет с метаниями домой и обратно (киргизы, как правило, быстро
стараются привезти семьи к себе, принять российское гражданство), и участия
в наркоторговле или иных преступлениях радикально меньше, чем у других
землячеств из некоторых среднеазиатских государств.
Как мягкие именно к этническим киргизам-мигрантам регионы я бы выделил
Томскую, Новосибирскую, Иркутскую, Читинскую области, республика Якутия
и Бурятия, Красноярский и Камчатский края. В Хакассии и Алтайском крае
тоже хорошее отношение, но там нет денег и работы. Да не только киргизам,
но и русским киргизстанцам на Урале и в Сибири легче адаптироваться. Только
не надо ехать в Москву.
Кроме того, до 1 января 2007 года граждане четырех государств Белоруссии,
Киргизстана, Казахстана и Таджикистана имеют право на упрощенную схему
принятия российского гражданства. Поэтому я бы дал совет тем, кто думает
об отъезде в Россию: не спешите давать взятки милиционерам или паспортисткам,
восстановите сначала контакты с прежними друзьями, кто уже уехал и адаптировался
в России. Найдите друзей своих родителей и родственников. Сделайте все
по закону – через 3-4 месяца получите нормальный российский паспорт.
На кого сегодня Кремль делает ставку в регионе?
Военную ставку – на Таджикистан и Киргизстан, несколько меньше на Казахстан.
России важно сохранить афганских таджиков в сфере партнерства, а также
через киргизов воспрепятствовать третьим странам создать военную базу
в Ферганской долине.
Ставку политическую – на Казахстан, это безусловно. Причем Казахстан по
факту партнерства с Россией нужно выделить не из числа среднеазиатский
государств, а во всем СНГ.
Помимо Казахстана, экономическая ставка делается на Туркменистан и Узбекистан.
Без этих двух республик желание ряда высших российских руководителей создать
«газовый ОПЕК» нереализуемо.
|