РОССИЯ ДОЛЖНА ПОМОГАТЬ РУССКИМ
ВЕЗДЕ
На сегодня эксперты оценивают количество русскоязычного населения,
проживающего за рубежом, в 20-30 млн.человек. По оценочным данным, после
1991 года из стран СНГ и Балтии в Россию вернулись 13-17 млн. русских.
Наиболее крупные русские диаспоры расположены на Украине, где 8,3 млн.считают
себя русскими, а 14,3 млн.называют родным русский язык, в Казахстане
- около 6 млн., Белоруссии - порядка 1,2 млн.и в Узбекистане - около
1 млн.
С учетом теперешних мировых процессов, принимающих характер отхода от
самоидентификации геополитических общностей по идеологически-блоковому
принципу и стремящихся к установлению в качестве обобщающих признаков
националистическую и религиозную основу в рамках «цивилизации», большее,
чем раньше, значение приобретают миграционные процессы.
По-видимому, миграции национальных общностей в этом разрезе могли бы
послужить своеобразной «лакмусовой бумажкой» - тем индикатором, который
сигнализирует о стабильности и благополучии или, напротив, нестабильности
и динамике (необязательно положительной) состояния какой-либо страны
в рамках общемировой меняющейся картины мира.
Простой пример. Если из какой-либо бывшей республики СНГ вдруг уезжает
много русских, это можно расценивать как неблагоприятный фактор оказываемого
на них давления, а значит, напряженности внутри страны. Например, первая
волна переселенцев из Казахстана, антирусские демарши на Украине и другие
подобные вещи всегда хорошо заметны в силу общественного резонанса.
Конечно, миграционные движения зависят от многих дополнительных факторов,
которые могут ускорять или замедлять эти процессы, или предупреждать
и смягчать их. Именно на смягчение процесса миграции и первоначального
периода пребывания в Росси была направлена инициатива российского руководства,
воплотившаяся в указе президента РФ Владимира Путина от 26 июня «Вопросы
Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по
оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом».
В рамках этой инициативы, подписанной Владимиром Путиным в июне 2006
года, 12 пилотных регионов России должны принять участие в федеральной
программе переселения соотечественников из стран СНГ. Программа, рассчитанная
на период с 2007 по 2012 год, была призвана наполнить регионы квалифицированными
специалистами из стран СНГ, а на ее реализацию планировалось выделить
17 млрд. руб. Эти средства пошли бы на оплату переезда, приобретение
жилья и подъемные. Уже в 2007 году планировалось привлечь в Россию 100
тыс.человек, в том числе 40 тыс. трудоспособных.
К 1 сентября 2006 года 12 пилотных регионов должны были подать заявки
о численности иностранцев, которых они готовы принять. Рапорты оттуда,
не скрывая наличия различных проблем, в целом все же показали, что большинство
регионов начали работу по оценке и подготовке к приему переселенцев.
Например, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин сообщил, что в
регионе все готово к приему 7300 соотечественников из стран СНГ, -им
будут предоставлены льготы, в том числе по ипотеке, и возможность трудоустройства
с зарплатой до 25 тыс.рублей. Губернатор Калининградской области Георгий
Боос выразил готовность принять за десять лет до 300 тыс.переселенцев.
Тем не менее оказалось, что некоторые внешние факторы препятствуют развитию
миграционных процессов в предусмотренном программой направлении. Оказалось,
что потенциальные российские переселенцы пока не испытывают слишком
сильного давления в СНГ и полностью переселяться пока не собираются.
Например, в Калининградскую область, которая уже сейчас готова принять
не менее 10 тыс.человек, пока подали всего 596 заявок. Правда, эксперты
высказывают опасения о том, что заявок мало, потому что информационное
сопровождение программы в странах СНГ слабое.
К тому же страны пребывания переселенцев на поверку отнюдь не горят
особым желанием расставаться с квалифицированными кадрами, которые представляют
собой в большинстве случаев русские общины.
Так, на Украине и в Казахстане началось мощное противодействие переселению.
В Казахстане, несмотря на отсутствие официальной публичной реакции и
выступления славянских казачьих общин и других организаций «русского
фактора» в местных СМИ открылась яростная дискуссия. По сведениям газеты
«КоммерсантЪ», «казахи жутко возмутились и стали выпускать заказные
статьи с лозунгами «Не пустим!» Патриотическое крыло казахской элиты
также считает, что ценные кадры должны оставаться на родине: с 1993
года из Казахстана уже уехали более двух млн.человек.
Источник газеты в Кремле сообщает, что подобная ситуация сложилась на
Украине. «По ведомственным каналам нам ясно дали понять. Что отток русских
из Украины нежелателен», - цитирует газета. Глава Комитета Верховной
Рады по делам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных
отношений Леонид Грач заявил журналистам, что отъезд этнических русских
крайне невыгоден Украине: «В любом случае для Украины отъезд 10-12 млн.этнических
русских станет катастрофой в научном, техническом и межнациональном
плане. Поэтому допустить этого, конечно, нельзя».
Эти опасения понятны, ведь с возможным оттоком русских страны СНГ потеряют
ценные инженерно-технические кадры, на которые в первую очередь падает
ответственность за технико-экономическую модернизацию этих стран, необходимую
в современном мире для сохранения (или приобретения) статуса «цивилизованных».
Хотя есть и второй тип реакции, при котором ставка делается на другой
«русский фактор», Так, на идею возвращения откликнулись Киргизия, Узбекистан
и Таджикистан. По мнению некоторых экспертов, дело может состоять в
том, что русские граждане этих республик, имеющие там семьи и родственников,
но работающие в России. Способны серьезно пополнить их бюджеты. Например.
Таким путем в бюджет Киргизии, по разным оценкам, поступает от $300
до $500 млн., что сравнимо с размером самого бюджета страны.
Итак, миграция русских переселенцев пока не набрала значительных оборотов,
хотя Россия уже постаралась не только выяснить свои возможности принять
и обустроить своих соотечественников, но и предприняла реальные шаги
в этом направлении. При этом выяснилось, что в принципе ни одна из стран
СНГ не горит желанием выталкивать русских - они при зрелом размышлении
оказались слишком ценными кадрами для стран пребывания как в кадровом
и социально-экономическом аспекте, так, в некоторых странах, и с точки
зрения межнациональной политики (как, например, на Украине и в Белоруссии).
К этому можно добавить, что программа переселения, очевидно, продумана
недостаточно. Она, конечно. сыграет свою роль, в том числе в качестве
пиар-акции по поддержанию «боевого духа» россиян за рубежом, и даст
понять, что Россия готова принять русских и не забыла о них.
В сложившейся ситуации России нужно очень осмысленно подойти к вопросу
миграции соотечественников. Ведь в ее окружении существуют территории,
которые не только имеют большой вес русского населения, но и сильнейшие
исторические взаимосвязи, доходящие до фактической принадлежности к
России. Русские переселенцы, конечно, могут безболезненно для России
покинуть некоторые азиатские страны, но уезжать, например, из Казахстана
и с Кавказа (Армении, Грузии, Азербайджана) не имеет большого смысла.
Напротив, Россия должна поддерживать своих соотечественников, добиваться
предоставления им ПОЛНЫХ прав и в первую очередь добиваться в Казахстане,
на Украине и Прибалтике введения статуса русского языка как государственного.
Ведь русские живут на этих территориях еще со времен Российской империи,
из которой вышли эти нынешние государства.
На Украине, в Белоруссии, Казахстане, других соседних странах живут
30 млн. русских людей, которые вправе чувствовать за своей спиной поддержку
и существование России. Эти надежды нельзя обманывать, их нужно всячески
поддерживать - духовно, политически, экономически. Российским властям
стоит еще больше акцентировать внимание на положении и жизни русских
за рубежом как в границах СНГ, так и за его пределами. В том числе и
на поддержке русских общин.
Например, очевидно, что необходимо не только программа переселения для
тех русских, кто хочет остаться у себя за рубежом. В этом отношении
первыми шагами такой программы логично становятся улучшение и расширение
коммуникаций и взаимосвязей русских общин за рубежом как между собой,
так и с российскими государственными и общественными организациями.
Александр Туманов