РОССИЯ ДОЛЖНА ПОМОГАТЬ РУССКИМ ВЕЗДЕ

На сегодня эксперты оценивают количество русскоязычного населения, проживающего за рубежом, в 20-30 млн.человек. По оценочным данным, после 1991 года из стран СНГ и Балтии в Россию вернулись 13-17 млн. русских. Наиболее крупные русские диаспоры расположены на Украине, где 8,3 млн.считают себя русскими, а 14,3 млн.называют родным русский язык, в Казахстане - около 6 млн., Белоруссии - порядка 1,2 млн.и в Узбекистане - около 1 млн.
С учетом теперешних мировых процессов, принимающих характер отхода от самоидентификации геополитических общностей по идеологически-блоковому принципу и стремящихся к установлению в качестве обобщающих признаков националистическую и религиозную основу в рамках «цивилизации», большее, чем раньше, значение приобретают миграционные процессы.
По-видимому, миграции национальных общностей в этом разрезе могли бы послужить своеобразной «лакмусовой бумажкой» - тем индикатором, который сигнализирует о стабильности и благополучии или, напротив, нестабильности и динамике (необязательно положительной) состояния какой-либо страны в рамках общемировой меняющейся картины мира.
Простой пример. Если из какой-либо бывшей республики СНГ вдруг уезжает много русских, это можно расценивать как неблагоприятный фактор оказываемого на них давления, а значит, напряженности внутри страны. Например, первая волна переселенцев из Казахстана, антирусские демарши на Украине и другие подобные вещи всегда хорошо заметны в силу общественного резонанса.
Конечно, миграционные движения зависят от многих дополнительных факторов, которые могут ускорять или замедлять эти процессы, или предупреждать и смягчать их. Именно на смягчение процесса миграции и первоначального периода пребывания в Росси была направлена инициатива российского руководства, воплотившаяся в указе президента РФ Владимира Путина от 26 июня «Вопросы Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
В рамках этой инициативы, подписанной Владимиром Путиным в июне 2006 года, 12 пилотных регионов России должны принять участие в федеральной программе переселения соотечественников из стран СНГ. Программа, рассчитанная на период с 2007 по 2012 год, была призвана наполнить регионы квалифицированными специалистами из стран СНГ, а на ее реализацию планировалось выделить 17 млрд. руб. Эти средства пошли бы на оплату переезда, приобретение жилья и подъемные. Уже в 2007 году планировалось привлечь в Россию 100 тыс.человек, в том числе 40 тыс. трудоспособных.
К 1 сентября 2006 года 12 пилотных регионов должны были подать заявки о численности иностранцев, которых они готовы принять. Рапорты оттуда, не скрывая наличия различных проблем, в целом все же показали, что большинство регионов начали работу по оценке и подготовке к приему переселенцев.
Например, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин сообщил, что в регионе все готово к приему 7300 соотечественников из стран СНГ, -им будут предоставлены льготы, в том числе по ипотеке, и возможность трудоустройства с зарплатой до 25 тыс.рублей. Губернатор Калининградской области Георгий Боос выразил готовность принять за десять лет до 300 тыс.переселенцев.
Тем не менее оказалось, что некоторые внешние факторы препятствуют развитию миграционных процессов в предусмотренном программой направлении. Оказалось, что потенциальные российские переселенцы пока не испытывают слишком сильного давления в СНГ и полностью переселяться пока не собираются. Например, в Калининградскую область, которая уже сейчас готова принять не менее 10 тыс.человек, пока подали всего 596 заявок. Правда, эксперты высказывают опасения о том, что заявок мало, потому что информационное сопровождение программы в странах СНГ слабое.
К тому же страны пребывания переселенцев на поверку отнюдь не горят особым желанием расставаться с квалифицированными кадрами, которые представляют собой в большинстве случаев русские общины.
Так, на Украине и в Казахстане началось мощное противодействие переселению. В Казахстане, несмотря на отсутствие официальной публичной реакции и выступления славянских казачьих общин и других организаций «русского фактора» в местных СМИ открылась яростная дискуссия. По сведениям газеты «КоммерсантЪ», «казахи жутко возмутились и стали выпускать заказные статьи с лозунгами «Не пустим!» Патриотическое крыло казахской элиты также считает, что ценные кадры должны оставаться на родине: с 1993 года из Казахстана уже уехали более двух млн.человек.
Источник газеты в Кремле сообщает, что подобная ситуация сложилась на Украине. «По ведомственным каналам нам ясно дали понять. Что отток русских из Украины нежелателен», - цитирует газета. Глава Комитета Верховной Рады по делам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Леонид Грач заявил журналистам, что отъезд этнических русских крайне невыгоден Украине: «В любом случае для Украины отъезд 10-12 млн.этнических русских станет катастрофой в научном, техническом и межнациональном плане. Поэтому допустить этого, конечно, нельзя».
Эти опасения понятны, ведь с возможным оттоком русских страны СНГ потеряют ценные инженерно-технические кадры, на которые в первую очередь падает ответственность за технико-экономическую модернизацию этих стран, необходимую в современном мире для сохранения (или приобретения) статуса «цивилизованных».
Хотя есть и второй тип реакции, при котором ставка делается на другой «русский фактор», Так, на идею возвращения откликнулись Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. По мнению некоторых экспертов, дело может состоять в том, что русские граждане этих республик, имеющие там семьи и родственников, но работающие в России. Способны серьезно пополнить их бюджеты. Например. Таким путем в бюджет Киргизии, по разным оценкам, поступает от $300 до $500 млн., что сравнимо с размером самого бюджета страны.
Итак, миграция русских переселенцев пока не набрала значительных оборотов, хотя Россия уже постаралась не только выяснить свои возможности принять и обустроить своих соотечественников, но и предприняла реальные шаги в этом направлении. При этом выяснилось, что в принципе ни одна из стран СНГ не горит желанием выталкивать русских - они при зрелом размышлении оказались слишком ценными кадрами для стран пребывания как в кадровом и социально-экономическом аспекте, так, в некоторых странах, и с точки зрения межнациональной политики (как, например, на Украине и в Белоруссии).
К этому можно добавить, что программа переселения, очевидно, продумана недостаточно. Она, конечно. сыграет свою роль, в том числе в качестве пиар-акции по поддержанию «боевого духа» россиян за рубежом, и даст понять, что Россия готова принять русских и не забыла о них.
В сложившейся ситуации России нужно очень осмысленно подойти к вопросу миграции соотечественников. Ведь в ее окружении существуют территории, которые не только имеют большой вес русского населения, но и сильнейшие исторические взаимосвязи, доходящие до фактической принадлежности к России. Русские переселенцы, конечно, могут безболезненно для России покинуть некоторые азиатские страны, но уезжать, например, из Казахстана и с Кавказа (Армении, Грузии, Азербайджана) не имеет большого смысла.
Напротив, Россия должна поддерживать своих соотечественников, добиваться предоставления им ПОЛНЫХ прав и в первую очередь добиваться в Казахстане, на Украине и Прибалтике введения статуса русского языка как государственного. Ведь русские живут на этих территориях еще со времен Российской империи, из которой вышли эти нынешние государства.
На Украине, в Белоруссии, Казахстане, других соседних странах живут 30 млн. русских людей, которые вправе чувствовать за своей спиной поддержку и существование России. Эти надежды нельзя обманывать, их нужно всячески поддерживать - духовно, политически, экономически. Российским властям стоит еще больше акцентировать внимание на положении и жизни русских за рубежом как в границах СНГ, так и за его пределами. В том числе и на поддержке русских общин.
Например, очевидно, что необходимо не только программа переселения для тех русских, кто хочет остаться у себя за рубежом. В этом отношении первыми шагами такой программы логично становятся улучшение и расширение коммуникаций и взаимосвязей русских общин за рубежом как между собой, так и с российскими государственными и общественными организациями.

Александр Туманов

Hosted by uCoz